Индивидуальное преступное поведение шпоры

Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что с философской точки зрения свобода заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно как необходимостью, так и возможностью ее познания и использования.

Свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

1) самой необходимостью, включающей в себя набор объективно возможных в данной ситуации поступков. В каждой конкретной криминогенной ситуации набор правомерных вариантов поведения всегда конечен и чаще всего достаточно мал;

2) возможностью познания этой необходимости, включающей в себя способность субъекта адекватно оценить ситуацию, осознать общественную опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Эта возможность зависит от возрастных и психоинтеллектуальных особенностей субъекта (душевная болезнь, расстройство мыслительной деятельности и т.д.);

3) возможностью использования познанной необходимости для своих целей, включающей в себя оценку преступного варианта поведения как выгодного, целесообразного, допустимого. Эта возможность зависит от социальных качеств субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными. Они неравноценны как объективно (не каждый из них может привести к желаемому результату), так и субъективно (одна и та же возможность для разных людей имеет не- одинаковые смысл и значение). Субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость, необходимая оборона, физическое принуждение), если второй группы (возрастные или биологические особенности субъекта) — то уголовная ответственность также не наступает в силу невменяемости субъекта.

И в первом, и во втором случаях детерминированность поведения присутствует, но отсутствует свобода выбора. Если выбор детерминируется факторами третьей группы, т.е. социальными свойствами субъекта, то можно говорить и о детерминированности поведения, и о свободе выбора, поскольку выбор варианта поведения на основе своих взглядов и убеждений является осознанным и добровольным.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества, меру отчуждения личности от общества.

Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но, в отличие от них, постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий (разного рода психопатии, олигофрения и т.д.).

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 до 70% лиц (по разным данным) имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен).

Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков).

Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными психологических или судебнопсихиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по различным методикам. По данным последней специальной переписи осужденных (1999 г.), в исправительных учреждениях страдают психическими расстройствами 2,1% осужденных.

В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы. Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным психотравмирующим фактором, отрицательно влияющим на психику человека. Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии, до совершения преступления или после, в период отбывания наказания. Конечно, психические аномалии существенно влияют на поведение человека, поскольку осложняют процесс социализации (трудно дается учеба, сложно овладеть современной профессией и т.д.).

Механизм преступного поведения

Особую роль играет первый элемент механизма (мотивация), и он чаще других привлекает пристальное внимание исследователей.

Одни криминологи (У.С. Джекебаев, С.А. Тарарухин) считают, что существуют преступные мотивы и порождающие их преступные, извращенные потребности, которые являются причинами преступного поведения. Но чаще всего говорят не о преступных мотивах (это ведет к чрезмерной психологизации причин преступления), а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, эгоцентризм, потребность в алкоголе и т.д.

Логика здесь проста: все потребности подразделют на два класса: 1) на низшие (или низменные, примитивные, физиологические, извращенные); 2) высшие (или духовные, творческие, моральные).

В первых видят источник преступного поведения, во-вторых — правомерного.

Многочисленные исследования показывают, что у преступников структура потребностей деформирована, в ней преобладают потребности материального характера.

Кроме того, связь между потребностью и мотивом не является строго однозначной: одна потребность может порождать разные мотивы, а один мотив может быть вызван разными потребностями.

В психологии обычно выделяют три основные группы человеческих потребностей: 1) базисные, или органические, определяемые биологической природой человека: потребность в пище, тепле, сексуальная и т.д.; 2) социальные, определяемые социальной природой человека: потребность в общении, самоутверждении и т.д.; 3) духовные, или идеальные: потребность в труде, творчестве, нравственные.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными (антисоциальными) являются не сами потребности, а средства их удовлетворения. И то, какое средство изберет в данный момент субъект, зависит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определенный набор реальных возможностей удовлетворения этой потребности.

Поэтому объектом профилактического воздействия (нейтрали- зация, подавление и т.д.) являются не сами потребности, а социальные условия и особенности личности, которые сформировали антисоциальный характер средств удовлетворения потребности. А то, что называют в качестве антисоциальных потребностей, или вовсе не являются потребностями (потребность хулиганить, эгоцентризм), или не являются отрицательными (сексуальная потребность, потребность в самоутверждении).

С этой точки зрения и часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями. Они не относятся ни к органическим (отсутствуют у животных), ни к социальным, ни к духовным потребностям. Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь).

Они же выступают и как средства (или их заменители) удовлетворения других потребностей. Так, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому, что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости. Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это (на их взгляд) облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими. Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер не криминологического, а медицинского характера.

Всякий поведенческий акт обычно направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Но, с точки зрения общества, преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. С позиции же субъекта оно выглядит как достигающее определенных необходимых целей — разрешить конфликтную ситуацию, улучшить материальное положение и т.д.

В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения.

Изучение механизма преступного поведения не подменяет и не снимает проблему изучения его причин, а предполагает необходимость такого изучения.

1. Причины и условия конкретного преступления.

2. Механизм индивидуального преступного поведения.

3. Мотивация преступления.

Конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения, – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это – объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

- она объективно ставит личности перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

- обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию. В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личных неприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случае конфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешается разрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).

Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной) требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой, следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно в нестандартных ситуациях.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет место при совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающими психическими отклонениями, а также лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Так, применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общими условиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков в неформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подростка чрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершают либо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружения сверстников.

Применительно к лицам, находящимся в сметах лишения свободы, можно говорить о часто встречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросреде осужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальной субкультуры.

В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряют обращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения для разрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которым грозит расправа за неуплату карточного долга, не обращаются за помощью к администрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием к власти – перевести их в другое исправительное учреждение.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации:

1) быстротечные (например, неожиданная ссора);

2) продолжительные, которые характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены);

3) длящиеся, которые не просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личности преступника.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

2) складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);

3) смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед)[2].

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются:

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление, руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

- отражательную, т.е. актуализируют потребности личности, возбуждают ее физическую или психическую энергию;

- побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

- неверной оценкой виновным фактических обстоятельств;

- недостаточным учетом нормативных требований (недостаточным знанием правовых требований, негативным или небрежным отношением к правовым нормам, разрешением противоречий между правовыми нормами и нормами микросреды, между правовыми нормами и реалиями жизни в пользу соответственно норм микросреды и конкретных жизненных обстоятельств);

- искаженными ценностными ориентациями личности, противоречащими правовым нормам;

Высокий уровень самоконтроля может удержать лицо от совершения преступления даже при существенных деформациях в предшествующих звеньях механизма преступного поведения. Система внутреннего самоконтроля связана прежде всего с эмоционально-волевой сферой личности, на которую могут прежде всего повлиять:

- острое эмоциональное состояние (например, физиологический аффект);

- психические отклонения, не исключающие вменяемость.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминолога на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

- лицо может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;

- виновный может изменить способ совершения преступления (например, хищение, начатое как кража, может под влиянием изменившейся жизненной ситуации перерасти в грабеж или даже в разбой);

- лицо может совершить новое преступление;

- виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, криминогенная мотивация личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.

Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива. В упомянутых случаях мотив преступления просто не был установлен. Нередко мотивы преступления скрываются или намеренно искажаются. Бывают и неосознаваемые самим преступником мотивы его поведения, которое он подчас не в состоянии объяснить.

Мотивы преступлений разнообразны. Есть множество различных классификаций преступных мотивов. Нам представляется наиболее удачной классификация В.В. Лунеева, который выделил следующие шесть групп мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные и 6) трусливо-малодушные[4].

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения – это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность (жизненно необходимые потребности, без удовлетворения которых человек может погибнуть; потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.

При экономическом расслоении общества, которое мы наблюдаем сейчас в нашей стране, значительная часть населения не в состоянии удовлетворить не только завышенные, но и нормальные потребности материального характера. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений.

Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.

Еще одна категория причин появления того или иного мотива – это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье, а то и насилия над близкими.

Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.

Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.

Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искаженные идеологические представления, например национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические либо другие преступные мотивы и намерения.

В качестве составных элементов ценностных ориентации выступает нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенный инструмент социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.

У преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они понимают их необходимость (и даже иногда признают на словах). У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления.

Колледж Государственной и Муниципальной Службы

Гаврилов Кирилл Владимирович, ассистент кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета

УДК 343.9

Чем является преступление? Изначально, преступление – это сознательная деятельность человека, под этим понимается волевой акт, который подразумевает такие элементы как цель, мотив, средств осуществления и оценка совершаемых действий.

Выражение человеческой деятельности, как преступной, так и не преступной это отношение одного лица с другими лицами. Осуществляются эти отношения через поведение, способы и формы общения и обособление личности. Различные типы поведения являются выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В данном случае преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения показывает отношение преступника с другими людьми, а также условия, которые породили преступность и поддерживает ее сохранению.

Главной особенность индивидуального поведения преступного поведения, что вместе с факторами внешней среды его обуславливают также и внутренние факторы. Такие как: формы вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только пройдя через сознание личности.

Актуальность. Актуальность данной темы связана прежде всего с высокой значимостью анализа механизма индивидуального преступного поведения, его условий, причин и структуры в профилактических задач и задач регулирование поведение преступной личности.

Цель. Целью данной работы является рассмотрение различных групп механизма индивидуального преступного поведения.

Для достижение данных целей были поставлены следующая задача:

- изучение психологических причин и условий индивидуального преступного поведения.

Методы исследования: изучение разнообразных источников информации, анализ и классификация преступного поведение личности и взаимодействие его с внешней средой.

Научная новизна: заключается в рассмотрение механизма индивидуального преступного поведения, как одного из разносторонних тем для обсуждения, связанное с тем что поведение каждого человека совершающего преступление по своему индивидуально.

Основная часть.

Под механизмом индивидуального преступного поведения подразумевается взаимодействие личности с внешней средой, которое и определяет преступное поведение человека.

Таким образом механизм преступного поведения мы можем разбить ее на отдельные элементы. [1]

В сокращенной форме механизм преступного поведение состоит из:

1) Мотивация преступления

2) Планирование преступных действий.

