Кризисы в социально экономическом развитии шпора

1 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

С точки зрения масштабов проблемы до сих пор сохранилось мнение, что кризис характерен только для макроэкономических систем и не характерен для микроэкономических, таких как отдельное предприятие или компания.

Кризисы социально-экономических систем могут быть рассмотрены как один из этапов их жизненного цикла. С этой точки зрения необходимо рассмотреть функционирование и развитие системы.

Функционирование – это действие системы во времени, поддерживающее ее жизнедеятельность, единство, обеспечивающее возможность качественного выполнения функций, сохраняющее целостность и основные характеристики.

Развитие – это необратимый процесс, имеющий определенное направление закономерного изменения системы, обязательно приводящее к возникновению нового качества.

Тесная взаимосвязь функционирования и развития отражает диалектическое единство и противоположность этих основных составляющих социально-экономической системы.

Кризисное состояние системы приводит к ослаблению жизненных сил системы, дисбалансу, невозможности достижения ранее поставленных целей. Кроме того, разрушаются отдельные элементы и подсистемы. Тем не менее кризисы нельзя однозначно оценить как негативное или даже губительное явление. Естественно, они не могут происходить без определенной напряженности, вызванной, например, противоречиями между технологией и окружающей средой, между уровнем технологий и квалификацией персонала и т. п. Но в конечном итоге при правильном выборе антикризисной программы и последовательной и полной ее реализации они приводят к стабилизации на новом витке развития.

2 ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ

Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязаны, поэтому ученые рассматривают их в различной классификации.

Теория катастроф (природные и социальные катастрофы, Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса – неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).

Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский). С этой точки зрения кризис – это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы. По К. Марксу основная причина периодических кризисов капиталистического способа производства заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.

Инновационная теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису может привести также и избыточное количество нововведений при запаздывающем росте квалификации персонала.

Монетарная теория экономических циклов рассматривает их как следствие экспансии неподтвержденных банковских кредитов.

Интересна хронологическая концепция изменения взглядов на цикличность в развитии социально-экономических систем, которая определяет 3 основных этапа эволюции этих взглядов.

1– й этап (начало XVIII в. – середина 1930-х гг.). В соответствии с воззрениями Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя, Д. Рикардо кризисы вообще не свойственны рыночной экономике либо обусловлены случайными факторами и преодолеваются благодаря изначальной устойчивости и самодостаточности рыночной системы (Ж. Ш. Сисмонди, Р. Робертус, К. Каусткий).

2– й этап (середина 1930-х – середина 1960-х гг.). Основная характеристика этого этапа – появление исследований Дж. М. Кейнси и его школы, приводящих к выводу о существовании различных видов монополий на капиталистическом рынке и различной степени влияния государства на рыночные процессы.

3– й этап продолжается до настоящего времени. На этом этапе основное внимание уделяется степени предсказуемости кризисных явлений от внешних, не зависящих от субъекта факторов (например, сложная и слабопредсказуемая государственная политика при формировании экономической инфраструктуры), и внутренних, поддающихся контролю (наличие или отсутствие необходимых финансовых ресурсов, повышение квалификации персонала, качество и количество используемой информации).

3 РАЗНОВИДНОСТИ КРИЗИСОВ

Кризисы социально-экономических систем можно классифицировать, во-первых, по масштабам. Их можно определить как глобальные, национальные, региональные и локальные. Глобальный кризис охватывает всю социально-экономическую систему на планетарном уровне. Национальные и региональные кризисы развиваются в пределах одной страны или региона. Локальные кризисы возникают в пределах одной или нескольких социально-экономических подсистем.

По глубине охвата процессов, происходящих в системе, кризисы можно подразделить на микро– и макрокризисы. Обострение одной или нескольких проблем в социально-экономической системе является признаком микрокризиса. Макрокризис поражает все стороны, характеристики и аспекты существования и жизнедеятельности системы.

Кризисы также классифицируются по сферам их проявления и развития.

