Государственный аппарат принципы его организации и деятельности шпора

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.

Требования к принципам:

1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;

3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;

4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально—политические:

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;

– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;

– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

б) организационные:

– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

  • 1
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 37
Выбрать главу

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

25. Орган государства: понятие, признаки, виды

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

Светлана Геннадиевна Зубанова: Шпаргалка по теории государства и права 1
1. Предмет и метод теории государства и права 1
2. Функции теории государства и права 1
3. Соотношение и взаимосвязь государства и права 1
4. Причины и формы возникновения государства 2
5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя 2
6. Соотношение общества и государства 3
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти 3
8. Понятие и определение государства 3
9. Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений 4
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы 4
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования 5
12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства 5
13. Понятие и элементы формы государства 5
14. Соотношение типа и формы государства 6
15. Форма государственного правления: понятие и виды 6
16. Форма государственного устройства: понятие и виды 7
17. Политический режим: понятие и виды 7
18. Место и роль государства в политической системе общества 7
19. Понятие и классификация функций российского государства 8
20. Характеристика основных внутренних функций российского государства 8
21. Характеристика основных внешних функций российского государства 9
22. Формы осуществления функций государства 9
23. Механизм государства: понятие и структура 9
24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 10
25. Орган государства: понятие, признаки, виды 10
26. Понятие, сущность и определение права 11
27. Понятие права: объективный и субъективный смысл 11
28. Принципы права: понятие и виды 12
29. Соотношение экономики, политики и права 12
30. Функции права: понятие и классификация 12
31. Понятие и структура правосознания 13
32. Правовая культура: понятие и структура 13
33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы 14
34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь 14
35. Соотношение права и морали 14
36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм 15
37. Представительно-обязывающий характер правовых норм 15
38. Эффективность правовых норм 16
39. Структура нормы права 16
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм 16
41. Классификация норм права 17
42. Понятие и виды форм права. Источники права 17
43. Правотворчество: понятие, принципы, виды 18
44. Понятие и виды нормативно-правовых актов 18
45. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права 18
46. Закон в системе нормативно-правовых актов 19
47. Основные стадии законодательного процесса в РФ 19
48. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц 20
49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды 20
50. Понятие и структурные элементы системы права 21
51. Частное и публичное право 21
52. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли 21
53. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права 22
54. Институт права: понятие и виды 22
55. Соотношение системы права и системы законодательства 23
56. Понятие и основные принципы законности 23
57. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии 23
58. Гарантии законности: понятие и виды 24
59. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью 24
60. Стадии процесса применения норм права 25
61. Юридические коллизии и способы их разрешения 25
62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды 25
63. Толкование права: понятие и виды по субъектам 26
64. Акты официального толкования: понятие и виды 26
65. Способы и объем толкования правовых норм 27
66. Пробелы в праве и способы их преодоления 27
67. Юридическая практика 27
68. Правовое отношение: понятие и признаки 28
69. Предпосылки возникновения правоотношений 28
70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 29
71. Понятие и виды субъектов правоотношений 29
72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 30
73. Правовой статус личности: понятие и структура 30
74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура 30
75. Объект правоотношения 31
76. Понятие и классификация юридических фактов 31
77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы 32
78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация 32
79. Понятие, признаки и виды правонарушений 32
80. Юридический состав правонарушения 33
81. Понятие и признаки юридической ответственности 33
82. Презумпция невиновности 34
83. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы 34
84. Основные теории происхождения государства 34
85. Социологическая школа права 35
86. Естественно-правовая теория 35
87. Историческая школа права 36
88. Психологическая теория права 36
89. Нормативистская школа права 36
90. Юридическая техника 37

Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, - найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.

1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;

2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.

К группе общих принципов относятся следующие виды принципов:

1) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции Российской Федерации:

• народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти;

• гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

•разделение властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей назаконодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга;

•федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством и состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти субъектов. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

• законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Данные принципы конкретизируют принципы организации и деятельности государственного аппарата, закрепленные в Конституции Российской Федерации:

· принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

· принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

· принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

· принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

· учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

· принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

· принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

· принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

· принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;

2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.

Морозов Л.А. выделяет следующие принципы организации и деятельности гос. аппарата:

Этот принцип предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

Этот принцип выражает такое состояние общества, при котором государственные органы с одной стороны и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности. Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.

При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

Этот принцип предусматривает разделение государственной власти на: законодательную; исполнительную; судебную.

Юридическая наука называет еще ряд принципов, таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

1) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции Российской Федерации:

- народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти; Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

- гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

- разделение власти — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга; Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

- федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

- законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы;

- отделение религиозных объединений от государственных;

- сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

- экономичность государственной службы (рентабельность).

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.