Государственное регулирование отношений собственности шпора

Собственность: термин и понятия. Государственная собственность сегодня. Частная собственность и необходимость приватизации. Модели приватизации: мировой опыт. Приватизация в России

СОБСТВЕННОСТЬ: ТЕРМИН И ПОНЯТИЯ

Присвоение в юридическом смысле слова (формальное) означает осуществление операций с приобретенными субъектом правами по отношению к объекту:

  • • правом владения (физического обладания) им;
  • • правом пользования (извлечения полезных свойств, получение выгоды);
  • • правом распоряжения (принятия решений о его окончательной судьбе).

Одновременное наличие всех трех прав означает, что объект находится у субъекта в полной собственности, хотя на практике такая ситуация чрезвычайно редка. Например, государство по отношению к принадлежащим ему предприятиям полным собственником не является (оно осуществляет только право распоряжения).

Таким образом, юридически собственность представляет собой совокупность прав осуществлять операции с теми или иными объектами и получать от этого выгоду. Современная западная наука считает, что главное содержание рыночных сделок состоит не в обмене реальными товарами, а в обмене правами собственности, которых она выделяет несколько десятков.

Но операции с правами собственности (формальное присвоение) еще не означает осуществления действий с самими объектами. Такие

действия уже являются реальным присвоением, которое имеет две стороны — технологическую и экономическую.

С технологической точки зрения, присвоение заключается в непосредственном воздействии на объект собственности с целью извлечения его полезных свойств, например, обрабатываются детали на станке. Экономически присвоение состоит в принятии хозяйственных решений, т.е. определении направлений и способов организации воздействия на объект, которые принесут наибольшую выгоду.

Прежде, когда собственники сами осуществляли производственный процесс, эти стороны были слиты, что имеет место и сегодня у мелких предпринимателей, которые сами планируют, сами производят, сами сбывают, сами деньги считают. В крупных фирмах эти два вида присвоения разделены. Технологическое закреплено за наемными исполнителями, и в дальнейшем нас интересовать не будет. Правовое и экономическое присвоение осуществляют в основном собственники и от их имени — менеджеры. Они принимают решения о приобретении или ликвидации предприятий, их производственном профиле, слияниях и поглощениях; управленцы эти решения конкретизируют и воплощают на практике.

Процесс присвоения условий производства в экономическом смысле слова имеет две стороны: стратегическую и тактическую. В первом случае принимаются решения о судьбе производственной системы — направлениях и путях ее создания, использования или преобразования (перепрофилировании, ликвидации и т.п.). Во втором случае решения касаются способов ее эффективного использования (у кого и по каким ценам закупать сырье и материалы; кому и как продавать готовую продукцию; сколько платить работникам; как организовывать их труд и пр.).

Характер решений (тактический или стратегический) предопределяет объем прав, необходимых для их принятия. Стратегические решения основываются на праве распоряжения, которым обладает только собственник. Тактические же укладываются в рамки компетенции, определяемые правом владения и пользования, коим располагает арендатор. Нужно иметь в виду, что больший объем прав, концентрируемых в руках субъекта, чем это объективно необходимо для принятия соответствующих решений, не приводит к повышению качества последних и эффективности хозяйственной деятельности. Это очень важное обстоятельство, которое, к сожалению, сегодня не учитывается, например, при определении границ приватизации.

В итоге присвоения производственной системы создается некий результат (продукт или услуга), удовлетворяющий потребности людей, который в условиях рыночного хозяйства ассоциируется с определенной суммой денег, вырученных от его продажи, в частности, с прибылью. В ней собственность реализуется экономически. Приняло тие субъектом решений о распределении и использовании результатов производства (на расширение дела, личное потребление, благотворительность, резерв и т.п.) означает их присвоение.

Присвоение (соответственно и собственность) можно рассматривать с разных точек зрения. До сих пор вопрос об их классификации (выделении отдельных типов и видов по определенному основанию) остается чрезвычайно запутанным. В связи с этим попробуем уточнить некоторые моменты.

Прежде всего основанием классификации собственности (процесса присвоения) может быть степень реального обобществления имущества. Она характеризуется количеством связанных с ним субъектов хозяйственной деятельности.

Условно можно говорить о трех уровнях обобществления.

Низкий имеет место в случае, когда объектом собственности является небольшое предприятие. У него немногочисленные поставщики, узкий круг потребителей, незначительное число работников, а поэтому оно не оказывает серьезного влияния на экономическое положение общества. Поскольку на создание и эксплуатацию такого предприятия не требуется крупных средств, оно может находиться в индивидуальной собственности.

