Избирательная система в российской федерации шпора

Избирательная система (в широком смысле) – это система общественных отношений, возникающих в ходе выборов в органы власти и должностных лиц.

Избирательная система (в узком смысле) – это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов победил на выборах, чей список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, т.е. порядок определения результатов голосования.

Можно выделить три основных вида избирательных систем:

В Конституции РФ даётся конституционно-нормативное представление лишь об основах формирования федеральных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, и не содержится каких-либо положений об основах избирательной системы при выборах в органы государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, федеральный законодатель и органы государственной власти субъектов РФ, основываясь на конституционных положениях, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов власти всех уровней.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства. При такой системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем любой из его соперников. По мажоритарной системе относительного большинства проводились выборы членов Совета Федерации первого созыва 12 декабря 1993 г., а также половина депутатов ГД РФ предыдущих четырёх созывов. В настоящее время она применяется на выборах определённой части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти большинства субъектов РФ, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов ряда муниципальных образований.

Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов – 50% голосов + 1 голос. Если этого не происходит, проводится второй тур, где участвуют два кандидата, получившие относительное большинство голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства в России используется на выборах Президента РФ. Она может применяться на выборах глав муниципальных образований. Данная система ранее использовалась и на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Мажоритарная система квалифицированного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и превышает большинство абсолютное (2/3, 3/4 голосов). В России эта система не применяется.

Пропорциональная избирательная система – это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

Важной особенностью пропорциональной избирательной системы является часто закрепляемое в законодательстве правило, которое называется заградительным пунктом (барьером). Он устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Согласно этому правилу, к распределению мест в парламенте допускаются те политические партии, которые набрали определённый процент голосов в масштабах всей страны. В разных странах количество этих голосов различное. Например, в Израиле это всего 1% голосов, в Дании – 2, в Аргентине – 3, в Швеции – 4, в ФРГ – 5%-ный заградительный пункт. В некоторых странах он бывает и выше (в Японии – 17%, в Лихтенштейне и Португалии – 18%).

На выборах в ГД РФ к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах в ГД в 2007 г. и 2011 г., чтобы списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, требовалось получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С 1 января 2013 г. этот барьер снижается до 5%.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П, так называемый процентный барьер означает некоторое ограничение пропорциональности представительства. Однако такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп и обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

При смешанной избирательной системе допускается одновременное использование элементов различных избирательных систем. Это связано со стремлением уменьшить негативные последствия применения мажоритарной либо пропорциональной систем. Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанная избирательная система использовалась на выборах депутатов ГД РФ первых четырёх созывов. Половина (225) депутатов ГД избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225 мандатном избирательном округе. Выборы считались состоявшимися при условии 25% явки избирателей, а также если по итогам голосования победившие партии получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Заградительный барьер тогда равнялся 5%.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложен ряд мер, направленных на демократизацию политической системы, включая и избирательную систему.

Президент РФ предложил:

- отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в ГД и в региональные законодательные органы;

- сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента РФ, до 300 тыс., а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тыс.;

- изменить систему выборов в ГД, считая целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам.

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

шпоры ГМУ.doc

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти.

Президент определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, то есть устанавливает конкретный перечень.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти, среди них МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство Юстиции, а также федеральные службы: разведки, железнодорожных войск, налоговой полиции и т.д.

Понятие избирательной системы в широком и узком смысле. Виды избирательных систем

Избирательная система регулируется нормами избирательного права, которые в своей совокупности образуют институт в системе конституционного права.

Избирательная система – порядок определения результатов выборов, позволяющий определить кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность. При этом тот или иной порядок подсчёта голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

По методике определения методики итогов выборов

- мажоритарная изб система (выборы Президента)

Исторически первой изб системой была мажоритарная изб система, в основе кот лежит принцип большинства, т.е. избранными считаются такие кандидаты, которые получили относительно, абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

Система относительного большинства в мажоритарной системе предполагает, что победителем на выборах становится тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из остальных кандидатов.

