Как лечить у ребенка узелки голосовых связок

Голос — уникальный инструмент межличностного общения. Качество голоса приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения голоса среди детей школьного


Голос — уникальный инструмент межличностного общения. Качество голоса приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения голоса среди детей школьного возраста составляют, по разным данным, от 6 до 23% и с каждым годом возрастают. Поскольку коммуникационные навыки играют сегодня не последнюю роль, функция фонации у ребенка становится все более важной проблемой. Расстройства голоса в основном можно разделить на качественные нарушения (дисфонии), патологию резонанса (гиперназальность, гипоназальность), нарушения тембра и громкости.

Диагностика нарушений голоса требует междисциплинарного подхода; при этом основную роль играют оториноларинголог и логопед; в некоторых случаях может потребоваться дополнительная консультация педиатра, невропатолога, гастроэнтеролога, аллерголога, пульмонолога, медицинского генетика, эндокринолога и других специалистов. Необходимо выяснить не только возраст, в котором впервые проявились расстройства голоса, и их возможные причины, но и наличие в анамнезе травм головы и шеи, и особенно интубации, наличие бронхиальной астмы, гастроэзофагеального рефлюкса, неврологических нарушений и т. д.

Ведущее значение в диагностике нарушений голоса играет эндоскопическое обследование. Непрямую (зеркальную) ларингоскопию, стробоскопию и осмотр верхних дыхательных путей с использованием жестких эндоскопов, широко применяемые у взрослых и подростков, у новорожденных и детей младшего возраста использовать практически невозможно. В связи с этим наиболее эффективным методом визуализации гортани в детском возрасте является фиброэндоскопия, при проведении которой можно оценить состояние полости носа, носо- и гортаноглотки и всех структур гортани. При этом следует учитывать, что ребенок не способен к длительной фонации, что резко затрудняет проведение у него стробоскопического обследования. Микроларингоскопия под наркозом может потребоваться в следующих случаях:

  • для осмотра гортани при затруднении или невозможности фиброларингоскопии;
  • у детей с повышенной эмоциональной возбудимостью или задержкой психического развития;
  • для детального осмотра гортани при подозрении на наличие врожденной или приобретенной аномалии строения гортани;
  • при необходимости проведения диагностических и лечебных манипуляций в гортани.

Наиболее частая аномалия развития гортани — ларингомаляция — сама по себе не вызывает изменения голоса, но может сопровождаться как другими аномалиями развития, так и гастроэзофагеальным рефлюксом (см. ниже), приводящими к возникновению охриплости.

Врожденный паралич голосовых складок клинически проявляется дисфонией и стридором. В большинстве случаев паралич оказывается односторонним, чаще бывает поражена левая голосовая складка. Односторонние параличи обычно не требуют оперативного вмешательства и более часто, по сравнению с врожденными двусторонними параличами, спонтанно восстанавливаются. Необходимость в трахеотомии обычно возникает в случаях двустороннего паралича голосовых складок, при этом реконструктивные операции целесообразно отложить до достижения ребенком 5—6 лет, так как зачастую происходит восстановление утраченной функции. При двустороннем параличе голосовых складок у ребенка грудного возраста необходима тщательная диагностика возможных заболеваний ЦНС, в том числе опухолей.

Среди заболеваний эндокринной системы, приводящих к дисфонии, чаще обнаруживают гипотиреоз, гипогликемию и гипертестостеронемию.

Вирусный ларингит является наиболее частой причиной острой охриплости у детей. Другое острое вирусное заболевание, клинически проявляющееся охриплостью и стенозом дыхательных путей (вплоть до асфиксии), — эпиглоттит, этиологическим фактором которого в большинстве случаев является вирус Haemophilus influenzae, тип В.

Изолированное применение фонопедической терапии у детей с полипами или кистами голосовых складок на основании подавляющего большинства наблюдений признано неэффективным. У детей с подобной патологией целесообразно на первом этапе лечения хирургическое устранение образования с последующим проведением фонопедического лечения.

