Лфк при нарушении костно мышечной системы у детей

Врожденная мышечная кривошея. При кривошее наблюдает­ся наклон головы в сторону пораженной мышцы и поворот ее в противоположную сторону.

Опыт показал, что раннее, своевременно начатое лечение, проводимое систематически, дает, как правило, хорошие резуль­таты.

Пренебрежение рекомендациями по лечению в раннем перио­де может привести к осложнениям: асимметрии лица, головы, из­менению в зубочелюстном аппарате, придаточных полостях носа, в позвоночнике и др.

Лечение положением. 1. Ребенка кладут в постель таким образом, чтобы свет, игрушки были со стороны кривошеи.

При кривошее массаж и лечебную гимнастику проводят в условиях поликлиники.

Лечение положением — это самая первая помощь. В первые 3 мес жизни ребенка пеленают с разведением бедер, кладя вчетверо сложенную пеленку или валик в виде трапеции нижним основанием к стопам. Валик или сложенную пеленку фиксируют между ногами к телу ребенка пеленкой. Можно одеть и специаль­ные штанишки.

Разводя бедра, не следует допускать резких движений, на­силия. Для расслабления мышц, приводящих бедра, делают точечный массаж (см. рис. 1,б, точка 7). Одновременно с целью расслабления проводят вибрационный массаж разведенных ног (рис. 62).

Перед проведением укладок детям с дисплазией тазобедрен­ных суставов также с целью расслабления мышц ног следует проводить качательные движения таза и согнутых в коленях ног ребенка.

В некоторых случаях при данных нарушениях врач рекомен­дует специальные шины, которые ограничивают движения ног ребенка. Шины накладывает врач-ортопед. При этом ребенок требует большего ухода и внимания (общеукрепляющие упраж­нения, дыхательный массаж).

После массажа в положении ребенка лежа на спине мать отводит бедра кнаружи. Вначале сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и медленно, плавно отводит кнаружи. Упражнение повторять 2—4 раза.

Помимо специальных упражнений, детям с дисплазией тазо­бедренных суставов проводят также общеукрепляющие упражне­ния и массаж в объеме, соответствующем возрасту ребенка, под контролем врача с учетом особенностей заболевания.

Нельзя делать упражнения в ходьбе, подтанцовывание, са­диться на корточки, на четвереньки.

Пупочная грыжа встречается как у недоношенных, так и у доношенных детей. Обычно она определяется самой мамой, которая видит в области пупка выпячивание округлой формы.

В положении лежа на спине, когда ребенок спокоен, грыжа легко вправляется в брюшную полость. При напряжении брюш­ной стенки во время движений, плача она вновь выпячивается. Нередко врач одновременно с пупочной грыжей определяет и расхождение прямых мышц живота в результате слабости мышц брюшной стенки.

Специальные физические упражнения, массаж, начатые вы­полняться своевременно, как правило, устраняют этот дефект. При этом обязательно соблюдение рационального гигиенического режима и режима питания, а также повторное проведение про­цедур до 3—5 раз в день.

Лечение положением. Перед каждым кормлением ребенка следует класть на живот от 3 до 30 мин. Такое положение спо­собствует укреплению всех мышц, так как малыш, лежа на живо­те, двигает руками, ногами, поднимает голову, напрягает мышцы туловища.

Помимо упражнений и массажа, рекомендуемых здоровым недоношенным детям в соответствии с их возрастом (см. рис. 1—45), используются специальные упражнения, укрепляющие мышцы живота и области поясницы.

1. С первого же месяца жизни можно применять следующие упражнения (см. рис. 21, 24, 26, 28, а, 29, з, 34, а, 38, а, б, в, 44, а, б, в).

2 И. п. — лежа на руках взрослого на боку на весу (попере­менно на правом и на левом; рис. 63). При этом ребенок удерживает голову, туловище, ноги горизонтально.

3. Все упражнения (и массаж) для укрепления мышц живо­та, спины, ног проводить как показано на рис. 26, 28, а, 29, 34, а, б, 38, а, б, в, 44, а, б, в.

