Историческое развитие общества его движущие силы шпора

В самом общем виде можно сказать, что движущая сила общественного развития есть деятельность людей. Но этот ответ слишком aбстрактен. Более конкретный подход к вопросу должен выразиться в трактовке движущих сил общественного развития как деятельно­ сти людей в определенной системе общественных отношений, взя­ той в единстве с ее материальными причинами и идеальными побудительными силами. Чтобы понятие движущих сил приобрело статус категории исторического материализма, важно определить и ту сферу общественной жизни, в которой эти силы действуют.

Поскольку основу развития общества составляют производи­ тельные силы, то правильно будет сказать, что деятельность лю­ дей в сфере материального производства и есть движущая сила истории. Но такое понимание ничего не добавляет к трактовке производительных сил как основы исторического процесса.

Если же обратиться к социально-политической области, то здесь и теоретически и практически всегда стоит вопрос о силах, способных решить возникающие проблемы и задачи.

С учетом последнего обстоятельства можно сказать, что дви­ жущие силы исторического процесса — это те социальные силы, в деятельности которых разрешаются стоящие перед обществом социальные проблемы.

В антагонистическом обществе движущей силой исторического процесса является борьба общественных классов. Согласно марк­ сизму, изучать историю как результат деятельности людей — значит практически изучать ее как историю классов и классовой борьбы и руко­ водствоваться теорией классов при описании конкретного хода событий. Именно с момента возникновения классового деления общест­ ва и отношений эксплуатации возникла и социально-политическая сфера, а все социальные преобразования осуществляются в столк­ новении классов с различными и противоположными интересами.

В доклассовом обществе, где проблемы социальных преобразова­ ний не было, движущие силы истории, видимо, совпадали с про­ цессом труда.

В докапиталистических антагонистических формациях классо­ вое деление вуалировалось сословными, кастовыми различиями, облекалось иногда в патриархальные формы, но оно оставалось основным, исходным, сущностным социальным делением, и в столкновении классов решались социальные проблемы той эпохи. Рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне — основ­ ные классы рабовладельческой и феодальной формаций. При ка­ питализме экономические основания классового деления общества на буржуазию и пролетариат выявились вполне открыто и опре­ деленно.

В ходе этой борьбы формируются политические отношения, особенность которых состоит в том, что они вкладываются в соот­ ветствии с идеологией борющихся классов и предполагают нали­ чие организаций, сплачивающих и объединяющих индивидов для достижения политических целей каждого из этих классов, опре­ деляющих линию его политики во взаимоотношениях с другими классами.

Сущность политико-юридической надстройки общества опре­ деляется тем, интересы какого класса она представляет, какой класс держит в своих руках аппарат политической власти. Что же касается ее форм, то они зависят от конкретных условий, тради­ ций, от соотношения классовых сил, внутреннего и международ­ ного положения и от самого “субъекта” политического господства, от того, как он и его духовные и политические лидеры понимают общеклассовые интересы..

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие[1].

В социальной философии марксизма под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективны ми и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов. По-видимому, каждый из указанных подходов правомочен, отражает какую-то грань истины[2].

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а представляет собой постоянно действующую детерминанту движения и развития.

К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.

Подчеркивание того, что общество — это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, — действие ею законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т.д. — прямо или опосредованно связано с деятельностью человека. Никакие материальные структуры, политические институты, идеи сами по себе, вив живой деятельности людей не представляют части, стороны общества. Лишь тогда, когда все эти феномены выступают в роли орудий, граней, аспектов живой человеческой деятельности, они обретают общественный смысл, становятся органами, частями, элементами общества. Какой-нибудь станок лишь тогда суть станок, когда он используется в деятельности человека, служит его интересам; правовая норма лишь тогда суть норма, когда она применяется людьми; эстетическая идея, воплощенная в произведении искусства, лишь тогда суть именно эстетическая идея, когда она соотносится с человеком — ее творцом и потребителем. Человеческая деятельность выступает, таким образом, как бы своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается, живет, функционирует исключительно сложное образование — общество.