Экономический кризис – это результат обострения противоречий в экономической подсистеме целой страны, региона или отдельного предприятия. Характеризуется недопроизводством, перепроизводством, проблемами распределения ресурсов и т. п.

Экологический кризис возникает при разрушении экологической среды, ее загрязнении и ухудшении жизненных условий для человека.

Социальный кризис возникает при деградации или даже разрушении социальной структуры, что приводит к обострению противоречий между социальными группами, ухудшению качества жизни.

Политический кризис объединяет кризисы в политической сфере деятельности. Эти кризисы бывают внешнеполитическими и внутриполитическими. Для внутриполитических кризисов характерны кризисы власти, обострение противоречий в структурах политического управления.

Организационный кризис затрудняет или делает невозможной интеграцию системы в единое целое при сохранении организационных структур отдельных ее подсистем. Ярким примером является отделение административных единиц внутри системы.

Психологические кризисы обусловлены неустойчивым психологическим состоянием индивидуума под влиянием внешних и внутренних факторов.

Причины кризиса можно разделить на природные, экологические и общественные.

По характеру появления кризисы можно разделить на закономерные и вследствие этого предсказуемые, и случайные, которые предвидеть и ожидать невозможно.

Не менее важно подразделять кризисы на латентные (скрытые) и явные.

Можно также классифицировать кризисы на легкие и глубокие, кратковременные и затяжные, взрывные и замирающие.


Тема: Шпоры к антикризисному управлению

Тип: Шпаргалка | Размер: 107.54K | Скачано: 41 | Добавлен 29.05.18 в 10:44 | Рейтинг: 0 | Еще Шпаргалки

Вопросы к экзамену по Антикризисному управлению:

  1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
  2. Причины и последствия возникновения кризисов.
  3. Разновидности и признаки кризисов.
  4. Сущности и закономерности экономических кризисов.
  5. Причины экономических кризисов.
  6. Фазы цикла и виды экономических кризисов
  7. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
  8. Кризисы в развитии организации
  9. Необходимость и возможность антикризисного управления
  10. Признаки и особенности АУ
  11. Эффективность АУ
  12. Понятие технологии АУ.
  13. Механизм управления в кризисной ситуации.
  14. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах АУ.
  15. Роль государства в АУ
  16. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
  17. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий.
  18. Наблюдение как процедура банкротства.
  19. Финансовое оздоровление.
  20. Внешнее управление.
  21. Конкурсное производство.
  22. Мировое соглашение.
  23. Процедуры банкротства финансовых организаций.
  24. Особенности банкротства кредитных организаций.
  25. Диагностирование банкротства и этапы диагностики кризиса.
  26. Модели прогнозирования банкротства Альтмана и Бивера.
  27. Методы комплексной оценки финансового состояния предприятия
  28. Реструктуризация предприятия.
  29. Роль стратегии в АУ.
  30. Разработка Антикриз. Стратегии в организации и ее реализация.
  31. Организационные преобразования в антикризисном управлении.
  32. Цели и функции маркетинга в АУ.
  33. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
  34. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
  35. Природа и классификация управленческих рисков
  36. Методы антикризисного управления риском.
  37. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении
  38. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов
  39. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий
  40. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления
  41. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
  42. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия
  43. Система антикризисного управления персоналом
  44. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии,
  45. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия
  46. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления
  47. Социальное партнерство в антикризисном управлении
  48. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
  49. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

"Антикризисное управление"

Авторы: Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С.