Абсолютное большинство – тот, кто набрал абсолютное большинство принявших участие в головосании, т.е. не менее, чем 50% голосов + 1 голос.

Квалифицированное большинство – 2/3 или ¾ голосов лиц, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная система – люди голосуют не за конкретного кандидата, а за некоторый список. После голосования определяется избирательная квота, т.е. минимальное количество голосов, необходимое для получения депутатского мандата.

Смешанная система – выборы, как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам.

Избирательная система в широком смысле включает в себя избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право регулирует принципы и условия участия граждан в выборах.

  • активное (право избирать)
  • пассивное (право быть избранным)

    • ценз гражданства
    • возрастной ценз
    • ценз оседлости

      • расовый
      • национальный

Ограничение на участие – статья 32 К РФ.

Основные принципы избирательного права:

  • всеобщность избирательного права;
  • равенство всех (1 человек – 1 голос)
  • прямота (избиратели голосуют непосредственно за те кандидатуры, которые представлены);
  • тайное голосование (установление такого порядка проведения выборов, при котором исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателей);
  • добровольность участия граждан в выборах.

Система гарантий избирательных прав граждан:

Гарантии избирательных прав граждан – условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления.

Условия – тот политический режим, в котором проводятся выборы.

Средства – механизмы и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Система гарантий, которые взаимодействуют и дополняют друг друга:

      • политические: идеологическое или полит разнообразие – плюрализм, равный и эффективный доступ избирателей к выборам, свобода к предвыборной агитации, ограниченной законом;
        • организационные:
    • запрет на членство в избирательных комиссиях самих кандидатов на выборные должности и лиц, от них зависящих;
    • ответственность должностных лиц, проводящих выборы;
    • содействие избирательным комиссиям государственных органов, органов местного самоуправления
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
  • юридические:
    • наличие специального законодательства
    • ФЗ об участии в референдумах, ФЗ о выборах депутатов Госдумы, Федерального Собрания РФ и Президента РФ,
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
    • признание результатов выборов недействительными в случае нарушения действующего законодательства о выборах;
    • право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей;
    • право кандидатов на судебное обжалование отказа в регистрации;
    • установление административно-уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах.
      • финансово-экономические (материальные):
    • выделение средств для проведения выборов из соответствующих бюджетов;
    • создание специальных избирательных фондов кандидатов в депутаты и политических объединений),
    • обязательность предоставления эфирного времени и места в печатных изданиях кандидатам для агитации;

Основные стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – урегулированные Конституцией и избирательным законодательством процедуры деятельности государственных органов, групп избирателей, кандидатов в депутаты и политических партий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга стадий, часть которых является обязательными, а часть факультативными.

Обязательные:

    1. Назначение выборов.
    2. Организации избирательных округов, избирательных участков, формирование изб комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов. (Избирательный округ – это территория, от которой избирается 1 или несколько депутатов представительного органа или выборных должностных лиц).
    3. Регистрация кандидатов в депутаты и составление списков избирателей.
    4. Выдвижение кандидатов в депутаты, формирование партийных списков и регистрация кандидатов и партийных списков. Сбор подписей – примерно 2%, либо он может быть заменён избирательным залогом из избирательного фонда.
    5. Предвыборная агитация – деятельность кандидатов в депутаты, избирательных блоков и других общественных объединений, направленная на то, чтобы побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за депутата или список депутатов. Через СМИ, путём проведения публичных мероприятий, распространение агитационных и печатных материалов. Запрещается возбуждать расовую, религиозную борьбу, войну. Нельзя агитировать за насильственное изменение конституционного строя и т.д. Нельзя заниматься подкупом, косвенной формой может являться активизированная форма благотворительности (раздача и обещание раздачи материальных благ).
    6. Процесс голосования на избирательных участках.
    7. Подведение итогов голосования, установление результатов выборов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования, кот заканчивается официальным опубликованием.

