Консульское право понятие шпора

Консульское право как самостоятельная отрасль международного права сформировалось только к середине XX в.

Оно непосредственно связано с дипломатическим правом. Однако это не означает, что нивелируется различие между консульским и дипломатическим правом; они являются самостоятельными отраслями международного права.

Предметом консульского права является регулирование вопросов официальной деятельности государств – участников международного общения в области консульских отношений. Консульское право создает правовую основу деятельности консульского учреждения и его работников в государстве пребывания, определяя границы их компетенции, и способствует выполнению надлежащим образом консульских функций, предоставляя соответствующие юридические гарантии самому консульскому учреждению и его работникам в форме иммунитетов и привилегий.

Консульское право можно определить как совокупность принципов и норм, регулирующих консульские отношения между государствами и регламентирующих порядок открытия консульских учреждений, консульские функции, иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их работников.

Основными источниками консульского права являются международный договор и обычай. В настоящее время международный договор – это основополагающий источник консульского права, поскольку в нем наиболее четко в письменной форме выражено согласие субъектов международного права относительно их взаимных прав и обязанностей.

Общее число двусторонних консульских конвенций исчисляется сотнями.

Многосторонним договором общего характера в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., воплотившая в себе кодификацию и прогрессивное развитие норм международного права по консульским вопросам. Конвенция регламентирует основные вопросы консульских отношений: их установление и открытие консульских учреждений; консульские функции; привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их работников, а также ряд других вопросов.

Для характеристики Венской конвенции 1963 г. как источника консульского права существенно ее положение о том, что предусмотренные в ней нормы не отражаются на других международных соглашениях по консульским вопросам, действующих между участвующими в них государствами, и не препятствуют им заключать соглашения, подтверждающие, дополняющие или расширяющие ее положения. Тем самым была не только сохранена обширная сеть двусторонних консульских конвенций, действовавших к моменту вступления в силу Венской конвенции, но и закреплена возможность заключать и впредь такие двусторонние конвенции и иные соглашения по консульским вопросам.

Поскольку консульская деятельность осуществляется и консульскими отделами дипломатических представительств, в качестве источника консульского права определенную роль играет и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. На консульских работников также распространяется действие Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Обширен круг законов и других национальных правовых актов, относящихся к вопросам статуса и деятельности консула. Эти внутригосударственные акты уточняют те элементы статуса консулов, которые носят внутригосударственный характер; они могут также иметь отношение к деятельности иностранных консульских учреждений и их работников, например в области их привилегий и иммунитетов (разумеется, в той мере, в какой это не создает ограничений, противоречащих соответствующим международным нормам). К категории национально-правовых источников консульского права относятся консульские уставы и им подобные акты, как, например, Положение о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 05.11.1998 № 1330, и Консульский устав РФ 2010 г. В Венской конвенции 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях признаются права консула в отношении совершения ряда функций, если соответствующее действие консула не противоречит "законам и правилам государства пребывания" или ими не запрещается. Национальное право в этом случае выступает в качестве дополняющего, но необходимого элемента регулирования.

Общепризнано, что защита консулом в государстве пребывания интересов и прав представляемого им государства и его граждан (физических и юридических лиц) может осуществляться "в пределах, допускаемых международным правом". Об этом говорится и в Венской конвенции 1963 г.

В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 г. исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями.

Международная судебная практика

К вспомогательным средствам для определения норм консульского права можно отнести резолюции ГА ООН, в частности по вопросу об эффективных мерах "по усилению защиты безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств", а также соответствующие решения Международного Суда, в частности по такому, например, деду, как захват в качестве заложников дипломатического и консульского персонала США в Иране в 1979 г. В этом решении, вынесенном в 1980 г., Суд установил, что Иран нарушил нормы международного права, несет за это международную ответственность и обязан возместить причиненный Соединенным Штатам ущерб.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - сис­те­ма прин­ципов и норм, оп­ре­де­ляю­щих по­ря­док кон­суль­ских сно­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми, ста­тус кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ний и их пер­со­на­ла, дея­тель­ность, при­ви­ле­гии, им­му­ни­те­ты и от­вет­ст­вен­ность.

