Культура в общественной системе шпора

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных

представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Рассмотрим же более подробно эти основные элементы культуры.

Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык -- это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Говорить об общении с использованием языка можно только в том случае, если каждому звуку или знаку придается специальное, только ему свойственное значение. Это соотношение знака и значения вырабатывается в культуре того или иного народа в течение длительного периода времени. В процессе взаимодействия и общения люди приходят к согласию относительно того, что определенный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию и только после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.

Коротко язык можно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Индивиды усваивают значения знаков и символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.

Таким образом, первым базисным элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активности социальных субъектов.

Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается влбразцах их поведения. Убеждения и верования -- это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой такое духовное состояние индивида, для которого характерна изначальная слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов

В основе убеждений и верований лежит знание. Убеждения и верования -- это чувственные переживания знания как личностно-значимого, достоверного, которым следует руководствоваться в своем поведении. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей. Бедность, скудость культуры в немалой степени определяются узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. И хотя можно с определенностью утверждать, что не всякое знание превращается в убеждения и верования, но всякое знание входит в культуру, т.к. только на основе знаний формируются убеждения и верования. Ведь известно, что даже неприемлемое для нас все же предварительно осмысливается, включается в систему и аргументацию, а затем уже отвергается. Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.

Ценностно-нормативный механизм представляет собой иерархизированную систему, на вершине которой находится ориентация на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.

Ценность -- это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности -- это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность -- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Несомненно, что для появления ценностного отношения первичную роль играет возникновение той или иной неудовлетворенной потребности. При этом следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения.

Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло и т.д.

Ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценностная оценка -- это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д. Для того, чтобы определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо применять определенные критерии, мерки, по которым будет проведена оценка объекта, явления. Вот эти критерии оценки действийпредметов, отношений, идей и т.д. представляют собой одну из важнейших характеристик культуры того или иного индивида, группы, общества.

Что же собой представляют эти критерии и откуда они черпаются? Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д.

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив -- это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ценностное отношение обретает своего роди самостоятельное Существование в виде социальной нормы. В определенном смысле социальную норму следует рассматривать как следе-nine устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной Ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы--это ист рически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных инсти-, тутов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами в выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).

Социальные нормы, выражающие частные интересы классов, социальных групп, организаций, закрепляются в законах, уставах, положениях и иных нормативных документах, обеспечивающихся государственными и иными социальными учреждениямиСоциальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они: 1) служат образцами, эталонами поведения; 2) интегрируют индивидов в группы, а группы в сообщества; 3) регулируют общий ход социализации; 4) контролируют поведение.

Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры, базовыми элементами которой выступают обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.

Строго говоря, поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка в этом контексте -- это твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. Таким образом обычай -- это привычная норма поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом его существования. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от повседневных привычек обычаи -- это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.

Таким образом под традицией следует прежде всего понимать механизм воспроизводства, процесс передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценностей и т.д.). Традиции -- это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения культуры. Наряду с обычаями традиций обеспечивают преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию.

Обычаи и традиции проявляются прежде всего в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы -- это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей, идей, но сопереживание их участниками обрядовых действий. Обряды и ритуалы совершались и совершаются во многих особо значимых для индивида и общества событиях личной и общественной жизни.

В отличие от норм морали, правовые нормы являются институциальными, т.е. непосредственно связаны со структурными организациями общества и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируются государством. Как институализированные регуляторы поведения людей они закрепляются в строго определенных документальных формах (нормативных актах, судебных решениях, нормативных договорах и т.д.). Регулятивное воздействие норм права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т.е. конкретных вариантов. Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения. При этом государственное принуждение может актуализироваться как действительное, т.е. непосредственное применение мер властного характера, так и потенциальное, т.е. угроза такого применения.

Смысловой, знаково-символический, ценностный и нормативный элементы в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом, подтверждают и подкрепляют друг друга. Культура такого или иного общества представляет собой целостное образование. Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения -- ментальности.

На основе всего вышеизложенного, культуру следует охарактеризовать как целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, объективируемых в знаково-символических формах, передаваемых из поколения в поколение и служащих решающим фактором социального взаимодействия, интеграции индивидов и общества и регуляций их деятельности и поведения.

