Индивидуальная психология а адлера шпоры

студентам и школьникам




  • Ветеринария
  • Военные дисциплины
  • Дизайн
  • Приборостроение
  • Гидравлика и пневматика
  • Лёгкая промышленность
  • Транспорт
  • Туризм
  • Химия
  • Психология
  • Маркетинг и PR
  • Философия
  • Сельское хозяйство
  • Педагогика
  • Медицина
  • Математические дисциплины
  • Машиностроение и материалообработка
  • Электротехника и энергетика

Шпаргалки по истории психологии - Индивидуальная психология А. Адлера.

“Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток заставляет человека достигать каких - либо успехов в других областях, т. е. стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство (ущербность), гиперопека, отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и сиблингами (братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим для развития детского характера, именно этот период определяет характер человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существует два пути:

- конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации;

- деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации.

Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить. Изменение должно касаться 3 - х сфер жизни человека:

Стиль жизни по Адлеру - это индивидуальное соотношение работы, дружбы, любви. Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный “комплекс неполноценности”, важно:

1. понять специфический стиль жизни человека;

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать. Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Основные положения концепции

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Типология личности по Адлеру

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.

Содержание

  • Стремление к превосходству и чувство неполноценности
  • Чувство общности
  • Компенсация и сверхкомпенсация
  • Связь порядка рождения и личности человека
  • В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома. Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.


Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Происхождение индивидуальной психологии

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Столкновение теории Фрейда и Адлера


Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.


Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции. Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда. Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

Предмет индивидуальной психологии

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.


Чувство неполноценности


Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам. Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину. Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму. Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо. Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке - он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти. Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией. Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.


Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Влияние Адлера и его концепций


Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.