Интегрированный модуль история беларусь шпоры

Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей

Минск Институт современных знаний имени А. М. Широкова

УДК 94 (476) И 73

Р е ц е н з е н т ы :

О. Э. Рабышко, кандидат исторических наук, доцент Института предпринимательской деятельности;

И. Г. Углик , кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Института современных знаний имени А. М. Широкова.

Содержит теоретический раздел, практический раздел, раздел контроля знаний и вспомогательный раздел.

Для студентов вузов.

«Институт современных знаний имени


Практический раздел УМК содержит тематику семинарских занятий для студентов очной и заочной форм обучения. План каждого семинарского занятия включает основные вопросы, изучение которых позволит студентам освоить необходимый материал, а также примерные темы для подготовки рефератов и докладов. Кроме того, этот раздел содержит основные принципы организации самостоятельной работы студентов.

В разделе контроля знаний студентам предложены вопросы для самоконтроля, благодаря которым они смогут самостоятельно проверить качество усвоенных знаний; данный раздел содержит также вопросы к зачету по дисциплине.


КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ

1. Методологические основы и принципы изучения истории.

2. Проблема периодизации истории Беларуси.

3. Источники изучения истории Беларуси.

4. Отечественные историографические школы.

1. Методологические основы и принципы изучения истории

История – комплекс социально-гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества в его конкретности и разнообразии. Как комплекс наук, история включает в себя вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография, нумизматика, источниковедение и др.

К методам общеисторического исследования относятся следующие:

– историко-сравнительный – позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур;

– историко-типологический – позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков;

– метод периодизации – позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные;

– структурно-диахронный – направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение данного метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

2. Проблема периодизации истории Беларуси

При изучении прошлого всегда возникает необходимость разделить его на периоды, которые будут отражать специфику каждого этапа исторического пу-


ти, пройденного народом. Критерии периодизации могут быть различными, но это должны быть факты и события, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни. В настоящее время в исторической науке существует несколько вариантов или подходов к проблеме периодизации истории, в их числе

археологический, этнический, государственный, формационный, цивили-

зационный . Ни один из них не является универсальным. Вероятно, сочетание цивилизационного и формационного подходов может обеспечить оптимальные возможности для выявления закономерностей и специфики социальноэкономического, политического и культурного развития Беларуси на каждом этапе ее истории.

3. Источники изучения истории Беларуси и отечественные историографические школы

Исторические источники – материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания.

Типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кино-, фото- и фонодокументы .

Особенностью историографии Беларуси является продолжительное господство в ней двух основных концепций – великопольской и великорусской , которые сводились к отрицанию существования белорусского этноса и признания Беларуси частью Польши или России, а белорусов – ветвью польского или русского народов. Становление национальной историографической школы связано с развитием научных знаний о белорусах – белорусоведения . Фундамент белорусской исторической науки был заложен в XIX столетии и связан с именами Е. и К. Тышкевича, А. Киркора, И. Григоровича, П. Шпилевского, Т. Нарбута и др.


П. Лысенко, В. Седова и др.; исследования социально-экономических отношений А. Грицкевича, А. Игнатенко, А. Лютого, Н. Улащика и др.; труды общест- венно-политической тематики В. Пашуто, Л. Абецедарского; культурологические исследования С. Александровича, А. Мальдиса, В. Конона , а также коллективные труды. Доминирующей тематикой исторических исследований этого периода являлись проблемы революционного движения, история рабочего класса и крестьянства в советский период, история Великой Отечественной войны.

С конца 1990-х годов и по настоящее время сообщество белорусских историков распалось на два лагеря, первый из которых объединяет сторонников национальной концепции, а второй – последователей пророссийской официальной исторической политики. Главная полемика между представителями этих направлений ведется по проблеме цивилизационной ориентации Беларуси, по вопросу определения исторической схожести политических, экономических и культурных институтов в сравнении с западными или восточными соседями.

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОСА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX – XVIII вв.

1. Древнейшее население на белорусских землях.

2. Становление ранних государственных образований на белорусских землях.

3. Белорусские земли в составе ВКЛ.

4. Белорусские земли в составе Речи Посполитой.