Врожденная косолапость. Она связана с врожденным недо­развитием и укорочением определенных групп связок и сухожи­лий стопы. При этом стопа повернута внутрь и находится в положении подошвенного сгибания и опирается на свой наруж­ный край.

Лечение врожденной косолапости нужно начинать как можно раньше, проконсультировав ребенка в поликлинике у врача лечебной физкультуры и пройдя подготовку по массажу и гимна­стике у массажиста.

корригирующие упражнения, лечение положением (корригирую­щие повязки, бинтование) (см. рис. 53).

Массаж. Приемы для расслабления мышц с повышенным тонусом внутренней и задней поверхности голени. Используются приемы поглаживания и вибрации с одновременным растягива­нием пяточного сухожилия (рис. 64).

Для укрепления ослабленных передненаружных мышц голени применяют поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, а также специальные корригирующие упражнения.

1. И. п.—лежа на спине. Для устранения приведения стопы внутрь необходимо провести ее отведение кнаружи, насколько это возможно. Для этого взрослый фиксирует голеностопный сустав, большой палец — на наружной лодыжке, указатель­ный — на внутренней, пятка ребенка лежит на ладонной повер­хности кисти взрослого между большим и указательным пальцем (рис. 65). Одновременно взрослый обхватывает стопу рукой (правой — правую, левой — левую). При этом большой палец располагается на наружном крае стопы (рядом с большим паль­цем другой руки), а согнутый средний палец—на внутренней поверхности стопы, указательный — на тыльной ее стороне и этой рукой производится отведение стопы кнаружи (рис. 66).

2. И. п. — то же. Для устранения поворота стопы внутренним краем вверх необходимо сделать осторожные вращательные дви­жения вокруг продольной оси стопы, опуская внутренний ее край. С этой целью взрослый обхватывает стопу одноименной рукой, располагая большой палец на подошвенной поверхности стопы, а другие пальцы — на тыльной стороне стопы. Другой рукой обхватывает пятку снизу, прочно фиксируя ее (рис. 67). Надавливая большим пальцем снизу вверх на наружный край





стопы, а остальными пальцами сверху вниз на внутренний край, опускают его вниз.

3. И. п. — то же. Для придания стопе тыльного сгибания необходимо осторожно разноименной рукой прижать голень ре­бенка к столу, упираясь большим и указательным пальцами сверху вниз в лодыжки. Ладонь одноименной руки взрослый должен прижать к подошвенной поверхности стопы ребенка, делая движения снизу вверх (рис. 68).

Для достижения лучшей коррекции эти упражнения необхо­димо повторять по 4—6 раз в сочетании с массажем.

По достижении корригированного положения стопы проводит­ся лечение положением — бинтование с лонгетой (см. рис. 53), При этом надо проследить, чтобы пальчики не стали холодными, а кожа не посинела.

При косолапости со значительными изменениями в опорно­двигательном аппарате лечение оперативное. Однако и после него для укрепления достигнутого результата должен быть про­веден курс массажа и гимнастики. Больший эффект достигается, когда гимнастику выполняют после теплой ванны для ног или сразу же после сна ребенка.

Опорно-двигательный аппарат включает более двухсот костей, около шестисот мышц, связки, сухожилия, суставы. Центром системы является позвоночник, который состоит из позвонков шеи, грудного, поясничного, крестцового, копчикового отделов.

Внутри позвонков проходит спинной мозг, для которого они служат защитным футляром. Позвоночный столб имеет изгибы, которые служат для сохранения равновесия во время движения. Защищают позвоночник от повреждений, поддерживают его в вертикальном состоянии две опоры – брюшной пресс и грудная клетка.

Активные звенья опорно-двигательного аппарата — это мышцы, кости и их соединения. Мышцы пронизаны кровеносными сосудами, сокращение мышц помогает увеличить ток крови. Снижение активности мышц приводит к застойным явлениям, происходит снижение обмена веществ. Опорно-двигательная система служит защитой для внутренних органов, смягчает удары, толчки, участвует в кроветворении, обмене веществ, кровообращении, обеспечивает организму подвижность, выполнение движений, осанку, перемещение человеческого тела в воде, в плотной среде, по твердым поверхностям, позволяет принимать определенные позы.