Оглавление

Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития. 4

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. 4

2. Причины и последствия возникновения кризисов. 5

3. Разновидности кризисов. 5

4. Признаки кризиса. 8

5. Сущность и закономерности экономических кризисов. 9

6. Причины экономических кризисов. 11

7. Фазы цикла и виды экономических кризисов. 13

8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление. 15

9. Кризисы в развитии организации. 19

Лекция № 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления. 23

1. Необходимость и возможность антикризисного управления. 23

2. Признаки и особенности антикризисного управления. 24

3. Эффективность антикризисного управления. 25

4. Понятие технологии антикризисного управления. 27

5. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации. 27

6. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. 29

7. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления. 32

8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации. 34

9. Роль государства в антикризисном управлении. 35

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 37

Лекция № 3. Банкротство предприятий. 44

1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия. 44

2. Роль и деятельность арбитражного суда. 46

3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. 48

4. Ликвидация предприятий. 51

5. Основные параметры диагностирования банкротства. 52

6. Этапы диагностики кризиса. 55

7. Информация в диагностике. 57

8. Особенности банкротства кредитных организаций. 59

Лекция № 4. Стратегия и тактика антикризисного управления. 62

1. Роль стратегии в антикризисном управлении. 62

2. Разработка антикризисной стратегии в организации. 64

3. Реализация выбранной антикризисной стратегии. 66

4. Организация осуществления антикризисной стратегии. 68

5. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении. 69

6. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация 71

7. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении. 73

9. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. 78

10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер. 80

Лекция № 5. Ключевые факторы антикризисного управления. 82

1. Природа и классификация управленческих рисков. 82

2. Антикризисное управление риском.. 84

3. Методы оценки инвестиционного риска. 86

4. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении. 88

5. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов 90

6. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий. 92

7. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления. 98

8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении. 101

9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса. 104

Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления. 107

1. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия. 107

2. Система антикризисного управления персоналом.. 111

3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии. 113

4. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия. 116

5. Стратегия поведения антикризисного управляющего. 118

6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления. 120

7. Социальное партнерство в антикризисном управлении. 124

8. Ведение переговоров с профсоюзами. 128

9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса. 131

10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии. 133

11. Антикризисное управление конфликтами. 136

Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы.

Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.).

Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Вера Дмитриевна Каташева, Светлана Сергеевна Диденко, Юлия Александровна Крутякова

Антикризисное управление. Шпаргалка

1. Понятие кризиса

Понятие кризиса всегда связано с определенным негативом. Негативное состояние экономики может проявляться в различных показателях. Это связано с разнообразием хозяйствующих субъектов, имеющих свои, свойственные только им цели хозяйствования. Данные цели могут варьироваться исключительно от получения прибыли до блага всего общества. Соответственно, для каждого хозяйствующего субъекта показатели, характеризующие плохое состояние дел, будут различными. Тем не менее предельное положение данных показателей и принято считать либо максимальным достижением данного хозяйствующего субъекта, либо состоянием кризиса. Состояние кризиса, т. о., может наблюдаться на различных уровнях хозяйствования. Кризисом будет считаться такое состояние хозяйствующего субъекта, когда важнейшие показатели его деятельности близки к своему негативному максиму. Основными показателями успешного хозяйствования на уровне государства и регионов мира являются сбалансированность отраслей производства и соблюдение уровня жизни населения в соответствии с требованиями данного времени. Т. о., кризисным в данном случае будет являться обострение диспропорций между отраслями, с одной стороны, и увеличение неравенства между гражданами – с другой.

Основными показателями успешной деятельности на микроуровне являются следующие: получение прибыли, наличие партнерских отношений и совершенствование производственной базы. Т. о., показатели, на которых основывается процветание хозяйствующих субъектов различных уровней, могут приходить в противоречие, разрешение которого может привести к удовлетворению только одной стороны. Действительно, достижение прибыли на микроуровне приводит к увеличению диспропорции в доходах населения и вызывает определенное кризисное состояние на макроуровне. Множество причин, помимо прямого противопоставления интересов, приводит к нарушению равновесия в системе, что вызывает шок в процессе функционирования хозяйствующих субъектов. К нарушению равновесия может привести как определенное состояние в денежно-платежной системе, так и большой набор внешних факторов. К таковым относятся практически все глобальные процессы (от финансовой системы до экологии). Кроме того, у каждого хозяйствующего субъекта можно выделить целый перечень внутренних факторов, приводящих к нарушению сбалансированности и вызывающих определенный шок. Именно данное шоковое состояние и называется кризисом.