Средний уровень обобществления характерен для группы предприятий, образующих производственный комплекс. Бесчисленным множеством хозяйственных отношений они связаны с поставщиками и потребителями. Здесь работают десятки, а порой и сотни тысяч человек. На создание и эксплуатацию такого комплекса нужны средства, которыми, как правило, обладать ни один субъект в отдельности не может. Требуется объединение средств нескольких лиц, в результате чего возникшая собственность становится их общей (групповой).

Групповая собственность, существующая прежде всего в акционерной форме, позволяет концентрировать ресурсы, необходимые для внедрения достижений НТР, реализации крупных проектов, оказывающих существенное влияние на положение общества.

Наконец, высший уровень обобществления связан с экономикой в целом. Он характерен для совокупности элементов народнохозяйственного комплекса, которые обслуживают все общество. Речь идет об объектах производственной, оборонной и социальной инфраструктуры, организациях образования, здравоохранения, научных центрах, осуществляющих фундаментальные исследования. Важнейшую роль в любой стране играет государственный бюджет, в котором концентрируется до 40% национального дохода (в крупнейших государствах это триллионы долларов).

Вследствие своей важности, масштабности, а зачастую и нерентабельности (если речь идет об осуществлении деятельности ПО СОзданию товаров и услуг) такие объекты не могут находиться ни в индивидуальной, ни в групповой собственности. Здесь может идти речь только о собственности общенародной (региональной).

Поскольку народ в целом или жители отдельной территории не могут на практике реализовать себя как собственники, они доверяют (добровольно или принудительно) выполнять эту функцию представительному органу — государству и его структурам. В результате общенародная собственность получает правовую форму государственной, существующей в России в виде федеральной и муниципальной.

Итак, исходя из количества субъектов можно говорить об индивидуальной и общей (имущество принадлежит двум и более лицам, физическим или юридическим лицам) собственности. Такая собственность бывает групповой и общенародной, а по характеру взаимосвязи между участниками — долевой и совместной. Исходя из особенностей отношения собственника с внешним окружением, собственность можно рассматривать как частную и не частную.

Если же собственник не является частным, а входит в некую общность, решения ему навязываются координирующим центром этого объединения. Например, государство, как представитель собственника (общества), определяет хозяйственное поведение принадлежащих ему предприятий.

Не частной собственностью является в России государственная и муниципальная.

Присваивая средства производства, все частные собственники преследуют свой узкокорыстный интерес, стремятся к обогащению. Основой последнего является безграничное расширение хозяйственной деятельности, которая в результате приобретает все более общественный характер (растут ее масштабы, степень влияния на других субъектов и общество в целом). Но при этом присвоение (определение способов функционирования и путей развития объекта) остается частным, т.е. осуществляется без оглядки на интересы окружающих.

В результате все более общественные по своему характеру производительные силы используются не в интересах нации, на которую они фактически работают, а только в интересах обогащения собственников. Это противоречие находит разрешение в разрушительных кризисах, оставляющих на плаву только тех из них, кто в той или иной форме учитывает общественные потребности.

По мнению К. Маркса, преодолеть такое противоречие можно было на основе национализации, приводящей в соответствие юридические (формальные) и экономические (реальные) отношения собственности (причем Ф. Энгельс говорил прежде всего о выкупе). Принадлежность собственности всему народу в теории делает ее общественной, используемой на благо всех.

В то же время существовала и иная возможность развития отношений собственности, которая во времена Маркса еще отсутствовала. На Западе (собственно говоря, в России в годы Первой мировой войны — тоже) она была успешно опробована. Речь идет об их регулировании со стороны государства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

МОСКВА – 2005

Глубокий экономический и бюджетный кризис, который продолжался с 1991 по 1997 г., вызвал почти двукратное сокращение ВНП и жизненного уровня населения, поэтому в прошедшие годы в России политика макроэкономической стабили­зации и антиинфляционная политика имели приоритет. Проблемы и трудности использования государственного сектора для государственного регулирования экономики носят идеологический и политический характер, так как государственный сектор по своей сути чужд рыночной экономике. Как только частный капитал набирает достаточно сил, а некоторые государственные хозяйственные объекты начинают работать с прибылью, возникают политические инициативы в пользу приватизации этих объектов. Исходя из этого, я считаю, что тема моей курсовой работы неоспоримо актуальна.

Объектом исследования является государственное регулирование национальной экономики, предмет – государственное регулирование отношений собственности. Целью моей курсовой работы является исследование различных видов государственного регулирования отношений собственности. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность понятия, виды государственного регулирования отношений собственности, проблемы эффективности использования государственной собственности, экономический анализ проведения приватизации в России, рекомендации Счётной палаты по совершенствованию правовой базы и институциональных основ приватизации.