Развитие общества есть естественноисторический процесс, совершающийся по объективным законам. Объективность этих законов отнюдь не означает отрицания роли и значения человеческой деятельности. Так, в каждый момент исторического времени в обществе имеется определенный уровень материальной и духовной культуры. Это и определенная степень развития материального производства, его материально-технической вооруженности, это и реальная система экономических отношений собственности, это и определенный характер и структура институтов общественности управления, это и огромный массив достижений духовной жизни, и многое, многое другое. Все это достигнуто усилиями всех предшествующих поколений, и все это достается в наследство каждому новому поколению. И это поколение изменяет современный мир, опираясь на те возможности, которые уже имеются, на те тенденции изменения, которые в нем прочерчены. Нельзя от феодальной мельницы перейти к компьютерной технологии, от организации первобытной охоты шагнуть к выводам современной научной организации труда, от мифологического мышления перейти к теории относительности и т.п. Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Иначе говоря, в обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах его развития как бы воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа.

Таким образом, история закономерна, ибо она подчиняется объективной логике социальных преобразований, в то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей.

Вместе с тем нельзя забывать, что история общества — это не только однонаправленная логика ее всеобщего развития, но и огромная палитра самых разнообразных возможностей исторически конкретного развития событий, определяемая, по существу, бесконечным сочетанием различных обстоятельств, социальных сил, общественных интересов. Здесь простор для инициативы поистине безбрежен.

Все это свидетельствует о том, что отношение человека к требованиям объективных законов отнюдь не подобно подъему на эскалаторе. Именно от людей, их действий, энергии, настойчивости зависит, как они воспользуются шансами, предоставленными им историей, какой конкретный путь общественного прогресса изберут, приблизят или, напротив, отдалят реализацию назревших общественных преобразований. Короче говоря, людям, их деятельности во всемирной истории отведена не роль статистов и марионеток, за спиной и вне которых история, ее законы делают свое дело, а самых настоящих творцов исторического процесса, в действиях которых воплощается общественное развитие и от которых в значительной степени зависит конкретный ход истории.

Если общественная жизнь, история общества представляют собой не что иное, как деятельность людей — народов, классов, социальных групп, личностей, то отсюда вытекает, что эта жизнь, эта история должны быть рассмотрены не только в своей общей логике, не только с точки зрения своих объективных законов, но и в контексте самой деятельности людей.

В связи с вычленением деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни и раскрывается проблематика движущих сил общества. Движущие силы общества — это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие и обществе. Движущие силы общества — это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин.

Движущие силы общества в рассмотренной выше интерпретации выступают как всеобщая характеристика общественной жизни. Поскольку все в обществе осуществляется в деятельности людей, постольку поле проявления движущих сил универсально. Но поскольку деятельность людей представляет лишь одну грань общества, постольку и движущие силы ограничены в своем проявлении. И эта граница проходит не по линии разделения элементов общества, его исторических состояний, а по линии выделения разных качеств, аспектом единой общественной жизни.

В обширной тематике движущих сил общества важнейшими проблемами являются анализ субъекта общественной жизни, характеристики его деятельности, ее условий, причин, целей, задач, ее результатов, диалектики объективного и субъективного, творческого и ре продуктивного в этой деятельности, ее подъемов и спадов.

В научной и учебной литературе движущие силы общества нередко связывают с определенной направленностью, с прогрессивными преобразованиями общества. Нам такой подход представляется односторонним. Ведь жизнь общества, его история есть целостный процесс. Он складывается из сложного переплетения противоборства самых разных людей, классов, наций, народов. В этом смысле всякая деятельность людей есть движущая сила. И она является таковой не потому, что она прогрессивна либо реакционна, стихийна либо сознательна, а потому, что она именно человеческая общественная деятельность. Иначе говоря, качество быть движущей силой — имманентное существенное качество человеческой деятельности вообще, и эта деятельность в силу указанных причин не делится на движущую или недвижущую.

Другое дело, что в конкретных условиях при анализе отдельных этапов истории, конкретных стран и народов необходимо различать позиции разных социальных субъектов, их разный вклад в прогрессивные преобразования в обществе или противоборство им. Но эта расстановка социальных сил, имеющая конкретно-историческое значение, ни в коем случае не должна перерастать в общее отрицание качества движущей силы истории за определенной деятельностью той или иной социальной группы.

Анализ движущих сил общества раскрывает, сколь мощны и многогранны силы людей, как много им подвластно, как они по-настоящему творят историю. В то же время именно анализ этих сил побуждает сказать и о том, что они не беспредельны, что есть такие цели, ориентиры, ставить которые перед людьми не только ошибочно и силу их невыполнимости, но и социально безответственно, ибо и стремлении к этим целям ни к чему иному, кроме как к разочарованиям и социальным потрясениям, прийти нельзя. Речь идет о еще недавно весьма политически популярной идее построения коммунизма, нового совершенного общества. В более обобщенном плане эту ситуацию можно сформулировать как сознательную задачу построения определенной формации.

