Лечебная физкультура при переломах костей у детей

Травмы у детей – явление не редкое, так как они весьма подвижны. При ушибах и ссадинах родители точно знают, как действовать. А что делать при переломе? По статистике, травмы костей у детей возникают в быту, на улице, на спортивной площадке. Перелом верхних конечностей встречается в два раза чаще, нежели нижних. Распространенное место – локтевой сустав, кости предплечья.

Как оказать первую помощь, какая необходима реабилитация детей после переломов – разберемся ниже.


Лечение переломов у детей

Распознать перелом у детей не составляет особой сложности. После травматизма чувствуется сильная боль. Место начинает опухать, образуется синяк. Конечность деформируется.

Подтвердить его можно, обратившись в поликлинику и воспользовавшись аппаратной диагностикой.

Незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи необходимо в следующем случае:

  • потеря сознания;
  • повышение температуры тела;
  • рвота;
  • подозрительное поведение;
  • нарушение координации движений.

При обычном переломе пользуются консервативным методом лечения. Чаще всего накладывают специальную фиксирующую повязку. Гипсовая лонгета используется для иммобилизации, она должна покрывать ⅔ конечности, фиксировать два соседних сустава.


В процессе лечебной терапии показано прохождение рентгенологического исследования, что позволяет исключить повторное смещение фрагментов кости.

Вытяжение применяется при переломе плечевой кости, голени, бедра. Вид вытяжения зависит от возраста, локализации, характера травмы. Оно позволяет устранить смещение отломков.

При подобной травме верхних конечностей важно само лечение и реабилитация ребенка после перелома руки.

Если имеет место смещение, проводят закрытую репозицию как можно раньше после травмы. Важный этап – обезболивание. При хорошей анестезии врач может провести репозицию с минимальным повреждением близлежащих тканей. В условиях стационара применяют наркоз, как правило, местный. Для этого в область гематомы вводят раствор новокаина.

Хирургическое лечение проводится при следующих случаях:

  • при около и внутрисуставном переломе со смещением;
  • при проведении репозиции более двух раз;
  • открытый перелом с повреждением мягких тканей;
  • в случае неправильного сращения кости, которая приведет к деформации;
  • травмы, имеющие патологический характер.

Репозицию открытого типа проводят с минимальным травматизмом. Металлические конструкции, для правильного сращения суставов, детям вставляют очень редко.

Если фиксация была непродолжительной, реабилитация после компрессионного перелома у детей практически отсутствовала, была ранняя нагрузка на сустав, высока вероятность повторной травмы.

У детей практически не встречаются несросшиеся кости, ложные суставы. Если отсутствует необходимый контакт между отломками, то это может привести к долгому несрастанию костной ткани.

Реабилитация после перелома ноги или руки у ребенка должна быть умеренной и безболезненной.


Разновидности реабилитационных мероприятий

Период времени, который требуется для восстановления кости, зависит от вида и места травмы. Быстрее срастаются кости у детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет. При повреждении верхних и нижних конечностей время заживления составляет 1-2 месяца.

Выделяют следующие реабилитационные мероприятия:

  1. ЛФК. Восстановительную гимнастику необходимо начинать после снятия фиксирующей повязки. Важно как можно быстрее разработать мышцы, восстановить нормальную работу сустава. Заметных результатов можно добиться, используя методы ЛФК. Необходимый перечень упражнений разрабатывает врач, индивидуально для каждого пациента. Упражнения способны замедлить процессы дегенерации.
  2. УВЧ позволяет за короткий промежуток времени избавиться от болевого синдрома, снизить отечность.
  3. Магнитотерапия заключается в беспрерывном воздействии на пораженный участок магнитного поля. Методика позволяет восстановить поврежденные ткани. Применяется как метод реабилитации после перелома бедра у детей. Данный способ является новым, но он уже прекрасно себя зарекомендовал.
  4. С помощью массажных процедур можно быстро восстановить поврежденную конечность, разогреть мышцы и сухожилия, которые несколько атрофировались из-за отсутствия двигательной активности.

В восстановительный период необходимо придерживаться правильного питания. Для быстрого срастания мышц рацион необходимо обогатить кальцием, белком и витамином D. Ежедневный рацион должен включать творог, кефир.

Для лучшего усвоения кальция необходим витамин D, который содержится в жирных сортах рыбы и печени трески.