В повседневной жизни под собственностью обычно подразумевается принадлежность тех или иных вещей определённым лицам (группе лиц). В этих представлениях фиксируется элементарный эмпирический факт: каждый человек как собственник использует принадлежащую ему вещь по своему усмотрению. Научное же понимание собственности, хотя и отталкивается от обыденных представлений, существенно от них отличается. Оно не ограничивается трактовкой собственности как отношения человека к вещи, а стремится отобразить всё многообразие её содержания как сложной субординированной системы отношений, складывающихся между отдельными индивидами, социальными группами и классами.

Эти представления о собственности выдержали историческую проверку и благополучно перешли, минуя Средневековье, в новое время. В период зарождения капитализма и становления политической экономии как науки они развивались в русле идей так называемого естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Частная собственность существует в двух видах. Их характер зависит прежде всего от того, в каком качестве частные лица выступают в общественном процессе производства: работников или неработников. В первом случае мы имеем дело с трудовой частной собственностью, а во втором – с нетрудовой. К трудовой частной собственности, выражающей непосредственное соединение труда и собственности, относится индивидуальная собственность крестьян, ремесленников и других мелких производителей. Все они присваивают результаты своего труда, за счёт которого и живут. Трудовая частная собственность как общераспространённый и живучий феномен никогда, однако, не была и не является ни господствующей, ни преобладающей. Нетрудовая частная собственность, напротив, воплощает разъединение труда и собственности. При таком их состоянии решающие средства производства принадлежат немногим лицам (кроме того, в отдельных экономических системах сами непосредственные производители находятся либо в полной, либо в неполной собственности этих лиц). Это сопрягается с коренным имущественным неравенством: общество раскалывается на противоположные социальные группы людей – классы, один из которых монопольно владеет и распоряжается материальными факторами и результатами производства, а другой их лишён. Вследствие этого появляется классовая частная собственность, которая предполагает экономическую и иную зависимость неимущих классов от имущих. Первые вынуждены трудиться в пользу вторых с помощью чужих средств производства (господствующие классы присваивают плоды их трудовой деятельности).

Групповая собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Она выражает коллективное единство труда и собственности, т.е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Это, естественно, порождает новый тип экономических интересов – коллективную материальную заинтересованность в лучшем использовании и приумножении группового имущества. К групповой собственности относится родоплеменная, общинная, семейная собственность, а также собственность отдельных трудовых коллективов.

Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. Последняя в различные исторические эпохи в той или иной мере переплетается с классовой частной собственностью, а потому имеет специфическую классовую окраску.

Наряду с частной, групповой и общей собственностью существует и смешанная (её называют также совместно-долевой) собственность. Она возникает на основе интеграции (в разных комбинациях) тех или иных базовых форм собственности. Сюда относится собственность акционерных обществ, кооперативов (с долевым участием), межхозяйственных объединений, товариществ с ограниченной ответственностью и других подобных предприятий, имущество которых образуется на паевой (долевой) основе за счёт денежных и иных взносов физических и юридических лиц. Все эти лица выступают в качестве сособственников. Их доход зависит главным образом от двух факторов: 1) размеров внесённого пая; 2) результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому здесь формируется иной тип экономических интересов – органическое соединение личной и коллективной материальной заинтересованности частных лиц в лучшем использовании объединённого имущества.

С точки зрения экономики государство выступает как специфический субъект собственности, обладающий правом внеэкономического вмешательства в действия участников рынка и призванный играть роль регулирующего центра, способного обеспечить стабильность, оптимальность и цивилизованность рыночной экономики. Особое значение регулирующие функции государства приобретают в период радикального изменения стратегии и тактики социально-экономического развития Российской Федерации.

1.1. Собственность: понятие, типы, формы.

В повседневной жизни под собственностью обычно подразумевается принадлежность тех или иных вещей определённым лицам (группе лиц). В этих представлениях фиксируется элементарный эмпирический факт: каждый человек как собственник использует принадлежащую ему вещь по своему усмотрению. Научное же понимание собственности, хотя и отталкивается от обыденных представлений, существенно от них отличается. Оно не ограничивается трактовкой собственности как отношения человека к вещи, а стремится отобразить всё многообразие её содержания как сложной субординированной системы отношений, складывающихся между отдельными индивидами, социальными группами и классами.

Под типом собственности понимается качественно особый исторический этап в развитии собственности, а под её формой – специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства её основным субъектам.

В соответствии с типами экономических систем (первобытнообщинная,

посткапиталистическая) различаются и типы собственности, каждый из которых проявляется в различных формах. Но среди них выделяются три базовые: частная, групповая и общая (государственная). Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц специфический тип экономических интересов – материальную заинтересованность в рациональном использовании факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта.

Частная собственность существует в двух видах. Их характер зависит, прежде всего, от того, в каком качестве частные лица выступают в общественном процессе производства: работников или неработников. В первом случае мы имеем дело с трудовой частной собственностью, а во втором – с нетрудовой.

