Гимнастика связка вольных упражнений

Так называемые вольные упражнения - это своеобразная зарядка для военных, которую мы также можем использовать в качестве повседневных регулярных тренировок.

Особенности выполнения

В программе для военных комплексы вольных упражнений 1 и 2, как и 3, относятся к гимнастике и атлетической подготовке. Каждый из них выполняется на 16 счетов. Исходным положением для любого из комплексов служит строевая стойка: пятки вместе, носки разведены врозь, живот подобран, колени выпрямлены, но не до напряжения, корпус тела подан вперёд.

Комплексы отличаются друг от друга сложностью выполнения. Например, комплекс 3 сложнее, чем комплексы вольных упражнений 1 и 2. Фото и описание последовательностей ниже в статье дают беглое представление о них.


Комплекс в качестве норматива

Часто комплексы вольных упражнений 1 и 2 сдаются на оценку в качестве норматива. Существуют определённые критерии оценивания правильности их выполнения. Варианты оценок схожи со школьными - от "пятёрки" до "двойки":

  • отлично - все упражнения выполнены правильно, без ошибок, курсант уверен в своих действиях;
  • хорошо - есть незначительные ошибки;
  • удовлетворительно - неправильная техника выполнения упражнений, неуверенность в исполнении;
  • неудовлетворительно - значительные ошибки (упражнение пропущено или выполнено технически неправильно, добавлены элементы от себя).

Комплекс вольных упражнений 1

Принимаем исходное положение.

  1. Вытягиваем руки вперёд.
  2. Встаём на носки, поднимаем руки, вытягиваемся всем телом наверх.
  3. Опускаем руки, направляя вниз локти и хорошо оттягиваем лопатки.
  4. Поднимаем руки наверх, уходим в неглубокий прогиб в грудном отделе.
  5. Руки на колени, присед.
  6. Встаём и резко выносим руки в стороны и немного назад, раскрывая грудную клетку.
  7. Присед с руками на коленях (повторяем счёт 5).
  8. Из приседа прыжком ноги ставим шире плеч, держа руки на поясе.
  9. Отводим левую руку назад, разворачивая корпус.
  10. Возвращаемся в положение руки на поясе, корпус прямо.
  11. Отводим правую руку назад вместе с корпусом и головой, взгляд на руке.
  12. Возвращаемся в положение с руками на поясе.
  13. Наклон вниз, не меняя широкого положения ног.
  14. Поднимаемся из наклона и руки через верх резко разводим в стороны, как на счёт 6.
  15. Повторяем счёт 13 - наклон вниз.
  16. Прыжком принимаем начальное положение по стойке смирно.


Последовательность 2

Становимся прямо, вытягиваемся вверх от макушки до пяток.

  1. Отводим руки назад.
  2. Поднимаемся на носки вместе с отведением рук вверх.
  3. Локти опускаем вниз.
  4. Левой ногой делаем выпад влево, руки разводим в стороны.
  5. Возвращаемся в положение с согнутыми локтями и ладонями, приведёными к плечам (как на счёт 3).
  6. Делаем выпад вправо правой ногой, разводим руки в стороны.
  7. Возвращаемся в положение с согнутыми локтями, ладони к плечам (как на счёт 3 и на счёт 5).
  8. Прыжком ставим ноги шире плеч, руки наверх в замок.
  9. Делаем наклон с прямыми ногами, руки заводим за ноги, стараемся корпус толкнуть как можно дальше назад.
  10. Резко выходим из наклона и отводим левую руку назад вместе с поворотом корпуса. Голову тоже поворачиваем, смотрим на левую ладонь.
  11. Возвращаемся обратно в наклон, подобный положению на счёт 9.
  12. Выходим из наклона и отводим правую руку назад с поворотом корпуса, смотрим на правую ладонь - повторяем счёт 10 на правую сторону.
  13. Снова возвращаемся в наклон.
  14. Выходим из наклона сразу в присед, руки, как и бёдра, параллельны полу, спину вытягиваем, не округляем.
  15. Прыжком выход из приседа: ноги шире плеч, руки наверх в стороны, смотрим вверх.
  16. Прыжком исходное положение, по стойке смирно.


Последовательность 3

Как и в предыдущих случаях, принимаем положение стоя.