Большое количество белка содержится в яйцах, сыре, курином мясе.

Если перелом возник у малыша, который находится на грудном вскармливании, выше перечисленные продукты должна употреблять кормящая мать.

Каждый из названных методов направлен на достижение определенного эффекта. Максимального успеха можно достигнуть, используя комплекс мероприятий.

Правила перехода на реабилитационные упражнения

Начало выполнения реабилитационных упражнений зависит от места повреждения.

Данный вид повреждения наиболее распространенный. Реабилитация после перелома лодыжки начинается задолго до снятия гипса. Родители должны знать, что ношение гипсовой повязки приводит к ухудшению кровообращения, при этом кожный покров отекает, приобретает синюшный цвет.

Врачи рекомендуют ногу держать на возвышении. При этом очень часто стараться шевелить пальцами.

Через несколько дней после контрольного снимка конечности идет обучение ходьбе на костылях. На удивление, у детей это очень хорошо получается, они даже умудряются бегать.

Срок ношения гипса индивидуальный для каждого пациента. При легких травмах и трещинах гипсовую повязку можно снять через две недели. При сложных конечность может оставаться загипсованной на протяжении одного и более месяцев.

После снятия гипса назначаются физиотерапевтические процедуры, а также гимнастика. Ниже варианты упражнений, которые обычно выполняют после перелома:


Является наиболее тяжелым видом повреждения. Независимо от того, какое лечение было назначено, для скорейшего выздоровления большое значение имеют реабилитационные мероприятия.

Если на протяжении долгого времени показан постельный режим, то от недостатка движения страдают мышцы всего тела. Можно привязать специальную палку или веревку, держась за которую можно будет подтягиваться и приподниматься.

Важно должное внимание уделять кожному покрову. Правильная гигиена, легкий массаж пойдут на пользу.

Реабилитация после перелома бедренной кости у детей заключается в выполнении различных упражнений в постели. После снятия гипсовой повязки рекомендуется выполнять комплекс упражнений в бассейне.

Дополнительные упражнения возможны со временем:


Реабилитация после перелома теменной кости у ребенка заключается в полном покое. Показано правильное питание, ограничение физических и психоэмоциональных нагрузок.

По рекомендации врача применять ЛФК, а также физиопроцедуры.

В первые три-пять дней назначается физиотерапия, упражнения ЛФК, которые выполняются лежа. Запрещено поднимать голову и ноги.

Следующие десять дней назначается магнитотерапия, электрофорез.

Реабилитация после компрессионного перелома позвоночника у детей включает симметричный массаж, а также лечебную гимнастику, которая включает перевороты на живот.

Спустя 20 дней уже можно выполнять упражнения на четвереньках. Результат – позвоночник полностью восстанавливается.


Реабилитация после перелома руки ребенка 2 года включает физкультуру, массаж, плавание, а также физиотерапевтические процедуры. Период восстановления должен длиться не менее 2-х недель. В тяжелых случаях реабилитация может проводиться в стационарных условиях.

Психологическое восстановление ребенка

При переломе руки дети лучше себя чувствуют, нежели при травме нижней конечности. Высока вероятность возникновения психологической травмы. Главная задача родителей – помочь справиться с нею.

Только спокойные и уравновешенные родители, правильная диета и выполнение всех рекомендаций врача помогут быстро восстановиться.

Выводы

Родители должны наблюдать за детьми младшего возраста, не допускать травматизма. Ведь лечение, а также реабилитация – длительный процесс. Подобные виды травм влияют на физическое и психологическое состояние детей.

  • Физкультура
  • Гимнастические упражнения
    • Занятия бегом
    • Китайская гимнастика цигун
    • Силовые упражнения
    • Упражнения для беременных и послеродового периода
    • Упражнения для всех
    • Упражнения для детей
    • Упражнения и игры для детей
  • Йога
    • Теория
    • Упражнения
  • Лечебная физкультура
    • В детской хирургии
    • Врачебный контроль
      • Методы исследований
      • Оценка здоровья
      • Формы работы
    • История лечебной физкультуры
    • Методики и упражнения лечебной физкультуры
    • Организация лечебной физкультуры
    • Основы лечебной физической культуры
    • При заболеваниях внутренних органов у детей
    • При заболеваниях дыхательного аппарата
    • При заболеваниях мочеполовой системы
      • При гинекологических заболеваниях
    • При заболеваниях нервной системы
    • При заболеваниях пищеварительного аппарата
    • При заболеваниях сердечно-сосудистой системы
    • При заболеваниях у детей
    • При ожирении
    • При травмах и заболеваниях аппарата движения
  • Массаж
    • Точечный массаж
  • Рекомендации
    • Виды спорта
    • Всем
    • Методики спортивной деятельности
    • Полезная и здоровая пища
    • Работа с дошкольниками
    • Родителям и детям
    • Спортивный комплекс
    • Физкультура в обществе

