Концепции происхождения человека шпора


Шпаргалка шпора (шпаргалка) по антропологии мгэи Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 12.02.2016. Год: 2016. Уникальность по antiplagiat.ru:

1. Объект и предмет антропологии.
2. Проблема происхождения человека в области религии, фило-софии и биологии.
3. Основные положения теории Ч. Дарвина.
4. Доказательства эволюции человека.
5. Место человека в системе живого мира. Сравнение с примата-ми.
6. Общая характеристика узконосых обезьян.
7. Общая характеристика широконосых обезьян.
8. Эволюционное древо человека.
9. Развитие мозга в процессе эволюции человека.
10. Общая характеристика австралопитека.
11. Общая характеристика человека умелого.
12. Общая характеристика синантропа.
13. Общая характеристика питекантропа.
14. Общая характеристика неандератальца.
15. Общая характеристика кроманьоньца.
16. Развитие орудийной деятельности человека.
17. Первобытное искусство.
18. Развитие системы коммуникаций человека.
19. Закономерности роста и развития.
20. Паспортный и биологический возраст. Методы оценки.
21. Возрастные особенности морфологического, физиологическо-го, психологического и социального развития.
22. Биология и психология старения.
23. Методы антропометрии.
24. Конституция по Бунаку, Галанту, Кречмеру.
25. Типы конституций у детей.
26. Общая характеристика рас.
27. Негроидная раса и ее подрасы.
28. Европеодная раса и ее подрасы.
29. Монголоидная раса и ее подрасы.
30. Адаптация к низким температурам.
31. Адаптация к высоким температурам.
32. Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.

1. Объект и предмет антропологии
Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Принято разграничивать:
археологию (ископаемые останки)
этнографию (культуру и быт народов)
антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)
Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.
Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.
Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
Антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает полное отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био¬логических закономерностей в человеческое общество.
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.
МЕТОДЫ:
палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.
анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.
группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, кото¬рый служит предметом измерения, различают:
соматометрию – измерение живого человека
остеометрию — измерение костей скелета
краниометрию — измерение черепа.
антропоскопию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.
В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз¬ведения размеров и формы объекта:
метод графического воспроизведения контуров тела, черепа
1 специальные приемы антропологического фотографирования
2 пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков
3 получение отпечатков рельефа кожи
Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей).

2. Проблема происхождения человека в области религии, философии и биологии.
Вопрос о происхождении человека волновал человечество на протяжении всей его истории. Но, долгое время эта проблема обсуждалась в рамках религии, мифа. В XX веке особенно быстро начали накапливаться естественно научные знания о происхождении жизни на земле, а значит, и человека. Но, несмотря на значительную, разветвленную систему исследований, накопленные знания, экспериментальные работы, проблему нельзя считать решенной. Это лишь гипотезы, ни одна из которых не подтверждается практически. Назовем основные из них.
Космическая гипотеза. Процесс возникновения жизни на Земле является следствием заноса из космоса примитивных организмов и дальнейшего их развития благодаря благоприятным физико-биологическим условия на Земле. Второй вариант космологической гипотезы Землю посетили инопланетяне. Они оставили на ней своих представителей, которые пережили ряд катастроф, переродились в современный вид человека и достигли современного развития.
Сторонники эволюционной гипотезы утверждают, что возникновение земной жизни является закономерным результатом предшествующей эволюции нашей планеты без вмешательства внешней свободы.
В рамках эволюционной гипотезы разрабатывается комплексный деятельностный подход к решению проблемы о происхождении человека, который включает такие факторы, как труд, речь, сознание, различные формы общности, регулирования брачных отношений, нравственность. Эти концепции нередко сочетаются с религиозными и инопланетными подходами, которые предусматривают вторжения ума с Космоса.
После создания Ч Дарвиным своей теории, возникает трудовая гипотеза происхождения человека. Краеугольным камнем этой гипотезы является положение, что сам же труд, начинается с изготовления орудий труда, использование огня, создал человека. В процессе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг.
Следовательно, труд с помощью определенных орудий, сплочение в общество, язык и мышление, использование огня являются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Впоследствии добавляется регулирования брачных отношений, нравственность и другие аспекты формирования и существования человека.
Сторонники трудовой гипотезы происхождения человека, согласно которой \"труд создал человека\", утверждают, что в процессе труда развиваются способности человека, органы его тела, с помощью которых она осуществляет те и или иные операции, а также мышление, чувственное восприятие мира.
Человеческий труд полностью отличается от деятельности животных Можно выделить следующие основные отличия:
- человек использует орудия труда
- универсальность человеческого труда.
Животное действует только по характеру своего вида Так, бобры строят плотину, пчелы - соты, добывают мед. Но они не способны делать то, что не заложено в них природой.
Следует заметить, что проблематика происхождения человека названными подходами не исчерпывается. Существует разнообразие различных оттенков этой сложной, таинственной во многих аспектах проблемы
Религия. В области биологии средневековье не дало новых идей. При этом многие античные достижения были либо утеряны, либо переинтерпретированы в религиозном духе. Особенно это касается таких миро¬воззренческих проблем, как происхождение жизни и происхожде¬ние человека. В рамках религиозного мировоззрения происхожде¬ние жизни и человека рассматривались как прямое, непосредствен¬ное творение их Богом. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий — христианства, мусульманства и буддизма.