Требования к избирательным округам:

  1. единство количества населения в избирательных округах (допускается отклонение по численности в округах в пределах 10% от средней численности избирателей, а в труднодоступных и малонаселённых территориях до 15%);
  2. целостность территории.

Избирательные округа образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Виды избирательных комиссий:

  • ЦИКРФ (срок полномочий – 4 года);
  • Избирательные комиссии субъектов РФ (создаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации также на паритетных началах, не более 5 лет);
  • Окружные избирательные комиссии (не более 5 лет);
  • Территориальные (районные и городские) (не более 5 лет);
  • Участковые избирательные комиссии (заканчивают свою работу по истечении 10 дней с даты окончания выборов).

Акты Избирательных комиссий всех выборов обязательны для всех органов власти и местного самоуправления соответствующего уровня.

Выборы считаются несостоявшимися:

Итоги голосования и результаты выборов недействительны:

  1. Если допущены нарушения, не позволяющие с полной достоверностью установить результаты.
  2. Если итоги голосования были признаны недействительными не менее, чем на четверть изб.участников.

Решает избирательная комиссия или суд.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, повторные выборы должны быть проведены не позднее 6 месяцев со дня проведения первоначальных выборов, либо со дня признания выборов недействительными.

При повторных выборах сроки стадий изб. процесса могут быть сокращены.

Заключительный акт – официальное объявление итогов выборов. Срок: не позднее 1 месяца со дня голосования.

Федеральное Собрание РФ: его структура и роль в системе государственной власти (Парламент)

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ. Там же указывается, что он является высшим представительным законодательным органом РФ.

  1. представительная (представительство интересов народа);
  2. законодательная (связана с нормативным регулированием государственной и общественной жизни;
  3. контрольная (контроль преимущественно за исполнительной властью).
  4. в США + подготовка к следующим выборам.

Конституции и уставы многих субъектов Федерации предусматривают больший объём контроля.

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

шпоры ГМУ.doc

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти.

Президент определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, то есть устанавливает конкретный перечень.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти, среди них МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство Юстиции, а также федеральные службы: разведки, железнодорожных войск, налоговой полиции и т.д.

Понятие избирательной системы в широком и узком смысле. Виды избирательных систем

Избирательная система регулируется нормами избирательного права, которые в своей совокупности образуют институт в системе конституционного права.

Избирательная система – порядок определения результатов выборов, позволяющий определить кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность. При этом тот или иной порядок подсчёта голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

По методике определения методики итогов выборов

- мажоритарная изб система (выборы Президента)

Исторически первой изб системой была мажоритарная изб система, в основе кот лежит принцип большинства, т.е. избранными считаются такие кандидаты, которые получили относительно, абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

Система относительного большинства в мажоритарной системе предполагает, что победителем на выборах становится тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из остальных кандидатов.

Абсолютное большинство – тот, кто набрал абсолютное большинство принявших участие в головосании, т.е. не менее, чем 50% голосов + 1 голос.

Квалифицированное большинство – 2/3 или ¾ голосов лиц, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная система – люди голосуют не за конкретного кандидата, а за некоторый список. После голосования определяется избирательная квота, т.е. минимальное количество голосов, необходимое для получения депутатского мандата.

Смешанная система – выборы, как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам.

Избирательная система в широком смысле включает в себя избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право регулирует принципы и условия участия граждан в выборах.

  • активное (право избирать)
  • пассивное (право быть избранным)

    • ценз гражданства
    • возрастной ценз
    • ценз оседлости

      • расовый
      • национальный

Ограничение на участие – статья 32 К РФ.

Основные принципы избирательного права:

  • всеобщность избирательного права;
  • равенство всех (1 человек – 1 голос)
  • прямота (избиратели голосуют непосредственно за те кандидатуры, которые представлены);
  • тайное голосование (установление такого порядка проведения выборов, при котором исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателей);
  • добровольность участия граждан в выборах.