Основными ис­точ­ни­ка­ми консульского права яв­ля­ют­ся: уни­вер­саль­ные кон­вен­ции - Вен­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских сно­ше­ни­ях (1963 год), Кон­вен­ция о пре­дот­вра­ще­нии и на­ка­за­нии пре­сту­п­ле­ний про­тив лиц, поль­зую­щих­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, в т. ч. ди­пло­ма­тич. аген­тов (1973 год); ре­гио­наль­ные кон­вен­ции - Ев­ропейская кон­вен­ция о кон­суль­ских функ­ци­ях (1967 год), Га­ван­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских чи­нов­ни­ках (1928 год), Ка­ра­кас­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских функ­ци­ях (1911 год) и др.; дву­сто­рон­ние кон­вен­ции по кон­суль­ским во­про­сам (РФ име­ет та­кие кон­вен­ции бо­лее чем со 130 стра­на­ми); национальное за­ко­но­да­тель­ст­во; нор­мы ме­ж­ду­нар. обыч­но­го пра­ва.

Кон­суль­ские от­но­ше­ния ус­та­нав­ли­ва­лись ме­ж­ду на­ро­да­ми с древ­них вре­мён. Пер­вые при­зна­ки за­ро­ж­де­ния ин­сти­ту­та кон­су­лов поя­ви­лись в ра­бо­вла­дельческую эпо­ху, что бы­ло свя­за­но с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли и мо­ре­пла­ва­ния. В Древ­ней Гре­ции ино­стран­цы для за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов вы­би­ра­ли за­щит­ни­ков из чис­ла жи­те­лей го­су­дар­ст­ва-го­ро­да (про­ке­нов). В Древ­нем Ри­ме ана­ло­гич­ную роль вна­ча­ле вы­пол­ня­ли па­тро­ны, за­тем пре­то­ры. В XI-XIV веках поя­ви­лись ко­ди­фи­ци­рованные нор­ма­тив­ные ак­ты, в ко­то­рых из­ла­га­лись пра­ва и обя­зан­но­сти кон­су­лов (напр., Таб­ли­цы Амаль­фи, Оле­рон­ские пра­ви­ла). В 1820 году в Рос­сии был при­нят Кон­суль­ский ус­тав.

Ус­та­нов­ле­ние кон­суль­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по вза­им­но­му со­гла­сию и оформ­ля­ет­ся пу­тём под­пи­са­ния кон­суль­ской кон­вен­ции.

Кон­суль­ские функ­ции вы­пол­ня­ют­ся кон­суль­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми (ге­не­раль­ное кон­суль­ст­во, кон­суль­ст­во, ви­це-кон­суль­ст­во или кон­суль­ское агент­ст­во). Они мо­гут вы­пол­нять­ся так­же ди­пло­ма­ти­че­ски­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми (в них, как пра­ви­ло, име­ют­ся кон­суль­ские от­де­лы). Пред­став­ляе­мое го­су­дар­ст­во снаб­жа­ет гла­ву кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния до­ку­мен­том, имею­щим фор­му па­тен­та или по­доб­но­го ему ак­та (кон­суль­ский па­тент), в ко­то­ром ука­зы­ва­ют­ся его пол­ное имя и фа­ми­лия, ка­те­го­рия или класс, кон­суль­ский ок­руг и ме­сто­на­хо­ж­де­ние кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния.

Го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния вы­да­ёт гла­ве кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния эк­зе­к­ва­ту­ру - раз­ре­ше­ние на вы­пол­не­ние кон­су­лом функ­ций в оп­ре­де­лён­ном для не­го кон­суль­ском ок­ру­ге на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния. При осо­бых об­стоя­тель­ст­вах, с со­гла­сия го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния, кон­суль­ское долж­но­ст­ное ли­цо мо­жет вы­пол­нять функ­ции за пре­де­ла­ми сво­его кон­суль­ско­го ок­ру­га.

