Концепция личностно-ориентированного обучения шпора

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

1. самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

2. опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

4. учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

5. целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;

6. перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Личностно-ориентированный подход имеет ряд принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, а также приоритетного старта:

- Вариативность: использование не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их опыта. При этом ответственность за этот принцип ложится на взрослых.

- Синтез: это технологии, которые вовлекают учащихся в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.

- Старт: вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее, создание благоприятных условий для дальнейшего изучения иностранного языка.

При этом помнить, что в процессе развития личности нужно ориентироваться и на развитие познавательной сферы учащихся (ощущений, восприятия, памяти и мышления). Ученик должен быть полноправным субъектом учебной деятельности. Следовательно, он должен знать психологические закономерности, лежащие в основе познавательной, эмоциональной и волевой сфер. А спрашивать нужно не только результаты обучения, но и развитие личности. При этом ученики должны знать, что они в большей мере ответственны за развитие своей личности.

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование.

Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:

Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

- цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

-обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

-учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Следует констатировать, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной школе вызывает определенные затруднения в силу ряда причин. Вот некоторые из них:

1. Комплектование групп учащихся – в классе с наполняемостью 25 человек учитель, часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребенка.

3. Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.

5. Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.

Реализация личностно – ориентированного обучения в современной школе – процесс сложный и болезненный.

Развитие российского образования предполагает переход к личностно-ориентированному образованию. Популярность этого подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

· индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,

· человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,

· индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,

· взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,

· самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения являются (И.С. Якиманская):

· цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

· обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

· учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

· усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

В личностно-ориентированном обучении перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

· личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

· образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

· обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

· в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;

· личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

· использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

· оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

· поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

· создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

· наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

· использование проблемных творческих задач;

· применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

· оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

· отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

· при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Современный этап развития образования в нашей стране характеризуется многими исследователями (Е.В. Бондаревской, Г.К. Селевко, И.С. Якиманскойи др.) как переходный от традиционного к личностно ориентированному обучению, что связано с формированием нового типа мышления и новых способов преобразования действительности. В связи с этим в течение последнего десятилетия 20-го века велись активные поиски ответов на вопросы о сущности и содержании личностно ориентированного образования, о его функциях по отношению к личности, содержании, технологии, организационных формах. Результатом этих исследований явилась разработка Е.В. Бондаревской с соавторами парадигмы личностно-ориентированного образования. Под парадигмой принято понимать совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.

Анализ исследований в области личностно ориентированного образования позволили сформулировать ряд положений:

Первое положение касается переосмысления сущности и назначения традиционного образования, которое понимается как овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, их подготовка к жизни, и характеризуется как знаниевое. Согласно личностно ориентированному подходу образование трактуется не только как совокупность знаний, умений и навыков, а это, прежде всего становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала [1, с. 12], где знание, навыки и умения являются средствами этого становления [4, с. 5]. Благодаря личностно-ориентированному обучению человек становится субъектом определённой культуры, научается жизнетворчеству.

Второе положение касается отношения учителя к учащимся. Суть этого отношения определил Ш.А. Амонашвили, обосновавший личностно-гуманный подход в образовании, согласно которому воспитатель должен оптимистически мыслить о воспитанниках, относиться к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а по собственному желанию и свободному выбору. В педагогическом процессе необходимо опираться на личностную значимость обучения, или иными словами исходить из того, что в поступках обучающихся есть личностный смысл. Цель личностно ориентированного образования должна заключаться в развитии механизмов саморегуляции, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, которые необходимы для безопасного взаимодействия человека с другими людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Третье положение личностно ориентированного подхода в обучении связано с определением человекообразующих функций образования, к которым Е.В. Бондаревская относит:

Для этого образование должно заложить в человеке механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.

Четвертое положение личностно ориентированного подхода в обучении касается его содержания, которое должно включать следующие обязательные компоненты: 1) аксиологический, 2) когнитивный, 3) деятельностно-творческий, 4) личностный.

