Инфраструктура финансовых рынков шпора

  • Аналитика
  • Правовые акты
  • Реестры
  • Разъяснения
  • Решения Банка России
  • Новости

Инфраструктура финансового рынка — это специальные организации, которые обслуживают сделки с финансовыми активами, проводят контроль и расчеты по таким сделкам, учет и переход прав на финансовые активы, а также осуществляют сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для эффективного функционирования финансового рынка.

Торговая инфраструктура — это площадки, на которых происходят сделки с финансовыми активами по определенным правилам. Обычно в нее входит и расчетная инфраструктура, в которой определяются взаимные обязательства участников торгов, что помогает проводить расчеты по итогам торгов. Расчетная инфраструктура также обслуживает и те сделки, которые заключаются вне организованных торгов.

К торговой инфраструктуре относятся биржи и иные организаторы торговли валютами, ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Платежная инфраструктура представляет собой высокотехнологическую систему быстрого перевода денежных средств между экономическими субъектами. В платежную инфраструктуру входят коммерческие платежные системы, платежная система Банка России, системы передачи финансовых сообщений.

Учетная система является связующим звеном между эмитентом ценных бумаг и их владельцем. В современном мире большинство ценных бумаг дематериализовано, они существуют только в виде записей по счетам, поэтому нужны специализированные организации, которые открывают и ведут эти записи. Эти организации подтверждают права владельца на ценные бумаги и по его распоряжению переводят ценные бумаги новому приобретателю. В их функции также входит содействие владельцу ценных бумаг в реализации прав по ним (голосовании по акциям, получении доходов и выплат по ценным бумагам).

К учетной инфраструктуре относятся следующие организации:

Репозитарии — собирают и хранят данные о заключенных не на организованных торгах (вне биржи) договорах репо и договорах с деривативами.

Регистраторы — ведут реестр владельцев ценных бумаг на основании договора с эмитентом.

Депозитарии — хранят ценные бумаги, выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, ведут учет сделок с ценными бумагами и перехода прав на эти бумаги.

Клиринговые организации — посредники между участниками рынка, которые гарантируют исполнение ими взаимных обязательств: они формируют информацию по имеющимся обязательствам и новым сделкам, их зачету при поставках ценных бумаг и расчетам по ним.

Информационная инфраструктура предоставляет различные информационные, аналитические сервисы, необходимые экономическим субъектам для эффективного ведения бизнеса и осуществления инвестиционных вложений на информированной основе.

В информационную инфраструктуру входят:

Рейтинговые агентства — анализируют деятельность тех субъектов экономики, которые заинтересованы в привлечении рыночного долгового финансирования (от компаний реального сектора и банков до целых регионов) и присваивают им рейтинг. Кредитные рейтинги служат инвесторам, заемщикам, эмитентам и государству важным средством для принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений.

Бюро кредитных историй — хранят сведения о займах физических и юридических лиц и исполнении обязательств по ним. На основе этих данных кредиторы анализируют уровень долговой нагрузки заемщика и его дисциплину.

Ценовые центры — оказывают услуги по определению стоимости финансовых инструментов, не торгуемых на бирже, для участников рынка. Это помогает сторонам сделки быть уверенными в том, что она заключена на справедливых условиях.

Администраторы, формирующие финансовые индикаторы — подтверждают условия сделки и цену инструмента для сделок с финансовыми инструментами, в которых есть дополнительные условия, например уровень процентных ставок или валютные курсы.

Финансовая инфраструктура заметно расширяется за счет ИТ-компаний, специализирующихся в области финансов. Так, в настоящее время появляются платформенные решения для привлечения капитала в инвестиционные проекты и высокотехнологические точки доступа к финансовым продуктам и услугам, а также технологиям их сетевой дистрибуции (краудфандинговые платформы, маркетплейсы).

От бесперебойности и устойчивости инфраструктуры зависят все участники финансового рынка, поэтому к инфраструктурным организациям применяется специальное регулирование и надзорные требования, за исполнением которых следит Банк России.

Надежная и эффективная инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности, бесперебойности работы всех финансовых институтов, стимулирует развитие экономики в целом.

Т. Рысқұлов атындағы Қазақ Экономикалық Университеті

Казахский Экономический Университет им Т. Рыскулова

к.э.н., докторант, доцент кафедры ФРиББ

Р Е Ф Е Р А Т

АЛМАТЫ 2011

Инфраструктура финансового рынка.