Приобретенный паралич у детей обычно вызывается травмой возвратного нерва при операциях на органах средостения и грудной клетки. При одностороннем параличе, как правило, имеется охриплость без выраженного дыхательного стеноза; при двустороннем — дисфония менее выражена, однако явления стеноза гортани чаще требуют хирургического вмешательства (в том числе и трахеотомии).

Рецидивирующий респираторный папилломатоз является наиболее часто встречающейся доброкачественной опухолью гортани в детском возрасте. Первым симптомом заболевания обычно является постепенно прогрессирующая охриплость. В дальнейшем присоединяется стеноз гортани. В связи с тем что это заболевание на начальных этапах нередко (без эндоскопического осмотра) ошибочно принимают за ларингит, проводимое физиотерапевтическое лечение дает толчок к бурному росту опухоли. После хирургического удаления папиллом опухоль в подавляющем большинстве случаев рецидивирует, что требует повторных оперативных вмешательств. Дисфония развивается как вследствие роста папиллом, так и в результате многократных операций, зачастую приводящих к развитию рубцового стеноза в области голосовых складок. Для предупреждения ятрогенной дисфонии при рецидивирующем папилломатозе гортани необходимо по возможности удалять папилломы, не повреждая окружающие интактные ткани; при эндоскопической лазерной хирургии применять микроманипулятор, устанавливать наименьшие параметры мощности и экспозиции лазерного излучения. В качестве противорецидивной терапии рецидивирующего респираторного папилломатоза применяют эндоларингеальный фонофорез цитостатиками (проспидин); криохирургию; длительную (в течение шести месяцев и более) системную интерферонотерапию (реаферон, виферон) и другие методы лечения.Детям старшего возраста с длительным (в течение нескольких месяцев) межрецидивным периодом показано фонопедическое лечение для профилактики дополнительной социальной дезадаптации.

Приобретенный рубцовый стеноз гортани вызывает дисфонию при локализации рубца в области голосовых складок или при полной обтурации рубцовой тканью просвета дыхательных путей. Тактика лечения при рубцовых мембранах, локализующихся в области голосовых складок, сходна с лечением при врожденных комиссуральных синехиях. В иных случаях, в зависимости от протяженности, локализации рубца и диаметра сохранившегося просвета дыхательных путей, требуются различные, зачастую многоэтапные реконструктивные операции с последующей реабилитацией голоса.

Основываясь на вышеупомянутых наиболее распространенных причинах дисфоний у детей, мы рекомендуем следующую тактику реабилитации голоса у детей:

Ю. Л. Солдатский, доктор медицинских наук
Е. К. Онуфриева
ММА им. И. М. Сеченова,
ДГКБ св. Владимира, Москва

Екатерина Осипенко:

Юлия Кривых:

Екатерина Осипенко:

Юлия Кривых:

Узелки голосовых складок – это вроде мозоли в месте наиболее плотного смыкания голосовых складок.

Екатерина Осипенко:

Можно ли дать психологический портрет ребенка, у которого есть узелки голосовых складок?

Юлия Кривых:

Мы видим, что это ребенок очень гиперактивный, у него синдром двигательного внимания, рассеянного внимания. Это ребёнок, который будет перебегать с одного места на другое, он не будет усидчив, будет постоянно находиться в игровой деятельности – посидел с машинкой, тут же возьмет карандаш, тут же начнёт складывать кубики. Это бесконечная смена деятельности, он не будет фокусировать внимание только на одном. Он будет перебивать взрослых, будет что-то требовать, будет кричать, будет испытывать агрессию на маму, на папу.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, каким голос ребенка должен быть в норме?

Юлия Кривых:

Голос ребенка должен быть звучный, чистый, мелодичный, полётный, не имеющий никаких нарушений в тембровой окраске голоса, никаких призвуков. Детки с узелками, в первую очередь, будут отличаться осиплостью. Но она может быть различной степени: может быть незначительной, когда только диагностируют начальную форму – мягкие узелки, и может быть до осиплости, до шепотной речи. Самоконтроль у ребенка отсутствует, и родители думают, что у ребенка с рождения такой голос, что это нормально, природное явление. И хорошо, если этот ребёнок попадает в вокальный коллектив, где педагог по вокалу замечает, что голос ребенка не звучит. Очень часто не родители беспокоятся о голосе ребенка, а педагоги. Часто ребёнок сам начинает жаловаться. Но он жалуется не на голос, а показывает, что у него болит горлышко. Родители идут не с проблемой голоса, а говорят о том, что у ребенка болит горло. Боль в мышцах шеи приводит к тому, что родители лечат это горло и ходят к ЛОР-врачам.