Основными кон­суль­ски­ми функ­ция­ми яв­ля­ют­ся: за­щи­та в го­су­дар­ст­ве пре­бы­ва­ния ин­те­ре­сов пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва, его гра­ж­дан и юри­дич. лиц в пре­делах, до­пус­кае­мых ме­ж­ду­нар. пра­вом; со­дей­ст­вие раз­ви­тию тор­го­вых, эко­но­мческих, куль­тур­ных и на­уч­ных свя­зей ме­ж­ду пред­став­ляе­мым го­су­дар­ст­вом и го­су­дар­ст­вом пре­бы­ва­ния, а так­же со­дей­ст­вие раз­ви­тию дру­же­ст­вен­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми ины­ми пу­тя­ми; вы­да­ча пас­пор­тов и про­езд­ных до­ку­мен­тов гра­ж­да­нам пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва и виз или со­от­вет­ст­вую­щих до­ку­мен­тов ли­цам, же­лаю­щим по­ехать в пред­став­ляе­мое го­су­дар­ст­во; вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей но­та­риу­са, ре­ги­ст­ра­то­ра ак­тов гражд. со­стоя­ния и др. по­доб­ных обя­зан­но­стей, а так­же не­ко­то­рых функ­ций администратичного ха­рак­те­ра, при ус­ло­вии, что в этом слу­чае ни­что не про­ти­во­ре­чит за­ко­нам и пра­ви­лам го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния; пе­ре­да­ча су­деб­ных и не­су­деб­ных до­ку­мен­тов или ис­пол­не­ние су­деб­ных по­ру­че­ний для су­дов пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щи­ми ме­ж­ду­народными со­гла­ше­ния­ми или, при от­сут­ст­вии та­ких со­гла­ше­ний, в лю­бом ином по­ряд­ке, не про­ти­во­ре­ча­щем за­ко­нам и пра­ви­лам го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния; осу­ще­ст­в­ле­ние пре­ду­смат­ри­вае­мых за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва прав над­зо­ра и ин­спек­ции в от­но­ше­нии су­дов, имею­щих на­цио­наль­ность пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва, и са­мо­лё­тов, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных в этом го­су­дар­ст­ве, а так­же в от­но­ше­нии их эки­па­жа; ока­за­ние по­мо­щи су­дам и са­мо­лё­там и их эки­па­жу, при­ня­тие за­яв­ле­ний от­но­си­тель­но пла­ва­ния су­дов, ос­мотр и оформ­ле­ние су­до­вых до­ку­мен­тов, а так­же рас­сле­до­ва­ние лю­бых про­ис­ше­ст­вий, имев­ших ме­сто в пу­ти. Кон­суль­ские уч­ре­ж­де­ния вы­пол­ня­ют и иные функ­ции, ко­то­рые не за­пре­ща­ют­ся за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния или про­тив вы­пол­не­ния ко­то­рых го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния не име­ет воз­ра­же­ний.

Го­су­дар­ст­во пре­бы­ва­ния долж­но пре­дос­тав­лять все воз­мож­но­сти для вы­пол­не­ния функ­ций кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния. Кон­суль­ские по­ме­ще­ния не­при­кос­но­вен­ны. Вла­сти го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния не мо­гут всту­пать в ту часть кон­суль­ских по­ме­ще­ний, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ис­клю­чи­тель­но для ра­бо­ты кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, ина­че как с со­гла­сия гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, на­зна­чен­но­го им ли­ца или гла­вы ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва. Со­гла­сие гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния мо­жет пред­по­ла­гать­ся в слу­чае по­жа­ра или другого сти­хий­но­го бед­ст­вия. Кон­суль­ские по­ме­ще­ния, пред­ме­ты их об­ста­нов­ки, иму­ще­ст­во кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния, а так­же его сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния поль­зу­ют­ся им­му­ни­те­том от лю­бых ви­дов ре­к­ви­зи­ции; кон­суль­ские по­ме­ще­ния и ре­зи­ден­ция штат­но­го гла­вы кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния ос­во­бо­ж­да­ют­ся от всех на­ло­гов, сбо­ров и по­шлин, за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой пла­ту за кон­крет­ные ви­ды об­слу­жи­ва­ния (напр., за ком­му­наль­ные ус­лу­ги); кон­суль­ские ар­хи­вы и до­ку­мен­ты не­при­кос­но­вен­ны в лю­бое вре­мя и не­за­ви­си­мо от их ме­сто­на­хо­ж­де­ния.

Официальная кор­рес­пон­ден­ция кон­суль­ско­го уч­ре­ж­де­ния не­при­кос­но­вен­на. Кон­суль­ская ва­ли­за не под­ле­жит ни вскры­тию, ни за­дер­жа­нию. Од­на­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда ком­пе­тент­ные вла­сти го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния име­ют серь­ёз­ные ос­но­ва­ния по­ла­гать, что в ва­ли­зе со­дер­жит­ся что-то дру­гое, кро­ме кор­рес­пон­ден­ции, до­ку­мен­тов или пред­ме­тов, пред­наз­на­чен­ных ис­клю­чи­тель­но для официального поль­зо­ва­ния, они мо­гут по­тре­бо­вать, что­бы ва­ли­за бы­ла вскры­та в их при­сут­ст­вии упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва. В том слу­чае, ес­ли вла­сти пред­став­ляе­мо­го го­су­дар­ст­ва от­ка­жут­ся вы­пол­нить это тре­бо­ва­ние, ва­ли­за воз­вра­ща­ет­ся в ме­сто от­прав­ле­ния.

