Логопедический массаж при гипотонусе мышц

Логопедический массаж преследует следующие цели:

· Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка

· Снижение усиленного слюноотделения

· Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.

· Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.

· Стимуляция кинестетических ощущений.

· Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.

· Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

· Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

· Герпес на губе, лице

· Воспалительные заболевания глаз

· Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

· поглаживание от середины лба к вискам;

· поглаживание от бровей к волосистой части головы;

· поглаживание от линии лба вокруг глаз;

· поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

· поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

· поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

· легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

· надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

· поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

· поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

· поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

· поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

· легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

· поглаживание лба от середины к вискам;

· поглаживание лба от бровей к волосам;

· поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

· поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

· сжимание подбородка ритмичными движениями;

· разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

· перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

· поглаживание от середины верхней губы к углам;

· поглаживание от середины нижней губы к углам;

· поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

· легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка :

- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.
































Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №221 Ф.И.О.: Микушина Лариса Геннадьевна Должность: учитель-логопед 2017

Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями. В нашей практике очень часто встречаются дошкольники с дизартрией. В коррекционной работе с такими детьми мы используем логопедический массаж. Особенно велика его роль на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц периферического речевого аппарата, в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Задачи: укрепление мышечного тонуса устранение гипогипертонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, патологической симптоматики (гиперкинеза, синкинезии, девиации и др.) стимуляция положительных кинестезий улучшение качества артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость и др.) увеличение силы мышечных сокращений активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как: дизартрия, в том числе и стертая форма ринолалия (массаж показан в послеоперационном периоде и даёт положительный результаты) нарушения голоса заикание (снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа) дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой моторная алалия

Виды логопедического массажа: Классический логопедический массаж Массаж зондами Точечный массаж Массаж рефлексогенных зон Массаж с изотоническими упражнениями Аурикулярный массаж Самомассаж Искусственная локальная контрастотермия

Основные приемы массажа: Поглаживание (скольжение по коже с различной степенью надавливания) Растирание (благодаря усилению давления на массируемую область, происходит смещение кожи, сдвигание и растяжение массируемых тканей в различных направлениях) Разминание (сдавливание, сжимание; раскатывание, раздавливание и собственно разминание) Вибрация (влияет на внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей)

Противопоказания к проведению массажа: лихорадочное состояние острые воспалительные процессы носовые кровотечения и склонность к ним конъюнктивиты различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии) диатезы и другие аллергические реакции стоматиты или другие инфекции полости рта герпес на губах отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов) увеличение лимфатических узлов резко выраженная пульсация сонных артерий тошнота, рвота чрезмерная физическая или психическая усталость

Особые требования предъявляются к рукам массирующего Они должны быть без царапин, ссадин, с коротко остриженными ногтями. На руках не должно быть украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж следует делать только теплыми чистыми руками (холодные вызывают спазм сосудов и мышц).

Массаж с зондами Для массажа используются 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц: языка, скул, щек, губ и мягкого неба. Бокс для хранения и переноски зондов Стерилизатор

Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус) Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день . Упражнение № 2 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день.

Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус) Упражнение № 3 Цель: расслабление губ. Описание: легкое растирание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 2). Упражнение № 4 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день .

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус) Упражнение №1 Цель: укрепление мышц губ. Описание: поглаживание губ от середины, к углам. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8–10 раз. Упражнение № 2 Цель: укрепление мышц губ. Описание: разминание губ от середины к углам. Методические рекомендации: Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз.

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус) Упражнение № 3 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам. Методические рекомендации: Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз. Упражнение №4 Цель: стимуляция мышц губ. Описание: похлопывание губ от середины к углам. Методические рекомендации: Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус) Упражнение № 5 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам. Методические рекомендации: Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз 2 раза в день. Упражнение № 6. Точечный массаж Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх. Методические рекомендации: Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день .



Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

  • Задержке речевого развития.
  • Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
  • Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
  • Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
  • Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
  • Разных формах заикания.
  • Функциональных нарушениях голоса.
  • Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
  • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
  • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

Расслабляем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • вокруг глаз в разном направлении;
  • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
  • к ушам от уголков губ;
  • по лбу, щекам, подбородку и шее;
  • к мочкам ушей от крыльев носа.
  • Легко пощипываем края нижней челюсти;
  • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

Расслабляем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
  • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
  • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

Расслабляем мышцы языка

  • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
  • массируем крайние точки нижней челюсти;
  • массируем подчелюстную ямку;
  • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
  • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
  • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
  • похлопываем по языку и надавливаем на него;
  • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Последовательность выполнения

Активизируем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • по бровям;
  • вокруг глаз;
  • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
  • Ритмично сжимаем подбородок.
  • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
  • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
  • Пощипываем щеки.

Активизируем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
  • Пощипываем кожу вокруг губ.
  • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

Активизируем мышцы языка

  • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
  • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
  • сжимаем боковые части.
  • пощипываем края.
  • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
  • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
  • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
  • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно.

Скачать:

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_prichiny_dlitelnoy_avtomatizatsii.docx 26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции.Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

При повышенном тонусе (спастические состояния) - язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом. Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

Мягкое нёбо - попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса нет.

Часто встречается дистония - меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях - продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

Этот приём проводится в области отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус , а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.