  1. Руки вытягиваем вперёд.
  2. Рывком отводим руки через верх в стороны назад, открываем грудную клетку.
  3. Прыжком уходим в глубокий присед, руками касаемся пола.
  4. Отпрыгиваем в планку: тело выпрямлено, поясница не провалена, вес равномерно распределён между руками и ногами, пятками сзади будто толкаем невидимую стенку.
  5. Из планки поднимаем левую ногу наверх, тянем носок, поворачиваем голову и смотрим влево, держим баланс.
  6. Возвращаемся в планку.
  7. Поднимаем правую ногу наверх и, повернув голову, смотрим вправо.
  8. Возвращаемся в планку.
  9. Из планки прыжком возвращаемся в глубокий присед, руки не отрываем от пола.
  10. Прыжком выходим из приседа, ноги шире плеч, руки за головой, локти в стороны.
  11. Наклон влево, левым локтём тянемся вниз, правым - в противоположную сторону, делаем движения в одной плоскости.
  12. Наклон вправо, повторяем идентично движениям на счёт 11 - тянемся правым локтём вниз.
  13. Раскрывая руки в стороны, проскальзываем из положения стоя в наклон назад, лёгкий прогиб в грудном отделе, поясницу не напрягаем, ладони раскрыты и тянутся назад.
  14. Из прогиба наклон вперёд, тянемся вниз с прямыми, широко расставленными ногами.
  15. Выпрыгиваем из наклона, занося руки через стороны назад, корпус, наоборот, выпячивая вперёд. Ногами тоже тянемся назад.
  16. Из прыжка через лёгкий полуприсед с руками, вытянутыми вперёд, возвращаемся в исходное положение.


Если вы хотите выполнять комплексы в качестве регулярных тренировок, то ориентируйтесь на свою общую спортивную подготовку. Если вы новичок - возьмите комплекс вольных упражнений 1, если есть спортивный опыт - 2 или 3.

Содержание вольных упражнений

Как вид программы многоборья вольные упражнения используются в соревнованиях гимнастов и гимнасток, имеющих спортивный разряд. С музыкальным сопровождением их выполняют только женщины.

В отличие от упражнений на снарядах, где подавляющее большинство упражнений связано с опорой руками (висы, упоры), техника движений, составляющих вольные упражнения мужчин и женщин, связана с опорой на ноги, на руки и ноги одновременно, с опорой на другие части тела.

Содержание вольных упражнений как вида многоборья составляют повороты, равновесия, перемахи, хореографические и танцевальные движения. Основой же сложности упражнений квалифицированных гимнастов и гимнасток служат акробатические элементы и соединения.

Участие в движениях различных звеньев тела, чередование динамических элементов и статических поз, свободный выбор условий опоры, ритма, темпа выполнения — все это обусловливает практически неограниченное количество вариантов элементов и технических приемов, возможность создания оригинальных тематических композиций.

Вольные упражнения воспитывают культуру движений, развивают точность, пластичность и выразительность (особенно в сочетании с музыкальным сопровождением) движений.

Прыжки характерные элементы вольных упражнений, придающие особую динамику, создающие впечатление легкости, невесомости. Прыжки с ног на руки и с рук на ноги выполняются на месте и с передвижением, без разбега и с разбега, с поворотами. Наиболее сложными формами прыжков являются акробатические элементы — перевороты, сальто и т.п.

Перевороты — вращательные движения тела с переворачиванием через голову и промежуточной опорой.

Падения движения, выполняемые из стоек на ногах или руках и заканчивающиеся положением упора лежа или положением лежа.

Равновесия включают как элементарные стойки на носках, на одной ноге, так и сложные разновидности: стойки на голове и руках, стойки на руках, горизонтальный упор или упор на локте и т.п.

Техника хореографических и танцевальных движений, занимающих особое место в содержании вольных упражнений женщин, раскрывается в § 8.2

Включение различных видов упражнений (общеразвивающих, акробатических, хореографических, танцевальных) тесно связано с композиционным построением вольных упражнений.

Композиция вольных упражнений — это логическая последовательность выполнения элементов, их сложность, взаимосвязь частей упражнения, динамика перемещения спортсмена на ковре, согласованность с характером музыкального сопровождения.

