Конспект урока по биологии 7 класс классы рыб хрящевые костные

Выбранный для просмотра документ Многообразие рыб хрящевые и костные рыбы. 7 класс..docx

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Волкова Татьяна ВикторовнаНаписать 5372 24.01.2015

Номер материала: 334445

  • Биология
  • 7 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    24.01.2015 761
    24.01.2015 2077
    24.01.2015 540
    24.01.2015 502
    24.01.2015 2388
    24.01.2015 671
    24.01.2015 14602

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий


Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой их обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_klassy_ryb.docx 150.93 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой их обитания.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы: частично – поисковые, проблемные.

I. Проверка знаний учащихся.

1. Назовите известных вам представителей типа хордовых.

3. Отличительные признаки хордовых животных (фронтальная беседа).

5. Отличительные признаки подтипов Черепные и Бесчерепные (у доски).

6. Где живет ланцетник, как он приспособлен к жизни на дне моря?

7. В чем заключается примитивность организации круглоротых и как они приспособлены к паразитическому образу жизни (ответ у доски).

8. Почему ланцетника и миногу относят к разным подтипам хордовых?

II. Изучение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению позвоночных животных, которые отличаются от круглоротых более высоким уровнем организации. Кто эти животные, вы поймете, отгадав загадку:

Крылья есть, а не летает; Ног нет, а не догонишь. (рыбы)

Как же приспособлены рыбы к своей среде обитания?

1.Среда обитания рыб (рассказ учителя с элементами беседы).

  1. Общая характеристика рыб (стихотворение).
  2. Классификация рыб. Общая характеристика класса хрящевых рыб.

Многообразие, среда обитания костных рыб (объяснение учителя с использованием таблицы).

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  1. Учитель: какие приспособления во внешнем строении и передвижении костных рыб позволили им занять господство в водной среде? (беседа с учащимися с использованием таблиц и рыбы пираньи, дополнения учителя).

а) обтекаемая форма тела

Рыбы, живущие в верхних слоях воды, имеют, как правила, заостренное брюшко (сельдь). У донных рыб (скат, камбала), наоборот, тело обычно сплющенное. Какое значение имеет такая форма в жизни рыб?

б) окраска (брюшко светлее спины)

Окраска рыб часто покровительственная, маскирующая. Приведите известные вам примеры.

в) чешуя костная

Как расположены чешуи у костных рыб, какое значение имеет такое расположение? Как различаются костные чешуи по форме (рисунок 84), какая чешуя у карпа?Оказывается, по чешуйкам можно узнать возраст рыбы. Каким образом это можно сделать?

г) Что еще способствует быстрому передвижению рыбы в воде? Почему говорят, что рыба скользит в воде? (слизь)

Кроме слизеотделительных, в коже некоторых рыб есть и ядоотделительные железы, а также светящиеся клетки.

д) Как рыба передвигается в воде? (плавники)

Различают парные и непарные плавники.

Учитель показывает плавники, а учащиеся определяют их название и функцию при передвижении.

  1. Кроме всего перечисленного, плавучесть костных рыб обеспечивает еще особый орган, расположенный в брюшной полости. Что это за орган? (Плавательный пузырь).

Строение и функции плавательного пузыря (объяснение учителя)

  1. При помощи чего рыба ориентируется в водном пространстве? (беседа с использованием таблиц, рыбы пираньи, дополнения учителя)

а) органы зрения - глаза

Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему виде нию , а вот близко расположенные предметы рыбы видят очень четко и даже различают цвета и оттенки; таким образом рыбы близоруки.

б) ноздри ведут в органы обоняния - два мешочка с чувствительными клетками. Обоняние у рыб острое, позволяющие им держаться в стае и обнаруживать пищу.

в) Слышат ли рыбы? Чем они слышат?

Орган слуха находится в черепе. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа. Кроме того, слышать рыбам помогает плавательный пузырь, так как будучи хорошим резонатором он усиливает звуки.

г) Издают ли рыбы какие-нибудь звуки?

Установлено, что рыбы издают звуки, которые человек просто не слышит без специальных приборов. Рыбы сигнализируют друг другу об опасности, отпугивают громкими звуками врагов, общаются во время брачного периода.