Патологические изменения в локомоторной системе, вызванные заболеванием или сформировавшиеся во время внутриутробного развития, снижают качество жизни, очень часто приводят к инвалидности. Наша команда экспертов организует медицинскую помощь по лечению таких заболеваний в лучших клиниках Израиля, Европы и США, где будет проведено современное лечение с применением новейших технологий. Наша команда организует лечение различных заболеваний и реабилитацию в лучших клиниках России, Германии, США, Израиля, Франции. Узнайте больше, позвоните по телефону +7 (495) 023-10-24 .

Причины развития нарушений и заболеваний

Гиподинамия – основная причина развития нарушений и заболеваний опорно-двигательной системы, нарушения обмена веществ, увеличения массы тела, развития заболеваний сердца, сосудов. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата развиваются из-за возрастных изменений. Нарушается координация, становятся слабыми мышцы, движения теряют скорость. Эти же симптомы нарушений появляются у людей, которые мало двигаются.

Причиной нарушений в состоянии костной системы служат различные заболевания: артрит, артроз, остеопороз, остеохондроз. Костная ткань теряет прочность при низкой активности мышц. Из-за дряблости мышц, потери прочности костей меняется осанка, грудь становится впалой, позвоночник искривляется. Все эти изменения влекут за собой нарушения в работе внутренних органов. Низкая двигательная активность негативно влияет на суставы — развиваются воспалительные процессы, любое движение сопровождается сильной болью.

Искривление позвоночника приводит к изменению положения внутренних органов, их смещению, происходит снижение работоспособности мышц, ухудшается память из-за плохого кровоснабжения мозга, падает внимание и умственная работоспособность. Смещение органов нарушает их нормальное функционирование, снижаются адаптационные возможности всех систем организма, органов дыхания. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат растет, усиливается деформация позвоночника, ухудшается состояние внутренних органов. Осанка — это показатель здоровья позвоночника, её патологическое состояние является симптомом, который характеризует целую группу заболеваний. Нарушение осанки может быть врожденным, в результате сбоев при внутриутробном развитии, генетических заболеваний или приобретенным в течение жизни.

Степени искривления позвоночника, ведущие к нарушению осанки:

  • Сутулость – увеличивается изгиб позвоночника вперед в грудном отделе, уменьшается поясничный изгиб позвоночника назад;
  • Круглая спина – изгиб грудного отдела позвоночника увеличивается, изгиб поясничного отдела отсутствует;
  • Кругловогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены;
  • Плосковогнутая спина – остается нормальным или увеличивается изгиб в области поясницы, уменьшается изгиб в области грудного отдела позвоночника;
  • Плоская спина – уменьшаются изгибы всех отделов позвоночника.

Существует ряд врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата у детей:

  • Кривошея – заболевание костно-мышечного аппарата, наиболее часто встречается врожденная кривошея, которая развивается во внутриутробном состоянии. Может развиться из-за неправильного внутриутробного положения головки, воспалительного процесса, травмы во время осложненных родов. Кривошея часто становится причиной развития у ребенка сколиоза;
  • Плоскостопие – является последствием слабости соединительной ткани стопы, в результате слабой соединительной ткани не формируется правильный изгиб стопы. Плоскостопие у детей также развивается при недостаточной стимуляции мышц стопы;
  • Патологические изменения в работе опорно-двигательного аппарата при ДЦП, сопровождаются нарушением нервной системы, расстройством речи;
  • Врожденный вывих бедра – неправильное развитие сустава, приводит к его подвывиху или вывиху;
  • Косолапость, различные деформации стоп – врожденный дефект, может развиваться в результате повреждения связок, костей стопы, голени, паралича мышц;
  • Хондродистрофия — врожденное заболевание, поражающее костную систему.

