Характеристика дидактики как науки шпора

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Малкова Анна НиколаевнаНаписать 24654 12.04.2018

Номер материала: ДБ-1436595

  • Обществознание
  • 11 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.04.2018 574
    12.04.2018 291
    11.04.2018 1115
    11.04.2018 1011
    11.04.2018 1194
    11.04.2018 814
    11.04.2018 264
    11.04.2018 284

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

как теория обучения .

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующаяпроблемы обучения и образования , их закономерности, принципы, цели,содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- Теоретическая
2 – практическая .

Основные категории дидактики :

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты )обучения.
(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении иобразовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемыхрезультатов. )

Преподавание- упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения(образовательных задач ), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний .

Учение– процесс (точнее сопроцесс ), в ходе которого на основе познания, упражненияи приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения идеятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение– упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное надостижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместнойдеятельности. Обучение – это специально организованная познавательнаядеятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания,необходимые способы деятельности , эмоционально-ценностное и творческоеотношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитиеребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются : 1)цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование– система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков,способов мышления.

Знание– совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражениев сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем,конкретных образов.

Умения– овладения способами ( приёмами, действиями ) применение усвоенных знанийна практике.

Навыки– умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель(учебная, образовательная ) — то, к чему стремится обучение, будущее , накоторое направлены его усилия.

Содержание– ( обучения, образования ) – система научных знаний, практических умений,навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают впроцессе обучения .

Организация– упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание емунеобходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма- способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннейсущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников вклассе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод– путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство– предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь)педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты– то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степеньреализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики :

термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий .

В современном пониманиидидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучаети исследует проблемы образования и обучения .

Дидактика –теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасльпедагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения .

Обучение –целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которогопроисходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитаниеи развитие учащихся.

Образование — тасторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научныхценностей, накопленных человечеством.

Дидактика отвечает навопросы:

- чему учить

- в какихорганизационных формах

Основные понятиядидактики :

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Содержаниеобразования

Формы организацииучебной работы и др.

Мысли об обучении издавнавысказывались выдающимися учёными и философами прошлого ( Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем )

1.Великая Дидактика

2.Материнская школа

3.Мир чувственных вещей в картинках

4.Откратая дверь языков и всех наук

-Теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности ;

-Обосновал и применил на практике принципы сознательности, систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний.

-Разработал классно-урочную систему обучения

Жан Жак Руссо

-Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребёнка :

1- от рождения до 2 лет

3- от 12 до 15 умственное вос-ние

-Предложил учебные занятия проблемного, поискового характера

-Дал характеристику методам обучения

-Выдвинул идею связи обучения с жизнью, с наблюдениями явлений природы

Иоган Генрих Песталоцци

1.Лингард и Гертруда

2.Как Гертруда учит своих детей

3.Азбука наглядности

4.Наглядное учение о числе

-Разработал теорию элементарного образования; Считал что в основе познания мира лежат 3 элемента: форма, число, слово

-Разработал принцип наглядности, хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда

Адольф Дистервег

Руководство к образованию немецких учителей

-Главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей

-Создал дидактику развивающего обучения (изложил её в виде 33 законов и правил обучения )

-Много внимания уделял закреплению материала

Константин Дмитриевич Ушинский

Основоположник начального обучения в России

1.Родное Слово

2.Детский мир

3.Человек как предмет воспитания

-Разработал методики преподавания учебных предметов

-Выступал за связь обучения с жизнью, с трудом

-Разработал принципы обучения, основы содержания начального образования

-Раскрыл психологические основы обучения

Крупный вклад в развитиетеории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова,Д.Б.Эльконина — =о возрастных возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова =о путях формирования общего уровня развития младших школьников ,П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей .

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду, Никола, Банташ , и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающеевлияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизацияобщего уровня развития младших школьников

4. Развитиеи формирование умственных способностей

5. Проблемныйхарактер изложения учебного материала

6. Индивидуализацияи дифференциация обучения

7. Демократизацияи гуманизация обучения

8. Межпредметнаясвязь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмированиеи компьютеризация обучения

10. Работа с одарённымидетьми

11. Формированиеличностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерныеособенности, свои закономерности, требует своих особых методов иорганизационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактикиили методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическимидисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которыераскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика являетсятеоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются втесном единстве. Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательнаядеятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникшиху человека .

Этапы становления дидактики .


I Этап – традиционнойдидактики (XVII — XIXв.)акцент на преподавании, основной источник знаний : восприятие ,авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.)акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний,личностный подход, психологическое управление

III Этап — постсовременный - курикулум ( втораяполовина XX в. ), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний –деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогикасотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития итворчества.

Дидактика – это наука, являющаяся одним из разделов педагогики, занимающаяся исследованием целей, содержания, методов и результатов обучения и образования.