д) органы вкуса расположены в ротовой полости^ осязательные клетки разбросаны по телу

Вывод: комплекс разнообразных приспособлений во внешнем строении, передвижении, а также в строении органов чувств позволили рыбам заселить водную среду.

  1. Закрепление знаний.
  1. С каким двумя классами рыб вы познакомились на уроке?

Инструктивная карточка к Л.р.

Цель работы: ознакомление с особенностями строения и передвижения рыбы.

Оборудование: живая рыба в банке с водой, лупа, чешуя карпа.

  1. Рассмотрите плавающих рыб. Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело; видна ли боковая линия; какое значение в жизни рыб имеет такая форма и окраска. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы, как они расположены, какое значение имеет такое расположение чешуи. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте и когда движется.

  1. Закончите предложения:
  1. Форма тела - .
  1. Рассмотрите рисунок. Какие части тела рыбы обозначены на рисунке цифрами 1-9?
  1. Отделы тела (. . . ) соединены между собой .
  2. Форма передней части головы - .
  3. Окраска спинной поверхности - .
  4. Окраска брюшной поверхности - .
  5. Тело покрыто . и .
  6. Главную роль при движении вперед играет . плавник.
  7. Повороты и вертикальное перемещение осуществляют .
  8. Устойчивость при движении придают . плавники.
  9. Ориентируются в потоках воды с помощью органов чувств: . . .

IV. Напишите вывод. Укажите, чем обусловлены особенности строения и передвижения рыб.

Вопросы к кроссворду

1. Форма тела большинства рыб.

  1. Парные плавники, расположенные на нижней стороне тела.

6. Плавники, число которых у разных видов рыб может быть различным.

  1. У рыбы они не имеют век.
  1. Отверстия на голове рыб, связанные с органом обоняния.

Составьте характеристики подтипов Бесчерепных и Черепных типа Хордовые на основе предложенных сведений, используя цифры, после которых они приводятся.

  1. Бесчерепные
  2. Черепные Сведения:
  1. Внутренний скелет представлен хордой.
  2. Хорда имеется в основном лишь у зародышей, у взрослых животных ее заменяет позвоночник.
  3. Развит скелет головы - череп.
  4. Центральная нервная система представлена недифференцированной нервной трубкой.
  5. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
  6. Имеется 5 основных органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.
  7. Кровеносная система состоит из сердца и кровеносбных сосудов.
  8. Органы выделения - парные почки.

9. Органы выделения представлены выделительными трубками.

10. Большинство представителей активно передвигаются при помощи парных конечностей.

Составьте характеристики хрящевых и костных рыб на основе предложенных сведений, используя цифры, после которых они приводятся.

  1. Хрящевые рыбы
  2. Костные рыбы Сведения о рыбах:
  1. Чешуя костная (чешуйки располагаются черепицеобразно).
  2. Чешуя, если имеется, зубоподобная (плакоидная).
  3. По бокам головы открываются наружу 5-7 жаберных щелей.
  4. По бокам головы находятся жаберные крышки, прикрывающие жабры.
  5. Скелет хрящевой.
  6. Скелет полностью или частично окостеневший.
  7. Хорда сохраняется в течение всей жизни.
  8. Хорда у большинства видов рыб сохраняется лишь в виде остатков между позвонками позвоночника.
  9. Плавательный пузырь имеется (образуется как вырост кишечника), иногда вторично отсутствует.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Актуализация знаний

Что такое хорда?

Назовите животных типа Хордовые.

В чем их сходство?


4. В чем отличие скелета высших и низших хордовых?

Какова роль ланцетника в природе?

Приведите доказательства того, что круглоротые не относятся к бес­позвоночным животным.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Классы рыб. ХРЯЩЕВЫЕ, КОСТНЫЕ

1.Каковы отличительные признаки рыб?

2.В чем отличие хрящевых рыб от костных?

Общая характеристика. Рыбы — позвоночные животные, живущие только в воде. Появились рыбы более 400 млн лет назад в пресных водоемах материков, а затем освоили и морскую соленую воду. Сего­дня известно около 20 тыс. видов рыб, которые различаются по фор­ме тела, размерам и массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, прикрытые жаберными крышками, костную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные

Хрящевые рыбы. Большинство из них — постоянные обитате­ли морской среды, в пресных водах встречаются лишь немногие виды. Современные хрящевые рыбы сохранили в своем строении ряд древних признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, попереч­ное ротовое отверстие на нижней стороне головы и ряд других.