Лечебная физкультура при переломах костей

В со­ответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс ле­чебной физкультуры при переломах костей конечностей у ребят разде­ляется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки последн..

I период — иммобилизации, или общетонизирующий. Он охватывает весь период иммобилизации и клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Лечебная физкультура назначается сразу, если позволяет состояние больного и отсутствуют противопоказания. Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий не ранее того момента, когда произойдет полное высыхание гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложе­ния вытяжения. Ранние сроки назначения лечебной физкультуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматиче­ской болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма ребенка к иммобилизации.

На фоне решения общих задач (улучшение течения основных не­рвных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка, улуч­шение деятельности внутренних органов и активизация общих об­менных процессов, а также повышение уровня неспецифической сопротивляемости) с помощью средств лечебной физкультуры в I пе­риоде решают следующие специальные задачи: а) улучшение трофики иммобилизованной конечности, ускорение консолидации перелома и предупреждение мышечной атрофии, б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизованной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компен­саций.

Необходимо также обеспечить решение задач по предупреждению отставания в физическом и психомоторном развитии ребенка, воз­можных нарушений осанки.

Большая часть общих лечебных задач решается с помощью обще­развивающих упражнений. Они подбираются в строгом соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка. Их осу­ществляют из всех исходных положений, которые возможны при дан­ной иммобилизации. Общеразвивающие упражнения должны охваты­вать все группы мышц. В занятия лечебной физкультурой включают упражнения дыхательные (статические и динамические), на внимание, координацию движений, в расслаблении, корригирующие. Могут быть использованы упражнения с предметами и без предметов, со снаряда­ми и без них. Обязательным является соблюдение принципа рассеян­ной мышечной нагрузки, чередования динамических упражнений, ста­тических напряжений и расслабления. В занятия необходимо включать игры малой подвижности, возможные в условиях иммобилизации.

Для решения специальных задач в периоде иммобилизации вклю­чают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности, они способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной.

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах поражен­ной конечности. Они производятся сначала с помощью, а затем само­стоятельно, до появления возможности за счет мышц иммобилизован­ной конечности приподнимать ее.

3. Мысленные, так называемые идеомоторные, упражнения для иммобилизованной конечности. Во время этих упражнений ребенок должен сосредоточиться на выполнении движения, проводить их как бы изолированно для больной конечности, с охватом только одного сустава, в одной плоскости, в медленном темпе.

4. Статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности. При этих упражнениях происходит сближение костных отломков, сти­мулируются процессы регенерации в месте перелома, активизируются кровоснабжение, трофика пораженной конечности.

5. При переломах костей бедра и голени, кроме того, используют упражнения в давлении по оси конечности: на ящик, специальную под­ставку или спинку кровати — и упражнения в опускании иммобилизо­ванной ноги ниже уровня постели. Эти упражнения обеспечивают под­готовку поврежденной конечности к осевой нагрузке и последующее восстановление опорной функции, тренировку тонуса сосудов. В даль­нейшем в занятия включают ходьбу в гипсовой повязке. При этом должна быть обеспечена равная длина конечностей за счет набоек, вы­соких каблуков и т. д. Степень опоры дозируется с помощью костылей.

6. К специальным средствам лечебной физкультуры относятся и упражнения, способствующие формированию компенсаций: укрепле­ние здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и т. д.

II период — период восстановления функции. Клинически в этом пе­риоде происходит окончательное формирование костной мозоли и мо­жет нормализоваться функция пораженной конечности. Необходимо учитывать, что конечность после иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная мозоль отличается недостаточной прочностью и при неправильном лечении может быть повреждена. На­ибольшие ограничения движений наблюдаются при внутрисуставных и околосуставных переломах в пораженных суставах, а при диафизарных переломах — в суставах, расположенных ниже перелома. Ха­рактер ограничения движений зависит не только от травмы, но и от условий иммобилизации.

