Как снять спазм с мышц при заикании


Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Содержание

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.


Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

10 проверенных советов как избавиться от заикания

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

Заключение

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Автор методики, академик


  • Администраторы
  • 2845 сообщений
  • Научная статья академика Снежко Р.А.:

    Как лечить упс-зaпинание

    Что бы что то лечить, надо сначала понять, что же конкретно вы собираетесь лечить. Если вы скажете собираемся лечить упс-зaпинание, тогда возникает закономерный вопрос, а что такое упс-зaпинание. Для вас это просто слово, которое ассоциируется с теми или иными несуразными спазмами речевых мышц, речевыми потугами и страхом речи. Каждый хоть раз видел заикающегося, мы видим заикающихся повсюду в магазинах, в кино, на улицах, они под час бывают нашими соседями по парте или по работе. Каждый раз нормальный человек наблюдая заикающегося сравнивает себя с ним и говорит: он Заикающийся(упсвг), а я нормальный. Так же и заикающийся говорит: я Заикающийся(упсвг), а они нормальные. Но кто из вас может отличить заикающегося от нормального, когда люди не говорят? Никто! Вот это самое главное, что надо признать как первый научный факт про упс-зaпинание и заикающихся. Что вне акта речи, отличить заикающегося от не заикающегося, так же невозможно, как отличить немого от говорящего. Никогда ни у одного заикающегося, вне процесса речи и вне мыслей о этом процессе нет никаких спазмов. Эти именно РЕЧЕВЫЕ спазмы и называют заиканием. Нет речи - нет и спазмов речи. И перед вами ничем не отличающийся от остальных человек, абсолютно спокойный и нормальный. НО! Как только перед человеком возникает РЕЧЕВАЯ задача, тут же мы видим, как нормальный человек спокойно и уверенно её выполняет, а заикающийся сразу начинает паниковать и дергаться. это спазм-ступор наступает намного раньше, чем он начинает пытаться говорить, то есть решать РЕЧЕВУЮ задачу. Он начинает волноваться и паниковать, всякий раз когда перед ним ставится речевая задача. Таким образом видим, что заикающийся человек - это человек паникующий перед речевыми задачами, вне таких задач, он вполне нормален и ничем не отличим от нормального человека ни по поведению, ни по психо-эмоциональному настрою. И только относительно речевой задачи, заикающийся резко отличается от нормального человека, который с легкостью справляется с речевой задачей. Заикающийся справляется с речевой задачей? Да! Он тоже с ней справляется. Заикающийся не является немым. Он может сказать любое слово, но только с спазмами, сильным напряжением и не всегда с первой попытки. Тем не менее с Н-ой попытки заикающийся таки может сказать нужную последовательность звуков - то или иное слово или набор слов.
    Таким образом наглядное экспериментальное наблюдение выявляет четкие и абсолютные закономерности:
    1.Без речевого действия, вне речевой задачи заикающиеся не имеют проблем и не отличаются от нормальных людей ничем. Никак отличить заикающегося от незаикающегося вне РЕЧЕВОЙ задачи невозможно.
    2.При постановке речевой задачи, нормальный человек с легкостью её выполняет. Заикающийся её выполняет с трудом и не с первой попытки.
    3.Получив речевую задачу, нормальный человек сразу приступает к её выполнению. Заикающийся отсрачивает её выполнение, на как можно дольшее время и все это время пребывает в панике и стрессе(постарается любой ценой избежать необходимости выполнять речевую задачу). При невозможности избежать он включает ровно противоположный поведенческий шаблон - максимальное ускорение, он как бы пытается как можно быстрее решить(проскочить данную речевую задачу). Это подобно тому, как человек доведенный до отчаяния, бросается слома голову на препятствие, которое заранее знает что не сможет преодолеть. Естественно такой бросок вслепую и от отчаяния приводит в состояние ступора - то есть речевой неудачи. или удачи. Заикающийся никогда заранее не знает удастся ли ему сказать то или иное слово, проскочит он его или нет. Есть даже слова, так называемые трудные слова, которые заикающийся заранее включает в свой "черный список". Он четко понимает, что проскочить данное слово для него редкая удача.
    4.Когда заикающемуся удается проскочить слово, он так же ничем не отличается от нормального человека, но если не удается проскочить, тут мы и видим проявление упс-запинания - то есть потуги сказать, которые никак не разрешаться "родами" слова. Такие вот потуги заикающегося и называются заиканием.

