Исторические типы государств шпора

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1.формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

класс, инструментом власти которого становится государство;

социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

не учитываются духовные факторы.

современных и древних;

западных, восточных, православных и др.

2.В цивилизационном подходе различают следующие признаки:хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

Положительные черты цивилизационного подхода:

выделение духовных, культурных факторов;

более четкая типология государств.

низкая оценка социально-экономического фактора;

преобладание типологии общества над типологией государства.

3. Либертарно-юридический подход. “История человечества — есть история развития свободы” —

именно эта идея положена в основу данного подхода.

По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)

греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм

государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и

римскому — демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют

монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

4.Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные

исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств — этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие

государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно

принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и

возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип — сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных

ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,

что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным

3 тип — государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций

человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса

4 тип — гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и

неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого

5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и

всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических,

последовательно сменявших друг друга, типов государств:

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения

(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:

1) обычное право;

2) каноническое право;

3) светское право.

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,

выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

• право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право

принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

• кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении

и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная

идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система

привилегий, сословные традиции);

• право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства;

· право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется наестественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарныхценностей.

Тип государства — это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы, дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает по этапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный представительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и II Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей

граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11-18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской. деятельности 1990 г.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Поэтому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

20. Политические режимы: понятие и виды

Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществ

Исходя из этого выделяют три основных вида политических режимов:

1. демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

2. авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

3. тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают

хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Содержание:

Историю человечества можно поделить на два основных этапа: первобытное общество, существовавшее более 2 млн. лет и цивилизация, насчитывающая около 6 тысяч лет. Эти пласты объединяет переходный период в виде образования протогосударств.

Зарождение государства

Справедливо остановить свое внимание на первобытном строе, так как именно в нем зародились первые признаки государства и права.

Человечество прошло огромный этап эволюционного развития и становления как биологического, так и социального вида. От присваивающего хозяйства (собирательство растений, плодов, охота, приручение и одомашнивание животных) к производственному (выращивание и сбор урожая, скотоводство, ремесла и т.д.).

Поначалу люди объединялись в небольшие группы под предводительством вожаков, так называемые первобытные стада. Вели бродячий образ жизни. Суровые внешние условия требовали четкого разделение труда и железной дисциплины. Для выживания общины в процессе исторического развития сформировались некие правила, поведенческие стереотипы, запреты (табу) и ритуалы. Все вышеперечисленное послужило основой для развития права. Все больше выделялся про элитарный класс: вождь, воины, охранявшие имущество вождя и поддерживающие порядок в общественном строе, жрецы.

Разрастаясь, общины превращались в кланы. Кланы, в свою очередь, объединялись в группы под родовым строем. Освоив земледелие и разведение скота, человечество получило возможность вести оседлый образ жизни. Появилась необходимость защищать освоенные земли, благоприятные для жизни. По мере усовершенствования орудий труда, возрастало количество пищи. При распределении ресурсов рос разрыв между классами: большую часть получал вождь и его воины, затем жрецы, охотники и, наконец, земледельцы. Во все времена от количества ресурсов зависело социальное положение и влияние. Постепенно фигура вождя с его личными качествами и заслугами была заменена управленческими (прототип государственной, политической власти).

Так, объединение племен в конфедерации со своей территорией, языком, обычаями стали прототипами современных государств.

Теперь мы можем говорить о становлении цивилизации. Разумеется, не в понимании духовного развития человечества, а с точки зрения совокупности материально-технических достижений и уровня социального развития (способность к саморегуляции, самопроизводству, разделению общества на классы).

Появление, историческое развитие государств

С помощью типологии – научного метода распределения объектов в группы по определенным признакам мы можем проследить развитие государства и права, узнать истинную сущность этих явлений в отдельные периоды истории.

Исторический тип государства являет собой совокупность основных признаков, свойственных всем странам с определенным типом производственных отношений, которые обусловливают классовую сущность и роль государства.

В основе формационного подхода к классификации государств лежит общественный строй (социально-классовая структура общества) и экономический фактор (способ производства). Смена типа происходит под влиянием смещения соотношения социальных вёрст и перехода власти к представителям определенной группы населения, вследствие чего меняется роль и сущность государства, его правовой системы.

В зависимости от формаций выделяют следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический. Необходимо отметить, что все аспекты и тонкости этого вопроса изучает история, в то время как теория государства и права признана выделить общие закономерности.