Лечение в периоде восстановления функции прежде всего опре­деляется специальными задачами, которые могут быть успешно вы­полнены только на фоне планомерного и углубленного решения об­щих задач.

К специальным задачам II периода относятся:

1. Нормализация трофики травмированной конечности: а) оконча­тельное формирование костной мозоли и б) ликвидация мышечной атрофии.

2. Восстановление движений в суставах пораженной конечности.

3. Восстановление и нормализация функции пораженной конечно­сти.

4. Ликвидация ненужных временных компенсаций.

5. Восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

В занятиях лечебной физкультурой во II периоде расширяется на­бор и увеличивается дозировка общеразвивающих упражнений. Упражнения производятся из всех исходных положений с возрастаю­щим числом повторений, с сопротивлением и отягощением. Вклю­чаются корригирующие упражнения, упражнения на координацию, различные дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении. Большее место отводится подвижным играм. Уровень общей физиче­ской нагрузки в занятиях доводится до среднего.

На фоне общеразвивающих упражнений включаются специальные. Сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические для пораженной ко­нечности из облегчающих исходных положений. Такие исходные поло­жения обеспечивают движения в суставах больной конечности при ми­нимальном напряжении мышц.

Для облегчения движения используются скользкие поверхности, уменьшенное трение, упражнения в теплой воде, где не только стано­вится меньшей масса тела, но и снимается или значительно умень­шается защитное напряжение мышц. К облегчающим исходным поло­жениям относятся также и такие, при которых масса конечности помо­гает движению (сгибание коленей сидя на высоком стуле, движение в плечевом суставе при наклоне туловища вперед).

Активные упражнения следует чередовать с упражнениями в рас­слаблении, так как тонус мышц пораженной конечности, как правило, повышен, что весьма затрудняет движения, а атрофичные мышцы лег­ко утомляются, и выполнение повторных движений часто становится невозможным.

К специальным упражнениям относятся упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличе­ния амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц. По мере восстановления движений в занятия лечебной физкультурой вво­дятся активные упражнения из обычных исходных положений.

Для восстановления мышечной силы применяют упражнения с со­противлением. Оно оказывается симметричной конечностью больного или руками инструктора.

При переломах нижних конечностей постепенно приступают к упражнениям в ходьбе. При выполнении специальных упражнений необходимо добиваться движения в соответствующем суставе, избегая формирования нежелательных компенсаторных наслоений за счет здо­ровых суставов и содружественных движений.

Упражнения, направленные на восстановление движений в суста­вах, чередуются с упражнениями, улучшающими мышечную силу. Спе­циальные упражнения чередуются с общеразвивающими, дыхательны­ми и упражнениями в расслаблении. В занятия включаются упражне­ния на внимание, координацию, равновесие, воспитание и закрепление правильной осанки, развитие общих двигательных навыков.

У ребят даже после сложных переломов с помощью вышеописан­ной методики удается добиться достаточно быстрого восстановления функции. Однако в некоторых случаях восстановления движений не происходит и приходится прибегать к пассивным упражнениям. Пас­сивные упражнения у ребят применяют с большой осторожностью. Их назначают лишь при условии хорошей консолидации отломков и стро­гого выполнения методических приемов.

Прежде всего при выполнении пассивных упражнений следует ка­тегорически избегать болезненных ощущений. При возникновении боли теряется контакт между ребенком и инструктором, что затрудняет дальнейшую работу с больным. Болевые ощущения усиливают защит­ное рефлекторное напряжение мышц и могут привести к формирова­нию болевой контрактуры.

При включении пассивных упражнений при травмах у ребят конеч­ность больного должна быть полностью расслаблена. Инструктор фиксирует ее таким образом, чтобы усилие направлялось на сустав, а не на место перелома. Например, во время пассивного сгибания лок­тевого сустава при переломе плечевой кости фиксируют плечо ниже места перелома, при переломе предплечья — выше его. Последователь­но производятся все движения, возможные в данном суставе. Пас­сивные упражнения хорошо сочетать с массажем и тепловыми проце­дурами.