    Кто назвал сии потуги заикающихся в решении речевой задачи болезнью заиканием? Был такой профессор Сикорский, он вот и придумал называть потуги заикающихся речевым спазмом. Он был человек не очень наблюдательный и всего вышеперечисленного фактически-экспериментального материала он не заметил. Поэтому определил, что де упс-зaпинание похоже на ИКАНИЕ. и что это не потуга самого заикающегося, а некая не зависимая от сил самого заикающегося спастическая реакция. а вот на что данная реакция получается, какой причиной она вызывается, тут он оставил гадать своим предкам. Сошел в могилу но так и не указал на причину, которая вызывает спазм - спазм(речевая потуга) речевого аппарата и его напряжение у заикающихся при выполнении ими речевых задач. Так с тех пор упс-зaпинание и считается болезнью, причина которой не установлена.
    Но на каком основании Сикорский сравнил ИКОТУ которая возникает из-за неверного питания и раздражения желудочно-кишечного тракта агрессивными факторами попадающими в желудок человека и реакции желудка на данные агрессивные факторы. И потуги самого заикающегося решить РЕЧЕВУЮ задачу? Этого не объяснил ни сам Сикорский, ни его последователи, которые до сих пор не обнаружили, как и их кумир и Сикорский причин ступора-спазма при заикании. Но при заикании ли? Или при речевой задаче? Возникает данный спазм мышц. Спазм - это непроизвольное сжатие мышц, которое неуправляемо человеком сознательно и следовательно абсолютно им не контролируемо. Икоту можно назвать спазмом, так как она вызывается внешним патологическим раздражителем - холодом, голодом или слишком раздражающим наполнением желудка. Но можно ли назвать спазмом потугу? Нет! Характер мышечного напряжения и симптомы такого напряжения от потуги и характер мышечного напряжения при икоте абсолютно различны. Это и доказал научно и экспериментально Снежко Р.А. ваш покорный слуга. Который исследовав на огромном количестве экспериментально практического материала указал мировой общественности на ошибку проф Сикорского относительно его заблуждений про упс-зaпинание. А так же подробно описал характер самого упс-запинания и его единственную и самую главную патологическую причину, которую не мог объяснить и открыть Сикорский и его невнимательные последователи, принявшие ошибку Сикорского(заикание есть непроизвольный спазм мышц, причина которого загадочна и не установлена) как постулат. Но в действительности данный "спазм непонятной причины" есть не спазм, а ПОТУГА самого заикающегося, совершить РЕЧЕВОЕ действие вслепую. Именно слепота заикающегося в решении речевой ЗАДАЧИ и делает эту потугу бессознательной и следовательно НЕУПРАВЛЯЕМОЙ! Такую потугу я назвал стyпор(напряг) и четко и однозначно отдифференцировал её от ИКОТЫ, показав огромнейшую разницу между непроизвольным спазмом мышц, вызванным неким раздражающим фактором, и потугой - напряжением мышц, вызванных волей самого субъекта тужащегося. Причина ступора - волевое действтие самого субъекта, бессознательное действие и следовательно не контролируемое. Причина спазма, не воля человека, а не зависящий от воли человека внешний раздражающий фактор. В этом кардинальное отличие, которое удалось установить и экспериментально подтвердить академику Снежко, таким образом исправив ошибку проф Сикорского и его последователей относительно природы упс-запинания, его причин, протекания и устранения. Так как причина по Сикорскому не известна то и устранить неизвестную причину по Сикорскому абсолютно невозможно. Таким образом как лечить стyпор(напряг)-спазм, если по Сикорскому его причина туманная и загадочная? Ответ прост, да никак, никак не возможно воздействовать на причину, которая неизвестна. А была ли причина? Большинство моих апонентов старой научной школы Сикорского, язвительно кидают мне такую фразу: за 100 лет все лучшие умы человечества искали причину упс-запинания и не находили