1. Древнейшее население на белорусских землях

На территории современной Беларуси первые люди появились, вероятно, в эпоху среднего палеолита (мустье) – 100-35 тысяч лет до н.э. Об этом свидетельствуют археологические находки – орудия труда мустьерского облика по-


зволяют предположить, что на территории юга современной Беларуси жили неандертальцы.

Первые стоянки эпохи верхнего палеолита (35-10 тысяч лет до н.э.) обнаружены и исследованы археологами около деревень Бердыж (Чечерский район Гомельской области) и Юровичи (Калинковичский район Гомельской области).

Основные занятия древнейших жителей Беларуси: загонная охота на крупных животных, собирательство, рыболовство. Орудия труда первых людей были самыми простыми: рубила, резцы, скребки, остроконечники, изготавливались они в основном из кремня, кости, рога и дерева.

Накопленные знания позволили человеку перейти от хозяйства присваи-

ца эпохи неолита (5 – 3 тысячи лет до н.э.) на территории Беларуси начинает распространяться земледелие и животноводство . Первые поля обрабатывались мотыгами (мотыжное земледелие), выращивали ячмень и другие злаки. Новые виды хозяйствования не вытеснили, но дополнили охоту, рыболовство и собирательство.

Активное распространение производящего хозяйства на территории Беларуси происходило в эпоху бронзы (2 – начало 1 тысячелетия до н.э.). Бронзовый век для белорусских земель по сути оставался каменным: месторождений меди и олова здесь не было, основным материалом для изготовления орудий труда по-прежнему был камень.

В железном веке (VII – VI вв. до н.э. – VI в. н.э.) происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. Благодаря применению железа интенсивно стало развиваться земледелие. Повышение производительности труда создало условия для получения добавочного продукта (излишков), накапливания богатства и развития имущественного, а затем и социального неравенства.

Уже в эпоху верхнего палеолита формируются зачатки первых религиозных верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия). С течением времени возник культ предков, культ огня, культ некоторых животных. С развитием земледелия на первое место выходит почитание солнца – источника света и тепла.

Этническую принадлежность первых жителей территории современной Беларуси определить невозможно. Археологами и лингвистами высказывается предположение, что территорию современной Беларуси заселяли в три этапа:

1) финно-угорские племена (III тысячелетие до н.э.);

2) индоевропейцы (балты) , (конец III – начало II тыс. до н.э.);

3) славяне (середина I тыс. нашей эры).


В результате ассимиляции славянами местного балтского населения на территории современной Беларуси возникли восточнославянские племенные союзы – дреговичи, кривичи и радимичи – предки современных белорусов.

2. Становление ранних государственных образований на белорусских землях

Первым крупным раннефеодальным государством на землях восточных славян стала Киевская Русь (IX – XII вв.). Это государство возникло в результате объединения двух восточнославянских политических союзов – Куявии (поляне, северяне, вятичи) с центром в Киеве и Славии (чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде. Территория Киевской Руси – земли, приле-

В конце X в. Полоцкий княжеский престол занимает Рогволод (? – 980) , при котором Полоцкая земля была относительно самостоятельной. События, описанные в знаменитой легенде о княжне Рогнеде положили конец этой самостоятельности. Династию полоцких князей возобновляет сын Рогнеды Изяслав (? – 1001) . Изяславичи потеряли право наследовать киевский престол, однако восстановили относительную независимость Полоцкой земли. В XI в. сын Изяслава Брячислав (1003 – 1044) , и особенно внук Всеслав (1044 – 1101) ,

проводили самостоятельную политику, фактически не считаясь с волей киевских князей. Наибольшего могущества Полоцк достиг при Всеславе Брячиславиче (1044 – 1101) . После смерти Всеслава Чародея Полоцкая земля распалась на удельные княжества – Полоцкое княжество вступило в период феодальной раздробленности.


В начале XII в. раннефеодальные княжества восточных славян вступают в эпоху феодальной раздробленности. Белорусские земли в этот период входили в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Смоленского, Черниговского, Киевского, Новоградского и Владимиро-Волынского княжеств.

3. Белорусские земли в составе ВКЛ

Более трех столетий белорусские земли входили в состав огромного могущественного государства – Великого княжества Литовского (ВКЛ). Создание единого централизованного государства – закономерный шаг, положивший конец периоду феодальной раздробленности.