Екатерина Осипенко:

Существуют определенные социальные условия для формирования узелков. Это может быть коллектив, домашние условия, всё, что связано с пением. Неспроста есть такое понятие, как узелки крикунов.

Юлия Кривых:

Да. Потому что крик – это форсированная речь. Если ребёнок делает это очень часто, и родители при этом его не пресекают, сами говорят дома на повышенных тонах, то ребёнок копирует родителей, этот крик входит в норму. А если он приходит в дошкольное учреждение, и там за счёт шума дети будут говорить громче – ребёнок воспитывает у себя этот крик. Тем самым он несет огромную нагрузку на голосовые складки, место наиболее плотного смыкания, и становится неспокойным. Если родители тоже говорят громко, то они не замечают, что голос ребенка страдает. Потом уже кто-то распознает проблему, например, врач на медицинском осмотре.

Екатерина Осипенко:

Какова в этой ситуации роль фонопеда? Вы ведете работу с родителями, не только с детьми?

Юлия Кривых:

На самом деле, роль семьи в воспитании ребенка в семье играет огромное значение в лечении нарушений голоса. Ребенок чаще всего приходит с мамой, беседа начинается с того, что мы должны маме рассказать, что стоит обратить внимание на условия в семье. Например, ребёнок не один в семье, и его ревностное отношение к другому ребенку выражается в агрессивной настроенности, которая провоцирует эти крики, плачи, дает возможность ребенку выражать себя, чтобы мама его увидела и взяла на ручки. Мы говорим маме, что стоит обратить внимание, как ведет себя ребёночек, что его беспокоит, на что он больше раздражается.

Заливистый смех – это тоже не очень привычная ситуация для гортани. Смеяться нужно правильно. Вчера была девочка, ее так и хотелось назвать девочка-хохотушка, потому что она так смеялась! Смеялась очень громко, продолжительно, а мама смеялась вместе с ней. Для меня это вроде как хорошо – ребёнок смеётся, это положительно. Но это и губительно для голоса.

Факторы риска для формирования узелков голосовых складок: кашель на фоне простуды, бронхит, слезы, громкий смех, крики.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, детей какого возраста Вы наиболее часто видите у себя на приеме?

Юлия Кривых:

Я бы выделила 2 основные группы возрастного диапазона: дети от 5 до 10 лет, это связано с тем, что ребенок в этом возрасте попадает в новый коллектив – школа, первый класс, он начинает посещать различные вокальные коллективы и студии, театральные студии. И возраст от 11 до 14 лет, когда ребёнок начинает взрослеть, этот возраст сопряжен с мутацией, физиологическим состоянием, когда голосовой аппарат растет. В этом возрасте необходимо наиболее уделить внимание голосу ребёнка, а ребёнок продолжает ходить на вокальные занятия, у него огромная нагрузка в школе, он выступает. На этот период назначается режим сбережения голоса.

Екатерина Осипенко:

Чем отличается логопед от фонопеда? Какие методы логопедической и фонопедической коррекции Вы используете?

Юлия Кривых:

Я тоже логопед, но прошедший обучение на рабочем месте по фонопедии. Фонопед – это педагог, который лечит больной голос специальными физическими упражнениями, голосовыми. Это педагог, занимающийся проблемами в гортани, они могут быть разными, это не только узелки. Фонопедическая реабилитация не может быть без врача фониатра, потому что мы работаем только в тесном тандеме. На фоне медикаментозного лечения мы предлагаем фонопедическую коррекцию. Даже если медикаментозное лечение оказывает положительный результат, он может действовать короткий период, и узелки могут вновь появиться. А фонопедическая реабилитация позволяет формировать у ребенка навыки правильного голосоведения без ущерба голосовым складкам. Без сдавления, форсирования, когда он выражает свои желания в громкой речи. Ребёнок начинает говорить более мягко, спокойно, свободно, освобождая гортань от сильной нагрузки, и узелки постепенно начинают рассасываться. Упражнения, которые мы применяем, направлены на формирование наиболее мягкой фонации.