Система гарантий избирательных прав граждан:

Гарантии избирательных прав граждан – условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления.

Условия – тот политический режим, в котором проводятся выборы.

Средства – механизмы и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Система гарантий, которые взаимодействуют и дополняют друг друга:

      • политические: идеологическое или полит разнообразие – плюрализм, равный и эффективный доступ избирателей к выборам, свобода к предвыборной агитации, ограниченной законом;
        • организационные:
    • запрет на членство в избирательных комиссиях самих кандидатов на выборные должности и лиц, от них зависящих;
    • ответственность должностных лиц, проводящих выборы;
    • содействие избирательным комиссиям государственных органов, органов местного самоуправления
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
  • юридические:
    • наличие специального законодательства
    • ФЗ об участии в референдумах, ФЗ о выборах депутатов Госдумы, Федерального Собрания РФ и Президента РФ,
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
    • признание результатов выборов недействительными в случае нарушения действующего законодательства о выборах;
    • право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей;
    • право кандидатов на судебное обжалование отказа в регистрации;
    • установление административно-уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах.
      • финансово-экономические (материальные):
    • выделение средств для проведения выборов из соответствующих бюджетов;
    • создание специальных избирательных фондов кандидатов в депутаты и политических объединений),
    • обязательность предоставления эфирного времени и места в печатных изданиях кандидатам для агитации;

Основные стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – урегулированные Конституцией и избирательным законодательством процедуры деятельности государственных органов, групп избирателей, кандидатов в депутаты и политических партий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга стадий, часть которых является обязательными, а часть факультативными.

Обязательные:

    1. Назначение выборов.
    2. Организации избирательных округов, избирательных участков, формирование изб комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов. (Избирательный округ – это территория, от которой избирается 1 или несколько депутатов представительного органа или выборных должностных лиц).
    3. Регистрация кандидатов в депутаты и составление списков избирателей.
    4. Выдвижение кандидатов в депутаты, формирование партийных списков и регистрация кандидатов и партийных списков. Сбор подписей – примерно 2%, либо он может быть заменён избирательным залогом из избирательного фонда.
    5. Предвыборная агитация – деятельность кандидатов в депутаты, избирательных блоков и других общественных объединений, направленная на то, чтобы побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за депутата или список депутатов. Через СМИ, путём проведения публичных мероприятий, распространение агитационных и печатных материалов. Запрещается возбуждать расовую, религиозную борьбу, войну. Нельзя агитировать за насильственное изменение конституционного строя и т.д. Нельзя заниматься подкупом, косвенной формой может являться активизированная форма благотворительности (раздача и обещание раздачи материальных благ).
    6. Процесс голосования на избирательных участках.
    7. Подведение итогов голосования, установление результатов выборов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования, кот заканчивается официальным опубликованием.

Требования к избирательным округам:

  1. единство количества населения в избирательных округах (допускается отклонение по численности в округах в пределах 10% от средней численности избирателей, а в труднодоступных и малонаселённых территориях до 15%);
  2. целостность территории.

Избирательные округа образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Виды избирательных комиссий:

  • ЦИКРФ (срок полномочий – 4 года);
  • Избирательные комиссии субъектов РФ (создаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации также на паритетных началах, не более 5 лет);
  • Окружные избирательные комиссии (не более 5 лет);
  • Территориальные (районные и городские) (не более 5 лет);
  • Участковые избирательные комиссии (заканчивают свою работу по истечении 10 дней с даты окончания выборов).

Акты Избирательных комиссий всех выборов обязательны для всех органов власти и местного самоуправления соответствующего уровня.

Выборы считаются несостоявшимися:

Итоги голосования и результаты выборов недействительны:

  1. Если допущены нарушения, не позволяющие с полной достоверностью установить результаты.
  2. Если итоги голосования были признаны недействительными не менее, чем на четверть изб.участников.

