Массаж лицевых мышц для малышей куликовская



Куликовская Т.А.

Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб, 2004. – 16 с. цв.ил.

В пособии предлагаются комплексы упражнений, которые помогут малышам овладеть элементарными приемами массажа лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций.

Упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами, с помощью которых дети получат представление о временах года и их признаках

Адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям


Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи.

Поет о солнце скворушка,

Кричат о нем грачи.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 1.

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД) – от кончиков пальцев к основанию.


Поделись своей силою!

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 2.

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

Поочередно растирать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.


Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 3.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.


И погладило, и погладило.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 4.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

НД – от середины лба к верхней части ушей.


К щечкам прикоснулось,

И погладило, и погладило.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 5.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам.

НД – от носа к средней части ушей.


Солнце личико согрело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.


Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

Стало сухо и тепло –

Значит, лето к нам пришло.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла –

Значит, осень наступила.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

Значит, к нам пришла зима.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 3.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Если тает снег и лёд,

Ручеёк журчит, поёт,

Мишке стало не до сна –

Значит, к нам пришла весна.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 4.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Летом много света.

Солнце светит ярко,

Стало очень жарко.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Тёплый дождик, где ты?

Погуляем под дождем

И, быть может, подрастем.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


В тёплый солнечный денек

Прилетел к нам ветерок,

Стал волною он играть,

Нашу лодочку качать.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 3.

Волнообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Подари нам, лето,

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


И деревья, и кусты,

И душистые цветы.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 5.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.

Стала желтою трава,

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пёстрые лётят…

Осень любит листопад!

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 2.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 3.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг,

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 5.

Пощипывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Повторение 1 упражнения из комплекса 4.


Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


По дорогам стелется,

Закружилась над землей,

Затянула небо мглой.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 2.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 3.

Легкие постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, лоб и нос.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 4.

Пощипывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Побежим домой скорей.

Не догонит нас Мороз!

Разотрём мы щеки, нос.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 5.

Растирающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Завтра снова будем мчаться

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься –

Ведь зима у нас в гостях!

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Мы весну встречаем

С первыми ручьями.

Они весело бегут,

Звонко песенку поют.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


В полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб,

Снегу жарко: кап, кап, кап.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Шлёпаем по лужам

После зимней стужи.

Каждый год весной потоп.

Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 3.

Похлопывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распушились

На осине и ольхе.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Обогрела всех весна,

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы с юга к нам вернулись.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 5.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.


Землю солнышко согрело,

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее,

Небо ярче и синее.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Калина Е.В. учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ №15 VII вида

Массаж – совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Массируя кожу, мы воздействуем на все её слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать или оживлять утраченные рефлексы.

Приёмы массажа:

Вибрация и поколачивание;

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Для снижения тонуса мышц основные движения – поглаживания, растирание; движения выполняются в медленном темпе. Для активации работы мышц основные движения – растирание, разминание; движения выполняются в быстром темпе.

Массаж противопоказан при соматических или инфекционных заболеваниях в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, при наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, при наличии увеличенных лимфатических желез, резко выраженной пульсации сонной артерии, аллергии, солнечном ожоге.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам :

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Можно использовать многократно в течение дня.

Можно использовать без специального медицинского образования.

Требования к выполнению упражнений:

Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, так как массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объём движений, скорость, точность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

По мере знакомства детей с приёмами движения пальцев, рук станут более координированными и точными.

Методика проведения самомассажа :

Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.

Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активации, медленную – для расслабления). Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Предлагаем некоторые упражнения для самомассажа лицевых мышц.

Самомассаж мышц лица, губ

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомасаж мышц лица

Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук

на области головы, на лбу,

соединить пальцы в корзиночку, и затем

погладить ладонями по лбу, волосам,

опускаясь вниз через уши и

боковые поверхности шеи к плечам.

Умываюсь я всегда,

Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,


Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Калина Е.В. учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ №15 VII вида

Массаж – совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Массируя кожу, мы воздействуем на все её слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать или оживлять утраченные рефлексы.

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Для снижения тонуса мышц основные движения – поглаживания, растирание; движения выполняются в медленном темпе. Для активации работы мышц основные движения – растирание, разминание; движения выполняются в быстром темпе.

Массаж противопоказан при соматических или инфекционных заболеваниях в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, при наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, при наличии увеличенных лимфатических желез, резко выраженной пульсации сонной артерии, аллергии, солнечном ожоге.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам :

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Можно использовать многократно в течение дня.

Можно использовать без специального медицинского образования.

Требования к выполнению упражнений:

Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, так как массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объём движений, скорость, точность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

По мере знакомства детей с приёмами движения пальцев, рук станут более координированными и точными.

Методика проведения самомассажа :

Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.

Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активации, медленную – для расслабления). Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Предлагаем некоторые упражнения для самомассажа лицевых мышц.

Схематичное изображение действия

Выполняемые действия ребенком

Расположить ладони обеих рук

соединить пальцы в корзиночку, и затем

погладить ладонями по лбу, волосам,

опускаясь вниз через уши и

боковые поверхности шеи к плечам.

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,

Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе Логопедический массаж что это и зачем (пояснения логопеда) только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

Далее массируется круговая мышца рта.

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП — релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение — лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.


Очень хочу приобрести эту книгу, т. к. удалось познакомится с содержанием, но не приобрести. Её посоветовала очень опытная логопед.




Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.