3. Основные положения теории Ч. Дарвина
Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.
1) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2) Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3) В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.
4) Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.









ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1 Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств – палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.

2 Теория творения (креационизм)

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

3 Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории, появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

4 Теория пространственных аномалий

Итак, вернёмся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных – прошёл, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Основные стадии эволюции человека

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2–1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объём его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4–1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн – 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Вывод

1. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

3. Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

- отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу – этот вариант присущ большинству населения Земли;

- ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений;

- диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности.

Список использованных источников

1. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. – Киев: Наукова думка, 1988.

2. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии. – Минск: Университетское, 1989.

3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978.

4. Дарвин Ч. О происхождении видов путём естественного отбора. 1859.

5. Малькольм Баудер. Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998.

6. З. Косидовский. Библейские сказания. – М., Политиздат, 1978.– 455с.

7. Жизнь – как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? Пер с англ. – Нью-Йорк, 1992. – 256с.

8. Дети Вселенной. Сборник. – Донецк, 1993. – 224с.

1. Концепции происхождения человека.

2. Сходства и различия человека и животного.

3. Стадии эволюции человека.

4. Человек как единство биологического, социального и духовного.

Одним из центральных вопросов современного естествознания, на который наука не дает однозначного ответа, является вопрос о появлении человека на Земле. Изучением происхождения и эволюции человека, движущих сил и закономерностей антропогенеза, соотношения биологического и социального в процессе развития человека занимается отрасль естествознания антропология (от греч. anthropos – человек). В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека.

- Концепция креационизма. В древнейших мифах и легендах разных народов нашли отражение представления о божественном происхождении человека, согласно которым всемогущий бог (боги) создал окружающий мир и человека. Господствующая в европейских странах религия – христианство – утверждает, что Бог создал человека на шестой день творения мира по своему образу и подобию.

- Концепция эволюции определяет положение человека в природе, объясняет его сходство с другими животными.

Уже в античной философии имели место попытки понять природу и сущность человека. Первые представления о единстве и развития живого берут начало у античных философов (Эмпедокл, Демокрит, Лукреций, Аристотель и др.). Карл Линней (1735 г.) при создании классификации органического мира поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Идея родства между высшими приматами и человеком нашла поддержку и научное обоснование в работах Ж. Бюффона (1749) и Ж.Б. Ламарка (1809).

Она стала орудием труда, который явился предпосылкой и условием развития речи, мышления, сознания, всего того, что отличает человека от животного. Человек – единственное существо на Земле, способное сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающий мир, планировать и предвидеть результаты. Постепенно биологические факторы эволюции человека (изменчивость, наследственность и естественный отбор) уступают место социальным факторам (трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению).

- Концепция мутагенеза. Сегодня известно, что видообразование нельзя объяснить только изменениями окружающей среды. Основную роль в эволюции должны играть доминантные мутации – изменения генетического кода особи. Условия среды и образ жизни способствуют только естественному отбору среди множества мутаций особей, отличающихся некоторым преимуществом, лучшей приспособленностью к данным условиям.

Причиной возникновения такого рода мутаций, как предполагают ученые, могут быть экстремальные геофизические факторы, например, изменение уровня радиации или геомагнитная инверсия. Учеными установлено, что местом возникновения антропоидов является Восточная и Южная Африка, характеризующаяся высоким уровнем радиации и активной вулканической деятельности. Землетрясения вызывали смещение геологических пластов, в результате которого происходило обнажение радиоактивных пород и резкое увеличение радиоактивного излучения.