Кон­суль­ские долж­но­ст­ные ли­ца не под­ле­жат аре­сту или пред­ва­рительному за­клю­че­нию ина­че как на ос­но­ва­нии по­ста­нов­ле­ний ком­пе­тент­ных су­деб­ных вла­стей в слу­чае со­вер­ше­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний. Кон­суль­ские долж­но­ст­ные ли­ца и кон­суль­ские слу­жа­щие не под­ле­жат юрис­дик­ции су­деб­ных или администратинвых ор­га­нов го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния в от­но­ше­нии дей­ст­вий, со­вер­шае­мых ими при вы­пол­не­нии кон­суль­ских функ­ций.

В Российской Фе­де­ра­ции ста­тус и функ­ции российских кон­су­лов за ру­бе­жом оп­ре­де­ля­ют­ся Кон­суль­ским ус­та­вом СССР (1976 год) и др.

Окончательное формирование консульского права в самостоятельную отрасль международного публичного права связано с кодификацией соответствующих норм в начале второй половины ХХ века. Помимо кодификации, решающее значение для возникновения консульского права имели формирование специфического предмета правового регулирования (консульских отношений) и появление большого числа внутригосударственных актов, регулирующих статус данного вида органов.

Говоря о консульском праве, необходимо иметь в виду его тесную связь с дипломатическим правом. Во-первых, консульские учреждения являются государственными органами внешних сношений и в силу этого имеют соответствующую правовую природу и характер осуществляемых функций. Во-вторых, консульские отношения в современном международном праве рассматриваются как своего рода производные от дипломатических отношений. Так, установление между двумя государствами дипломатических отношений является высшей формой юридического признания и автоматически означает установление между ними консульских отношений. Установление же консульских отношений не влечет за собой дипломатических. В-третьих, действующее международное право разрешает дипломатическим представительствам осуществлять консульские функции, но не наоборот. Наконец, все консульские учреждения находятся в прямой служебной подчиненности своим посольствам, а многие являются их структурными подразделениями.

Консульское право - это совокупность договорных и обычных международно-правовых норм, а также норм национального законодательства, регулирующих порядок деятельности, статус и функции консульских учреждений.

Особенностью предмета регулирования консульского права является то, что сюда входят как межгосударственные, так и внутригосударственные отношения. Последние связаны с порядком назначения и освобождения консульских служащих, кругом их обязанностей, ответственностью и т.д. Являясь государственными служащими представляемого государства, сотрудники консульских учреждений руководствуются в своей деятельности на территории иностранного государства одновременно международно-правовыми и внутригосударственными актами. В Конвенции о консульских сношениях 1963 года сказано, что формальности в отношении назначения и допущения главы консульского учреждения определяются, соответственно, законами, правилами и обычаями представляемого государства и государства пребывания.

Источники консульского права можно разделить на три группы. В первую группу входят международные договоры, заключаемые государствами в целях регулирования консульских отношений. Эти договоры, в свою очередь, делятся на двусторонние и многосторонние. Основным договорным источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях, принятая 24 апреля 1963 года. Кроме нее, можно назвать такие документы, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года (ссылка на нее есть в преамбуле Конвенции 1963 года) и Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.

Спецификой консульского права является преобладание среди его источников двусторонних соглашений, которые несут нас себе основную нагрузку при установлении консульских связей между государствами. Некоторые государства имеют по несколько сотен подобных соглашений. В качестве примеров таких договоров можно назвать Протокол об установлении консульских отношений между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия от 22 февраля 1992 года, Консульскую конвенцию между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой от 9 марта 1995 года, Консульский договор между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован Казахстаном 10 ноября 1994 года), Консульский договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном (ратифицирован 16 февраля 1999 года) и т.д.

Как правило, двусторонние соглашения об установлении консульских отношений включают в себя нормы, регулирующие порядок открытия консульских учреждений и назначения консульских должностных лиц договаривающихся сторон, объем предоставляемых сторонами консульских привилегий и иммунитетов, а также перечень консульских функций. Некоторые вопросы консульских отношений содержатся в двусторонних соглашениях, посвященных другим областям межгосударственного сотрудничества: в договорах о торговле, мореплавании, судоходстве, воздушных полетах, режиме государственных границ, деятельности таможенных органов и т.д.