Рабовладельческие государства возникли в IV — III ст. до н.э. (Древняя Месопотамия, Древний Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Европы, Азии, Африки до III – V ст. н.э. Однако, в силу особенностей развития разных регионов можно говорить о некой дихотомии. Мир поделился на Восток – Запад (понятия не географические, а скорее политические). На западе главенствующую роль играла частная собственность. Экономическую основу рабовладельческого государства здесь составляли общественные отношения, характеризовавшиеся частной собственностью не только на средства труда и производства, но и на самих рабов. Рабами зачастую становились завоеванные и побежденные племена.

Наиболее яркий пример – Древний Рим. Рабовладелец мог распоряжаться судьбой раба на свое усмотрение: убить, продать, подарить и т.д.

Доминирования меньшего по численности класса рабовладельцев обеспечивалось вооруженными силами, жестокой расправой с рабами за неповиновение, чиновницким аппаратом и системой внешних связей с другими рабовладельческими государствами.

Воином мог стать только свободный человек. Основную массу вооруженных сил составляли рекрутеры из земледельцев. Избирательные посты могла занимать только знать, поскольку государственная служба не оплачивалась, и у бедного населения не было возможности представлять свои интересы.

Развитие Востока было несколько застоявшимся, по сравнению с античными государствами. Социальные классы представлялись кастами. Основу социальной жизни составляло натуральное хозяйство, земледелие и слабое развитие товарно-денежных отношений. Охарактеризовать восточные государства того времени можно, как рабовладельческие монархии (Египет, Вавилон, Индия, Китай), прославившиеся своей деспотичной властью. Сильная централизованная власть была необходима для жизнеобеспечения населения (например, для постройки ирригационных каналов и орошения полей).

Подводя итоги, можно сказать, что рабство составляло основу производства, а рабы – основной класс производства.

На смену рабовладельческому типу приходит феодальный, рабы сменяются крепостными. В Европе феодальные государства появляются в VI – IX ст. и сохраняются до XVIII ст.

Три основные версты населения: знать, духовенство и крестьяне. В этот период сохраняется угнетение и эксплуатация большинства меньшинством. Экономической основой государства являлась власть феодала на землю, снаряжение для ее обработки и частично на крестьянина. На востоке значительную роль играла также собственность на ирригационные сооружения.

Крестьянам передавалась в пользование земля, которую они обрабатывали и выполняли повинности перед феодалом в форме земельной ренты. Существовало три основных вида повинностей:

  • отработок;
  • натуральная;
  • денежная.

Отработок был характерен для раннефеодальной монархии. Суть повинности заключалась в том, что крепостной жил при феодале и под его присмотром обрабатывал землю определенное количество дней в неделю.

Станово-представительские монархии образовались в период расцвета феодализма (середина XI — конец XV ст.). Повинность сменилась на натуральную. Крестьянин освобождался от своего сеньора, но привязывался экономически. Он обрабатывал землю и большую часть собранного урожая передавал знати и духовенству. Весь груз налогообложения лег на плечи крестьян.

Период абсолютной монархии говорит о постепенном распаде феодальной системы. Развиваются товарно-денежные отношения между городом и селом. Земельная рента существует в виде денежного налога и бывший крепостной теперь может стать владельцем земли, арендатором или наемным работником.

В VI ст. возникают первые мануфактуры – предприятия, в основе работы которых лежит распределение труда и использование ручной ремесленной техники.

Мануфактуры постепенно вытесняют индивидуальное ремесленное производство.

В феодальный период власть привилегированных классов поддерживалась государственным аппаратом в лице: армии, полиции, жандармерии, суда и тюрем. Все восстания жестоко подавлялись.

Идеологическую работу проводила церковь. Постулаты церкви были одновременно и политическими, юридическими трактатами, и законами. Задача духовенства состояла в том, чтобы сохранить сильную централизованную власть, донести ее божественное происхождение.

В период феодальной раздробленности, возникшей вследствие передачи монархами земель знати на местах, осуществляются попытки объединить земли с помощью единой правовой системы (Салическая Правда, Русская правда) и судебного прецедента.

Феодальное государство не выдерживает, сельское хозяйство, промышленность отстали и не в силах удовлетворить все потребности общества. На смену ему в результате буржуазных революций приходит новый тип государства – капиталистический.