Финансовый рынок — это совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам.

Финансовый рынок обеспечивает мобилизацию временно свободных денежных средств (сбережений) для перемещения их в сферы наиболее эффектив-ного применения, туда, где они обещают принести наиболее быстрый предпринимательский доход. Финансовый рынок трансформирует денежные средства в инвестиции для предпринимательства, как частного, так и государственного. Финансовый рынок — неотъемлемая часть рыночной экономики.

Эффективность финансового рынка в значительной степени предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка в конечном счете осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с этим под инфраструктурой финансового рынка предлагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка функции по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в интересах последних.

Инфраструктура финансового рынка — это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение объектов финансового рынка, совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих финансовый рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. При рассмотрении инфраструктуры на первый план выходит взаимодействие элементов, и их роль в выполнении определенной функции.

Основные элементы инфраструктуры финансового рынка:

— биржи (фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество,

— аукционы, как форма организационного небиржевого обмена,

— кредитная система и коммерческие банки,

— эмиссионная система и эмиссионные банки,

— система страхования коммерческого риска и страховые компании,

— рекламные агентства и средства массовой информации,

— система высшего и среднего образования,

— консультативные (консалтинговые) компании,

— профсоюзы, работающие по найму,

Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических

услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура

рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

Элементы финансового рынка.

К элементам финансового рынка следует отнести учреждения и другие субъекты финансового рынка, объекты купли-продажи, систему экономических отношений.

Рынок кредита включает Центральный банк, государственные и коммерческие банки, которые обеспечивают предоставление ссуд, в том числе межбанковских, эмиссию денежных знаков и ценных бумаг, кредитование капитальных вложений.

Элементами рынка ценных бумаг является фондовая биржа и внешнебиржевой обмен. Роль товара выполняют акции, векселя, облигации, казначейские билеты, которые так же являются элементами рынка.

Элементами страхового рынка являются государственные и коммерческие страховые компании, а объектом купли-продажи — страховая защита.

Валютный рынок функционирует на основе аукционной биржевой торговли и банковского обмена, где товаром выступает иностранная валюта или ценные бумаги в иностранной валюте, инвестируемый валютный капитал.

Под инфраструктурой финансовых рынков понимается совокупность технологий, используемых на рынках для обеспечения процесса движения финансовых инструментов, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

Составляющие технологии инфраструктуры финансовых рынков можно классифицировать на три основные группы: информационная, регулирующая и техническая (рис. 11.3).

Информационная инфраструктура финансовых рынков представляет собой систему обмена информацией между его участниками. Особенность финансовых рынков состоит в том, что собственно обмену финансовых инструментов предшествует обмен информацией о них. Обеспечение этого условия требует наличия информационных потоков, передаваемых через специальных посредников, — фондовые биржи, компьютерные рынки, информационно-аналитические агентства, инвестиционных консультантов, которые и составляют в совокупности информационную инфраструктуру финансовых рынков. К информационной инфраструктуре относится и система специального образования участников финансовых рынков, условия функционирования которой задаются органами государственного управления. Наличие на финансовых рынках людей со специальными знаниями, являясь необходимым условием работы рынков, требует создания особого подразделения информационной инфраструктуры, осуществляющего подготовку и аттестацию специалистов для осуществления операций на финансовых рынках.

Регулирующая инфраструктура финансовых рынков – это система нормативно-правового регулирования. По своему значению она является доминирующей в общей структуре финансовых рынков, поскольку выполняет функции допуска, работы и контроля для всех его участников (законодательные, регистрационные, лицензионные, надзорные функции). Она реализуется через деятельность органов регулирования, законодательного обеспечения, контроля соблюдения правил работы на финансовых рынках.


Рис. 11.3. Структурные элементы инфраструктуры финансовых рынков

Техническая инфраструктура финансовых рынков реализуется через систему обеспечения учета, оформления и расчета по сделкам с финансовыми инструментами. Она включает в себя организации, обеспечивающие полный комплекс услуг, связанных с обращением финансовых инструментов, в том числе: обращение финансовых инструментов в процессе совершения операций (биржи и внебиржевые системы торговли), клирингово-расчетную, депозитарную и регистраторскую сеть.