  • 1. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 319с.
  • 2. Ерасов Б.С.Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1998. -- 591 с.
  • 3. Українська та зарубіжна культура. За ред. М.М. Заковича. К.: Т-во "Знання", КОО, 2001. -- 550 с.
  • 4. Є.А. Подольська, В.Д. Лихвар, К.А. Іванова Культурологія: Навчальний посібник. -- Київ: Центр навчальної літератури, 2003. -- 288 с.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о

Культура в общественной системе

Другие материалы по предмету

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский Государственный Текстильный Университет им. А.Н.Косыгина

кафедра политологии и социологии

по дисциплине "Социология"

"Культура в общественной системе"

Исполнитель: студентка ФЭМ группы 51-96

Руководитель: Сухарева И. М., доц.

  1. Введение………………………………. ………………………………….…3
  2. Глава 1. Основные признаки культуры……………………………………..4

Раздел 1.1. Культура и природа…………………………………………….4

Раздел 1.2. Культура и сознание: менталитет……………………………. 5

Раздел 1.3. Культура и деятельность: образцы поведения………………..7

Раздел 1.4. Культура: преемственность и социализация………………. 11

  1. Глава 2. Основные элементы культуры…………………………………. 12

Раздел 2.2. Знание, убеждения……………….……………………………14

  1. Заключение………………………………………………………………….23
  2. Список использованной литературы………………………………………24

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность общество. Следовательно, культура важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Данная работа лишь вкратце представляет анализ культуры как социального феномена, приоткрывая то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества.

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с "культурой" по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодёжь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т. д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок.

Глава 1. Основные признаки культуры.

Культура и природа.

Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

  1. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т. д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т. д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т. д.

  1. Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т. д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Культура не противостоит природе, в нейсодержатся определённые природные "отпечатки", связанные с особенностями географических условий, доминирующего темпа темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах её становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.

Культура и сознание: менталитет.

Сознание является источником внеприродного и в действительности делает надынстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т. д.

Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другом случае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.

Культура чувств это способность управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными произведениями… Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.

Навыки, умения до того как отойти в область неосознаваемого, автоматического скрупулёзно прививались, контролировались нашим сознанием: "Так ли я это делаю, не лучше ли сделать иначе?". Другое дело, что мастерски крася окно, мы специальных усилий уже не делаем.

Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей.

Но культура это не всеобщее сознание, не отдельные его элементы. Культура это способ, метод ценностного освоения действительности.

В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т. д.) человек, чаще всего встаёт перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т. д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский Государственный Текстильный Университет им. А.Н.Косыгина

кафедра политологии и социологии

по дисциплине "Социология"

"Культура в общественной системе"

Исполнитель: студентка ФЭМ группы 51-96

Руководитель: Сухарева И. М., доц.

-Глава 1. Основные признаки культуры……………………………………..4

Раздел 1.1. Культура и природа…………………………………………….4

Раздел 1.2. Культура и сознание: менталитет……………………………. 5

Раздел 1.3. Культура и деятельность: образцы поведения………………..7

Раздел 1.4. Культура: преемственность и социализация………………. 11

-Глава 2. Основные элементы культуры…………………………………. 12

Раздел 2.2. Знание, убеждения……………….……………………………14

-Список использованной литературы………………………………………24

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.[*]

Данная работа лишь вкратце представляет анализ культуры как социального феномена, приоткрывая то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества.

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с "культурой" по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодёжь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т. д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок.

Глава 1. Основные признаки культуры.

Культура и природа.

Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

-Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т. д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямуюзависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т. д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище — даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т. д.

- Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т. д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточно ощутимую специфику.[†]

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Культура не противостоит природе, в ней содержатся определённые природные "отпечатки", связанные с особенностями географических условий, доминирующего темпа темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах её становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.

Культура и сознание: менталитет.

Сознание является источником внеприродного и в действительности делает надынстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей — везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т. д.

Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций — важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другом случае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.

Культура чувств — это способность управлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными произведениями… Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.

Навыки, умения до того как отойти в область неосознаваемого, автоматического скрупулёзно прививались, контролировались нашим сознанием: "Так ли я это делаю, не лучше ли сделать иначе?". Другое дело, что мастерски крася окно, мы специальных усилий уже не делаем.

Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей.

Но культура — это не всеобщее сознание, не отдельные его элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоения действительности.

В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т. д.) человек, чаще всего встаёт перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т. д. Другими словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура — взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т. д.

Как способ освоения действительности, культура — это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.