III период — период тренировки функции. В этом периоде ликвиди­руются возможные остаточные явления. Основными лечебными зада­чами в данном периоде являются полная реабилитация организма больного и достижение совершенства функции травмированной конеч­ности. Средствами лечебной физкультуры должно быть обеспечено восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь — восстановление двигательных навыков соответ­ственно данному возрасту. В том случае, если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо с помощью средств лечебной физкультуры способствовать формированию наиболее выгодной по­стоянной компенсации за счет выработки нового динамического сте­реотипа движения.

В периоде тренировки функции продолжается использование об­щеразвивающих упражнений, общая физическая нагрузка в занятиях в связи с расширяющимися возможностями организма ребенка со­ответственно увеличивается. Основу методики лечебной физкультуры в данном периоде составляют прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т. д. Обязательно использование упражнений для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

Во все периоды в занятия лечебной физкультурой включаются подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больных ребят.

При травмах у ребят раннего возраста лечебная физкультура при­меняется с учетом не только характера травмы и иммобилизации, но и возраста ребенка, степени развития его двигательных навыков. Сред­ства лечебной физкультуры ограничиваются соответственно возмож­ностям больного. Исключаются такие средства, как статическое напря­жение мышц, идеомоторные упражнения и т. д. Шире используется массаж — как общий, так и избирательный.

В комплексном лечении травм у ребят лечебную физкультуру со­четают с массажем и физиотерапией.

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.

I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.

Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.

Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.

Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.

Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).

3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).

4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).

5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.

6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.

7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.

II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.

Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.

К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

Специальные упражнения II периода:

1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).

2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).

3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.

4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).

5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).

6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.

III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.

Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).

Средства ЛФК третьего периода:

1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.

2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.

Роль реабилитации после перелома ноги не менее важна, она способствует восстановлению сломанной конечности. Как восстановить ногу после перелома необходимо знать каждому человеку, столкнувшемуся с травмой.

У всех людей происходит частичная атрофия ноги после гипса, так как, находясь в гипсовой повязке, человек длительное время не может шевелить конечностью. Лечащий врач всегда рассказывает пациенту, что делать после снятия гипса, чтобы восстановление после перелома наступило быстрее.


Последствия ношения гипса

Сам по себе перелом приводит к тому, что физическая активность человека снижается. Длительная иммобилизация руки или ноги после перелома приводит к тому, что в травмированной конечности нарушается кровообращение, питательные вещества в меньшей степени поступают в ткани, и мышцы начинают терять силу.

Когда после перелома стопы доктор снимает гипс с ноги, она начинает отекать, человеку становится больно опираться на травмированную конечность. Нога после снятия гипса становится тоньше здоровой ноги, из-за усохшей мышечной массы, и в то же время наливается жидкостью. Тоже происходит и с другими частями тела, на которые был наложен гипс.

Реабилитация после переломов является очень важным этапом на пути к выздоровлению и может занять довольно длительный срок. Но без массажа, физиотерапии и ЛФК при переломах голени или других костей невозможно полностью восстановиться и вернуться к активному образу жизни.

Когда и как начинать реабилитацию

В идеале разработка конечности начинается еще до того, как снимут гипс, но упражнения в этом периоде минимальны, человек должен шевелить пальцами, не двигая травмированным суставом. Помимо этого ему массируют область, около гипса, чтобы в ней не застаивалась кровь. Не менее важным, а может и основным этапом является реабилитация после снятия гипса.


Реабилитация после перелома ноги или руки важна для следующего:

  1. Повысить подвижность травмированных суставов;
  2. Разработать конечность;
  3. Улучшить эластичность и тонус мышц;
  4. Возобновить хороший кровоток.

Несомненно, каждого пациента интересует, что делать после снятия гипса. Основным критерием для выбора реабилитационных мероприятий служит общее состояние больного, однако есть четыре обязательных пункта для успешного и быстрого восстановления в стационаре и в домашних условиях:

  1. Массаж после перелома назначается на третьи сутки от момента получения травмы;
  2. ЛФК (лечебная физическая культура) назначается на следующий день после наложения гипса;
  3. Физиотерапевтические процедуры восстанавливают ткани и начинаются на второй день;
  4. Специальная диета, обогащенная кальцием, должна присутствовать с первого же дня.

Весь курс реабилитации тщательно подбирается доктором для каждого конкретного случая.