Люди, и только они одни, создают все, в том числе и новые цивилизационные, формационные формы жизни. Но в каком смысле они создают эти новые всеобщие формы? Люди действуют, руководствуясь конкретными задачами совершенствования условий своей жизни, развития своего творчества, свободы, развития своей собственной человеческой сущности. Эти цели и задачи глубоко конкретны, они вытекают из неповторимо конкретных условий каждой общности, живущей в определенных условиях и в определенное время. Именно этот конкретный пласт жизненных изменений, каждый раз измеряемый конкретной эффективностью и закрепляемый или отбрасываемый в зависимости от его эффективности, и составляет основное пространство действия людей, проявления их движущих сил, их целеполагания. Поскольку из множества этих конкретных изменений вытекают и всеобщие изменения цивилизационно-формационных форм бытия людей, постольку люди и выступают их творцами, движущими силами. Но, подчеркиваем, эта роль деятельности людей суть следствие, результат конкретного совершенствования их жизни, она вторична, производна. Она имеет смысл и значение лишь до тех пор и постольку, пока и поскольку она сопрягается с конкретным совершенствованием бытия людей и закрепляет его.

Из всего этого вытекает достаточно очевидный вывод, что при всем могуществе движущих сил общества они не могут ставить задачи типа построения новой формации. Не могут не потому, что неизвестно, хороша или плоха эта формация, а не могут в принципе. Ибо формационные сдвиги, будучи в конечном счете результатом совокупной, конкретной деятельности людей, возникают как продукт объективно-закономерных изменений истории, они возникают post factum, в общественном итоге истории. Превратить формационную идею в цель человеческой деятельности — значит рано или поздно превратить себя в раба этой идеи и тех сил, которые будут ею спекулировать[4].

Прогресс и критерии его оценки. Исторический процесс

ПЛАН ТЕМЫ

(Эту и следующую тему можно использовать при составлении плана по теме: «Смысл и направленность общественного развития и другим темам по динамике общества).

Развитие взглядов на прогресс.

2. Понятие прогресса. Прогресс и регресс – два направления общественных изменений

Признаки прогресса.

Источник и движущие силы прогресса (истории).

5. Законы прогресса (исторического развития):

А) ускорение социального развития

Б) движение к социальной интеграции

Критерии прогресса.

7. Противоречия и неоднозначность в развитии общества:

А) нелинейность развития

Б) регрессивные явления в отдельных сферах

В) возможность негативных явлений, сопровождающих прогресс

1.Понятие прогресс оформляется в эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.) фр. Кондорсе, Тюрго

История: античность в основном отрицали (Гесиод – движение вспять; Платон, Аристотель – круговорот)

средние века – развитие общества, линейное движение вперед, но к Богу (Августин)

Руссо – критик прогресса, противоречие между прогрессом знаний и нравственным прогрессом).

XIX в. – немецкая классическая философия, Гегель - человеческая история - закономерный прогрессивный процесс развития Абсолюта, Мирового духа. Диалектика.

Вторая половина XIX – XX в. – некоторые опять отрицали, круговорот (Данилевский, Бердяев, Шпенглер, Сорокин)

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Социальный прогресс – вариант развития любой системы.

Прогресс - это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. В общественной жизни регресс – обычно временное явление на общем фоне поступательного движения. Кроме того, не всякий социальный кризис следует отождествлять с регрессом (революции).

Стагнация – застойные явления в развитии общества, опасное состояние.

3. Признаки (свойства, характеристики, основные черты). не путать с критериями:

Прогресс как позитивное развитие характеризуется следующими чертами:

а) совокупность поступательных изменений

б) усложнение общественной структуры

в) противоречия и сложности

г) неоднородность в разных сферах

д) относительность духовно-нравственного прогресса ?вопрос очень спорный, можно встретить противоположные мнения

Факторы исторического развития общества (источники и движущие силы).

Историческое развитие –последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявиласьдеятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса – историческое событие, факт.