Некоторые заболевания могут вызвать патологические изменения в работе опорно-двигательного аппарата. К ним относятся: разит, остеомиелит, туберкулез, опухоли костей, травмы конечностей, спинного, головного мозга, полиартрит, системные заболевания. Врожденные заболевания требуют особого подхода. Некоторые дефекты можно исправить только с помощью хирургического вмешательства, другие нарушения опорно-двигательного аппарата исправить невозможно. В этом случае помогут улучшить состояние больного физические упражнения, лечебный массаж, дыхательная гимнастика.

Для предотвращения развития тяжелых осложнений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, для лечения уже имеющихся нарушений применяют специальные упражнения. Упражнения при нарушении опорно-двигательного аппарата – это ряд специальных занятий, которые помогают коррекции деформаций костного аппарата, снимают излишнюю нагрузку, увеличивают подвижность позвонков, улучшают состояние мышечной системы, её выносливость, улучшают двигательную активность больного. Упражнения при заболеваниях костно-мышечной системы помогают укрепить нервную систему, улучшить психоэмоциональное состояние больного.

Упражнения при сколиозе

С помощью лечебных упражнений при сколиозе можно добиться коррекции искривления позвоночника, баланса связок и мышц, укрепить мышцы торса, снять излишнюю нагрузку с определенных участков опорно-двигательного аппарата. Рекомендуется проведение лечебных упражнений совмещать с массажем и плаванием. Не рекомендуются при сколиозе: вытягивание на перекладине, приседания, круговые повороты туловищем, прыжки и бег. При появлении боли во время упражнений занятие следует прекратить.

Перед проведением упражнений проводится разминка:

• Встать, ноги поставить на ширину плеч. Совершая вдох медленно поднять руки вверх, а на выдохе руки опустить. Упражнение повторить не менее 6 раз;
• Прислониться к ровной стене спиной – прислонить к стене пятки, плотно прижать ягодицы, лопатки и затылок. Постоять и отойти от стены, сохраняя такое положение некоторое времени;
• Стоять ровно, вытянуть руки вперед, на вдохе развести в стороны, переворачивая ладонями вверх. На выдохе руки вытянуть вперед. Повторить 6 раз;
• Встать ровно, руки по швам. Плечами провести несколько круговых движений вперед, затем столько же движений сделать назад;
• Аккуратно поднять ногу и сгибая в колене прижать к животу, затем сделать упражнение с другой ногой. Повторить несколько раз;
После разминки наступает время выполнения основных упражнений:
• Лечь на спортивный коврик, выпрямиться. В положении лежа выполнить, повторяя 10 раз, ножницы. Сначала упражнение выполняется движением ног по горизонтали, затем в вертикальном положении;
• Встать на четвереньки на коврик, ноги расставить на ширину плеч. Как можно больше выгнуть спину вверх, опустить голову и ягодицы вниз. Затем поднять голову и ягодицы вверх и аккуратно прогнуть спину вниз, насколько возможно. Упражнение повторить 5 раз;
• Опуститься на четвереньки, ладонями на пол. Сесть ягодицами на пятки ног, вытягиваясь при этом вперед, немного развернуться и вытянуться вправо, влево. Упражнение повторить 5 раз;
• Встать, ноги поставить на ширину плеч. Руки вытянуть по швам. Медленно сводить лопатки, руки должны быть параллельны корпусу тела. Сдвигая и раздвигая лопатки, использовать только мышцы грудного отдела и плеч. Повторить 10 раз;
• На коврик положить твердый валик или подушку. Лечь животом на валик, завести руки за спину и сомкнуть пальцы рук. Медленно поднимать плечи и ноги вверх, насколько возможно. Стараться не нагружать позвоночник, весь упор делать на нижнюю часть тела. Повторять не менее 10 раз;
• Лечь на коврик спиной вниз, руки развести в разные стороны, колени согнуть. Опускать согнутые колени сначала вправо, затем влево, при этом голову поворачивать в противоположную сторону, руки остаются разведенными. Выполнить 7 раз;
• Встать на четвереньки. Вытянуть параллельно полу правую ногу, левую руку вперед, соблюдать параллельность полу. Повторить упражнение с другой рукой и ногой. Выполнить упражнение 10 раз;
• Расположиться боком на полу на стороне искривления. Положить в область талии валик. Согнуть ногу, находящуюся сверху, выпрямить ногу, находящуюся снизу. Согнуть и положить под шею нижнюю руку, верхнюю руку завести за голову, локоть держать параллельно полу. Через несколько секунд можно расслабиться. Повторить 5 раз;
• Сесть на стул, развести ступни ног на ширину плеч. Опираясь на пятки, разводить переднюю часть стоп в разные стороны насколько возможно. Затем, разворачивая ступни, свести носки стоп к друг другу. Повторить 10 раз.