Среди социально-экономических и политических предпосылок формирования ВКЛ можно выделить следующие:

1) развитие сельского хозяйства, рост городов, укрепление экономических связей между землями;

2) дальнейшее расслоение общества и нарастание противоречий между сословиями вызвали потребность в государственном аппарате, который поддерживал бы общественный порядок;

3) необходимость борьбы с внешней угрозой, которая исходила, в первую очередь, от крестоносцев и монголо-татар, а также от галицко-волынских и польских князей. Именно внешняя угроза стала основным толчком к созданию единого государства.

Первые шаги в образовании нового государства практически все историки связывают с деятельностью литовского князя Миндовга . Исследователи едины

в оценке путей создания ВКЛ: военный захват земель, заключение дипломатических союзов, династические браки. При великом князе Гедемине (1316 – 1341) в состав ВКЛ вошли все белорусские земли. Князь Ольгерд (1345 – 1377) , расширяя владения ВКЛ на восток, включил в его состав Смоленские, Брянские, Чернигово-Северские земли, Волынь, Киевщину и Подолье. Земли современной Украины при этом были освобождены от татаро-монгольского ига. Великое княжество Литовское стало полиэтничным государством, большая часть территории и 80% населения которого составляли славяне – белорусы, русские, украинцы.

Государственное устройство ВКЛ в целом и система высших органов власти в частности развивались на основе традиций управления, свойственных восточнославянским раннефеодальным княжествам. Постепенное сближение с Польшей (начавшееся с Кревской унии) придало новые черты государственному строю ВКЛ.


Во главе государства находился великий князь . С 1385 г. в большинстве случаев он являлся одновременно и королем Польши . Великокняжеский престол занимали представители династии Гедеминовичей (позднее – Ягайловичей (Ягеллонов)). Избрание великого князя поначалу происходило в узком кругу высших государственных лиц, а с конца XV в. – на Сейме с участием представителей всех земель.

Великий князь литовский не был единовластным правителем. Свои полномочия он осуществлял при участии Рады, сейма и высших чиновников. Если во времена Гедемина, Ольгерда, Витовта княжеская власть была практически абсолютной, то к концу XV в. ситуация изменилась. Государственный строй ВКЛ приобретает черты парламентской монархии . Все большую роль начинает играть Рада ВКЛ . Изначально Рада была совещательным органом при князе и назначалась им по собственному выбору. Постепенно мощь и влияние Рады росли, и она превратилась в полноценный орган власти, который уже юридически ограничивал полномочия князя. Рада стала исполнять функции распорядительного, законодательного, контролирующего и судебного органа. Сейм – представительный орган шляхетского сословия. Корнями своими этот орган власти уходит к традиции вече. Заседая в Сейме, шляхта принимала участие в политической жизни страны. Другие слои населения своих представителей в Сейме не имели. На сеймах вырабатывались основные направления внутренней и внешней политики ВКЛ.

4. Белорусские земли в составе Речи Посполитой

Декан факультета безотрывного

________________ В. В. Пигунов

1-27 01 01 Экономика и организация производства (по направлениям)

^ 1-37 02 01 Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)

1-37 02 02 Подвижной состав железнодорожного транспорта

1-37 02 03 Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых,

дорожно-строительных машин и оборудования

^ 1-37 02 04 Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте

1-37 02 05 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

1-37 03 01 Техническая эксплуатация судовых энергетических установок

1-44 01 01 Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте

^ 1-44 01 03 Организация перевозок и управление на ж. д. транспорте

1-70 02 01 Промышленное и гражданское строительство

1-70 03 01 Автомобильные дороги

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета безотрывного обучения

^ Цель курса: формирование социально-личностных компетенций студентов, которые обеспечивают их самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства принадлежности к судьбе страны и ее истории.

^ Задачи курса:


  • усвоение и использование учебной и исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации;

  • осознание студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси; этапы формирования белорусского народа в разные исторические периоды; исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества; достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа; этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь; место и роль белорусских земель в геополитических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в Победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире;

уметь: применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа; характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в различные исторические периоды; осуществлять сравнительный анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития; объяснять влияние разных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры, использовать культурно-историческое наследие в своей профессиональной деятельности и обогащать ее; анализировать процесс становления белорусской государственности и укрепления суверенитета Республики Беларусь; характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суверенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов.