Характеристика дидактики как раздела педагогики

На сегодняшний день значение дидактики, как части педагогики, очень велико, так как она занимается изучением актуальных проблем теории обучения.

Основной целью дидактики является выявление закономерностей процесса обучения, для их последующего эффективного использования в достижении задач образования.

Предметом дидактики является сущность процесса обучения, который представлен в качестве двух взаимосвязанных между собой видов деятельности: педагогической учителя и учебно-познавательной учащихся.

  • Курсовая работа Функции дидактики 440 руб.
  • Реферат Функции дидактики 280 руб.
  • Контрольная работа Функции дидактики 240 руб.

Объектом дидактики являются реальные педагогические процессы, во всем их многообразии, со всеми аспектами и закономерностями, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.

Основные задачи дидактики:

  1. Исследование и познание закономерностей эффективного обучения.
  2. Осуществление анализа, описание и повышение успешности методов и средств обучения.
  3. Организация подбора наиболее эффективных средств, приемов и форм обучения, исходя из возраста и индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Основные функции дидактики

Образовательная функция. Данная функция нацелена на определение основного направления процесса обучения – формирование знаний, умений и навыков.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Знания – это запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение информации. В качестве информации понимаются различные факты, правила, законы, понятие, теории и т.д. Эффективность процесса обучения определяется полнотой знаний, которые учащиеся могут не просто механически запомнить, но и при необходимости осознанно воспроизвести, а также, умеют сочетать и систематизировать.

Таким образом, в процессе обучении учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения из разных областей науки и видов деятельности. Задача педагога не просто передать учащимся знания, но и научить ими пользоваться.

Умения. Согласно современной дидактике, знания проявляются не только в умении воспроизводить полученную во время обучения информацию, но и уметь использовать ее при решении различного рода повседневных и жизненных задач. Исходя из этого, образовательная функция дидактики направлена на формирование умения приметь свои знания на практике.

Выделяют следующие виды умений:

  1. Специальные умения – относятся к способам действий, применяемых в отдельных отраслях науки и учебного предмета (например, умение работать со специальными предметами в процессе лабораторной работы: колбы, штативы, весы и т.д.).
  2. Общие умения – действия, которые являются фундаментальными для осуществления успешного обучения и в целом для жизни (например, чтение, устная и письменная речь, счет и т.д.).
  3. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, путем осуществления специальных упражнений. При выполнении действия доведенного до автоматизма учащиеся не задумываются над последовательностью действий, они выполняют его быстро и ловко (например, письмо, чтение и т.п.).

Развивающая функция. Данная функция находиться во взаимосвязи с образовательной, и направлена на развитие учащегося. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях: мышление, речь, память, двигательная и сенсорная сферы, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная области.

Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений обучения и развития ребенка. Данная проблема на сегодняшний день, является одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной психологии и дидактике.

Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию.

Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день основное направление процесса обучения – это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие. Помимо этого большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности.

Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и обучение носит развивающий характер. Обучение направлено на развитие личности и должно осуществлять отбор содержания образования и дидактическую организацию учебного процесса.

Воспитательная функция. Дидактика устанавливает, что обучение имеет не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывающий. Согласно дидактике взаимосвязь обучения и воспитания очевидна, так как является закономерной, аналогично взаимосвязи обучения и развития.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Таким образом, дидактике присущи три функции, которые характеризуют ее специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

  • 1
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 37
Выбрать главу

Вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном, неметрическом уровне, без использования современных количественных методов.

Аттестация учителей – изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий.

В Положении о порядке аттестации учителей дается разъяснение о том, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Она проводится по желанию учителей и основывается на принципах демократичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.

Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства.

Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов повышения квалификации), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Общие требования к оценке труда учителя

1. Критерии результата. Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогической деятельности – качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:

– запас фактических знаний по предмету;

– умение пользоваться полученными знаниями;

– понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

– степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

– их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественной полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

2. Критерии процесса. С целью выяснения уровня подготовки и педагогического мастерства учителя изучаются:

– работа учителя над повышением своей квалификации;

– качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий;

– умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

– работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Оценивая профессионализм и труд учителя, важно также учитывать его личностные качества.

26. Общее понятие о дидактике

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

27. Основные категории дидактики

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, - найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

· описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

· разработка более современных процессов обучения;

· организация учебного процесса;

· новые обучающие системы;

· новые технологии обучения

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения . В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский . Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики .

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику .

Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания . Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач :

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

18.Структура дидактической системы. Функции процесса обучения.В слайде

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие "функция" близко к понятию "задача обучения". Функции обучения характеризуют сущностьпроцесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризо-ванные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, ско лько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения цо существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так,

чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчин-ской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем,очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д.Кабалевский, Б.Немен-ский, И.Волков).

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, ¦ психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и обще-ния, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Итак, наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или какого-либо отрезка обучения, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения. Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.