Упражнения при плоскостопии

Стопа – это важный элемент опорно-двигательного аппарата. Она помогает равномерно распределять нагрузку на всю опорно-двигательную систему. Её деформация приводит к развитию патологических процессов в суставах, повышается нагрузка на позвоночник, сухожилия, нарушается кровообращение. Плоскостопие вызывает изменение осанки, деформацию нижней конечности, является одной из причин развития нарушений в работе внутренних органов. Вылечить плоскостопие нельзя, но с помощью упражнений, массажа и применения специальных ортопедических стелек можно избежать развития осложнений.

Комплекс лечебных упражнений в положении стоя:

  • Поочередно ходить на носках, на пятках, заканчивается упражнение хождением на боковой, внутренней стороне ступней, не менее 5 минут;
  • Стоя перекатываться с пятки на стопу и опять на пятку. Выполнить 30 раз;
  • Вращать по очереди ступни по часовой стрелке, затем против нее. Упражнение для каждой ступни выполнить 10 раз;
  • Пальцы ног согнуть и разогнуть 10 раз;
  • Встать на внутреннюю часть стопы на 10 секунд;
  • Пальцами ног рисовать на полу фигуры.

Для исправления поперечного уплощения проводят упражнения, сидя на стуле:

  • Сесть на стул, поставить ноги вместе. Поднимать пятку вверх 10 раз на правой ноге, затем на левой ноге, затем поднимать пятки обеих ног 10 раз;
  • Сидя на стуле, попробуйте перекладывать предметы с места на место с помощью ступней ног;
  • На пол перед собой положить мяч, ступнями ног катать его вперед и назад;
  • Взять с помощью ступней карандаш и попытаться рисовать фигуры на листке бумаги. Сначала правой ступней, затем левой;
  • С помощью пяток выполняйте движения, имитирующие сгребание чего-либо от внешней стороны к внутренней, носки ступней должны быть сведены.

Упражнения, которые выполняют при плоско-поперечном своде:

  • Сидя на полу, согните колени. Медленно опускайте их, слегка надавливая, соединив пятки вместе;
  • Прижмите пятки к друг другу, постарайтесь завести носок правой ноги под стопу левой ноги, не раздвигая пятки. Повторить с другой ногой те же действия. Провести упражнение 16 раз;
  • Лежа на полу, стучите внутренней поверхностью ступни об пол.

Упражнения при плоской вальгусной деформации:

  • Положите на пол гимнастическую палку, пройдитесь по ней как по канату левой ногой, затем правой, затем обеими ногами;
  • Положите палку перпендикулярно к боковой части стоп, в течение десяти минут ходить от одного края к другому, палка должны приходиться на середину стопы;
  • На носках стоп пройти вперед, затем назад.

Перед началом гимнастических упражнений обязательно следует делать разминку, перед занятиями с гимнастическим снарядом рекомендуется принять теплую ванну с добавлением морской соли.


