Как играть на гитаре с артритом

В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.


Вместо вступления

Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.

Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.

Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.

Заболевания, связанные с игрой на гитаре

Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.


Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).

Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.

Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.

Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.

Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.

Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.

Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.

ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!

Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.


Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.

Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:

  • 20-30 минут разминки;
  • 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
  • 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
  • 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
  • 20-30 минут импровизации;
  • Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.

Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.

И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!

  • Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ
  • >Гитарная жизнь
  • >Разговоры на гитарную тему
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Болезни суставов у музыкантов Оценка:




Если несложно опиши симптомы болезни

Началось у меня это года два-три назад. Стао намного сложнее играть, то есть, пальцами двигать стало намного сложнее, сложнее стало чувствовать с какой силой нужно нажимать на струну. Суставы ( или хрящи, точно не знаю что именно) увеличились, особенно когда держу руки в тепле, то заметно болше увеличиваются. Стали щёлкать суставы, даже во время игры. Очень быстро руки устают когда играю.

Опять же есть специальные гимнастики, позволяющие проблему решить

Да, я иногда кручу китайские шарики ( надеюсь, понимаете что за шарики. Которые ещё звенят. ) немного помогает.

И еще вопрос на какой руке проблема с суставами


  • СуперЮзер





1. Это может быть из-за того, что играл закрепощёнными руками!
Руки нужно на гитару класть, а не хватать!
Это не из-за того, что переигрываешь, Сеговия - очень много играл!

2. Вполне вероятно что это просто СОЛИ!

3. Ни в коем случае не стоит щелкать суставами - это когда-нибудь скажется..


  • Почти освоился



  • Активист





Davic (Jul 2 2007, 21:36) писал:

Согласен, полностью соответствует истине .


  • Активист




нет все - таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения - сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))


Derom (Jul 4 2007, 04:06) писал:

нет все - таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения - сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))

Второй раз заказываю — второй раз получаю!) Огромное спасибо, Струнки.ру, не только за отличный сервис и подарки (очень кстати), но и за консультацию и помощь в подборе нужных струн! Теперь только тут заказываю)

Некит Фёдоров, Полоцк

В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта
игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить,
играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально
полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.


Вместо вступления

Человеческая рука представляет собой очень сложную
механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и
точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается
человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного
мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые
безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из
кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.

Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки
является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание
нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых
сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и
максимально плавными.

Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является
очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку
на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным
болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц.
По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные
профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.

Заболевания,
связанные с игрой на гитаре

Пресловутый туннельный
синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом
и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся
напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует
барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при
этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную
технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность
мышц.


Остеохондропатии
отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в
результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии
сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни,
малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны,
в данном случае – кисти рук).

Профилактика: аналогично
прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере
возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры
на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные
боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной
подвижностью суставов.

Деформирующий артроз
– разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы:
изменение формы суставов, снижение их подвижности.

Профилактика: аналогично
предыдущему пункту.

Профилактика: аналогично
предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также
отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.

Болезнь Рейно –
болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса.
Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением
температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной
функциональности.

Профилактика: общее снижение
стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов
отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Двигательный невроз –
заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных
и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности
скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.

Профилактика: избегание
частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные
приемы во время игры упражнений.

Также распространенными заболеваниями среди гитаристов
являются стенозирующий лигаментит
(образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой
бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и
другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может
появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей.
Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям:
чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с
переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.

ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО:
НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!

Здесь и сейчас вы не станете
играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или
более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного
штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или
забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности
техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход
– попадете к врачу.


Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития
скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще
полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и
т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.

Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:

  • 20-30
    минут разминки;
  • 30-40
    минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
  • 30-40
    минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
  • 20-30
    минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
  • 20-30
    минут импровизации;
  • Отдых на
    пару минут каждые 20-25 минут занятия.

Если вы все же почувствовали боль
или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на
подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если
спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте
играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично
отдохнут.

И не забывайте, что лучше
заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6
часов. Берегите себя!

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.


Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.


Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.


Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.


Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.


Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Автор текста – Молянов Павел

Лайфхакер разобрался, с чего начать, как не растерять мотивацию и добиться результатов. Оказалось, всё не так сложно, как кажется.

Прежде чем начать

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант — это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко найдёте, если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выберите и купите гитару

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное — более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.


Гитары Yamaha: слева — классическая, справа — дредноут

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Изучите гитару

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний — у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройте гитару

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.


Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.


Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуйте играть

Наконец мы добрались до самого интересного — собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн — с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Научитесь играть мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Научитесь играть аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, — игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля;
  • H — си.

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и — в кружках — пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 — указательный, 2 — средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик — то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:


Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним — четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем — третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:


С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре — приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Изучите бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное — не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное — практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить харизму и укажут на недостатки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.