Таким образом, структура финансовых рынков базируется на системе функционирования составляющих ее звеньев, которая развивается независимо от типов финансовых рынков и их национальных особенностей.

Организация инфраструктуры того или иного сегмента рынка зависит от уровня его развития, объема оборотов, характера его участников и видов обращающихся на нем инструментов. Общие задачи инфраструктуры сводятся к следующему: во-первых, управление рисками на рынке, во-вторых, снижение удельной стоимости проведения операций.

Наиболее важной проблемой при создании инфраструктуры финансовых рынков является раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности всех участников рынка. Реализация принципа информационной прозрачности должна осуществляться за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка и ее результатах. Это может быть достигнуто за счет:

  • • единой системы показателей для анализа положения на рынке;
  • • четкого разграничения информации на составляющую коммерческую тайну и открытую информацию или обязательную к предоставлению по любому требованию как отдельных граждан, так и органов государственной власти;
  • • обязательного опубликования любых фактов деятельности эмитентов, влияющих на курс ценных бумаг;
  • • поддержки независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг;
  • • поддержки специализированных изданий, публикующих курсовые котировки акций эмитентов, а также характеристики отдельных предприятий и отраслей экономики как объектов инвестиций;
  • • формирования центров раскрытия информации;
  • • повышения ответственности за предоставление недостоверной информации;
  • • раскрытия информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах.

Кроме того, регулирующая структура обеспечивает создание единого стандарта информации, подлежащей раскрытию эмитентами, а также системы ее сбора и распространения. При этом обеспечивается координирующая роль государственного органа власти в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) для осуществления взаимодействия информационных агентств, средств массовой информации, консультационных фирм и профессиональных участников финансовых рынков но вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на рынок и обеспечение этой информацией конкретных групп инвесторов.


Тема: Шпора по финансовым рынкам на экзамен

Тип: Шпаргалка | Размер: 208.87K | Скачано: 188 | Добавлен 22.12.15 в 19:19 | Рейтинг: +1 | Еще Шпаргалки

Вопросы к экзамену по финансовым рынкам:

1. Понятие, функции и структурная организация финансового рынка

2. Финансовые инструменты, как субъекты

3. Структурная организация финансового рынка и финансовые посредники.

4. Типы финансовых систем и модели финансовых рынков:

5. Современные тенденции развития финансовых рынков и их роль в финансировании экономики:

6. Основные понятия, сущность и особенности функционирования денежного рынка.

7.Структура и механизм функционирования ДР.

8.Современное состояние рынка денежных средств в России.

9. Основные понятия , функции и сегменты рынка

10. Механизм функционирования кредитной системы

11. Классификация банковских кредитов и принципы банковской системы в России

13.Мировая валютная система, ее эволюция и институты

12. Понятие валютного рынка, его структура и функции

14. Понятие и функции рынка ценных бумаг

15. Основные понятия и сегментация рынка ценных бумаг

16. Основная классификация и свойства ценных бумаг

17. Эмиссия и основные участники рынка ценных бумаг

18. Акция. Основная классификация акций

19. Понятие акций. Характеристика привилегированных и обыкновенных акций.

20. Оценка акций

21. Понятия и свойства облигации

27. Фондовые биржи и организаторы внебиржевого рынка.

23.Стоимостная оценка и доходность облигаций.

24. Государственные долговые обязательства.

25. Основная характеристика векселя.

26. Классификация векселя.

28. Внебиржевые фондовые рынки.

29. Форвардные и фьючерсные контракты.

30.Опционы и их виды

31. Организация опционной торговли. Опционные стратегии.

33. Субъекты и объекты страхового рынка.

34. Государственное регулирование страхового рынка.

32. Рынок страховых услуг: основные понятия, структура.

35. Основные понятия и структура рынка драгоценных металлов.

36. Участники рынка драгоценных бумаг

37. Торговые операции на рынке драгоценных бумаг

38. Основные понятия и особенности рынка производных финансовых инструментов

39. Основные понятия и функции рынка производных финансовых инструментов

40. Современное состояние рынка производных финансовых инструментов и перспективы его развития

41. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

42. Институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг

43. Понятие, классификация и функции биржи

44. Основные понятия фондовой и валютной биржи

45. Сущность биржевой торговли

46. Организационная структура биржи

47. Органы управления биржей

48. Структурные подразделения товарной биржи

49. Государственное регулирование и самофинансирование биржевой деятельности в РФ

50. Биржевые индексы

51. Механизм торговли на финансовых рынках

52. Сущность фундаментального анализа.