  1. Лечебная физкультура для детей
  2. Лечебная физкультура для детей назначается при таких заболеваниях:
  3. Различия ЛФК для детей разного возраста
  4. Дети до года
  5. ЛФК для детей дошкольного возраста
  6. Гимнастика для детей школьного возраста
  7. Особенности старшего школьного возраста
  8. ЛФК при различных заболеваниях у детей
  9. Врожденная мышечная кривошея
  10. При плоскостопии
  11. Можно ли заниматься ЛФК самостоятельно ?
  12. При косолапости

Лечебная физкультура для детей

Дети непосредственны и любознательны, постоянно в движении. Организм развивается, происходит становление систем и органов. Важно играть, разговаривать с ребёнком, но и развивать физически – заниматься гимнастикой. Даже если нет медицинских показаний. Детям с особенностями здоровья лечебная физкультура (ЛФК) помогает правильно развиваться и восстанавливаться после перенесённых заболеваний или травм.

ЛФК для детей – часть программы профилактики и лечения, реабилитации после болезней. Это не медикаментозный, но действенный метод воздействия на детский организм. Как правило, назначает педиатр или узкий специалист согласно показаниям, возрасту, состоянию и особенностям организма ребёнка.


Занятия бывают в группе, индивидуальные или даже на дому. Чтобы детям было интересно, инструктор организует занятие в весёлой игровой форме. Для проведения занятий дома родители учатся технике ЛФК, чтобы практиковать ежедневно, не прерывая курс.

  • Пневмония;
  • Врожденная кривошея;
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Ревматизм;
  • Бронхиальная астма;
  • Нарушения осанки;
  • Плоскостопия;
  • Косолапость;
  • Рахит;
  • ДЦП.

Важно вовремя начать комплекс ЛФК в детском возрасте. Если не лечить заболевание, ребёнок будет отставать в развитии, могут появиться функциональные нарушения. После курса ЛФК улучшается обмен веществ, предотвращается деформация опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии. Правильная техника и своевременные меры способны как улучшить прогноз, так и отменить диагноз.

ЛФК для детей имеет отличительные черты. Общая – большое количество игровых упражнений. Программы зависят от возраста, диагноза, также учитывают уровень развития ребёнка, особенности психики и моторики.

Для ребёнка первого года жизни занятия ЛФК важнее, чем для взрослого человека. Физкультура благотворно влияет на физическое и психическое состояние детей. Благодаря регулярным занятиям у детей своевременно формируются двигательные и речевые навыки и правильно развиваются.

Занятия ЛФК необходимы недоношенным детям, также малоподвижным, со сниженным аппетитом, нервно возбудимым, после перенесённых заболеваний. Но больше лечебная гимнастика показана детям с отклонениями в физическом или психическом развитии.

  1. ЛФК для детей первого года жизни состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений.Это движения, которые ребёнок совершает в ответ на раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения неосознанны. Если специалист, занимающийся с ребёнком, делает упражнения за него, то такие упражнения называются пассивными. А если сам делает – активные упражнения. Часто ЛФК дополняется массажем детей.
  2. В возрасте от 1,5 до 3 месяцев дети отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них выявляются врождённые рефлексы. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения.
  3. У детей от 3 до 4 месяцев устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Рекомендуется делать акцент на пассивные упражнения для грудничков.
  4. В период 4 до 5 месяцев у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. Для этого возраста показаны свои упражнения.
  5. У ребёнка от 6 до 9 месяцев развиваются произвольные движения. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают к ползанию, сидению и стоянию.
  6. В возрасте от 9 до 12 месяцев развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. ЛФК направлен на развитие и закрепление этих навыков.


Для этого периода характерно то, что двигательные навыки ещё не сформировались окончательно. Отчего долгое сидение или стояние на ногах, неправильная поза, а также мебель не по возрасту ребёнка, неблагоприятно отражаются на формировании скелета. И часто приводят к нарушению осанки. Лечебная гимнастика положительно сказывается на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной системах. А также способствует укреплению иммунитета, усилению работоспособности и выносливости организма.

В возрасте от 5 до 7 лет регулярные курсы ЛФК помогут подготовят к школьным нагрузкам, помогут избежать переутомления и справиться со стрессами.

ЛФК включает упражнения для общего развития и укреплению молодого организма. Заниматься нужно регулярно. Физические упражнения улучшают работу жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются обменные процессы.