Как правило, кризисное состояние отражается в уменьшении контрольных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и состоянии практического затруднения преодоления данной ситуации. Другими словами, в данный момент времени складывается ситуация невозможности улучшить все ухудшающиеся показатели хозяйствования. Другими словами, экономический кризис представляет собой ситуацию нарушения равновесия экономики, сложившуюся в определенный промежуток времени и сопровождающуюся ухудшением положения хозяйствующих субъектов и снижением контрольных показателей хозяйственной деятельности.

На макроуровне данное положение может выражаться в потере прибыли, сопровождающейся возрастанием конкуренции, потерей своих источников поставок или группы потребителей. На макроуровне состояние кризиса может выражаться в увеличении диспропорции в развитии отраслей хозяйства при увеличении инфляции или росте безработицы. В любом случае кризисное состояние в самом себе несет определенное количество потенциальных потерь, избежание которых и становится целью регулирования кризисной ситуации, отражающегося в процессе антикризисного управления.

2. Причины изучения кризисов

Экономическая действительность связана с двумя важнейшими реалиями:

1) желанием увеличить доходы хозяйствующего субъекта;

2) периодичностью экономических явлений.

Даже в случае рассмотрения деятельности некоммерческой организации двигателем является желание изменить доходы хозяйствующих субъектов, хотя в данном случае субъектом является не сама организация, а все остальные. Ведь, действительно, целью существования любых некоммерческих организаций является улучшение жизни отдельных групп населения. При этом под лучшей жизнью может пониматься не только финансовое состояние.

Указанные цели экономической деятельности приводят к необходимости изучения механизмов и путей взаимодействия различных экономических законов. При этом основным проявлением состояния хозяйствующего субъекта являются крайние состояния его финансового положения.

Финансовое положение субъекта в целом определяется исключительно в сравнении с другими субъектами. Так, понятие богатства и бедности имеет сравнительный характер, имея в виду прежде всего степень относительности к финансовому состоянию другого. Проще говоря, человек богат, когда у него больше средств (не обязательно материальных), чем у другого. Желание поддерживать относительно хорошее состояние постоянно прерывается ситуациями, когда по сравнению с кем-то или с собственным прошлым состоянием дела идут хуже. Основное стремление к более благополучному состоянию и порождает желание выявить закономерности, приводящие к ухудшению положения. Кроме того, проявляется стремление хозяйствующего субъекта уменьшить промежуток времени, когда его хозяйство пребывает в кризисном состоянии. Здесь проблема времени отражена прежде всего в объеме потерь хозяйствующего субъекта, поэтому изучение кризиса имеет целью выявление стандартных последствий кризиса и факторов, уменьшающих или вовсе предотвращающих его появление.

По отношению к государству изучение и попытка оказывать влияние на развитие кризисных состояний связаны, прежде всего с последствиями кризисов для экономики. Здесь на первое место встает роль государства в мировой экономике, которая может снижаться или увеличиваться в зависимости от распоряжения теми или иными ресурсами. В данном случае кризис выступает как источник уменьшения роли данного государства. Соответственно, изучение кризиса порождает желание увеличения роли государства. Кроме того, кризис сказывается на внутриполитической ситуации. Проще говоря, плохое финансовое состояние общества порождает возможность политической нестабильности, что крайне невыгодно государству.

Т. о., государство, регулируя кризис, имеет целью построение такой системы общественных отношений, которая бы, не имея явных крайностей существования, доставляла возможность стабильного существования самого государства. Необходимость регулирования кризисных последствий принуждает государство заниматься изучением собственно последствий, возможностей развития кризиса, структуры кризиса и причин его возникновения.

Т. о., всем хозяйствующим субъектам выгодно знать основные параметры кризисов. Кроме того, в целях сохранения собственных ресурсов хозяйствующие субъекты вынуждены интересоваться мерами, с помощью которых можно уменьшить последствия уже свершившегося кризиса.

Итак, изучение кризисности необходимо обществу во всех ее возможных аспектах – от причин появления и законов развития до правил ведения дел при кризисной и в послекризисной ситуации.