53. Сущность технического анализа.

59. Основные направления государственной политики по развитию финансового рынка.

54. Виды графиков, применяемых в техническом анализе.

55. Виды операций с ценными бумагами и формирование инвестиционного портфеля.

56. Этика финансового рынка.

57. Сущность, роль и методы государственного регулирования финансового рынка.

58. Органы государственного регулирования финансового рынка в РФ.

60. Система регулирования финансовых рынков в России.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Инфраструктура финансовых рынков - совокупность институтов, тех-нологий, норм, правил, обслуживающих обращение финансовых активов, за-ключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках.

Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей частью рыночной инфраструктуры. Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых институтов по поводу превращения аккумулированных финансовых ресурсов в реальные инвестиционные потоки с целью наращивания производительного капитала, развития процессов производственного и непроизводственного накопления, обеспечивая снижение степени инвестиционного риска и уменьшение трансакционных издержек.

В качестве основных задач, выполняемых инфраструктурой финансовых рынков, можно выделить:

- снижение трансакционных издержек в процессе сделок с финансовыми активами.

Исходным основанием участия экономических субъектов в формировании элементов инфраструктуры выступает стремление к экономии издержек. Совершение большого объема сделок (трансакций) на финансовых рынках требует значительных затрат и может сопровождаться серьезными потерями. Институты рыночной инфраструктуры возникают как реакция на присутствие в процессе обмена финансовыми активами трансакционных издержек. Чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем больше потребность в инфраструктуре.

Конечно, трансакции могут совершаться и без использования институтов. Российская практика показала, что такое возможно только на начальных стадиях перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сложился. В дальнейшем, по мере развития рыночных отношений, трансакции постепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах.

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыноной инфраструктуры.

Инфраструктура финансовых рынков может быть представлена тремя группами субъектов в соответствии с их целевым назначением:

- субъекты инфраструктуры – финансовые посредники разного типа.

Сюда относятся: банки, паевые инвестиционные фонды, трастовые компании, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.;

- субъекты инфраструктуры, обслуживающие финансовых посредников (сервисная инфраструктура). В них включаются: фондовые, валютные, фьючерсные биржи, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, регистраторы, консалтинговые, аудиторские, информационно-аналитические агентства;

- субъекты регулирования инфраструктуры (регулятивная инфраструктура). К ним относятся: органы государственного регулирования, саморегулируемые организации, профессиональные ассоциации.

К элементам инфраструктуры финансовых рынков относятся:

- правила и принципы деятельности участников финансовых рынков;

- технологии, используемые при заключении сделок.

Инфраструктуру финансовых рынков можно классифицировать в соответствии со следующими основными признаками:

- по видам рынков (инфраструктура страхового, ценных бумаг, валютного и других рынков);

- по масштабам финансовых рынков (инфраструктура международных, национальных, региональных рынков);

- по типам выполняемых функций (учетная, информационная, торговая, расчетно – клиринговая инфраструктура).

Инфраструктура выполняет ряд функций, которые можно классифицировать следующим образом:

- формирование финансовых и информационных связей между субъектами финансовых рынков;

- обеспечение устойчивых и взаимовыгодных отношений между участниками финансовых рынков;

- обеспечение условий свободного движения финансовых активов;

- формирование эффективной конкурентной среды на финансовых рынках.

- обеспечение эффективной циркуляции финансовых потоков.

- поддержание сбалансированности спроса и предложения на финансовых рынках;

- поддержание ликвидности финансовых инструментов;

- обеспечение ускорения времени оборота финансовых активов.

В структуре финансовых рынков выделяются две основных группы финансовых институтов:

К типу депозитных институтов относятся:

Помимо коммерческих банков, которые были исторически первыми институтами, созданными для перераспределения денежных ресурсов, в настоящее время получают развития кредитные небанковские организации, в том числе кредитные союзы, сберегательные ассоциации, дающие возможность на основе принципов самоуправления объединять лиц в целях создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных средств и использования их для кредитования потребительских нужд или страхования своих членов.

