Государство и религия шпора

Возможный план ответа:

    1. понятия государства, права, религии;
    2. взаимосвязь государства и права;
    3. религия как источник моральных, нравственных норм для права, а также "проводник" легитимации государственной власти.

Государство - это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Религия — это вера в сверхъестественное существо, в бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.

С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Поэтому ти­пизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схема­тизации этих отношений можно наметить основные их типы.

Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору:

    • власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная;
    • власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение пред­шественника и т. п.), нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования, и на помощь ей приходит религия.

Поэтому наиболее тесные связи светской и религи­озной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние.

На протяжении столетий сложные отношения складыва­лись между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).

Католическая христианская религия институционализировалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.

Обладая большим влиянием, католическая церковь стреми­лась подчинить себе власть светскую (королей отдельных го­сударств). Церковь мыслилась как еди­ная духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бо­нифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна нахо­диться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Свет­ские законы могут быть отменены папой.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства. Реальное, полное подчинение церкви государству осу­ществил Петр I. Духовным регламен­том был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рас­сматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассмат­ривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Наличие двух относительно независимых друг от друга, главнейших институтов общества, государства и церкви, по­рождает и две правовые системы.

В христианских государст­вах наряду со светским правом складывается право канони­ческое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церков­ных соборов и т. д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое пра­во регулировало организацию церковной власти, рассмотре­ние споров внутри церкви, отношения церковной собствен­ности, брачно-семейные отношения. Существовали церков­ные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции монарха.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей:

    1. борьба за верховенство власти,
    2. верховенство церковной влас­ти над светской,
    3. верховенство светской власти над религиоз­ной (духовной),
    4. тесный союз и взаимная поддержка в раз­ных формах и
    5. полное слияние властей.

В республиканских государствах , как правило, церковь от­делена от государства.

Связь государства с религией. Связь государства с религией на протяжении истории носила достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Эта связь приобретала самые разнообразные формы. Она выражалась то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верховенстве церковной власти над государственной, то в верховенстве государственной власти над церковной.

Характер связи государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим религии и церкви (религиозных объединений) в государстве.

Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались различные типы государства. Современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, выделяет, как уже отмечалось, четыре типа государств: светские, клерикальные, теократические и атеистические.

В светских государствах взаимодействие государства с религией характеризуется тем, что все виды религиозных организаций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее:

1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4) государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;

6) государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, провозглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

7) религиозные организации не могут участвовать в политической жизни общества, вмешиваться в дела государства и выполнять каких-либо государственных функций.

В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом государственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем:

1) та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями;

2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспитании подрастающего поколения);

3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.);

4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

6) церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, а также имеет свое представительство в государственных органах.

В клерикальных государствах, несмотря на наличие государственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны государства религии, исповедуемой большинством населения.

К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие.

В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства:

1) государственная власть принадлежит церкви и государство, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация;

2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия;

3) имеет место жесткая централизация государственного аппарата, отсутствует разделение властей;

4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия);

5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиозными нормами, которые, по сути дела, и являются правом;

К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др.

Наконец, атеистическим государствам, так же как и светским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследуются властью.

Взаимодействие атеистических государств с религией и церковью обычно выражается в следующем:

1) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

2) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

3) религиозные объединения не являются юридическими лицами и не могут совершать юридически значимых действий;

4) запрещается проведение в общественных местах религиозных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов;

5) запрещается издание и распространение религиозной литературы;

6) нередко в отношении священнослужителей и даже верующих государство применяет репрессии;

7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некоторые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия.

Таким образом, соотношение государства и религии в различных государствах способно приобретать самые разные формы.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и экономика? Каковы особенности воздействия государства на экономику в социальных системах с отсутствующими рыночными отношениями, с зарождающимися рыночными отношениями и с высокоразвитой рыночной экономикой?

2. Как соотносятся и взаимодействуют государство и политика? В чем выражается влияние политики на государство и государства на политику? Что следует понимать под государственной политикой?

3. Как соотносятся и взаимодействуют государство и культура? В чем проявляется взаимодействие государства с социальной и индивидуальной культурой?

4. Что следует понимать под политической культурой? Какова структура социальной и индивидуальной политической культуры?

5. Как соотносятся между собой государство и религия?

Литература

Зеркин Д. П. Основы политологии : курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 544 с.

Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Игнатовский. – М. : Русь, 1998. – 215 с.

Каверин Б. И. Культурология : учеб. пособие / под ред. В. В.Дибижева. –М. : Юриспруденция, 2001. – 224 с.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. – М. : Юрид. лит., 1983. – 232 с.

Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 86–95.

Проблемы теории государства и права : учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М. : Юристъ, 2005. – 656 с.

Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. Шамхалов. – М. : Экономика, 2000. – 381 с.

Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. – М. : Политиздат, 1974. – 135 с.