её, а вот тут нашелся некто Снежко и говорит, что обнаружил эту причину, он что самый умный? Ну во первых причину чтоб обнаружить не надо быть умным, а надо быть наблюдательным. А во вторых я и не искал причину ступора-спазма, на основе постулатов Сикорского о заикании как о болезни с неизвестной причиной. Я просто начал исследование феномена речевых действий полностью с нуля и таким образом обнаружил, что проф Сикорский ошибся в самом определении происходящего с заикающимися субъектами. Ошибка проф Сикорского в том, что он перепутал ПОТУГУ и непроизвольный спазм. Это абсолютно два разных механизма и феномена в природе. Потому и не могли обнаружить причину спазма у заикающихся, потому что ни у одного заикающегося никогда и не было ни одного спазма, а были только речевые потуги - ступора! И это совершенно изменило ситуацию, и сделало возможным практически мгновенное и полное устранение упс-запинания и данных ступоров-потуг у любого заикающегося. на основе открытия Снежко Р.А. о том что спазм не есть потуга-ступор, а потуга-ступор не есть спазм. Причина потуги не внешняя, а воля самого заикающегося, а так как эта воля(волевой импульс) направлен в речевые мышцы самим заикающимся неосознанно, то и управлять данным импульсом заикающийся совсем не может. Приписывая данный феномен некому непонятному и загадочному фактору-спазма. И такая ошибка и ввергает заикающегося в отчаяние и невозможность ничего с данным феноменом поделать.
    Таким образом в настоящее время в мире есть два определения упс-запинания:
    1.Определение проф Сикорского: упс-зaпинание есть непроизвольная судорога спазм неизвестной и загадочной природы, причина которой(причина вызывающая спазмы) никому неизвестна.
    2.Определение академика Снежко Р.А.: упс-зaпинание - это бессознательная(неуправляемая и бесконтрольная) потуга самого заикающегося, доведенная до состояния автоматической бессознательной привычки.
    Это два разных подхода, кардинально разных с кардинально разными методиками устранения упс-запинания и с кардинально разными результатами в решении проблемы упс-запинания.
    Новый современный подход по Снежко(он-лайновое эталонное речевое действие, без всякого ненужного и бесполезного "лечения") дает практически мгновенное устранение упс-запинания раз и навсегда - полностью устраняя саму причину ступора-спазма - бессознательное действие-потугу самого заикающегося(единственную РЕАЛЬНУЮ причину вызывающую спастическое напряжение мышц при УПС - условно патологическом стyпор(напряг)-действии самого заикающегося). Помогает oн-лайн(внезап.)(прямо мгновенно на месте и в момент применения стyпор(напряг) полностью ликвидируется!) практически мгновенно любому заикающемуся безо всякого исключения.
    Старый подход по Сикорскому: Это долговременное лечение упс-запинания, воздействуя методом тыка наобум "авось поможет от непонятной причины хоть что-то, давайте попробуем вот "это 1-7 пункты" сегодня, авось будет хороший эффект(устранение ступора-спазма в речевом действии) завтра:". И чем же потчуют заикающихся лекари по Сикорскому? Основные подходы:
    1.Лекарства
    2.Процедуры
    3.УПС"лечебные упражнения"
    4.Нетрадиционные средства:бабки, заговоры от упс-запинания, экстрасенсы
    5.Лечебный гипноз
    6.Психотерапия и психологические внушения
    7.Дыхательно-физкультурные мероприятия
    Возникает главный вопрос могут ли все эти мероприятия, призванные устранить "неизвестную причину" упс-запинания, которая неизвестная самим докторам по Сикорскому. если по Снежко причина ступора-спазма - волевой импульс самого заикающегося? То есть могут ли все данные мероприятия устранить УПС импульс воли самого заикающегося, его речевую потугу? Ответ очевиден НЕТ НЕ МОГУТ! Именно поэтому все данные "лечебные" мероприятия по Сикорскому являются бесполезными и абсолютно бессмысленными в вопросе решения проблемы упс-запинания.