У детей младшего школьного возраста ещё не полностью сформирована костно-мышечная система. Тело обладает большой подвижностью и гибкостью. Из-за длительного сидения за партой и дома за уроками происходит нарушение осанки. А лечебная физкультура способствует укреплению мускулатуры, а также тренируются отдельные мышцы и суставы, формируется правильная осанка. ЛФК для детей младшего школьного возраста имеет игровую форму. В комплекс включаются перестроения, упражнения с мячами и обручем, лазания, прыжки, бег, упражнения на равновесие, а также танцевальные и акробатические упражнения.

У школьников средних классов уже начинается половое созревание. Костная система активно растёт, мышечная ткань часто не успевает за ней. Ребёнок быстро утомляется от незначительных физических нагрузок. Может быть нарушение координации движений. Поэтому ЛФК для детей среднего школьного возраста включает более сложные упражнения, которые различны для девочек и мальчиков. У девочек включают в себя элементы художественной гимнастики, а у мальчиков силовые упражнения с использованием спортивных снарядов и оборудования. Из-за загруженности в школе у подростков происходит резкое снижение двигательной активности. И уроков физкультуры по расписанию недостаточно. А в этом возрасте из-за формирования двигательного анализатора, у ребёнка усиливается потребность в движении. Из-за малоподвижного образа жизни, избыточного питания возрастает риск ожирения. Это опасно развитием заболеваний, которые скажутся на качестве жизни в будущем.

У детей старшего школьного возраста процесс формирования организма практически завершён. ЛФК направлен на то, чтобы подготовить молодых людей к нагрузкам во взрослой жизни.

При подборе упражнений главное – учитывать уровень здоровья ребёнка. Детям с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы нужно подбирать специальные комплексы, после которых нормализуется работа сердца и органов кровообращения или дыхания. Такие занятия поддерживают детский организм и являются профилактикой осложнений. Из необходимых упражнения составляется так комплекс ЛФК для детей. Выполнять гимнастические упражнения следует в специальной спортивной форме и обуви. После занятий гимнастикой нужно принять душ, чтобы очистить тело от пота и других продуктов выделения.


Часто основная причина врожденной мышечной кривошеи – недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы. А также её травма во время родов или родовая травма шейного отдела позвоночника. При патологии голова наклонена в сторону пораженной мышцы, повернута в противоположную сторону и отклонена назад. При выраженной кривошее надплечье и лопатка на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны часто скошен. Последствия этого искривления довольно серьёзные. Как вторичный признак заболевания, может появиться асимметрия лица. При средней и тяжёлой степенях врождённой мышечной кривошеи у ребёнка может быть отставание в психомоторном развитии.

Лечение врожденной мышечной кривошеи следует начинать как можно раньше с 2-3 недельного возраста малыша. Основную роль играет массаж, а общеукрепляющий комплекс ЛФК – часть терапии при мышечной кривошее. Комплекс, который назначает врач, соответствует возрасту и развитию ребёнка. Лечебная гимнастика при врождённой мышечной кривошее способна полностью восстановить функцию оперированной мышцы, когда коррекция кривошеи массажем и ЛФК при детской кривошее невозможна. Для этого в упражнениях используются движения головой с сопротивлением и отягощением в разных положениях. И также ЛФК при мышечной кривошее в этом периоде включает в себя упражнения направленные на коррекцию осанки.

Курс ЛФК при врождённой мышечной кривошее состоит из 15-20 занятий. Проводятся каждый день или через день, перерыв между курсами 1-1,5 месяца. Во время интервалов необходимы занятия дома. В течение первого года жизни ребёнок должен пройти 3-4 курса комплексной терапии, а потом ещё 2-3 курса до 7-летнего возраста. Домашние занятия необходимы ежедневно по 5–15 минут до 2 лет. Детям с кривошеей с раннего возраста показаны занятия в бассейне, например, аква гимнастика с температурой воды 35-36 градусов.