Лечебная физкультура для ног


После того как доктор снял гипс, можно разрабатывать ногу с помощью следующих упражнений:

  • Первое упражнение — это обыкновенная ходьба. Как только врач разрешит опираться на травмированную конечность, следует осторожно ступать сначала на носочек или пятку, а потом и на всю ступню.
  • Через неделю после снятия гипсовой повязки можно сесть или встать и вращать стопой в разных направлениях, а также по кругу.
  • Встать около стула, взяться руками за спинку, оторвать ногу от пола и подержать ее в таком положении несколько секунд. Сначала не нужно дожидаться, пока конечность устанет. Это же упражнение проделать второй ногой, стоя на поврежденной конечности. За один заход можно повторить упражнение десять раз для каждой ноги.
  • Встать у опоры, взяться за нее руками, аккуратно приподняться на носочки, потом перенести свой вес на пятки. Если при выполнении упражнения чувствуется дискомфорт, то следует делать это упражнение одной ногой, а вторая должна стоять на полу. Это упражнение хорошо помогает разработать ногу после перелома малой берцовой кости или голеностопного сустава.
  • В том же исходном положении оторвать ногу от пола и делать махи вперед и назад. Не стоит сразу же сильно махать ногой, скорость и диапазон должны набираться постепенно.

Массаж после перелома

Устранить отечность и помочь восстановиться хрящам помогает лечебный массаж. Изначально следует просто легонько гладить место повреждения. Лучше, если массаж будет делать профессиональный специалист, особенно после перелома ножки у ребенка. Детские косточки срастаются быстрее, поэтому последствия ношения гипсовой повязки у детей не такие серьезные, как у взрослых, однако не стоит отказываться от массажа, независимо от того, в каком возрасте произошла травма.


Как долго и какой интенсивности делать массаж, зависит от степени тяжести повреждения. Если пациент предпочитает делать массаж сам дома, то сначала следует пройти небольшое обучение этому делу у специалиста. Перед массажем можно дополнительно разогреть ткани с помощью ванны с морской солью и травяными отварами. Точечный массаж способствует улучшению капиллярного кровообращения, не дает застаиваться лимфе, активизирует метаболизм в мышцах.

Физиотерапия после перелома

Для ускорения восстановления доктор всегда назначает пациенту физиотерапевтические процедуры, которые увеличивают силу мышц, помогают улучшить координацию, активизируют обменные процессы и улучшают кровообращение.


К таким процедурам относятся следующие:

  • Магнитная терапия — очень быстро помогает восстановить конечность при переломе после снятия гипсовой повязки благодаря пассивному колебательному воздействию магнитного поля на ткани. Увеличивает силу мышц, улучшает кровообращение и транспортировку по конечности питательных веществ.
  • Электростимуляция — импульсные токи воздействуют на нервные окончания и мышцы, из-за чего улучшается кровоснабжение травмированного участка. Также низкочастотный ток повышает тонус, благодаря чему мышечные ткани лучше реагируют на восстановительные процедуры.
  • Облучение ультрафиолетом — помогает организму вырабатывать витамин Д, без которого кальций не может полноценно усвоится и пойти к костям и мышцам.
  • Парафиновые аппликации — помогают разогреть мышечную ткань, тем самым улучшая кровообращение в месте повреждения.

Диета в период реабилитации

Для полного выздоровления после переломов не менее важным является правильное питание. Придерживаться диеты необходимо еще до того, как доктор снимет гипс. Для того чтобы ткани быстрее восстановились, организм должен получать витамины, минералы и питательные вещества в достаточном количестве. Не только кальций важен при переломах. Человек должен употреблять пищу, в которой так же содержится кремний. Для быстрого сращения костей полезно кушать рыбу, орехи, творог, пить кефир и молоко, добавлять в салаты и выпечку кунжут.


Очень положительно на организм при переломах действует стручковая фасоль, различная зелень, хурма и цветная капуста. Кремний в достаточном количестве содержится в малине, смородине, грушах, редисе и репе. При необходимости доктор может назначить прием витамина Д. Это может понадобиться, если лечение и восстановление после перелома выпало на зимний период времени, когда у человека мало возможности синтезировать собственный витамин Д с помощью солнечных лучей.

Для того чтобы реабилитация дала положительный эффект, мало знать, что делать после снятия гипса. Необходимо четко выполнять все врачебные рекомендации и подходить к восстановлению комплексно. Если заняться лечебной физкультурой, но проигнорировать массаж, либо ходить на физиотерапевтические процедуры, но пренебречь ЛФК, это может не принести должного результата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.