    Новый подход в решении проблемы упс-запинания - это метод Снежко: метод он-лайновой полностью сознательной речи самого заикающегося. То есть суть методики такова: перевести бессознательные патологические волевые импульсы-потуги заикающегося вызывающие спазм в полностью сознательное состояние и в данном сознательном состоянии, полностью контролируемом волей самого заикающегося полностью устранить все УПС действия, которые и вызывают неприятное состояние напряжения в момент речевого действия. Метод назван: метод сознательного прерывания УПС циклов, путем подстройки речи под естественно природный речевой эталон.
    Данный метод полностью научен и экспериментально обоснован, применяющий этот метод абсолютно любой заикающийся начинает говорить в первую минуту обучения полностью бесступорной, абсолютно нормальной речью! Его нормализация происходит прямо на глазах, волей самого заикающегося, что выглядит совершенно как чудо. Но чуда никакого нет, просто мы воздействуем на РЕАЛЬНУЮ причину упс-запинания - неверно направленный бессознательный УПС импульс воли самого заикающегося. Верно перенаправляя его мы видим, что любое речевое действие становится простым и элементарным прямо oн-лайн(внезап.). Слова которых боялся и избегал заикающийся он начинает произносить абсолютно легко и просто, без малейшего страха и с чувством полной уверенности, как самый нормальный человек. Это не чудо, это новый кардинально революционный метод Снежко Р.А. для заикающихся. Воздействие на самую главную и центральную причину упс-запинания на бессознательную речевую потугу - речевой стyпор(напряг). Устранить которую можно по методу Снежко он-лайново практически мгновенно. Патологическое действие оказывается осознанным и разорванным практически мгновенно самим заикающимся, его волевые импульсы перенаправляются в идеальное речевое действие = в результате мы видим практически мгновенно на ваших глазах полностью нормальную речь, уже полностью сознательного нормального человека.
    Теперь у заикающихся всего мира есть выбор лечиться по Сикорскому(годами делая УПС "лечебные упражнения" и принимая прочие к речи не относящиеся процедуры.. а стyпор(напряг) как был так и остается), сами не зная от чего. или учиться сознательно говорить по методу Снежко oн-лайн(внезап.) и за считанные часы полностью нормализовать все свои речевые потуги в полную норму до полностью нулевого ступора всего за 3 календарных дня.
    И такой выбор дал вам академик Снежко создав для вас полностью новый научный метод избавления от упс-запинания. Вы сами теперь можете своей собственной волей, без врачей, без логопедов, без долговременных и нудных лечений и "тренировочных упражнений" полностью нормализовать САМИ свою речь и действительно верно и научно избавиться от своего упс-запинания раз и навсегда в самые кратчайшие сроки!
    Выбирать вам! Метод академика Снежко = 3 дня и вы полностью нормальный человек, говорящий сознательно и идеально всю жизнь без рецидивов. Или лечение годами по методикам старой школы = УПС(старые лечебные методики по Сикорскому "тренировочные упражнения и прочее лечение). годы и годы закрепления УПС речи = закрепление бессознательных УПС действий. То есть то улучшение, то снова ухудшение, то улучшение, то снова ухудшения в речи без конца и края(так как ваша речевая потуга как была УПС, так таковой и остается - бессознательной и следовательно вообще ничем не контролируемой.
    Как лечить упс-зaпинание. разве ответ теперь не очевиден?
    -->