3. История кризисов

Кризисное состояние экономики известно с самого начала возникновения какой бы то ни было хозяйственной системы. С момента осуществления человеком хозяйственной деятельности на данную деятельность начали воздействовать разнообразные факторы, приводящие к кризисному состоянию, а в крайнем случае, к банкротству и прекращению хозяйствования. Тем не менее долгое время проблема кризисного состояния хозяйствующего субъекта оставалась его личной проблемой, практически не выходящей за рамки функционирования одного хозяйствующего субъекта. В дальнейшем с ростом межхозяйственных связей и увеличением объемов торговли хозяйствующие субъекты стали все более зависимыми друг от друга, а развитие государственных структур породило новый фактор влияния на хозяйственную деятельность, заключающийся в политике государства относительно тех или иных экономических вопросов. Первые кризисы, связанные с государственным регулированием или влиянием на экономические процессы, как правило, отражались исключительно на ситуации внутри самого государства и очень часто перерастали из экономического противостояния в социальное. Так, достаточно часто экономические кризисы перерождались в бунты по поводу того или иного изменения в экономике (соляной, железный и другие бунты).

Методические указания для самостоятельных работ

КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

1) Понятие кризиса и причины его возникновения.

2) Типология кризиса.

3) Признаки кризиса. Теоретические основы его распознавания и преодоления.

    Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации) угрожающее ее жизненной стойкости в окружающей среде.

Причины кризиса подразделяются на следующие группы:

1) Объективные и субъективные. Объективные связаны с потребностями модернизации и реконструкции. Субъективные причины отражают ошибки в управлении, а также включают природные причины.

2) Внешние и внутренние. Внешние связаны с тенденцией и стратегией макроэкономического развития страны, мировой экономики, конкуренции и политической ситуацией в стране. Внутренние причины связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, неправильной инвестиционной политикой и т.д.

В результате наступления кризиса могут наступить различные последствия:

1) Обновление или разрушение организации.

2) Оздоровление или возникновение нового кризиса.

Т.о., выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможны ситуации, когда кризис перейдет в состояние нового кризиса, возможно еще более глубокого и продолжительного.

    Разделение кризиса осуществляется по нескольким признакам:

1) По масштабам проявления – Общие кризисы (охватывают всю социально-экономическую систему), локальные (охватывают только часть ее).

2) По проблематике кризиса — Макрокризисы (имеют довольно большие объемы и масштабы проблематики), микрокризисы (захватывают отдельную проблему или группу проблем).

4) По непосредственным причинам возникновения:

5) По степени ожидания:

— Предсказуемые (закономерные) наступают, как этап развития, вызываются объективными причинами.

— Неожиданные (случайные) вызываются субъективными причинами.

6) По степени видимости:

— Явные – заметно протекают и легко обнаруживаются

7) По остроте протекания:

— Глубокие (острые) часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы, протекают сложно и неравномерно

— Легкие (мягкие) – их можно предвидеть и ими легче управлять

8) По времени протекания:

— Затяжные – часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

    Кризисы неодинаковы не только по своей сущности, но и по возможным последствиям.

Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и в успешном управлении ими.

Для грамотного управления предприятием необходимо соблюдать основное правило антикризисного управления: опасность кризиса существует всегда, даже тогда, когда ее нет. Поэтому, чем раньше будут выявлены признаки кризиса, тем проще его преодолеть. При управлении кризисами необходимо правильно прогнозировать их последствия.

При управлении кризисом необходимо знать этапы его развития.

государственное регулирование кризисной ситуации.

1. Роль государства в антикризисном управлении

2. Виды государственного регулирования в кризисных ситуациях

3. Содержание и организация антикризисного управления (самостоятельно)

4. Госрегулирование развития предпринимательства в Кемеровской области (самостоятельно)

1. После перехода к рыночным отношениям процесс воздействия государства на функционирование и развитие экономики существенно изменился. Как показывает практика, рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом регулирования экономики. Рыночная экономика не может развиваться вакуумно и поэтому здесь необходимо воздействие государства.