Екатерина Осипенко:

Я вдруг поняла, что даже не слышу, о чем Вы говорите, так как я обратила внимание на Ваш голос. Вы настолько мягко, вкрадчиво это объясняете. Это глубокий психотерапевтический эффект. Фонопед и фониатр – это первые люди, которые должны оказать рациональную психотерапию. Есть дети, которым бывает тяжело в семье. В этой ситуации фонопед дает родителям обратную реакцию, разъяснения. Это очень важно в плане коррекции голосового нарушения, родители сами обучаются во время занятий.

Как это обучение происходит? Дети пришли, поработали с педагогом 2-3 раза в неделю, но дома ведь они тоже делают упражнения?

Юлия Кривых:

Конечно, потому что без родителей, без семьи упражнения будут бессильны, необходимо дома прорабатывать, закреплять. Всё, что мы можем предложить, не будет работать, пока вы с ребенком сами не начнете заниматься. Это тренинг, в любом тренинге должен быть результат. Он возможен только после постоянных тренировок.

Нужно начинать малого. После занятий дома с ребеночком, родители приходят ещё раз, и мы можем проконтролировать, проверить, как занимается ребёнок, дать новые упражнения. Наш курс рассчитан приблизительно на 7-10 сеансов, при ежедневной тренировке мы имеем результат. Когда заметен результат, сразу видно, что родители приложили усилия, это всегда заметно, я их хвалю.

Екатерина Осипенко:

Голосовые упражнения – это и дыхательная гимнастика, и артикуляционная гимнастика, затрагиваются все разделы, которые принимают участие в голосообразовании?

Юлия Кривых:

В первую очередь, это дыхательный отдел, мы формируем навыки нижнереберного дыхания, которое как бы в живот, чтобы сформировать плавность воздушной струи. Потому что у таких деток часто нарушено дыхание, оно у них короткое, поверхностное – ребенок берет вдох в плечи, в грудь, и говорит на очень коротком выдохе. Родители иногда даже жалуются, что ребенок захлебывается, он говорит и бесконечно хватает воздух. Поэтому мы работаем над дыханием, формируем воздушную струю, которая будет длительной, плавной, и на таком выдохе ребенку легче сформировать звучный, мелодичный, мягкий голос. Это работа и над артикуляционной системой, это губы, язык, мягкое, твердое небо. То есть, если все звуки образуются в полости рта, и если губы, язык напряжены – мы не видим мягкой фонации, поэтому здесь тоже ведется работа. Это и релаксация, потому что эти дети очень сильно напряжены, при разговоре мы отмечаем, что напрягаются мышцы шеи, видны вены. Нам нужно расслабить этот отдел, дать упражнения, которые позволяют снять напряжение с плечевого пояс, расслабить плечи: самомассаж, поглаживание – это все несет огромный результат в общей работе.

Екатерина Осипенко:

Как можно заметить, что у ребенка напряжены плечи?

Юлия Кривых:

Они находится свернутыми, больше подняты. Вся речь идет скандированная, с плечевым напряжением. А по мышцам шеи видно, виден выраженный венозный рисунок и набухание вен. При фонации венки вздуваются. Это говорит, что ребёнок использует агрессивную технику голосоведения. Здесь необходимо помочь ребёнку с профилактикой, чтобы голос в дальнейшем не пострадал.

Екатерина Осипенко:

А что касается детей поющих? Они чем-то отличаются от крикунов?

Юлия Кривых:

Эти дети могут быть как крикунами, так и вокалистами. Вокал – это группа риска образования нарушения голоса, но здесь работа по тому, чтобы нарушений в голосе не возникало, ложится на вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Существует ошибочное мнение, что если у ребенка есть проблемы с голосом, то при занятиях вокалом эта проблема уйдёт.