    Заикание – это чрезвычайно распространенное нарушение речи, характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов. Заикание может возникнуть уже в периоде развития речи, причем это бывает в большинстве случаев.

    Причины развития и формы

    Различают следующие формы заикания:

    1. Неверное выговаривание и повторение слогов или отдельных букв

    При этой форме заикания ребенок может еще легко сам исправить ошибку. Если его заставить повторить неправильно сказанную фразу, то он в состоянии верно выговорить ее. Мало того, при душевном волнении, смущении, страхе он в состоянии совершенно правильно говорить, если ему напоминать об этом. Данный период продолжается у отдельных детей различное время. Бывают дети 10-12 лет, у которых заикание остается еще на этой ступени развития и которые могут легко в каждый данный момент исправить свою ошибку; встречаются даже взрослые с такого рода заиканием, которые при несколько внимательном отношении к своей речи могут без труда говорить правильно.

    2. Заикание, вследствие долгой привычки, настолько укореняется, что ребенок уже не может сам исправить себя

    Отдельные спазмы мышц в дыхательных, голосовых и артикуляционных органах берут верх над усилиями воли, так что ребенок уже не в состоянии произвольно преодолеть заикание. В это время замечаются и неприязнь к отдельным звукам, которые даются детям особенно трудно. Если заикание достигло этой степени, то уже очень легко присоединяется третий период.

    3. Наступление вторичных психических явлений

    Так как заика по опыту знает, что он не в состоянии правильно говорить и что даже его энергичное желание говорить верно имеет в результате противоположный эффект, то у него постепенно возникает представление, что он не в состоянии говорить, как все остальные люди, что он не может в данный момент сказать верно то или другое слово; следствием этого бывает то, что у него возникает недоверие к самому себе, даже страх перед актом речи.

    Помимо этиологических моментов, коренящихся в самом развитии речи у ребенка, в происхождении заикания играют роль еще определенные предрасполагающие моменты. Сюда относятся прежде всего темперамент и, во-вторых, ряд изменений более или менее патологического характера в дыхательных путях. Если исследовать у заик нос, зев и гортань, то приблизительно в 30% случаев у них оказываются более резкие изменения, а в 70-80% всех вообще случаев могут быть констатированы аномалии со стороны дыхательных путей. Правда, при этом приняты в расчет всякие хронические воспаления носа и зева, а также другие, обыкновенно считаемые побочными, патологические явления. Наиболее важное и частое расстройство представляет присутствие аденоидных разращений. Правда, сами по себе они не в состоянии вызвать заикание, так как в противном случае оно несомненно должно было бы встречаться гораздо чаще. С другой стороны никоим образом нельзя утверждать, что одно удаление аденоидных разращений может повести к излечению заикания. Но можно бесспорно утверждать, что аденоидные разращения, если они достигли таких размеров, что заходят за верхний край хоан, сильно мешают речи и затрудняют или делают даже невозможным излечение заикания.

    Период полового развития, вызывающий, как известно, и другие нарушения, является также моментом, предрасполагающим к возникновению заикания.

    Заикание может развиться под влиянием травмы; также возможно появление заикания после повреждений головного мозга, далее после повреждений позвоночника, после вывиха шейного позвонка и т. п. Известно, что сильные душевные потрясения могут вызвать заикание. Инфекционные болезни также могут способствовать развитию данного расстройства, в особенности брюшной тиф и грипп.

    Симптомы и патологические проявления

    С внешней стороны заикающийся человек представляет ряд явлений, которые все указывают на то, что заикание является церебрального происхождения. Внешние проявления заикания обнаруживаются во всей периферической сфере речи, причем их можно естественно подразделить на явления в дыхательной мускулатуре, в голосовой и, наконец, в артикуляционной мускулатуре. Все явления, наблюдаемые в этих отдельных мышечных областях, сводятся к спазмам, к местным мышечным сокращениям, которые наступают против воли говорящего и создают большее или меньшее препятствие для речи. Кроме того присоединяются еще различные сопутствующие движения:

    • Расстройства со стороны дыхательной мускулатуры

    В то время, как у нормально говорящего дыхание происходит таким образом, что он коротко вдыхает открытым ртом и во время долго длящейся экспирации произносит отдельные слова, у заикающегося наступают в это время сильные спазмы, в особенности со стороны диафрагмы. У всех заикающихся без исключения бывают подобные спазмы дыхательной мускулатуры. У заикающегося замечаются более или менее сильные спазмы, которые бывают либо тонического характера, так что диафрагма остается в известном положении, либо клонического, причем спазм сменяется расслаблением. Иногда бывает также, что заика пытается говорить при инспирации, так как выговаривание некоторых звуков при экспирации оказывается для него слишком затруднительным, или же, прежде чем начать говорить, он быстро выдыхает весь воздух и пытается говорить с остатком его и т. п.