В качестве недепозитных институтов выделяются:

- негосударственные пенсионные фонды;

- паевые инвестиционные фонды;

- акционерные инвестиционные фонды;

Возникновение недепозитных институтов происходит по мере развития системы перераспределения денежных ресурсов в качестве альтернативной системы финансированию через коммерческие банки. Недепозитные финансовые институты являются конкурентами коммерческим банкам в сфере предоставления денежных средств корпорациям и частным лицам. Финансовые институты небанковского типа разрабатывают такие формы финансовых активов, которые позволяют организациям, их предоставляющим, и лицам, их использующим, контролировать риски и ликвидность финансовых инструментов. Институты недепозитного типа выступают в качестве финансовых посредников, но предлагают более разнообразные условия инвестирования по сравнению с коммерческими банками. В основе функционирования таких небанковских финансовых институтов, как разного рода фонды (пенсионные, инвестиционные и т.д.) являются следующие принципы:

- принцип контроля портфеля инвестиций со стороны участников фода;

- принцип регулярной отчетности фондов о направлениях вложений денежных средств участников.

Среди недепозитных институтов в последние годы в зарубежной и российской практике получили особое распространение и активно развиваются негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, выступающие в роли коллективных инвесторов.

Негосударственные пенсионные фонды представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Паевые инвестиционные фонды представляют обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом других учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой (инвестиционный пай), выдаваемой управляющей компанией.

Функционируют три типа паевых инвестиционных фондов:

Акционерные инвестиционные фонды представляют открытые акционерные общества, исключительным предметом деятельности которых является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты.

Стремление обеспечить эффективное функционирование финансовых рынков требует развития способов его регулирования, в том числе регулирования деятельности участников рынка, процедур совершения исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости. Основной целью регулирования финансовых рынков является защита интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала. Нарушения прав инвесторов особенно характерно для стран с формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов. К основным причинам, требующим усиления регулирования можно отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бумаг, в том числе размещаемых на международных рынках. Реализация целей регулирования требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной инфраструктуры. Ее основными задачами являются:

- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;

- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;

- создание прозрачных и эффективных правил функционирования участников финансовых рынков;

- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;

- формирование систем информационного обеспечения финансовых рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.

Регулятивная инфраструктура финансовых рынков присуща как национальным финансовым рынкам, так и международным. В России к основным регуляторам финансовых рынков относятся Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. В последние годы в России обсуждается концепция мегарегулятора национальных финансовых рынков. Цель возможного создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной координации деятельности существующих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.

Помимо государственных органов регулирования финансовых рынков получают развитие саморегулируемые организации. В частности в системе регулирования российских рынков представлены такие ассоциативные организации участников различных финансовых рынков, как Ассоциация российских банков, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная фондовая ассоциация, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев. Принцип саморегулирования позволяет перераспределить функции регулирования между государственными органами и общественными организациями с целью более полного учета интересов всех групп участников финансовых рынков. На международном уровне регулирование финансовых рынков представлено рядом крупных международных организаций и ассоциаций, объединяющих государственные органы различных стран и профессиональных участников финансовых рынков. Их основной задачей является выработка стандартов и рекомендаций, на которые ориентируются национальные регуляторы. К данным организациям относятся Мировой банк, Международная финансовая корпорация, Международный валютный фонд, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Всемирная федерация бирж.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Инфраструктура финансового рынка призвана обеспечивать возможность реализации экономических интересов субъектов экономики, оказывать содействие координации всех их экономических действий, помогать им интегрироваться в мировое экономическое и финансовое пространство.

Под рыночной инфраструктурой понимается весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают организационно-экономические условия для функционирования рыночного механизма. Основными ее элементами выступают: фонды развития и поддержки; коммерческие банки; аудиторские фирмы; лизинги; ассоциации предпринимателей; товарные биржи; торговые дома; биржи труда; фондовые биржи; центры информационного обслуживания; бизнес-центры и т.п.. Объекты рыночной инфраструктуры осуществляют правовое и экономическое консультирование предпринимателей и защиту их интересов в разных структурах, обеспечивают финансовую поддержку, кредитование вместе с лизингом, аудитом, страхованием новых хозяйственных формирований, оказывают содействие материально-техническому обеспечению и реализации продукции предприятий, регулируют движение рабочей силы и т.п..

Инфраструктура – это совокупность элементов, которые обеспечивают бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов определенной относительно самостоятельной системы и оптимизируют их взаимодействие.