В основе данной формации лежит частная собственность на средства и результаты производства, независимость рабочих от работодателей, их юридическая защищенность. Права человека (права первого поколения) и основные гражданские свободы закреплялись в Конституциях. Там же предусматривалось право на формирование политических партий, профсоюзов, право на митинги, страйки и др.

Формами правления государствами выступали конституционная монархия, парламентская и президентская республики, в которых провозглашался суверенитет, равенство граждан перед законом, основные права и свободы человека. Частная собственность оглашалась неприкасаемой, на ее защиту были приняты как национальные, так и локальные нормативно-правовые акты.

Наряду с частной собственностью, в основу капитализма положено следующие явления:

  • наличие конкуренции;
  • научный и технический прогресс;
  • развитие промышленности;
  • развитие узкой специализации;
  • появление и рост корпораций;
  • завершение экономического роста экономическим спадом;
  • минимальное вмешательство государства в частный сектор;
  • возрастающая роль рабочего класса и его влияние через профсоюзы.

Период капитализма можно поделить на два этапа:

  1. свободной конкуренции, при которой миллионы собственников выходят на рынок со своими товарами/услугами, а роль государства заключается в выявлении и удовлетворении их общего интереса;
  2. монополистической, при которой на ряду с мелкими предприятиями путем объединения капиталов образовываются крупные тресты, синдикаты и корпорации. Последние сосредотачивают в одних руках целые отрасли.

Исходя из теории Ф. Энгельса и К. Маркса общество, путем социальной революции и свержения буржуазного класса придет к социалистическому типу государства. Позже, И. В. Ленин, в свои трудах, развивал идею постоянной революции – приход к власти эволюционным путем.

Для становления социалистического государства предусматривался слом старой буржуазной машины в лице буржуазного государственного аппарата. Принципиальное значение в марксистско-ленинской литературе придается безусловной диктатуре пролетариата.

Социалистическое государство характеризуется такими признаками, как наиболее широкое социальное обеспечение, уничтожение любого вида эксплуатации, общественные формы власти.

Однако, на практике, идеи оказались утопическими. Национализация государственных средств производства не привела к ожидаемым результатам. Все достижения, как социальные, экономические, научные и т.д. основаны на принудительном труде, репрессиях. В конечном итоге, власть народа приобрела лишь формальной характер. Фактически же она сосредотачивалась в руках идеологической правящей верхушки.

Цивилизационные типы государства

В основе данного подхода лежат цивилизационные характеристики государства: культурные особенности во взаимодействии общества с природой, между членами общества и общества с государством.

Во многом культурные особенности и духовное развитие зависят от географического расположения, климатических условий, исторического развития, что способствовало формированию определенных архетипов у конкретных народов.

Исходя из географического критерия формирования цивилизаций выделяют восточные, западные и смешанные. В соответствии с техническими и экономическими показателями – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

На цивилизационный тип государства определённый отпечаток наложила религия, как главный идеологический фактор его формирования. Широкое распространение приобрели христианские (православные и католические) цивилизации, не уступают им и мусульманские. Пока между религиозными цивилизациями точится дискуссия, о том, кто оказывает больше влияния, кто нравственней, на арену выходят светские государства. Они провозглашают свободу вероисповедания, равенство всех религий, отсутствие влияния церкви на образовательный процесс, политический и т.д.

Исходя из взаимоотношений между государством и его гражданами. выделяют наиболее популярную типизацию. Тоталитарные режимы способствуют концентрации власти в одних руках – правящей элиты. Власть контролируют все сферы жизни человека, включая частную. Права и свободы ограничиваются, доминирует императивный метод управления. В авторитарных государствах большая степень свободы заключается в личной жизни человека, его семейных отношениях. Либеральное государство не допускает необоснованного вмешательства в жизнь человека. Но при этом не всегда может гарантировать соблюдение всех прав и свобод. Демократические государства характеризуются участием народа в политической жизни общества, государство служит обществу через органы власти и органы местного самоуправления.

В сфере взаимоотношений между государствами все большего значения приобретают процессы глобализации, когда уровень мирового сотрудничества возрастает для решения глобальных проблем.

С развитием сети интернет различие между нациями стираются, люди получают новый опыт, в том числе в сфере организации управления государством, в сфере развития права – поскольку сотрудничество между странами сопровождается заключением международных договоров и необходимостью прийти к одному общему решению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.