Юлия Кривых:

Конечно, это так. Родители ведут детей на пение. Хочется каждому родителю сказать, что отдавая ребенка в музыкальную школу или вокально-театральную студию, лишний раз нужно проверить голосовой аппарат. Чтобы потом при работе с этим ребенком не обвинить вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Почему важно подобрать правильный репертуар для ребенка?

Юлия Кривых:

Потому что всё больше детей захватила звездная болезнь, все хотят петь, выступать. Но голосовой аппарат – это еще не окрепшая система, которая растет. И тот репертуар, который может петь взрослый человек, не подходит ребенку. За счёт того, что берутся сложные диапазоны, ноты, которые ребёнок не может взять чисто физически.

А пение – это, в первую очередь, эмоции, которые взрослый человек во взрослом репертуаре может использовать. Ребенку это трудно, он больше зажимается и не показывает красоты и полетности звука. Это приводит к тому, что ребёнок начинает форсировать. Он форсирует голосом, пытается подражать, это будет внутренним зажимом.

Поэтому здесь нужно заниматься профилактикой заболевания голосового аппарата и ЛОР-органов. Есть режимные моменты, которые необходимо знать: не петь в простывшем состоянии, когда ребенок простывает и болеет, когда у него заложен нос, болит горлышко, он кашляет, а родители всё равно ведут ребенка, боятся пропустить занятие с педагогом, это неправильно. В первую очередь, необходимо на этот период создать голосовой покой, пролечить ребенка.

Родителям нужно внимательно относиться к ребенку, который занимается пением, периодически проверять его на голосовые нарушения у врача.

Екатерина Осипенко:

А что делать ребенку, которому необходимо скинуть заряд своей бодрости? Некоторых детей до глубокой ночи невозможно успокоить.

Юлия Кривых:

Могут помочь психологи-неврологи, потому что нужно узнать причину такой поведенческой реакции. Например, посмотрев мультики, ребёнок не может уснуть, мама жалуется.

Екатерина Осипенко:

Каким должен быть распорядок дня у такого ребенка?

Юлия Кривых:

В первую очередь, создание голосового покоя. Мы не говорим о том, что ребёнок должен замолчать, этого не один ребёнок не сделает. Но нужно заменить игры на более усидчивые, настольные. Это рисование, лепка, конструирование, пазлы, мозаики. То, что может дать ребенку возможность посидеть и позаниматься своим любимым делом, но молча. Это исключение спортивных соревнований. В семье, где есть такой ребёнок, можем создать более подходящие условия, между собой не ругаться, не кричать, побольше гулять с ребенком.

Нельзя забывать и о питании, потому что продукты, которые раздражают слизистую горлышка, раздражают слизистую в гортани. Исключаются газированные напитки, острое, пряное, грубая пища, чипсы, сухарики. Нужно есть более мягкую, щадящую, приятную пищу комнатной температуры.

Екатерина Осипенко:

Юлия Кривых:

Хочется сказать, чтобы родители обращали внимание на голос ребенка и вовремя обращались к врачу. Проблему легче предупредить, чем потом долго и тщетно лечить.

Екатерина Осипенко:

Спасибо огромное. Всего доброго, до свидания.

Голос каждого человека закладывается до его рождения, когда младенец находится в утробе матери. Еще не родившийся малыш в материнском животе способен издавать звуки, выражая радость, удовольствие или боль и страх.

Голоса людей могут быть похожи, но не бывает абсолютно одинаковых, они отличаются по высоте, силе, тембру, а голос ребенка никогда не перепутаешь с голосом взрослого. У малышей высокие, тонкие очень звучные голоса, не имеющие характерной половой окраски в младшем возрасте. Отличить мальчика от девочки довольно трудно по младенческому крику и детскому лепету.

Откуда же он берется?

Поток воздуха из легких проходит через гортань, где возникает вибрация голосовых связок, и появляется слабый звук, который обретает силу и звучание благодаря носовому, ротовому резонатору, придаточным пазухам. Так рождается голос, с присущими только ему уникальными и индивидуальными особенностями каждой личности.

Состояние голоса – это показатель работы не только всего голосового аппарата, но и дыхательной, иммунной, нервной системы и многих других органов.