    • Расстройства со стороны голосовых мышц

    • Расстройства в сфере артикуляционной мускулатуры

    Совершенно подобные явления замечаются при носовых звуках. Задняя замыкающая часть рта, небная занавеска, может также принимать участие в спазме, так что у заикающихся можно часто констатировать расстройства в движениях небной занавески. Вообще вся периферическая мускулатура речи может подвергнуться спазму, как это действительно и бывает в тяжелых случаях. Но у заики отнюдь не все части речевого аппарата должны быть непременно в спастическом состоянии. Единственное исключение в этом отношении составляет дыхательная мускулатура. С другой стороны редко приходится встречать случаи, в которых подвергается спазму только одна часть всего периферического аппарата речи, т. е. в которых имеется дело с чисто дыхательным заиканием.

    Очень важно еще заметить, что заикание обычно смешивается с запинанием, которое на самом деле представляет только крайнюю степень заикания. Заика говорит ненормально и тогда, когда он не запинается. В этом можно легко убедиться при помощи некоторых аппаратов. Характерные расстройства дыхания замечаются не только при запинании, но также и тогда, когда заикающийся говорит, по-видимому, нормально. При исследовании ларингостробоскопом можно также убедиться, что артикуляционные мышцы не вполне правильно функционируют и тогда, когда заикающийся говорит, по-видимому, плавно. Таким образом заикание имеется всегда в большей или меньшей степени, и только крайняя степень его, запинание, встречается не у всех одинаково часто. Так, некоторые заики запинаются на каждом слоге, другие – только в начале фразы, наконец, у некоторых запинание замечается очень редко. Необходимо кстати заметить, что эта крайняя степень заикания нисколько не отражается на прогнозе.

    • Расстройства в сфере психики

    Остается еще указать на некоторые психические особенности заик. Очень резко заметен, особенно у заикающихся детей, недостаток внимания, который иногда более всего способствует возникновению заикания и поддерживает его. Далее у заик очень часто замечается чрезмерно легкая возбудимость и, как последствие заикания, подавленное состояние. У некоторых детей подавленное состояние появляется уже очень рано, а у большинства взрослых оно бывает настолько резко выражено, что при поверхностном наблюдении может казаться, что оно составляет главную причину заикания. Так как подавленное душевное состояние представляет однако лишь вторичное явление, то оно само собой исчезает с устранением заикания.

    Диагностика

    Часто с заиканием смешивается так называемая порывистая речь, которая выражается в том, что все слова выговариваются стремительно и быстро, так что иногда изменяется даже звуковой характер отдельных букв. Это относится одинаково как к согласным, так и к гласным звукам. Часто порывистая речь может становиться настолько сильной, что страдающий этим недостатком несколько раз повторяет отдельные слоги, прежде чем говорить дальше, или он настолько запутывается в слове, что не может дальше говорить и останавливается. Очень характерна также для порывистой речи парафазия, которая наблюдается особенно в том случае, когда друг за другом следуют одинаковые по звуку согласные или гласные. При настоящей порывистой речи никогда однако не бывает спазма речевых органов. Если наблюдаются спазмы, то всегда существует комбинация порывистой речи с заиканием, что бывает довольно часто. Точно так же нередко бывает, что заика одновременно страдает дислалией, т. е. что помимо спастического расстройства речи у него существует и недостаток произношения. Особенно часто это бывает у детей до 6-летнего возраста.

    Особую форму заикания представляет истерическое заикание. Оно нередко предшествует истерической немоте (мутизм) или следует за ней. По своим проявлениям истерическое заикание ничем не отличается от обыкновенного заикания, и только анамнез и наличие других явлений истерии показывают, что имеется дело не с обыкновенным заиканием, а с истерическим явлением.

    Чрезвычайно большое сходство с заиканием представляет и расстройство речи, известное под названием афтонгии. Расстройство это выражается в том, что при каждой попытке говорить появляется судорога, так что речь становится временно невозможной. Как только больной перестает говорить, судорога сразу же прекращается.