Решает избирательная комиссия или суд.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, повторные выборы должны быть проведены не позднее 6 месяцев со дня проведения первоначальных выборов, либо со дня признания выборов недействительными.

При повторных выборах сроки стадий изб. процесса могут быть сокращены.

Заключительный акт – официальное объявление итогов выборов. Срок: не позднее 1 месяца со дня голосования.

Федеральное Собрание РФ: его структура и роль в системе государственной власти (Парламент)

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ. Там же указывается, что он является высшим представительным законодательным органом РФ.

  1. представительная (представительство интересов народа);
  2. законодательная (связана с нормативным регулированием государственной и общественной жизни;
  3. контрольная (контроль преимущественно за исполнительной властью).
  4. в США + подготовка к следующим выборам.

Конституции и уставы многих субъектов Федерации предусматривают больший объём контроля.


Скачать:

ВложениеРазмер
izbiratelnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii._10_klass.ppt 253 КБ

Подписи к слайдам:

Основы государства и права 10 класс Урок № 15. Избирательная система Российской Федерации

План урока. 1.Понятие и принципы избирательного права. 2.Избирательная система. 3.Понятие и виды референдума. 4.Выборы Президента РФ. 5.Порядок формирования федерального собрания РФ.

1.Понятие и принципы избирательного права. Избирательное право объективное субъективное совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по выборам в орга - ны гос . власти и органы мест - ного самоуправления. конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправ- ления. активное Право избирать пассивное Право быть избранным

1.Понятие и принципы избирательного права. - Конституция РФ (1993), Федеральные законы :- - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"(1997), - "О выборах Президента РФ" (1999), - "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (1999), - "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996), -К онституции (уставы) субъектов РФ и законы субъектов РФ, регламентирующие организацию и порядок проведения выбо - ров в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Источники Избирательного права

2.Избирательная система. Избирательная система Порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избирае- мых непосредственно гражданами. Избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, представитель- ные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и долж- ностных лиц местного самоуправления. Основание -Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ- думе граждан РФ", конституции (уставы) субъектов РФ.

2.Избирательная система. -Центральная избирательная комиссия РФ; -Избирательные комиссии субъектов РФ; -Окружные; -Территориальные; -Участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии ЦИК 15 членов формируется на паритетной основе Президентом РФ, Советом Фе- дерации и Государственной Думой, действует на постоянной основе Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законо- дательным и исполнительным органами субъекта РФ, дейст- вуют на постоянной основе. Местные избирательные комис- сии формируются органами местного самоуправления, на пе- риод избирательной кампании.

2.Избирательная система. Виды избирательных систем 1. Мажоритарная проведение выборов по одномандатным, реже - многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов.(50 % + 1 голос) 2.Пропорциональная основана на подаче голосов за списки ка- ндидатов,выдвигаемые избирательными объединениями.Мандаты распределяют- ся между списками кандидатов пропор- ционально поданным голосам, при этом устанавливается заградительный барьер

2.Избирательная система. Виды избирательных систем 3. Смешанная представляет собой сочетание мажори- тарной и пропорциональной избиратель- ных систем. Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований и иные выборные долж- ностные лица избираются по мажоритарной системе. Депута- ты Государственной Думы избираются по смешанной систе- ме (225 депутатов избираются по мажоритарной системе, сто- лько же избираются по пропорциональной системе). Депута- ты законодательных органов субъектов РФ, представитель- ных органов местного самоуправления избираются, как пра- вило, по мажоритарной системе.

2.Избирательная система. Избирательный процесс -назначение выборов, -составление списков избирателей, -образование избирательных округов и избиратель- ных участков, -формирование избирательных комиссий, -выдвижение и регистрация кандидатов, -предвыборная агитация, -голосование, -подсчёт голосов -определение результатов выборов -Регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж- дан РФ" и другими законами о выборах.