Так, например, если у маленькой девочки слишком низкий и грубый голос, то помимо банальной простуды горла у нее могут быть заболевания всей дыхательной системы. А если, наоборот, голос чересчур вялый, тихий, то подобные признаки могут говорить об эндокринных патологиях, отклонениях в центральной нервной системе и т.д.

Крикуны

Маленькие дети кричат и напрягают голос в два раза чаще взрослых (не считая певцов, педагогов и людей других профессий, требующих максимального участия голосовых связок).

Если ребенок постоянно кричит, очень громко разговаривает или плачет, у него могут возникнуть заболевания голосового аппарата. Наиболее распространенное из них - это узелки голосовых складок или в простонародье – "узелки крикунов".

Узелки крикунов – это небольшие парные образования соединительной ткани, появляющиеся по краям голосовых складок и приводящие к изменению голоса ребенка – его осиплости. Узелки можно перепутать с полипами, поэтому только врач сможет точно поставить диагноз. Но для собственного понимания нужно запомнить, что узелки всегда одного размера, по цвету не отличаются от самих голосовых связок и располагаются парно и симметрично.

Узелки на голосовых складках могут возникнуть в любом возрасте, но у детей чаще всего они появляются в результате больших нагрузок на голосовые связки, а также как последствие хронического ларингита. Дети с нарушениями носового дыхания, аденоидами, а также занимающиеся профессионально пением также находятся в зоне риска.

  • осиплость, хриплый голос у ребенка;
  • боль, дискомфорт во время речи;
  • быстрая утомляемость голоса.

Не стоит оставлять без внимания часто "садящийся" голос ребенка и списывать все на простуду. Вышеуказанные признаки могут говорить не только о наличии узелков, но и о других заболеваниях у маленького крикуна, таких как нарушение слуха, врожденные пороки развития гортани, кисты и полипы на голосовых связках, проблемы со щитовидной железой, эндокринные патологии и т.д. Поэтому при появлении подобных симптомов обязательно нужно обратиться к детскому отоларингологу и фониатору.

В медицинском центре "Медицентр" (СПб) Вы можете записать ребенка на консультацию к детскому ЛОР врачу, который диагностирует "узелки крикунов".

Лечение

Лечение узелков голосовых складок у детей протекает комплексно, в зависимости от возраста ребенка и степени тяжести болезни.

Маленьким детям очень полезна фонопедия, помогающая правильно использовать свой голос, устанавливающая дыхание и корректирующая голосовые привычки малыша. Часто детям назначают лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику, которые проводятся в игровой форме. Может быть назначена физиотерапия. В качестве лекарственных препаратов применяют успокоительные средства, витамины. Кроме того, важно соблюдение малышом диеты, исключающей острую, пряную и холодную пищу, газированные напитки, а также спокойный голосовой режим для юного пациента, предполагающий тихую речь, по возможности исключение крика, громкого плача. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Содержание статьи

Узелки певцов - парные образования в форме узловых наростов небольшого объема, локализованные на краях голосовых складок. Они состоят из фиброзной ткани.


При развитии диффузной формы узелки охватывают всю поверхность складок, из-за чего значительно изменяется голосовой тембр.

Разрастания соединительной ткани появляются при перенапряжениях связок при крике, громком разговоре или пении. Зачастую узелки наблюдаются у людей, которые используют высокие звуки для пения, поэтому патология крайне редко встречается у баритонов, а также басов.

На фоне произношения звука высокого тона голосовые складки становятся более выпуклыми. Вследствие их длительного соприкосновения образуется ограниченный очаг воспаления, что является основой для гиперплазии волокон. Таким образом формируются узелковые наросты.

В некоторых случаях певческие узелки становятся полипами, не изменяя морфологическую структуру. У мальчиков патология встречается в возрасте 7-13 лет, когда под влиянием гормональных колебаний повышается риск повреждения голосовых складок при больших нагрузках на голосообразующий аппарат (при игре, крике).

Замечено, что узловые очаги зачастую сочетаются с катаральной формой ларингита, причиной которого может стать нарушенное носовое дыхание из-за аденоидов, хронического гайморита или искривленной носовой перегородки. В таком случае восстановление дыхания через нос позволяет избавить ребенка от узелков.