Источник – это объективные причины (почему происходит развитие,Варианты: Бог, Мировой Разум, стихийно… Современный взгляд - определяющей стороной общественного развития выступает производство, а исходным импульсом – потребность (посредством деятельности), потребности – источник прогресса человечества

Движущие силы - кто является субъектом этого процесса, как он протекает?

Движущие силы общественного прогресса – практическая деятельность больших масс людей, народов, классов, личностей, возникающая на основе глубоких объективных побудительных причин.

Факторы – более широкое понятие. К факторам прогресса относят: природные условия, духовные силы общества, материальные силы, техногенные и другие.

Субъекты исторического процесса: индивиды, группы и общности, личности.

Роль личности в истории.

Социальный детерминизм – действуют социальные законы, большие массы людей творят истории

Героический детерминизм – история – поле деятельности выдающихся людей

Адаптивно-эволюционная теория – выдающиеся люди должны стать востребованными (благоприятная среда для адаптации). Выдающиеся люди – личности с активным типом социальной адаптации.

1.3.Развитие общества, его источники и движущие силы

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 10 – 11 класс

Гудзишевская Нина Валентиновна


Справочный материал

Пути развития общества.

Прогресс и регресс.


Прогресс ( лат. Progressus - движение вперед, успех) - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед.

В обществознании сложилось представление о прогрессе как о развитии общества от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.


Регресс - тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению определенных функций.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Кроме того можно выделить определенные этапы общественной динамики, для которых характерна временная остановка развития – стагнации .

развитие по кругу

Соединение циклич-ности и линейного прогресса

относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Реформа, революция, модернизация.

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:


Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - реформы Александра II

Регрессивные (реакционные)

Направления реформ

Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (непосредственным образом связаны с людьми)

Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)

Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и орга-низации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. Степень преобразований может быть достаточно существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.


Революция (от лат. revolutio - поворот, возвращение к истокам) - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

неолитическая революция – 3 тыс. лет

промышленная революция – XVII – XVIII вв.

Кратковременные:

Февральская революция 1917 г. в России, др

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:


Инновация (от лат. innovatio - обновление) - однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


Модернизация (от фр. moderne - новейший, современный) - это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

По д модернизацией в первую очередь понимают процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

- часто понимается как вестернизация , как процесс прямого заимствования)

Критерии, источники развития общества.


Критерий (гр. Kriterion) - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Критерии прогресса

Вольтер (французский просветитель)

торжество разума и просвещения

Сен-Симон (французский социалист-утопист)

нравственность – общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу - братья

Ш.Монтескье (французский философ)

Шеллинг (немецкий философ-идеалист)

постепенное приближение к правовому государству

Гегель (немецкий философ – идеалист, автор учения о диалектике)

К.Маркс (основоположник коммунисти-ческого учения)

развитие материального производства, овладение стихийными силами природы, достижение социальной гармонии и прогресса в духовной сфере

А.И.Герцен (российский публицист, основоположник теории общинного социализма)

развитие знаний, распространений просвещения

В условиях современного общества критериями прогресса выступают:

продолжительность жизни, качество жизни

уровень развития духовная жизнь.

Источники развития общества:

провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению

историю творят великие люди

общество развивается по объективным законам

согласно теории социального эволюционизма общество, как часть природы развивается прогрессивно и однолинейно (социальные дарвинизм)

согласно теории исторического материализма движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей

М.Вебер(немецкий философ, социолог): источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

Движущие силы.


Движущие силы развития общества – это существенные и необходимые, продолжи-тельно воздействующие факторы, которыми обеспечивается функционирование, развитие и прогресс общества.

Наиболее значимые факторы:

общественные противоречия, которые дают итоговый импульс для самодвижения и саморазвития (например, классовая борьба, противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, др.);

прогрессивная деятельность социальных субъектов, которой разрешены данные противоречия (реформы (модернизация), проведенные государственными органами, открытия (изобретения) в области науки и техники, др.);

побудительные силы деятельности – потребности, интересы и пр.

Понятие движущих сил общественного развития

Движущие силы развития общества – это существенные и необходимые, продолжительно воздействующие факторы, которыми обеспечивается функционирование, развитие и прогресс общества.

Приверженцы идеализма видят движущие силы общественного развития в идеальных побуждениях, мотивах исторической деятельности людей, обнаруживая их в неизменной человеческой природе, во внешней природе, в сверхъестественных и надисторических силах, в механической комбинации разного рода факторов.