3.Понятие и виды референдума. Референдум голосование граждан по важнейшим вопросам государствен- ного или местного значения. Референдум наряду со свобод- ными выборами является высшим непосредственным выра- жением власти народа. Виды референдума Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по зако- нопроектам, действующим законам и другим вопросам государ- ственного значения. Референдум субъекта РФ - голосование граждан РФ, постоян- но или преимущественно проживающих на территории субъ- екта РФ по важным вопросам государственного значения. Местный референдум - голосование граждан РФ постоянно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения.

3.Понятие и виды референдума. Законодательная база Референдум РФ проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О референду- ме РФ" (1995), другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж- дан РФ" (2002), другими федеральными законами Принципы референдума Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего пря- мого волеизъявления при тайном голосовании. Участие граждани- на в референдуме является свободным и добровольным. Деятель- ность комиссий референдума осуществляется открыто и гласно. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ. Назначение референдума осуществляется уполномоченным орга- ном государственной власти. Решение, принятое на референдуме не нуждается в дополнительном утверждении.

4.Выборы Президента РФ. Выборы Президента РФ проводятся в соответствии с Консти- туцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав, права на участие в референдуме граж- дан РФ"(2002), а также Федеральным законом "О выборах Президента РФ"(1999). Требования к кандидату - гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (не может быть избран гражданин, признан - н ый судом недееспособным или отбывающий лишение свобо - ды по приговору суда). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Назначение выборов Совет Федерации за 120-150 дней, до истечения срока полномочий, или в течение 14 дней пос- ле отставки Президента.

4.Выборы Президента РФ. Кандидаты на должность Президента РФ выдвигают инициа- тивные группы избирателей (не менее 100 человек), избира- тельные объединения (общероссийские политические общес- твенные объединения, действующее не менее года на день го- лосования) и избирательные блоки (объединения избиратель- ных объединений). Кандидат представляет заявление о согла- сии баллотироваться, сведения о доходах и имуществе Выдвижение кандидата Регистрация кандидата Избирательное объединение, избирательный блок, инициатив- ная группа избирателей обязаны собрать не менее миллиона подписей избирателей, причём не более 70 тысяч подписей по Одному Субъекту Федерации. Регистрацию производит ЦИК.

4.Выборы Президента РФ. Предвыборная агитация проводится на основе равноправия всех зарегистрированных кандидатов. Расходы на проведе- ние выборов финансируются из федерального бюджета. Из- бирательные действия кандидатов должны финансировать- ся только через их избирательные фонды . Финансирования избирательной компании Подведение итогов Избранным считается зарегистрированный кандидат, получив- ший более половины голосов. Выборы признаются несостояв- шимися, если в них приняли участие менее половины избира- телей или наибольшее число голосов подано против всех кан- дидатов. Если по итогам общих выборов Президент РФ не изб- ран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Во II ту- ре избранным считается кандидат, получивший большее чис- ло голосов.

4.Выборы Президента РФ. Вновь избранный Президент РФ вступает в должность в день истечения четырёхлетнего срока полномочий Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а в случае досрочных, или повторных выборов - на тридцатый день со дня опубли- кования результатов выборов Президента РФ. При вступле- нии в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой утверждён статьёй 82 Конституции РФ Вступление в должность Прекращение полномочий Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента при- несения присяги вновь избранным Президентом РФ. Прези- дент РФ досрочно прекращает исполнение своих полномочий в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полно- мочия, или отрешения от должности.