При подготовке по образовательной программе первой ступени студент должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:


  • культурно-ценностной и личностной ориентации;

  • гражданственности и патриотизма;

  • социального взаимодействия;

  • коммуникации;

  • самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки студент должен развить следующие метапредметные компетенции:

  • владение методами системного и сравнительного анализа;

  • быть способным порождать новые идеи (креативность);

  • умение учиться, повышать квалификацию в продолжение всей жизни;

  • умение работать в команде;

  • формирование личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целенаправленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества.

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

  • технологии проблемно-модульного обучения;

  • технология учебно-исследовательской деятельности;

  • коммуникативные технологии (дискуссия, конференция, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

  • метод анализа ситуации.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

  • выполнение контрольной работы с использованием нормативно-правовой базы и статистических материалов;

  • ознакомление с научной, научно-популярной, учебной, хрестоматийной литературой;

  • выполнение учебно-исследовательских работ, анализ конкретных ситуаций.

Оценка промежуточных учебных достижений студентов и оценка учебных достижений студента на дифференцированном зачете производится по десятибалльной шкале.

^ 10 баллов (5+) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший научный подход в понимании и изложении учебного программного материала. Его ответ характеризуется точностью и богатством использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

^ 9 баллов (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению. Его ответ характеризуется точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

^ 8 баллов (5-) заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению.

^ 7 баллов (4+) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебного программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, а также способность к их самостоятельному пополнению.

^ 6 баллов (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебного программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине.

^ 5 баллов (4-) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических, семинарских и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший рекомендованную основную литературу, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на дифференцированном зачёте, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла (3+) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических, семинарских и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший рекомендованную основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на дифференцированном зачёте, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей.

3 балла (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических, семинарских и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, однако допустивший погрешности при их выполнении и в ответе на дифференцированном зачёте, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей.

2 балла (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, лабораторные занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

1 балл нет ответа (отказ от ответа) или ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов.

Баллы 1 и 2 выставляются только в зачётной ведомости, а соответствующий дифференцированный зачёт сдается повторно (в соответствии с Положением о курсовых, экзаменах и зачетах).

Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:


  • защита выполненной в рамках самостоятельной работы контрольной работы;

  • проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам;

  • сдача дифференцированного зачёта по дисциплине.


    ^ Распределение аудиторных часов по семестрам

В первой половине XIX века в окружении императора сложились две группировки: пропольская и прорусская. Их влияние на

История Белоруссии (шпоры)

Другие вопросы по предмету

Таким образом, сталинская модель социализма с её принципами организации и управления привела экономику к глубокому кризису. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное распределение основных продуктов питания.

С середины 80-х годов партийное руководство во главе с М.С. Горбачёвым провозгласило курс на перестройку. В этом была объективная потребность, так как накопившиеся в обществе проблемы нельзя было решить путём косметических преобразований.

Политика перестройки нашла отражение в решениях апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС. Применительно к Беларуси программа перестройки конкретизировалась в решениях XXX (1986 г.) и XXXI (1990 г.) съездов ЦК КПБ.

В основу социально-экономического развития был положен курс на ускорение. Этот курс предполагалось осуществить за счёт:

1)научно-технического прогресса и его внедрения главным образом в машиностроительный комплекс;

2)интенсификация производства, отход от экстенсивных механизмов развития;

3)перераспределение финансовых потоков за счёт отхода от затратного капитального строительства и направления этих средств на развитие машиностроения;

4)активизация человеческого фактора, повышение активности людей. Укрепление дисциплины, наведение порядка в использовании сырья, ресурсов, повышение качества продукции.

Таким образом, перестройка должна была перевести народное хозяйство на путь интенсификации, что означало производить больше и лучше с меньшими затратами.

53.Обострение эко и полит положения во вт пол 80-х г ХХ века. Причины кризиса перестройки.