Групповая собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Она выражает коллективное единство труда и собственности, т.е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Это, естественно, порождает новый тип экономических интересов – коллективную материальную заинтересованность в лучшем использовании и приумножении группового имущества. К групповой собственности относится родоплеменная, общинная, семейная собственность, а также собственность отдельных трудовых коллективов.

Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. Последняя в различные исторические эпохи в той или иной мере переплетается с классовой частной собственностью, а потому имеет специфическую классовую окраску.

Наряду с частной, групповой и общей собственностью существует и смешанная (её называют также совместно-долевой) собственность. Она возникает на основе интеграции (в разных комбинациях) тех или иных базовых форм собственности. Сюда относится собственность акционерных обществ, кооперативов (с долевым участием), межхозяйственных объединений, товариществ с ограниченной ответственностью и других подобных предприятий, имущество которых образуется на паевой (долевой) основе за счёт денежных и иных взносов физических и юридических лиц

1.2. Виды и способы государственного управления собственностью.

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга, прежде всего объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность. Выделим три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:

-объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;

-объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;

-объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

По отношению к объектам первой группы государство в лице органов управления государственной собственностью и связанными с ней имущественными отношениями обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности.

Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками.

Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. В России эти положения зафиксированы в Гражданском кодексе Российской Федерации и в других законах, устанавливающих права и отношения собственности. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.

Управление объектами государственной собственности, представляющее ключевую часть государственного управления собственностью, целесообразно разделять на две ветви:

-управление посредством преобразования форм и отношений собственности, изменения собственника, раздела вновь созданной собственности между претендентами;

-управление функционированием, использованием имеющихся объектов государственной собственности без изменения формы собственности, но с возможной передачей части управленческих полномочий негосударственным органам, уполномоченным представителям государства.

К числу наиболее значительных, объёмных, ценных объектов управления государственной собственностью относится недвижимое имущество, называемое также просто недвижимостью. Название обусловлено тем, что такие объекты либо неподвижны, либо обладают крайне ограниченной подвижностью. К недвижимости относят составные части экономических субъектов, предприятий, удовлетворяющие основному признаку недвижимых вещей, т.е. прочно связанные с земной поверхностью. Это здания, помещения, строения и прикреплённые к земле основные средства.

2.1. Национализация, огосударствление объектов собственности.

В общем случае национализация как радикальный метод транс­формации собственности представляет обращение в государствен­ную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имуще­ство может находиться в негосударственной собственности пол­ностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с исполь­зованием средств государственного бюджета) либо без ограниче­ния срока.

Национализация подразумевает переход объектов частной, кор­поративной, акционерной собственности в федеральную, соб­ственность субъекта Федерации, а также в муниципальную соб­ственность. Национализацией, огосударствлением правомерно считать также трансформацию объектов общей (совместной) соб­ственности, при которой доля государственной собственности становится превалирующей, государство обретает контрольный пакет акций.

Цели национализации могут быть различными:

- сохранение предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны или необходимых обществу (в случае, если это не может быть обеспечено другим образом);

- обеспечение экономической безопасности страны;

- защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;

- осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

- обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных государственными программами.

Национализация проводится при наличии следующих оснований:

- угроза экономической и государственной безопасности страны;

- банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

- доминирующие положение предприятия или другого объекта в производстве продукции или услуг, которое не может быть преодолено вследствие его положения как естественной монополии или в силу других причин;

-незаконный перевод прибыли за границу;

-изменение профиля приватизированного предприятия или организации (в случае, когда это противоречит общественным интересам);

-занижение стоимости приватизированного имущества, продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;

-нарушение законодательства страны.

Порядок национализации может быть двояким:

-принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (в России – ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры;

- добровольное: по инициативе граждан и юридических лиц – собственников имущества.

2.1 Правовое регулирование предпринимательства.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.

2.2 Л ицензирование предпринимательства

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Законодательство не содержит пока легального определения понятия лицензирования предпринимательства, что позволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или как своеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или как вид государственной деятельности.

По своей природе лицензирование - это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу - юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.

По способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следует признать административным инструментом. В отличие от таких экономических регуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих на поведение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямо обязывают лицо действовать в определенном направлении. Режим прямого регулирования создает известную зависимость субъектов предпринимательства от органов, которые выдают соответствующие лицензии. На основании ст. 49 ГК РФ лицензии определяют не только момент возникновения у заявителя права на занятие лицензируемой деятельностью и сроки его действия, но и саму возможность наделения конкретного лица таким правом.

Лицензирование способно оказывать значительное, в том числе негативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательства в России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительно важна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подхода к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

-стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

-развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // Интернет

3. Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России // Интернет

4. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2005. – 620 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.