Избежать развития плоскостопии помогают регулярные занятия лечебной гимнастикой. Так сформируется здоровая стопа. Если у ребёнка уже есть плоскостопие, не стоит лечиться самостоятельно. Курс ЛФК для профилактики и лечения плоскостопии должен назначить ортопед.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии подбирают с учётом физической подготовки ребёнка, возраста, формы и периода заболевания. Для каждого возраста лечение включает физические упражнения, которые укрепляют организм, а также специальные физические упражнения и массаж, снимающие болевой синдром. И также физические упражнения со снарядами и без снарядов, направленные на укрепление мышц, поддерживающих своды стопы, и формирование глубины сводов.Общеукрепляющие физические упражнения при детском плоскостопии не должны перегружать мышечно-связочный аппарат стоп. Рекомендуются виды спорта, которые оказывают динамическую нагрузку на стопы: плавание кролем, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом. Занятия спортом должны проводиться под контролем врача, чтобы соблюсти принцип постепенного повышения нагрузки.

Лечебные упражнения при плоскостопии у детей включают: приведение стопы, повороты ее внутрь, тыльное сгибание стопы, скользящие движения стопой одной ноги по голени другой собирание пальцами ног мелких предметов, раздвигание и сдвигание пальцев ног, прокатывание маленького мячика, приседание на поперечно лежащей палке. ЛФК лучше делать в игровой форме: ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазить по шведской стенке.

Лечение плоскостопия у детей нужно начинать с раннего возраста. Добиться результатов можно и в старшем возрасте, но лучше не откладывать курс ЛФК при плоскостопии у ребёнка. Комплекс упражнений нужно регулярно повторять.

Для школьников лучше подойдёт ЛФК с квалифицированным врачом. Доктор совместит ЛФК с массажем голенных мышц и мышц стоп, дополнит курсом физиотерапии при необходимости. Всё это поможет добиться значительного улучшения в лечении плоскостопия.

ЛФК при плоскостопии у детей нужно проводить два раза в день: за полтора часа до сна или через час после еды. Продолжительность упражнений 15 минут. Если занятия проводятся дома, то должны быть регулярными и с увеличением нагрузки. Цель – развитие и укрепление мышц пальцев, стопы и голени. Упражнения при плоскостопии у детей должны контролировать родители, а по возможности – инструктор по ЛФК. Переутомление и боль недопустимы. Потому что это свидетельствует о дополнительном напряжении мышц у ребенка.

Основные признаки: поворот подошвы внутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость у детей имеет две разновидности: эквиноварусная косолапость – когда пятка смещена внутрь и вальгусная косолапость — пятка смещена наружу. Лечебная гимнастика при косолапости у детей заключается в постепенном щадящем исправлении порочного положения стопы. Упражнения должны сочетаться с массажем, выполняться мягко, чтобы ребёнок испытывал боль. Хороший эффект достигается тогда, когда лечебные упражнения при косолапости у детей проводятся после тепловых процедур.


И также родители дома могут проводить комплекс упражнений при косолапости у детей и постепенно увеличивать нагрузку. Специалист по ЛФК даст рекомендации, какие упражнения полезны в конкретном случае. А также надо включать упражнения на вытягивание позвоночника. Благодаря им разгружается спина. Важно организовать распорядок дня ребёнка так, чтобы лечебной гимнастике и плаванию отводилось отдельное место. Неважно какая причина косолапости, детям нужно заниматься физкультурой регулярно. Это также профилактика косолапости у детей. Если тактика лечения выбрана верно, все рекомендации ортопеда выполняются, то патологическую деформацию стопы удаётся полностью устранить.

Лечебная физкультура для ребёнка должна приносить радость и удовольствие, и не выполняться насильно. Сделайте так, что ребёнок был мотивирован на результат занятий. Объясните для чего нужен комплекс ЛФК, чего можно добиться, как это важно. Не забудьте сказать, что любите его и хотите, чтобы стал здоровым. До занятий проконсультируйтесь с лечащим врачом. Надо учесть индивидуальные особенности только потом заниматься лечебной физкультурой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.