Усилия государства должны сосредотачиваться на поиски путей, направленных на максимальное использование научно-технического и производственного потенциала, и обеспечение широкой социальной поддержке реформ. Особое внимание должно уделяться проблеме формирования институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Государство финансирует такие институты в целях охраны права собственности в целях содействия эффективной предпринимательской деятельности граждан, сохранения окружающей среды и пр. вмешательство государства может выступать в виде частной активности, принимать форму финансовой поддержке и прочие. В условиях советской системы экономические функции государства было удовлетворение потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия самостоятельно обеспечивают эффективность и прибыль, а люди самостоятельно занимаются поиском работы и реализуют свои возможности.

Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и объемами преобразований и возникновения опасных тенденции угрожающих социальной стабильности и безопасности страны. Кроме этого есть сферы, где государство использует прямые рычаги воздействия. К ним относятся:

— предприятия федерального подчинения, оперативное руководство (управление) данными предприятиями осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами. Согласно ГК РФ федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, а учреждения на праве оперативного управления. Государство контролирует процесс использования данной собственности. В отношении предприятий эффективно или нет, в отношении учреждений по назначению или нет,

— предприятия с государственной доли участия в уставном капитале. Здесь государственная доля акций не подлежит продаже, и они являются объектами воздействия со стороны государства. Это воздействие осуществляется путем включения в органы управления данных предприятий представителей государства,

— государство обладает недвижимым имуществом, которое можно сдавать в аренду или продать,

— деятельность государства тесно связано с земельными отношениями.

— финансовое регулирование – это управление совокупностью денежных средств находящихся в распоряжении домохозяйств предприятий и государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой которое обеспечивает их перераспределение. Задачи и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода. Они включают: — использование бюджетной политики как средство реализации общих задач и целей экономических преобразований.

— обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом.

— разрешение или смягчение острых социальных противоречий возникающих в результате кризиса. Помимо этого в рамках бюджетной политики осуществляется концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

— регулирование производства. Преодоление кризисного состояния требует материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность труда, которой в свою очередь управляет научно-технический прогресс. Производительность связана с инвестициями. Обеспечением этих задач должно заниматься государство. С этой целью создаются структуры типа технопарком. Кроме этого государство реализует меры, направленные на стабилизацию предприятий оказавшихся в сложном положении в результате финансового кризиса. Примеры данных мер: — реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также системами энерго-, тепло- и водоснабжения.

— выделение централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку производств.

— защита отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортного товара путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию, аналогичную российским товаропроизводителям.

— введение дифференцированных тарифов на перевозку грузов ж/д.

— эффективная рекламная поддержка отечественных конкурентоспособных товаров.

— перераспределение доходов. В условиях кризиса объемы производств падают, а следовательно сокращаются доходы бюджета. В то же время необходимо увеличение расходов государства на социальные цели. С этой целью используется механизм перераспределения доходов.

1 вопрос. Понятие неплатежеспособности.

Любое предприятие в ходе своей работы вступает во взаимоотношения с другими контрагентами (поставщиками, подрядчиками, бюджетом и пр.) в результате чего у него возникают определенные обязательства (оплатить товары, оказать услуги). Все обязательства предприятия подразделяются на две группы: 1. Внешние, в том числе обязательства перед финансово кредитной системой, обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами, обязательства перед поставщиками и подрядчиками. 2. Внутренние, в том числе обязательства перед работниками предприятия, обязательства перед собственниками предприятия. Накопление неисполненных обязательств может повлечь за собой возникновение неплатежеспособности.

Неплатежеспособность – неспособность субъекта в установленные сроки погасить свои обязательства. Неплатежеспособность может быть эпизодической или хронической.

2 вопрос: причины неплатежеспособности.

— превышение темпов роста обязательств над выручкой.

— увеличение излишков готовой продукции на складе из-за ее высокой цены, ограничения потребностей в нем или ухудшение ее качества.