3) Исполнение преступлений и наступлений общественно опасного результата.

Мотивация преступления и планирование преступления является подготовкой к преступлению, а исполнение преступлений и наступлений общественно опасного результата является уже фактом совершения преступления.

Все эти этапы механизма преступного поведения переходят по порядку, но также и бывают исключения, такие как, совершение преступление в состоянии аффекта, не содержат стадии планирования преступления. А также в преступлениях совершаемых по неосторожности нету даже стадии мотивации.

Мотив преступления (лат. morus - движение; греч. moveo - то, что движет) - осознанное внутреннее побуждение, которое вызывает у человека решимость совершить преступление и которым он затем руководствуется при его осуществлении.[2]

Под мотивом преступление обычно понимается с какой именно целью подталкивает человека к совершению того или иного поступка.

Цель в данном случае определяет, к чему стремится человек при совершение преступления, так главной ролью в стремление совершить преступление является потребности человека.

Потребности в совершение преступления можно подразделить на:

- потребность в социальном общении (уважение, признание, одобрение)

- потребность в безопасности

- потребности в знаниях

Под планированием преступления понимается организация определенных целей.

Для планирования преступление также как и для любого другого поступка подчиняется к общим закономерностям планирования:

1) Нужно знать обстановку в которой человек будет действовать.

2) Точно определить цели своих действий.

3) Точно определить: объекты, способы, средства.

4) Определить затраты.

5) Субъект должен реально оценивать свои возможности и прогнозировать трудности и последствия своих действий.

Планирование преступление обычно имеет 3 элемента:

1) Цель - это представление об результате к которому стремится преступник.

2) Выбор объекта - объект зависит от мотива и основном цели преступника.

3) Средства достижения цели – оно подразделяется на 3 группы:

А) действие вопреки существующим в обществе социальным институтам (такие как хищение, насилие).

Б) действие в обход социальным институтам (такие как обман, уклонение).

В) использование институтов в своих преступных целях (например коррупция).

И последней формой индивидуального преступного механизма поведения является исполнение преступления, то есть стадия совершения преступления, оно имеет криминологическое значение потому что:

1) Существует возможность пресечение преступления на стадии его совершения.

2) Также имеет значение особенности межличностного взаимодействия преступника как во время совершение преступления так и перед преступлением, межличностное взаимодействие характеризуется несколькими видами, каждый имеет профилактический аспект:

А) взаимодействие преступника с соучастниками.

Б) использование человека без введение его в преступные планы.

В) взаимодействие между преступником и его ближайшим или бытовым окружением, хотя и не участвующем в преступной деятельности.

Г) взаимодействие преступника с др. людьми в процессе совершения преступления (например с жертвой).

Исполнение преступление можно поделить на две части:

1) непосредственное преступное действие или бездействие.

2) наступление последствий после совершения преступления.

4. Посткриминальное поведение.

Некоторые также выделяет этап посткриминального поведения, в котором происходит психологический анализ своего содеянного действия, наступивших последствий и вырабатывается система психологической защиты.

Посткриминальное поведение – это любое поведение преступника с момента совершения преступления до вступления приговора в законную силу и имеющее значение для правильного разрешения дела. Это поведение включает в себя систему действий или бездействий, направленных на сокрытие последствий совершенного преступления, воспрепятствование установления истины по делу и изобличения виновного. Основным фактором, определяющим посткриминальное поведение, является страх разоблачения и связанные с этим негативные последствия. [3]

Выводы:

Исходя из того мотивы преступника рождаются не на ровном месте, а исходя из его внутренних и внешних побуждений, во взаимодействие интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. Все его психические процессы происходящих в нем самом влияют на механизм его поведения и суть его поступка.

Так же механизм преступного поведения связан и с окружающей внешней средой т.к преступнику приходится взаимодействовать с кем-либо или с чем-либо. При планирование преступления не возможно отвлечься от внешней среды. А исполнение преступления затрагивает внешнею среду прямым образом.

Данное все и представляет собой весь механизм индивидуального преступления.

10.03.2019, 12:11 Чвалюк Андрей Николаевич
Рецензия: Ознакомление с приведенным текстом позволяет сделать вывод о том, что научный руководитель его не читал. Большое количество орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок режут глаза, но дело не только в них. Руководитель обязан был объяснить автору, что представляет из себя метод научного исследования, как правильно ставить задачу для научной статьи, а так же указать на оформительские ошибки и некорректные источники в списке литературы (Википедию). Рецензируемый текст по своему объему, содержанию и оформлению не соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, и не может быть рекомендован к печати.

2.04.2019, 13:05 Чвалюк Андрей Николаевич
Рецензия: Статья после доработки не стала лучше, поэтому моя рецензия от 10.03.2019 остается в силе. Если действительно заинтересованы в ее публикации - отнесите статью на вычитку филологу, а потом на кафедру своего колледжа, чтоб она для начала прошла внутренне рецензирование у остепененного специалиста-криминолога. Они укажут Вам на все ошибки и помогут их исправить.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.