Поражение складок приводит к появлению осиплости, утрате голосовой звучности и нетрудоспособности. Среди предрасполагающих факторов, повышающих риск заболевания, стоит выделить:

  • курение;
  • пристрастия к алкогольным напиткам;
  • поражение голосообразующего аппарата при воспалительных болезнях дыхательной системы;
  • неправильную постановку голоса.

Различают несколько стадий, которые проходит узелковый нарост:

  • после повреждения эпителия начинается интенсивная выработка секрета, что визуализируется при ларингоскопическом исследовании;
  • возникновение небольшой возвышенности над поверхностью складки вследствие длительного сохранения воспалительного процесса;
  • формирование узелкового образования.

Клинические симптомы

Для заболевания характерно несколько симптомов:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • дискомфортные ощущения, сухость и першение.

Для начального периода болезни характерна фонастения (функциональное расстройство, которое наблюдается у лиц с нестабильной нервной системой). Причиной ее развития является неправильное управление голосом на фоне сильных стрессов. Пациент может предъявлять жалобы на:

  • першение, щекотание, жжение в зоне ротоглотки;
  • парестезии в шейной зоне;
  • тяжесть, болезненность, спазмы в гортани.

Певческие узелки в большей части случаев появляются на фоне длительного воспаления гортани. Ларингит приводит к развитию пролиферативных процессов, результатом которых могут стать различные доброкачественные новообразования.

Чтобы громко разговаривать, человеку нужно приложить немало усилий. Патология обусловлена неполным смыканием голосовых складок, вследствие чего создается дополнительный поток воздуха и изменяется звучность голоса.

Диагностика

Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо провести комплексное обследование. Выявить ларингит можно с помощью ларингоскопии, при которой будет визуализироваться рыхлая, отечная, гиперемированная слизистая, покрытая слизью.

Основным признаком узелков является их симметричное расположение. Для оценки функционального состояния складок проводится ларингостробоскопия и микроларингостробоскопия. В процессе обследования можно обнаружить их несинхронное колебание и сниженную амплитуду движений.

При обеспечении покоя складкам вместо их неподвижности можно увидеть хаотичные сокращения и подергивания, напоминающие дрожание.

В настоящее время узелки певцов не имеют объективных критериев для определения профпригодности, что иногда приводит к неправильной диагностике и ошибочным заключениям экспертизы. Для постановки диагноза профессионального заболевания учитывается множество факторов:

  • изучение санитарно-гигиенических особенностей профессии (норма голосовой нагрузки составляет 20 часов в неделю);
  • анамнестические сведения (курение, алкоголь, травмы, операции на ЛОР-органах);
  • частота обращений к отоларингологу по поводу воспаления гортани;
  • наблюдение за состоянием голосообразующего аппарата;
  • особенности трудового процесса.

Лечебные направления

Когда диагностируются узелки певцов, обязательно соблюдение голосового режима, исключение переохлаждений, курения и алкогольных напитков. Ларингит лечится путем назначения противовоспалительной терапии, антигистаминных лекарств и инстилляций масляных растворов в гортань.

Также могут назначаться гормональные средства, щелочные ингаляции с витаминными компонентами, биостимуляторами, цинком, танином. Выбор тактики лечения зависит от формы болезни.

Широко применяются физиопроцедуры (электрофорез с йодидом, а также хлоридом калия, токоферолом). При сопутствующей дисфункции нервной системы показан прием седативных медикаментов. Для полоскания горла используется отвар ромашки или шалфея.

Пациент обучается выполнению специальных упражнений, благодаря которым происходит перестройка работы складок, что предупреждает их дальнейшее повреждение.

Недавно сформированные узелки легко поддаются обратному развитию.

В послеоперационном периоде в течение 20 дней соблюдается специальный голосовой режим. На первой неделе проводится противовоспалительная терапия.

Возвращаться к трудовой деятельности разрешено спустя месяц после операции. Не стоит забывать о возможных рецидивах при несоблюдении профилактических мероприятий.

Профилактика

Хронический ларингит – противопоказание для занятий вокалом и выбора голосо-речевых профессий. Для предупреждения поражения голосовых складок узловыми наростами необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.