Вторую группу источников консульского права составляют внутригосударственные акты, регулирующие институт консульской службы в той или иной стране. Так, после обретения независимости в Республике Казахстан действовал Консульский устав СССР 1976 года. В 1999 году был принят Консульский устав Республики Казахстан, являющийся основным законодательным источником деятельности казахстанских консульских учреждений. Кроме того, консульская деятельность в определенной степени регулируется Законом Республики Казахстан "О дипломатической службе" от 12 ноября 1997 года, Положением о Министерстве иностранных дел, законодательством о государственной службе и различными ведомственными актами.

Следует также иметь в виду, что определенная часть национального законодательства имеет отношение к деятельности в данном государстве иностранных консульских учреждений. В принципе, любое консульское учреждение обязано уважать действующие законы государства пребывания. С этой точки зрения, практически все текущее законодательство в той или иной степени затрагивает осуществление консульских функций. Вместе с тем, отдельные нормы имеют непосредственное отношение к иностранным консульским представительствам. Например, положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на иностранных дипломатов или определяющие порядок уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетами. В некоторых государствах действуют специальные Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств.

Наконец, третья группа источников консульского права - это обычные нормы, признанные большинством государств в качестве таковых. В преамбуле Венской конвенции 1963 года подтверждается, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями Конвенции.

Теоретически, на консульские отношения могут оказывать влияние источники "мягкого" права: различные декларации, хартии, заявления, а также решения некоторых международных организаций.

Курсовая работа

Выполнил: студент группы 5ЮЗБ-2

Проверил: ст. преп. кафедры ТППД

Дата защиты: _______________2016 г.

Севастополь – 2016

Содержание:

Глава 1. Консульское право, как отрасль международного права ……………5

§ 1. Консульское право: понятие и особенности……………………………………………………………..5

§ 2. Консульские сношения: особенности предмета регулирования консульского права …………………………………………………………….9

Глава 2. Источники консульского права …………………….………………13

§ 2. Акты Российской Федерации ……………………..………..……………. 19

Глава 3. Проблемы консульских сношений в современном мире …………. 23

§ 1. Особенности консульских иммунитетов и привилегий в современном мире ………………………………………………………………………………23

Список нормативно – правовых актов и специальной литературы .…………39

Введение

Консульское право зародилось много веков тому назад. . В начальный период своего развития это право ограничивалось защитой в государстве пребывания торговых интересов иностранных купцов, а также рассмотрением споров между отечественными и иностранными купцами. Постепенно консульские функции стали расширяться. Становление консульского права в России относится к XVIII в.

Основой консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Она определяет классы глав консульских учреждений, регулирует порядок открытия консульских учреждений, назначения и отзыва консулов, консульские функции, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, их сотрудников и консулов.

Весьма развита практика заключения двусторонних консульских соглашений, в которых детально регулируются вопросы консульских отношений между конкретными государствами. Кроме того, практически каждое государство имеет свои внутренние нормативные правовые акты, в которых регулируются вопросы консульской службы.

Установление консульских отношений между государствами осуществляется по их взаимному согласию. Если иное не оговорено двумя государствами, то согласие, данное на установление дипломатических отношений, означает и согласие на установление консульских отношений.

Разрыв же дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений (ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

Исходя из выбранной темы, ставятся следующие цели :

провести анализ основных подходов к пониманию консульского права, как отрасли международного права;

систематизировать представления об источниках консульского права.

По данной теме следует решить следующие задачи:

• исследовать консульское право, как отрасль права;

• систематизировать источники консульского права;

• исследовать правовые основы регулировании консульских сношений в законодательстве РФ.

Глава 1. Консульское право, как отрасль международного права

Консульское право: понятие и особенности

Консульские отношения долгое время регулировались обычаями и, лишь в начале прошлого века, была сделана попытка, кодифицировать консульское право.

Под консульским правом понимается система международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений их персонала и определяющих их статус и функции, иммунитеты и привилегии консулов.

Консульское право - одна из старейших институтов права, регулирующий отношения, связанные, прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием.

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Исторически консульские отношения развивались как отношения, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам, и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государства как такового. С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали всё более многогранный характер.

Исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.

Деятельность дипломатических представительств связана прежде всего с политическими аспектами международных отношений. Консульские же учреждения как особые органы внешних сношений за рубежом создаются государствами для поддержания и развития экономических, торговых, научно-технических, культурных и туристских связей.

Согласие, данное на установление дипломатических отношений между государствами, означает, если иное не оговорено, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечёт за собой разрыва консульских отношений.