Костные рыбы — самая многочисленная группа рыб, обитаю­щая в морях и океанах, в реках и озерах, в постоянных и временных водоемах. Они составляют 96% от всех современных рыб на Земле. Форма тела разнообразная: вытянутая (щука, судак, трес­ка), кругообразная (скалярия, рыба-луна), торпедообразная (налим, сом, рыба-меч), сплюснутая, листовидная (камбала, палтус), змееоб­разная (мурена, вьюн, угорь).


Наиболее распространены рыбы из следующих отрядов: сельде­образные: океаническая сельдь, сельдь иваси; лососеобразные: ке­та, горбуша, семга, омуль, таймень; карпообразные: плотва, язь, карась, линь, лещ, вобла, тарань; щукообразные: обыкновенная щука; окунеобразные: окунь, судак, скумбрия, тунец; тресковые: треска, навага, пикша, налим.

Прекрасная приспособленность костных рыб к различным ус­ловиям водной среды, выработанная в процессе длительной эволюдии, позволила им заселить разнообразные водоемы. Некоторые ры­бы приспособились жить даже в подземных водах.

Тело большинства рыб имеет вытянутую форму. Заост­ренная спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плав­ником. Далее следует хвостовой отдел.

Снаружи кожа рыб покрыта чешуей. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно, рядами. Образующийся покров предохраняет рыб от механических повреждений. Чешуи могут быть микроскопическими, например у морского угря. Очень крупные чешуи, величиной с ладонь, имеют усачи, живущие в реках Индии.

В коже рыб располагаются различные железы, например слизе­отделительные и ядоотделительные, у некоторых рыб есть светящие­ся клетки. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и бы­строму движению в воде.


Внутренний скелет костных рыб состоит из костей головы, образующих череп, позвоночника, скелета парных и непарных плав­ников. Парные плавники — грудные и брюшные — обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способст­вуют движению вниз и вверх. Хвостовой, спинной, анальный — непарные плавники. Хвостовой плавник осуществляет поступатель­ное движение, служит рулем при изменении направления.

Пищеварительную систему составляют рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы — печень и поджелудочная, анальное отверстие.

Плавательный пузырь имеют многие костные рыбы. Донные рыбы и рыбы, осуществляющие быстрые вертикальные перемещения в воде, не имеют плавательного пузыря. Пузырь заполнен смесью га­зов. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способ­ствует свободному перемещению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.


Органы дыхания рыб— жабры . Они расположены с обеих сторон в головной части тела и покрыты жаберными крышка­ми. Жабры осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма. Процесс дыхания осуществляется благодаря движению воды, омывающей жабры. Нагнетание воды в ротовую полость и выталкивание ее наружу осуществляют жаберные крыш­ки и ротовое отверстие. Кровеносная система замкнутая. Состоит из сердца и одного круга кровообращения. Сердце двухкамерное, состо­ит из предсердия и желудочка и расположено в передней части тела.

Органами выделения рыб служат почки, расположенные под позвоночником в виде лент

Органы размножения рыб — парные яичники у самок и семен­ники — у самцов. Рыбы раздельнополы. Яичники формируют яйца — икринки, семенники — сперматозоиды. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное, в воде. Самки выметывают икринки, самцы — молоки, содержащие сперматозоиды.

Нервная система примитивна. Отделы головного мозга распола­гаются линейно и характеризуются малыми размерами . Например, у щук головной мозг составляет У3000 часть от общей мас­сы тела.

Органы чувств представлены органами зрения, слуха, обоня­ния, осязания. Органы зрения — глаза, располагающиеся по бокам головы и приспособленные к четкому видению предметов на близ­ком расстоянии.

Орган слуха рыб представлен внутренним ухом — лабиринтом, расположенным в задней части черепа.

Боковая линия рыб — своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения . Она хорошо заметна сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.

Органы обоняния представлены двумя обонятельными, слепо замкнутыми ямками, расположенными на кончике морды. Дно и стенки носовых ямок снабжены нервными окончаниями. Рыбы вос­принимают в воде различные запахи.