Компоненты содержания образования
Аксиологический компонент должен помочь учащимся в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций
Когнитивный компонент должен обеспечивать учащихся научными знаниями о природе, обществе, человеке
Деятельностно-творческий компонент должен способствовать овладению разнообразными способами дея-тельности
Личностный компонент должен обеспечить самопознание, овладение способами саморегуляции, развитие рефлексивной способности, формирование личной позиции

Следует отметить, что личностный компонент является системообразующимв содержании личностно ориентированного образования, что существенно отличает его от традиционного образования, где системообразующим компонентом содержания служит когнитивный компонент. Учитывая данное замечание, необходимо вовлекать учащихся в критический анализ, отбор, конструирование содержания образования; в проектирование возможных решений задач.

Пятое положение личностно ориентированного подхода в обучении касается педагогических технологий, под которыми следует понимать совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). В технологии личностно-ориентированного образования основными средствами обучениядолжны быть:

Шестое положениеличностно ориентированного подхода в обучении касается построения учебной программы. При разработке учебных программ долгие годы доминировало представление о том, что цель образования заключается в получении научных знаний об окружающей действительности, что нашло отражение в концепции деятельности (Б.Р. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которой учебная деятельность рассматривается как познавательная, а поэтому и формируется, исходя из закономерностей познания. Создание учебной программы в познавательной парадигме заключается в конструировании учебного материала в соответствии с логикой построения научного знания (историей его возникновения), но безотносительно к ученику. Главная функция обучения сводится при этом к формированию понятий, которые систематизируются, конструируются, исходя их основных принципов дидактики (научности, доступности, наглядности и др.), и задаются для усвоения при использовании определенных методических средств.

В последние годы наметился принципиально иной подход к разработке учебных программ. Это связано, с одной стороны, с предоставлением социальной возможности выбора путей и форм получения образования (появились альтернативные образовательные учреждения), а с другой – с пересмотром самой образовательной парадигмы, придание ей смысла не столько познавательной, сколько развивающей. При этом следует подчеркнуть, что речь идет не об отмене одной парадигмы и замене ее новой, а о смене акцентов применительно к образовательным целям.

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontseptsiya.docx 30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

1.Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Функции личностного подхода

охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);

опора (помощь в самоутверждении);

помощь в становлении положительной Я - концепции.

Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.

Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.

Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.

Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения : помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):

  • наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
  • учащийся - субъект жизни;
  • "реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;
  • принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
  • недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;
  • опора на самоактуализацию личности учащихся.

2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

Концепция основана на принципе субъектности.

Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение.

Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

Личностно-ориентированное образование - есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.

Составляющие технологии ЛОО:

  • система знаний;
  • методика проведения личностно-ориентированного урока;
  • оценка ученика в процессе усвоения знании.

Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова

В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников .

Личностно-ориентированное образование - это образование:

устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,

создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.

  • при проектировании образования учитывается "событие в жизни личности";
  • проектирование обучения - совместная деятельность учителя и учащихся;
  • образовательный процесс становится источником личностного опыта;
  • обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;
  • внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;
  • текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.

3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием " культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Педагогическая технология рассматривается:

как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей

как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.

4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)

Образование - часть культуры , которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.

Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Цель образования - найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Компоненты культурологического подхода к ЛОО:

  • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;
  • диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;
  • отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: - природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.

Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.

Ценности гуманистической педагогической культуры:

  • не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
  • не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота , сотрудничество и диалог ученика и учителя;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты : аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Цель аксеологического компонента - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.

5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.

Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью, можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих способностей.

Вводит категории трех типов развития:

  • категории "изменения" и "самоизменения" для созревания и роста;
  • категории "совершенствования" и "самосовершенствования" - для процессов формирования;
  • категории "развития" и "саморазвития" - для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека как субъекта собственной жизни).

Главный вопрос - о самостоятельности человека, его самосознании, самобытности, самодеятельности.

Позиция педагога, его личность оказывает влияние на личностно-ориентированное образование.

6 . Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.

Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям, умениям и навыкам - средство образования.

Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю; учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение; формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; - домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.

7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.

Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и самовоспитание.

  1. введение в предмет через генетически исходное понятие, что позволяет ученику строить гипотезы;
  2. не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при инициации сотрудничество и учителем;
  3. взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек зрения на проблему;
  4. взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при обнаружении, фиксации и обсуждении содержании "Я - концепции";
  5. обеспечение психологической безопасности работы группы, осуществление педагогической поддержки.

Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания; разрешение этических ситуаций; тренинги.

8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

Справка: синергетика - наука, изучающая системы с самоорганизацией.

Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.

Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.

Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.