— предприятие работает с ненадежными партнерами или не свободна в их выборе.

— высокая дебиторская задолженность.

— предприятие выпускает обычную продукцию.

— неэффективные финансовые вложения предприятия.

Помимо основных причин неплатежеспособности существуют так называемые специфические Российские причины, связанные с отходом государства от прямого участия в экономике. К ним относятся:

— неэффективная система управления предприятием, обусловленная:

— отсутствием стратегии действия предприятия и ориентации на краткосрочные результаты в ущерб средне и долгосрочным.

— недостаточный уровень менеджеров и персонала.

— отсутствие мотивации работников.

— неразвитость системы финансового менеджмента и управление издержками производства.

— незнание конъюнктуры рынка.

— отсутствие единства предприятия, что существенно снижает его инвестиционную привлекательность.

— небольшой размер уставного капитала акционерных обществ, определяющий соответствующие масштабы его действий.

— отсутствие достоверной информации о деятельности предприятия для работников, инвесторов и кредиторов.

3 вопрос: факторы неплатежеспособности.

На платежеспособность предприятия оказывают влияние два группы факторов:

— внешние – те факторы, на которые предприятие влиять не может или его влияние незначительно.

— международные факторы, в том числе общеэкономические (цикличность экономического развития, финансовая политика транснациональных банков и пр.), стабильность международной политики (заключение международных отношений по образованию свободных экономических зон, тарифные соглашения и пр.), международная конкуренция (организация современных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров и пр.).

— Национальные, в том числе: политические (состояние финансовой системы, принципы земельной политики государства, отношение к предпринимательству, ограничение монополизма, налоговая политика и пр.), экономические и демографические (цикличность экономического развития собственной страны, уровень доходов и пр.).

— рыночные, в том числе: психографические (потребительский выбор, привычки, традиции и нормы потребления), научно-технические (новизна конструкций и технологий, качества продукции, ее конкурентоспособность и пр.), формы конкуренции (уровень издержек производства, уровень маркетинга и пр.).

— внутренние – факторы, которые непосредственно зависят от деятельности самого предприятия:

— конкурентоспособность предприятия, в том числе: цель создания предприятия и отрасль деятельности, традиция репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла.

— принципы деятельности предприятия, в том числе форма собственности, организация системы управления, инновационная деятельностью организация производства и др.

Ресурсы и их использование, в том числе: прогрессивные средства и методы производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств и др.

— маркетинговые стратегии и политика, в том числе товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика, стратегические цели и прогнозирование сбыта и др.

— финансовый менеджмент, в том числе6 структура баланса, платежеспособность и ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, инвестиционная привлекательность (доход на акцию), рентабельность и др.

4. В случае возникновения неплатежеспособности предприятие должно попытаться самостоятельно восстановить ее для чего можно использовать собственные внутренние резервы, в т.ч.:

1) Основные фонды в той их части, которые не участвуют в производстве прибыли, а лишь потребляет расходы на свое содержание.

2) Готовая продукция на складе

3) Сырье на складе

4) Дебиторская задолженность

5) Финансовые вложения и др.

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Для определения вероятности банкротства предприятия используются различные методики как отечественных, так и зарубежных экономистов.

1) Методика Альтмана.

В 1968г Альтманом было предложено использование индекса кредитоспособности, позволяющего разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. При построении индекса Альтман исследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период с 1946г по 1965г. На базе данных предприятий он рассмотрел 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал 5 наиболее значимых и на их основе построил многофакторное уравнение. Т.о., индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал организации результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (z-счет) имеет следующий вид: z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+0,999X5,

Где X1- нераспределенная прибыль/сумма актива

Х2 –нераспределенная прибыль/ сумма актива

Х3 –операционная прибыль (прибыль до налогообложения)/сумма активов

Х4 –рыночная стоимость акций/ заемные пассивы

Х5-выручка от продажи продукции/сумма активов

В том случае если Z>2,99 предприятие является финансово устойчивым, если z

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.