Дата публикования: 2015-02-18 ; Прочитано: 8165 | Нарушение авторского права страницы


Шпаргалка шпора (шпаргалка) по религиоведению мгэи Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 12.02.2016. Год: 2016. Уникальность по antiplagiat.ru:

4 Особенности религиозного мировоззрения. Мифология и религия.
Мифология и религия как исторические типы мировоззрения.Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган

Можно утверждать, что раскрытие основ и предпосылок религии не есть редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах и предпосылках – это вопрос о необходимости ее возникновения, функционирования и развития как аспекта сущности и существования человека, человечества, общества, о ее онтологичноспш. Основы и предпосылки находятся не вне мира, общества, человека, а внутри них, религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов.

Основы и предпосылки различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей– причинные, исторические, структурные и др.; 2) отличают факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) разграничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки. Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных, антропологических факторов находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятельности сознания и познания.

6 Сущностные характеристики религии.
Исторически существовали и существуют конкретные религии, "религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене культуры см. гл. IV).
В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внутренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обнаружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказывает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция недостижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы.
.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Дмитрий Борисович

Рассматривается вопрос взаимоотношений государства и религии , в частности религиозных организаций, с точки зрения историко-философского понимания истоков таких отношений. Анализируются типы (модели) взаимоотношений государства и религии . Подчеркивается, что особое значение может приобретать идеологическая эффективность религии в целях приложения ее для укрепления власти и социального контроля.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров Дмитрий Борисович

State and Religion: Historical and Philosophical Analysis

The relationship between the state and religion is considered, in particular religious organizations, from the standpoint of historical and philosophical understanding of the origins of such a relationship. The types (models) of the mutual relations between the state and religion are analyzed. It is emphasized that the ideological efficiency of religion for its application for the entrenchment of power and social control can be of particular importance.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

State and Religion:

and Philosophical Analysis

The relationship between the state and religion is considered, in particular -religious organizations, from the standpoint of historical and philosophical understanding of the origins of such a relationship. The types (models) of the mutual relations between the state and religion are analyzed. It is emphasized that the ideological efficiency of religion for its application for the entrenchment of power and social control can be of particular importance.

Key words and word-combinations: church-state relations, religion, law, religious policy, philosophy.

Рассматривается вопрос взаимоотношений государства и религии, в частности религиозных организаций, с точки зрения историко-философского понимания истоков таких отношений. Анализируются типы (модели) взаимоотношений государства и религии. Подчеркивается, что особое значение может приобретать идеологическая эффективность религии в целях приложения ее для укрепления власти и социального контроля.

Ключевые слова и словосочетания: государственно-конфессиональные отношения, религия, право, религиозная политика, философия.

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ:

^С древнейших времен религия и право выступали в качестве важнейших социальных регуляторов. Религиозные нормы, как и нормы раннего законодательства, определяли, что люди обязаны делать в тех или иных ситуациях, что запрещается и что разрешается совершать в тех или иных обстоятельствах, какое наказание должно постигнуть нарушителей норм.

На протяжении развития западноевропейской цивилизации соотношение государственного права и религиозных норм менялось в зависимости от конкретной страны, закономерностей ее истории, политики, социального устройства и распространенности той или иной конфессии. Важнейшим фактором, влиявшим на взаимопроникновение норм религии и юриспруденции, был конкретный установившийся тип взаимоотношений между религией (церковью) и государственной властью. Такое положение вещей отражено не только в политических тракта-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 9 1

тах, но и в богословских и философских сочинениях своего времени. Вспомним, что концепцию светского, секулярного государства разрабатывали именно философы. Это касается не только философов эпохи Просвещения, таких, как Вольтер, но и мыслителей более поздних исторических эпох (Локк, Гоббс, Коллинз и др.). Именно ими формулировался и популяризировался тот тип толерантного, веротерпимого государственного законодательства, который положен в основание современного типа государственно-конфессиональных отношений.

Актуальность исследования определяется тем, что современные отношения между государством и религиями по-прежнему исходят из исторически сложившихся философских предпосылок, характерных для того или иного типа политического и социально-культурного развития государств. При этом сам уровень развития гражданских свобод и религиозного сознания претерпел существенные изменения и не соответствует тем историко-философским концепциям, из которых выводятся государственно-конфессиональные отношения (в широком смысле слова) и их нормы.

Отношения государства и религиозных объединений представляют собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, включая органы власти и управления, государственные учреждения и организации, с одной стороны, и религиозных объединений (религиозных организаций, религиозных групп, руководящих или координирующих органов, духовных образовательных учреждений), а также учреждений и предприятий религиозных организаций - с другой. В основе этих отношений лежат исторически сложившиеся философские представления о месте и роли религии в обществе и законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений.

9 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

регулировать два этих фактора исходя из прежней философской посылки секуляризации [1].