Органы вкуса рыб располагаются в ротовой полости, в коже и даже в хвосте. Рыбы различают горькое, сладкое, кислое, соленое, а имеющие предротовые усики, например сомы и налимы, распозна­ют вкус пищи, не дотрагиваясь до нее.

Хозяйственное значение рыб для человека велико. Рыба — цен­ный пищевой продукт, она служит одним из основных источников пищевого белка. Ежегодно вылавливается 70—74 млн т рыб в морях и океанах и около 9 млн т в пресных водоемах. Рыбий жир — целеб­ный для человека продукт — содержит витамин Б. Его получают из печени некоторых рыб, например тресковых. Плавники, плаватель­ный пузырь осетровых служат источником производства клея.

Ряд видов рыб имеет для человека отрицательное значение. Во-первых, некоторые из них ядовиты, и контакт с ними опасен.

Во-вторых, многие рыбы являются промежуточными хозяевами па­разитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека. В-третьих, есть рыбы, нападающие на человека, — акулы, мурены, пираньи и др.

Лабораторная работа

Внешнее строение и передвижение рыб

демонстрационные аквариумы (2—3 шт.), аквариумные рыбы. Мик­роскопы, чешуя карпа.

1.Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда дви­жется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жабер­ных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение осо­бей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

2.Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

3.Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении рыб.

Обитатели крупных рек России

Самые рыбные места в России

Самых Больших Рыб из Наших Рек | Аномальные Речные Монстры Пойманные Человеком

10 САМЫХ ОПАСНЫХ РЫБ УБИЙЦ

У хищных рыб, например щуки, судака, окуня, сома, большой рот, снабженный острыми зубами. Рыбы, питающиеся планк­тоном, например сельди, имеют рот средней величины без зубов. Сазан, лещ, жерех и ряд других рыб зубов во рту не имеют и разжевывают пищу глоточными зубами, получивши ми такое название за свое расположение.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.В чем особенность строения всех костных рыб?

2.Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строе­нию от ранее изученных хордовых животных?

3.Что такое боковая линия?

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Разделы: Биология

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.

Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
  3. Под хордой расположена … система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна … симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

3’ Цель: изучение классификации рыб.

Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
1. Скелет
2. Наличие жаберной крышки
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта

1’ Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,

Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

5’ Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)

Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:
1 вариант – самую быструю рыбу;
2 вариант – самую медленную рыбу.

4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание: Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.

Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

3’ Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?

3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.

5’ Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?

Чешуя и слизь. Каково их назначение?

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5. Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.

8. Вкус и обоняние.

9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)

Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.

3’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!

Если - 15-18 баллов, очень хорошо!

Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!

А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Оборудование: ванночки с рыбой.

  1. Прочитайте всю работу.
  2. Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
  2. Из каких отделов состоит тело рыбы.
  3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
  4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?
  5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2-го уровня.

  1. Каково значение формы тела?
  2. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
  3. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3-го уровня.

  1. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек проводит опыты и готовит мини-выступление.

Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:

1 – на резкий взмах руки у стекла;
2 – на стук по стеклу;
3 – на опущенный в воду карандаш;
4 – на кормление.

2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.
Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?

1’ Резюме.

Цель: подведение итогов.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!

Любит дно песчаное бычок,
Чистую, прозрачную водицу.
Малыша такого ты не жарь,
Пусть себе в песочке порезвится!

А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

1’ Рефлексия.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.

Название станции Загрузочная Знакомые незнакомцы Полный вперед! Дефиле Это интересно итог Исследовательская
Полученные баллы

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
1. Скелет
2. Наличие жаберной крышки
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта (спереди, снизу)

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Задания повышенного уровня сложности:

3. 1 вариант – самая быстрая рыба -
2 вариант – самая медленная -

4. Обтекаемая форма тела у рыб для

5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение -

СК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.

ВК Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Ответ: 1 , 2 , 3 , 4 , 5

ВК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).

Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Форма тела рыбы -
  2. Отделы тела рыбы:
  3. Расположение рта у рыб
  4. Чешуя на теле рыбы –
  5. Органы, обеспечивающие движение рыб.

Задания 2-го уровня.

  1. Значение формы тела
  2. Рыба относится к классу
  3. Виды плавников у рыбы:

Задания 3-го уровня.

  1. Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:

Итоговая оценка за работу -

Рефлексия. Ответ:

Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.

А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.