Геомагнитные инверсии (смены магнитных полюсов Земли) сопровождаются увеличением частоты мутаций в два раза, что приводит к мощным вспышкам биологического формообразования. Найденные в Африке останки древних обезьянолюдей относят к периоду геомагнитной инверсии, появление питекантропа также по времени совпадает с очередной геомагнитной инверсией (690 тыс. лет назад). Следующая смена полюсов произошла 250-300 тыс. лет назад, в это время на Земле существовали неандертальцы. Появление современного человека (30-40 тыс. лет назад) также совпадает с периодом очередной геомагнитной инверсии. Гипотеза геомагнитной инверсии была выдвинута российским антропологом Г.Н. Матюшкиным.

- Космическая концепция, концепция панспермии. Жизнь зародилась в космосе и была занесена на Землю в виде космических зачатков – космозоев (Г. Рихтер, 1865). Космическую концепцию поддерживали русские ученые С.П. Костычев, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, связывая возникновение жизни с появлением на Земле частичек вещества, пылинок, спор из космического пространства, которые летают во Вселенной за счет светового давления.

В конце 1960-х гг. появилась и другая точка зрения, согласно которой человек рассматривается как потомок или творение инопланетян, попавших в силу каких-то причин на Землю. Но аргументы, используемые для доказательства космической концепции, очень зыбки и легко опровергаются.

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа – антропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остается далеко не выясненным. Существуют разные теории, объясняющие происхождение человека. Религиозное представление о сотворении человека Богом – одно из распространенных. Но есть и философские концепции, которые пытаются объяснить происхождение человека, не опираясь на религиозно-идеалистические взгляды.

В ХIХ в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникала потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека. Трудовая теория происхождения человека утверждает, что определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры. Эта же позиция воспроизводится в диалектическом материализме.

Американский философ и культуролог Л. Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил иную концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, например, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов.

Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. По его мнению, человек – это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития культуры.

В основании разных теорий антропосоциогенеза содержится и вопрос о природе человека, т.е. о соотношении биологического и социального в человеке. В современной философской литературе сложились две позиции. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой – она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и др. Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный. Сторонники социального подхода к человеку утверждают, что человек рождается с единственной способностью – способностью приобретать человеческие способности (А.Н. Леонтьев). В качестве примера приводятся слепоглухонемые, которые на основании использования специальных методик, основанных на теории предметной деятельности, приучались к человеческому поведению, учились читать, писать.

Сторонки социобиологического подхода считают, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон – основоположник социобиологии – выделяет взаимный альтруизм, защиту своего местообитания, агрессивность и т.п.

Гендер – социальный, культурный пол. Это понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек рассматривался лишь как человек разумный. Но в ХIХ в. стали обращать внимание и на психические процессы, не осознающиеся человеком. Определенное влияние на формирование таких взглядов оказал З. Фрейд, который рассматривал бессознательное как важный фактор человеческого поведения.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек – представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимается социальный аспект человеческой многогранности, социальная сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек.

Социализация личности – процесс формирования социальных качеств личности.

В философии одна из тем – роль личности в истории. Те философы, которые считают, что все в мире заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, называются фаталистами. Те, кто утверждает, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами. Обе позиции – крайние. Нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать роль личности в истории. Во время революций роль личности возрастает, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный характер. Выдающиеся личности наиболее полно реализуют интересы больших социальных групп.

Каждая личность имеет структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценностные ориентации, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

Ядром структуры личности является мировоззрение. Оно формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности.

Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, а также сознание человека. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание. Индивидуальность – указывает на своеобразие социально значимых качеств личности. Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека. Сколько людей, столько индивидуальностей. Каждый из нас обладает индивиуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления. В какой-то степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой-то - средой.

На Западе сформировалось направление, которое сделало человека специальным предметом рассмотрения, - философская антропология. Она исследует феномен человека во всем многообразии его проявлений. Основатель этого направления – Макс Шелер (1874 - 1928). Он рассматривает человека не как вторичное существо после Бога, а как со-зидателя, со-основателя, со-вершителя мирового процесса. К его взглядам блики идеи Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) и В.И. Вернадского (1863 - 1945). Для Вернадского появление человека и образование единой общечеловеческой цивилизации, чья деятельность составляет особую сферу Земли – ноосферу – высший этап эволюционного развития Земли в тесном взаимодействии с космосом.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.


Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек – это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в биологическую науку. Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.


Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед - Альфред Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление - дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.


С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название "креационизм". Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.


Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.


Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.


Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика – предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления человека разумного стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.


На территории бывшей шумерской цивилизации были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки племени Майя утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.