    Лечение заикания

    Терапия заикания заключается в том, что путем упражнений приучают больного, во-первых, правильно и сознательно совершать необходимые для речи движения, во-вторых – подавлять сопутствующие движения. Упражнения для коррекции заикания бывают следующие:

    • Упражнения дыхательной мускулатуры

    Дыхание в покое вне акта речи совершается через нос, причем вдох по времени приблизительно равен выдоху (вдох равен примерно 3/4 выдоха). Дыхание при разговоре происходит через открытый рот, причем вдох бывает довольно коротким, а выдох по возможности продолжительным для того, чтобы в течение одного дыхательного движения можно было говорить как можно дольше. Поэтому при заикании упражняют дыхание именно так, как оно необходимо для разговора, т. е. заикающийся должен научиться производить через открытый рот короткий и быстрый вдох, притом бесшумно, и как можно более продолжительный выдох. Для того, чтобы он мог вполне сознательно контролировать свое дыхание, заставляют его положить свободно руки на свою грудь и следить таким образом за приподниманием грудной клетки при вдохе и опусканием ее при выдохе. Когда пациент таким путем научился производить вдох и выдох, то в некоторых случаях нужно постараться по возможности усилить дыхание.

    Дело в том, что многие заики не в состоянии при помощи одной своей дыхательной мускулатуры задержать на некоторое время воздух в легких, а у них за вдохом сразу же следует выдох. С другой стороны, многие пациенты, несмотря на все усилия, не в состоянии производить медленный выдох, а они заканчивают его в несколько секунд. Между тем необходимо, чтобы у детей 12-13 лет выдох продолжался приблизительно 14 секунд, а у взрослых по крайней мере 20 секунд. Для того, чтобы усилить дыхание и сделать его более глубоким, прибегают к гимнастическим упражнениям, особенно к движениям верхних конечностей, которые оказывают влияние одновременно и на грудную клетку. Важно следить за тем, чтобы вдох происходил бесшумно, т. е. чтобы голосовая щель во время вдоха была как можно шире раскрыта, так как многие заики имеют склонность производить вдох с шумом, т. е. они уже при вдохе сближают голосовые связки. Понятно, что это вредно отражается и на речи.

    • Упражнения голосовой мускулатуры

    Упражнения эти проводятся таким образом, что пациента заставляют вдохнуть и затем сделать последующий выдох в три приема, притом сперва в форме придыхания, затем в виде шепота и наконец с образованием речевых звуков. Этим путем последовательно упражняются те мышцы, которые при немедленном образовании звуков должны действовать одновременно.

    Во время этих упражнений пациент должен контролировать себя, прислушиваясь, во-первых, к производимому им выдоху, чтобы ясно уловить разницу между придыханием и шепотом, во-вторых, прикладывая свою руку к гортани, чтобы ощущать колебания голосовых связок при произношении звука и убедиться в отсутствии их при придыхании и шепоте.

    • Упражнения артикуляционного аппарата

    Они заключаются в том, что показывают пациенту перед зеркалом способ артикуляции, чтобы он видел отдельные изменения мышц, и затем заставляют его повторить их.

    При этих упражнениях пациент должен сперва научиться правильно выговаривать по крайней мере комбинации слогов. Только затем переходят к упражнениям в выговаривании слов и фраз.

    • Упражнения в плавной речи

    Когда заика уже преодолел все трудности при упражнениях и у него не замечается более спазмов, переходят к упражнениям в плавном разговоре. Следует как можно раньше приступать к практике нормальной речи и вселить в пациента убеждение, что при достаточно внимательном отношении к себе и к тому, чему он научился, он в состоянии плавно говорить. Обычно это можно лучше всего осуществить в лечебном заведении, так как там возможно гораздо лучше провести надзор и энергичнее воздействовать на пациента. Психические явления, сопутствующие заиканию, исчезают при таких условиях сами собой.

    • Остальные терапевтические меры

    Во многих случаях необходимо применять, кроме упражнений, также и другие терапевтические меры. В этом отношении следует прежде всего указать на местные воздействия, имеющие целью устранить различные расстройства со стороны дыхательных путей. Какие-либо резкие изменения в полости носа и зева должны быть подвергнуты специальному лечению. Очень часто необходимо предварительно удалить аденоидные разращения, для того, чтобы вообще упражнения увенчались успехом.

    Прогноз

    Прогноз заикания тем хуже, чем дольше оно продолжается, поэтому его обычно легче устранить у детей, чем у взрослых. Степень заикания не отражается на прогнозе: иногда очень сильное заикание удается сравнительно легко устранить, и, наоборот, бывают случаи очень легкого заикания, в которых только с большим трудом удается достигнуть излечения.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.