Курс на перестройку показал, что общество не достаточно восприимчиво к новым идеям. На деле происходило не ускорение, а замедление социально-экономического развития. Возникает напряженность в обеспечении промышленного и с/х производства сырьем и энергетическими ресурсами. Снижение цен на мировом рынке на нефть привело к тому, что в 1985-1986гг. доходы от ее экспорта уменьши на 1/3.

Борьба с поведением порядка и укреплением дисциплин принимала наихудшие формы, что дискредитировало новый курс.

Предпринятые попытки решить проблему кач-ва продукции административно-коммунистическими методами привели к разбуханию административного олиота, нарушению ритмичности в работе предприятий. Из-за дефицита товаров любая продукция, в том числе и некачественная, пользовалась невиданным спросом.

Недовольство населения вызвала антиалкогольная компания (1985-1988гг.). Проводилась она исключительно административно-запрещающими методами. Закрывались магазины, ликеро-водочные заводы, вырубались виноградники, уничтожалось оборудование. Начало развиваться самогоноварение, оно приобретает массовый характер. Антимонопольная компания подрывала ден-фин систему страны. В 1981г. не получил от продажи водки 60 млрд. руб., 1986 78 млрд., 1987 35 млрд. руб.

Авария на ЧАЭС повлекла за собой огромные ден расходы на ликвидацию ее последствий. Попытки сов руководства скрыть масштабы трагедии привели к критике советской системы.

В 1986г. курс на усиление оказался сорванным. Четвертая часть предприятий не выполнили планы, увеличилось число затратных предприятий. С янв 1987 года начался масштабный спад производства, который не удалось остановить. Это свидетельствовало о начале глубокого экономического кризиса.

Принятый 1 янв 1988г. закон о государственном предприятии призван был юридически закрепить новую систему планирования для предприятий. Ее сущность состояла в том, что всю продукцию сверх госзаказа предприятия имели право реализовать по рыночным ценам, Госзаказ с каждым годом должен был уменьшаться.

Принятое постановление ЦК КПСС и Совета Министров о частичной отмене монополии внешней торговли позволило предприятиям и частным лицам продавать товары в другие страны. Это привело к массовому вывозу всех товаров. Полки магазинов опустели, выросли розничные цены, начался вывоз капиталов за границу. Продукты питания отпускались по карточкам.

Растет государственный долг СССР. в 1985г. он составил 27,2 млрд. дол., в 1990г. 57,6 млрд. дол. Начал снижаться жизненный уровень населения.

28 мая 1987г. в Москве на Красной площади совершил посадку своего самолета немецкий летчик М.Руст. Это дискредитировало СССР и его воздушные силы.

СССР становится ареной межнациональных конфликтов. Весной 1986г. произошли столкновения между молодежью Якутии и русской молодежью, в Алма-Ате тысячи молодых казаков организовали беспорядки на национальной почве. В 1987-1988гг. вновь вспыхивает конфликт в Нагорном Карабахе.

Распад СССР неизбежно привел к разрыву прежних экономических связей.

54. Начало процесса демократизации в БССР ( к 80-х нач. 90-х гг.).Гласность и идеологический плюрализм.

О начале процесса демократизации свидетельствуют следующие события:

Бывшие союзные республики начали борьбу за политическую независимость и выход из состава СССР. Еще в 1988г. Эстония провозгласила доклад о своем суверенитете. В 1989-90 гг. так поступили национальные элиты Азербайджана, Армении, Латвии, Литвы, Грузии. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Беларуси.

С осени 1990 г. начинается процесс выхода рядовых коммунистов из партии, самораспускаются парторганизации на предприятиях и организациях.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще было подписано соглашение о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР.

На рубеже 80-90-х гг. создаются благоприятные условия. К этому времени были созданы определенные экономические, социально-политические и правовые условия.

В экономической сфере формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. В процессе развития рыночных отношений возникают новые социальные группы, которые стремятся к созданию политических и социальных институтов для защиты своих интересов.

В политической сфере для создания многопартийной системы начинают свободно формироваться разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются демократические традиции, продолжается процесс формирования политического сознания и активистской политической культуры

В духовной сфере появляется свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.

На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.

Третий съезд народных депутатов ( март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.

В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией ( ст. 4,5), законом «О политическ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.