В отличие от дипломатического представительства, которое ведает всем, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет специальную компетенцию только в пределах отведённого ему консульского округа. Отсюда и ещё одна особенность консульств – поддерживать отношения только с властями своего округа.

По мнению Ю.М. Колосова, консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Однако распространенная практика государств, включая участников Конвенции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положения общего международного права и, в частности, определяющих районы деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: генеральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения — генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipsofacto разрыва отношений консульских.

Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция — защита в государстве пребывания (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественного государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях определены следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебные и иные учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

Таким образом, консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Этот институт права один из наиболее важных в международном праве.


Консульское право как самостоятельная отрасль международного публичного права сформировалось только к середине XX в. Как и в других отраслях системы международного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. Оно непосредственно связано с дипломатическим правом, поскольку консульские отношения между государствами, имея определенную самостоятельность и специфический характер, неразрывно связаны с дипломатическими отношениями.

Предметом консульского права являются вопросы официальной деятельности государств-участников международного общения в области консульских отношений. Консульское право создает правовую основу деятельности консульского учреждения и его работников в государстве пребывания, четко определяя границы их компетенции, и способствуют выполнению надлежащим образом консульских функций, предоставляя соответствующие юридические гарантии самому консульскому учреждению и его работникам в форме привилегий и иммунитетов1.

Основная задача источников международного консульского права состоит в том, что они формируют нормы консульского права, которые способствуют развитию экономических, торговых, научных, а также дружественных отношений между государствами независимо от различия в общественном строе и государственном устройстве, отношений, основанных на соблюдении основных принципов и норм международного права.

Современное консульское право — это в основном конвенционное право. Его основу составляют: Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, имеющая универсальный характер, двусторонние консульские конвенции, общее число которых исчисляется сотнями, а также многосторонние консульские конвенции, имеющие региональный характер. К ним относятся: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. и Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.

Существенным моментом для характеристики Венской конвенции 1963 г. как источника консульского права является то, что предусмотренные в ней нормы не отражаются на других международных договорах по консульским вопросам.

Источником консульского права служит Конвенция предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., так как её положения распространяются и на консульских должностных лиц.

Особенностью консульского права является то, что вплоть до XX в. оно опиралось преимущественно на нормы международного обычного права, хотя имело место и заключение двусторонних консульских конвенций.

Консульская деятельность основывается не только на нормах международного консульского права, но и на внутреннем законодательстве государств (Конституция, Консульский устав, Положение о консульском учреждении, почетном консуле, законы о въезде и выезде, правовом положении иностранце т.д.). Внутригосударственное право может в этой связи рассматриваться в качестве косвенного источника консульского права. Нормы международного консульского права и внутригосударственного права, регулируя консульскую деятельность, находящегося в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга в процессе своего развития.

Вопрос о соотношении международного договора и внутреннего закона в Российской Федерации, как и во многих государствах, решается внутренним законодательством, которое, как правило, предусматривает приоритет за международным договором2.

Внутреннее законодательство государств выполняет двойную роль: оно регулирует те элементы статуса и деятельности консулов, которые носят внутригосударственный характер и обычно не подвергаются международно-правовому регулированию; оно может также иметь отношение к статусу и деятельности иностранных консульских учреждений и их работников, на-пример, в области их привилегий и иммунитетов, разумеется, в той мере, в какой это не создает ограничений, противоречащих соответственным международным нормам3.

В консульской работе используют:

– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.;

Из нормативных актов, непосредственно определяющих деятельность консульской службы в России и за границей, следует отметить:

— Положение о Департаменте консульской службы МИД РФ, утвержденное приказом по МИД России от 16 августа 1996 г. № 6430;

— Положение о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330;

— Положение о представительствах МИД России на территории РФ от 2006 г.

Среди многочисленных задач консульского Департамента необходимо выделить следующие:

— участие в консульском обеспечении внешних связей РФ в пределах своей компетенции;

— участие в защите прав и интересов России, ее граждан и юридических лиц за границей;

— участие в формировании и укреплении договорно-правовой базы консульских сношений РФ с иностранными государствами, разработка проектов консульских конвенций и других соглашений по консульским вопросам;

— участие в решении вопросов, связанных с учреждением консульских представительств РФ за рубежом и иностранных консульских представительств на территории РФ.

Положение о консульском учреждении РФ до принятия нового Консульского устава РФ является главным профессиональным руководством в деятельности наших консульских работников за границей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.