Все это хорошо просматривается на примере старой, но все еще действующей философской типологии структурных элементов отношений между государством и религией: 1) сакрализация норм законодательства; 2) церковное (каноническое) право и 3) правовое регулирование в сфере свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

Уже в древнейших государствах устанавливаемые нормы права получали религиозную санкцию: они рассматривались как непосредственно установленные божеством или основанные на религиозных канонах и текстах священных книг. В мифах излагалась история дарования людям законов, которые рассматривались как часть божественного мироустройства. Помимо этого религия выполняла функцию легитимации политической власти, освещала ее действия и исходившие от нее распоряжения и законы.

В светских государствах нормы религиозного права относятся к числу внутренних установлений религиозных организаций. Государство декларативно уважает такие внутренние установления, в случае если они не противоречат нормам светского законодательства, но, в идеале, не обеспечивает их реализацию и не устанавливает санкций за их нарушение. Однако религиозная политика современных государств, в частности России, стремится к латентной форме

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 9 3

лоббирования канонических правовых интересов доминирующих религиозных групп. К числу норм религиозного права относятся, например, правила назначения (возведения в сан) служителей культа и основания для их смещения, правила совершения религиозных таинств и обрядов, различные запреты и ограничения для последователей данной конфессии и т.п. Но к этому же разделу относятся и регуляторы, связанные с введением наказания за оскорбления чувств верующих, легитимация, по сути, богословского, а не юридически-правового критерия деления религиозных групп и объединений на секты и традиционные религии, на деструктивные культы и т.д.

Светское законодательство регулирует отношения, связанные с реализацией прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В нормах международного права, в международных договорах определены гарантии свободы мысли, совести и религии (религиозной свободы) и основания для ограничения свободы проявлять свои верования или убеждения. Во многих странах мира свобода совести (вероисповедания) входит в перечень основных прав и свобод, защищаемых нормами их конституций (в России это ст. 28 Конституции РФ).

Законодательство определяет порядок создания религиозных объединений, получения ими статуса юридического лица, устанавливает правила для осуществления их деятельности. При этом право некоторых стран регламентирует некоторые аспекты религиозной, в том числе богослужебной, деятельности (например, в Великобритании - назначение архиепископа Кен-терберийского, утверждение книги молитв государственной церкви и т.п.). В государствах светского типа регламентируется порядок осуществления только тех видов религиозной деятельности, которые имеют общественный характер: проведение публичных мероприятий, создание религиозных образовательных учреждений и т.д.). Законодательство определяет порядок предоставления религиозным организациям имущества культового назначения и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, строительства культовых зданий, осуществления религиозными организациями благотворительной, культурно-просветительской, издательской и иной деятельности.

В соответствии с положениями ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, надлежит считать третьей, самостоятельной стороной отношений между властью и религиозными объединениями. Как показывает историко-философский анализ, от этой стороны часто зависит дискреционное санкционирование религиозной деятельности со стороны государства [3, с. 415]. Действующим законодательством на них возложен ряд функций по взаимодействию с религиозными объединениями, в том числе религиозные группы, имеющие намерение преобразоваться в религиозную организацию, должны уведомлять органы местного самоуправления о начале своей деятельности. Однако в получившей распространение терминологии этот третий субъект отношений, как правило, не находит специального отражения, но практи-

9 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

ческая его роль в деле государственно-конфессиональных отношений достаточно велика [4].

Еще одной фундаментальной философской идеей, которая лежит в основе построения современных отношений государства и религии, является идея рационализации религиозного комплекса. Ее в разнообразных вариантах высказывали многие философы, начиная с эпохи Возрождения, но основную свою коннотацию она получила в Новое время в работах Гоббса, Локка и других. Особенностью этой идеи в отличие от секуляризма является то, что в не заявляется о необходимости отделения религии в частную правовую сферу, а напротив, настаивается на важности веры для пользы государства. Но религиозная вера, а точнее весь сложный религиозный комплекс, включающий в себя религиозное сознание, религиозное действие и религиозный институт, должны быть редуцированы к простому универсальному нравственно-прагматическому принципу, рациональному по своей сущности.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 9 5

Научное изучение разрыва, с одной стороны, между религиозным сознанием и остальными компонентами структуры религиозного комплекса, с другой стороны, между религиозным сознанием и юридическо-правовой практикой отношений государства и религий необходимо сегодня для преодоления неэффективных моделей классификации государственно-конфессиональных отношений и их изучения, а также для формирования новых философских и юридических принципов построения нового типа взаимосвязей между государством и религиозным сознанием граждан.

3. Подопригора Р. Свобода религий и убеждений и дискреционное санкционирование религиозной деятельности со стороны государства // Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М., 2010.

4. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в системе государственно-конфессиональных отношений России. URL: //http://cddk.ru/gos_i_religia/analit/land/005.htm

5. Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2012.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.