4.Выборы Президента РФ. -Президент РФ может быть отрешён от должности по обвине-нию в государственной измене, или совершении тяжкого пре-ступления. -Государственная Дума выдвигает обвинение против Прези-дента РФ двумя третями голосов. -Верховный Суд даёт заключение о наличии в действиях Пре-зидента РФ признаков преступления. -Совет Федерации в течение месяца со дня выдвижения обви-нения направляет запрос в Конституционный Суд РФ, и пос-ледний в течение десяти дней после регистрации запроса даёт заключение о соблюдении, либо несоблюдении установленно-го порядка выдвижения обвинения. -Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности может быть принято двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения обвинения. Отрешение от должности

4.Выборы Президента РФ. Во всех случаях, когда Президент РФ временно не в состоя-нии исполнять свои полномочия, а также в случаях досрочно-го их прекращения их временно исполняет Председатель Правительства РФ соответственно до возвращения Президен-та РФ к исполнению своих полномочий или до вступления в должность вновь избранного Президента РФ. Исполнение полномочий Президента РФ Компетенция исполняющего обязанности Президента РФ Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распус- кать Государственную Думу, вносить предложения о поправ- ках и пересмотре положений Конституции РФ.

5.Порядок формирования Федерального Собрания. в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнитель-ного органов государственной власти субъектов РФ. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом. Совет Федерации 2000 В.Путин-введены избрание и назначение членов Совета Федерации. Предусматривается работа членов Совета Федерации на постоянной основе. -П редставитель от двухпалатного законодательного избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока . -Кандидатуры для избрания вносятся председателем законода- тельного органа, или группами депутатов не менее одной тре- ти от их общей численности

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Представитель в Совет Федерации от исполнительного орга-на государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, решение о назначении вступает в силу, если на ближайшем заседании законодате-льного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа депутатов не прого-лосуют против его назначения Решения об избрании члена Совета Федерации направляются в Совет Федерации в пятидневный срок принявшими их органами. На ближайшем заседании Совет Федерации подтверждает их полномочия. Совет Федерации Кандидаты для избрания представляют сведения о доходах и имуществе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим его органом.

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Государственная Дума Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Конституция ст. 95, 96 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федера - льные списки,выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Выборы в ГД назначает Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы – в день роспуска , день голосования определяется в соответст - вии с Федеральн ым закон ом .

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Кандидат в депутаты Депутатом Государственной Думы может быть избран граж- данин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным, или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Все кандидаты обладают равными правами и не вправе исполь- зовать преимущества сужебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального спис- ка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необ- ходимо собрать подписи не менее одного процента избирате- лей округа, для регистрации федерального списка кандида- тов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Регистрация кандидатов

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Предвыборная компания Все зарегистрированные кандидаты обладают равными пра- вами, несут равные обязанности и осуществляют предвыбор- ную агитацию на равных основаниях. Расходы на проведе- ние выборов производятся за счёт федерального бюджета. За существенные нарушения федерального закона избирате- льная комиссия можетотменить регистрацию. Выборы признаются несостоявшимися: 1.Одномандатный округ - если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов, 2.Партийный список- если ни один федеральный список кан- дидатов не получит 5 процентов голосов, или если все изби- рательные списки,не получат в совокупности 50 % голосов. 3. Если в них приняло участие менее 25 % избирателей. Подведение итогов

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Центральная избирательная комиссия распределяет депутат- ские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее 5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки . Распределение мандатов Срок полномочий Государственная Дума избирается на четыре года. ГД собирается на 1-е заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. С момента начала работы ГД нового созыва полномочия ГД прежнего созыва прекра - щаются. Полномочия Государственной Думы прекращаются дос - рочно в случае её роспуска.

5.Порядок формирования Федерального Собрания. Роспуск Государственной Думы 1. После трёхкратного отклонения представленных кандида - тур Председателя Правительства РФ Президент РФ назна - чает Председателя Правительства РФ и распускает Госу - дарственную Думу. 2. Если Государственная Дума в течение трёх месяцев повтор - но выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объ - являет об отставке Правительства РФ , либо распускает Госу - дарственную Думу. 3. Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о дове - рии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает ре - шение об отставке Правительства РФ , либо о роспуске Госу - дарственной Думы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся представление о пенсионной системе РФ.

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ".

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка .

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка .

Данный материал можно использовать как при проведении урока обществознания, так и при проведении занятия по пенсионной грамотности школьников.

Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.