Представители марксизма-ленинизма совершили открытие материальных движущих сил, доказав их первичности и определяющий характер относительно политических и духовных, а также активность, относительная самостоятельность последних из них, раскрывая роль народных масс в качестве решающей движущей силы истории.

В общем виде в движущие силы общественного развития включены:

  • общественные противоречия, которые дают итоговый импульс для самодвижения и саморазвития;
  • прогрессивная деятельность социальных субъектов, которой разрешены такие противоречия;
  • побудительные силы деятельности – потребности, интересы и пр.

Основной общеисторической движущей силой выступает способ воспроизводства материальных благ. Основная специфическая для всех антагонистических формаций движущая сила – классовое противостояние. В истории протекает постепенное наращивание эффективности движущих сил общественного развития.

Материалистические концепции общественного развития

Основными материалистическими концепциями общественного развития являются:

  • географический детерминизм;
  • демографический детерминизм;
  • экономический детерминизм;
  • технологический детерминизм.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Демографический детерминизм связан с английским экономистом и священником Т. Мальтусом, основные работы которого выпускались в конце XVIII – первой трети XIX века. Мальтус выдвигал предположение о том, что размножение населения, которое не встретит никакого сопротивления, будет удваиваться каждые 25 лет и будет возрастать в геометрической прогрессии. При наиболее благоприятных условиях, средства существования будут возрастать не быстрее, чем в арифметической прогрессии. Мальтус – материалист, основывающийся на божественной силе как на исходном факторе общественного развития. Он считал, что рост численности народонаселения – это фактор социального развития. Численность населения – не постоянный фактор прогресса. Достигая определенный уровень, численность населения становится фактором, тормозящим и даже угрожающим развитию общества.

Еще один представитель демографического детерминизма в России – социолог Ковалевский М.М., который вместе с народовластием называл еще ряд факторов развития:

  • политические;
  • социальные;
  • общекультурные.

Часто его считают разработчиком теории факторов в социологии.

Вместе с антигуманистичным неомальтузианством отмечается еще одна прямо противоположная философская установка, которая базируется на учете угрозы развитию человечества на Земле в связи с ростом народонаселения преследует и гуманные цели: сохранить жизни и переселить часть населения Земли не другие космические тела, данная позиция поддерживалась Федоровым Н.Ф., Циолковским К.Э.

Экономический детерминизм – это крупнейшее направление в социальной философии. Оно сформировалось еще до К. Маркса, несмотря на то, что отдельные специалисты однозначно соотносят экономический детерминизм и марксизм. Один из крупных представителей – английский экономист Р. Джонс. Он считал, что основа любого общества – это способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства он считал определяющими для других изменений в обществе. То есть, Р. Джонс считал экономический фактор ведущим, главенствующим в развитии любого общества.

Экономический детерминизм К. Маркса базировался на признании производственных отношений в качестве лежащих в основании смены любых форм общественного устройства. По Марксу, вслед за изменениями производственных сил, изменения настигают производственные отношения, которые должны соответствовать характеру производственных сил. Производственными отношениями детерминирована вся надстройка, состоящая из системы взглядов и теорий, как политических, так и правовых и пр., а также аналогичных учреждений.

Движущая сила, разрешающая или преодолевающая такое противоречие – классовая борьба рабочего класса и буржуазии, а также революция угнетенных против угнетателей. Маркс назвал классовую борьбу локомотивом истории.

Во времена сталинского тоталитаризма в нашем государстве в сознание людей была внедрена идея о наличии буржуазной генетики и прочих буржуазных наук о природе. Считалось, что такой характер естествознания следует из деления экономических систем на социалистические и капиталистические, а также детерминированность этой же генетики характером буржуазной экономики.

На сегодняшний день экономический детерминизм чаще всего проявляется как фетишизация прибыли и денег, количественный прирост которых превращается в движущую силу развития целостного общества и культуры.

Технологический детерминизм, который разрабатывался на протяжении последних десятилетий, представлен в трудах Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследования машины и системы машин, влияние их изменений на изменения в структуре и характере общества. Само это общество названо индустриальным, то есть базируется на машинном производстве и фабричной организации труда. В недрах индустриального общества появились компьютеры, которые ознаменовали начало информационного господства и вхождение общества в стадию постиндустриализации.

Таким образом, известен ряд факторов, то есть движущих сил, которыми обусловлены все общественные изменения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.