В макроэкономическом понимании рыночная инфраструктура носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно всей экономики страны. Поэтому, в макроэкономическом понимании, рыночная инфраструктура – это подсистема рыночной экономической системы, совокупность элементов которой обеспечивает функционирование взаимосвязей между хозяйственными субъектами; оптимизирует движение товарно-денежных потоков и носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно экономики страны.

Наименее развитыми в количественном и качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной экономики, являются компоненты инфраструктуры финансового рынка. Анализируя состояние развития рыночной инфраструктуры Украины, следует признать, что рыночной ее еще тяжело назвать. Существующая инфраструктура является переходной, незрелой, несформированной, причем в любом из обозначенных нами составных элементов: институциональном, информационном, юридическом и социальном.

Рассмотрим инфраструктуру финансового рынка, с точки зрения ее размещения, в нескольких контекстах. Во-первых, финансовый рынок и его инфраструктуру как определенную автономную систему, с предположением, что его автономность не абсолютная, так как в реальной жизни финансовый рынок не существует изолировано от всей экономики. Во-вторых, будем различать глобальную (будет рассматриваться на национальном уровне) и локальную инфраструктуру финансового рынка (на уровне отдельных регионов и территориально-административных образований).

Деятельность инфраструктуры во внутренней системе финансового рынка оказывает содействие формированию спроса на финансовые услуги, росту объема ассортимента предложения финансовых продуктов. К внутренней системе финансового рынка относят финансовый и кадровый потенциал, наличие и доверие клиентов, умение сотрудничать с финансовыми институтами, качество маркетинговой деятельности и эффективность стратегических решений.

Финансовые институты финансового рынка реализуют свои экономические интересы с учетом действий разных факторов внешней среды, причем на некоторые из них он может опосредствованно влиять, действие же других факторов выходит за пределы влияния институтов, и он должен приспосабливаться к ним. К факторам, на которые может влиять финансовый институт, принадлежат: рыночный спрос, конкуренция, уровень развития инфраструктуры финансового рынка. К неконтролируемым факторам, которые влияют на формирование инфраструктуры финансового рынка, относятся: общеэкономическая ситуация в регионе, стране и за ее пределами; уровень жизни и доходов населения; конъюнктура финансового рынка; демографическая ситуация и т.п.. Действие этих факторов определяет поведение финансовых институтов в рыночной среде, формирует стратегию и тактику, очерчивает возможности продвижения на рынке финансовых услуг в границах определенной территории.

К элементам инфраструктуры финансового рынка относятся: правовое информативное обеспечение; информационная сеть; институциональная сеть (кредитно-финансовая система); система подготовки кадров (страховые сюрвейеры, андеррайтеры), научное обслуживание; аудиторская сеть; профессиональная этика и язык, менталитет населения.

Информационная составная характеризуется низким уровнем профессионального анализа и рекомендаций на основе использования современных информационных систем, в особенности в области украинизации делопроизводства и технического анализа деятельности сегментов финансового рынка.

Сверхнизкие показатели обеспечения населения коммерческо-финансовой информацией относительно деятельности финансовых посредников на региональных финансовых рынках и определенный информационный вакуум, который наблюдается в регионах Украины, приводят к частичному присутствию на финансовом рынке потенциального инвестора экономики населения.

Развитие инфраструктуры финансового рынка Украины должно быть построено по международным стандартам, но с учетом специфики нашей страны.

Для развития инфраструктуры таких сегментов финансового рынка, как денежный и кредитный рынок, необходимо усилить рыночные процессы в регионах и роль в них местных органов самоуправления, активизировать создания стабильного и благоприятного для их развития законодательства, здоровой конкурентной среды, оказывать содействие возвращению доверия со стороны населения и субъектов предпринимательской деятельности; при поддержке со стороны государства развивать сеть филиалов и активизировать инвестиционную деятельность банков и других финансово-кредитных учреждений, которые наиболее приспособленные к инвестиционной деятельности, создать специальные банковские учреждения, основной целью которых был бы вопрос долгосрочного кредитования.

Остановимся на анализе и оценке институционального элемента инфраструктуры финансового рынка, а именно: особенностях территориальной организации существующих банковских и небанковских финансовых институтов и контрактных финансовых посредников; определим социально-экономические факторы, которые должны, согласно с мировым опытом, обуславливать появление новых видов финансовых посредников в системе финансового рынка Украины.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.