Композиция вольных упражнений в спортивной гимнастике — творческий процесс, в котором участвуют спортсмен, тренер, хореограф. Композиция должна быть оригинальной (нс шаблонной), позволяющей в рамках правил соревнований и учета объективных тенденций развития гимнастики показать индивидуальные особенности каждого гимнаста.

Целостность композиции предусматривает органичную взаимосвязь начала, середины и концовки упражнения, соответствие единому замыслу, единой стилистике. При этом большая роль в женской гимнастике отводится выбору музыкального произведения. Восприятие композиции вольных упражнений судьями и зрителями основано на определенных закономерностях (критериях): контрастности, нарастании и др.

Контрастность — основана на усилении впечатления за счет продуманного сочетания движений, различающихся по амплитуде, скорости, ритмическому рисунку исполнения отдельных фрагментов и упражнения в целом. Реализация этого требования тесно связана с динамикой перемещения спортсмена на ковре, позволяющей продемонстрировать движения в наиболее выгодном ракурсе. На рис. 87 показаны схемы перемещения гимнаста (гимнастки), применяемые в спортивной практике.


Нарастание — предусматривает неуклонное (от начала к концу) повышение трудности выполняемых движений. Не менее эффективен способ наращивания темпа или амплитуды движений от начала упражнения к финалу. Весомым признаком удачно составленной композиции является трудный завершающий комбинацию элемент. Правда, включение простого, редко используемого элемента при высоком качестве его исполнения может произвести не меньший эффект, чем выполненный с большими техническими огрехами сверхтрудный элемент.

Методические рекомендации к обучению. В основной гимнастике, где вольные упражнения представляют собой сочетание обычных общеразвивающих упражнений па 32 или 64 счета, рекомендуется осваивать движения по восьмеркам (па 8 счетов), запоминая их и постепенно уточняя детали, вплоть до положений кистей, головы, характера движений.

Сложные элементы в упражнениях спортивной программы обычно осваивают отдельно, а затем соединяют со связующими движениями и фрагментами целого упражнения.

Пластичность, мягкость движений — отличительные черты хорошо освоенного упражнения. В этих качествах просматривается манера исполнения, которая зависит также от правильной динамической осанки спортсмена как в исходных и конечных положениях, так и в процессе выполнения элементов техники.

Большую пользу при освоении вольных упражнений приносит самоконтроль движений (выполнение их перед зеркалом). Проверяются и уточняются позы, корректируются движения по амплитуде, ритму, закрепляются мышечные ощущения.

В работе с детьми, учитывая их запрограммированность к играм, состязаниям, высокоэмоциональным реакциям, процесс овладения вольными упражнениями должен совмещаться с повышением уровня музыкальной грамотности. Большой эффект дают такие приемы, как музыкальные игры, конкурсы на качество исполнения двигательных фрагментов или упражнения в целом.

Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гим­настических и акробатических элементов, логично связанных меж­ду собой по законам композиции.

В содержание вольных упражнений для начинающих включа­ются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнасти­ки. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упраж­нениях, как правило, упражнения не повторяются.

Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ — слитность всех движений, объединенных композиционно в единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству испол­нения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой.

В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выпол­няются на специальном ковре — настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, перемахи ногами, движения хореографиче- -ского характера, элементарные движения частями тела и позы.

Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комби­нации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые инди­видуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, вы­носливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более

простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гим­насты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точ­ность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, плас­тичность и выразительность.

С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подго­товки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы раз­личной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладе­ния более сложными упражнениями, развития творческих способ­ностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как пра­вило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выпол­няться слитно, без остановки, под счет или музыку Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения.

СОДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Содержание вольных упражнений в сравнении с другими видами гимнастических упражнений весьма многообразно. Это обусловлено большим количеством простых и сложных движений и практически неограниченной возможностью их сочетания.

В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений).

Упражнения статического характера. Элементарные положения рук: вперед, в сторону, вверх, перед грудью, за голову, к плечам, на пояс, за спину; асимметричные положения — одна рука вперед, другая в сторону; одна вверх, другая на поя« и т. п.; положения рук в промежуточных направлениях: руки вверх-в стороны, впе-ред-в стороны; скрестно перед грудью.

Элементарные положения ног- основная стойка, полуприсед, присед, стойка на носках, стойка ноги врозь; стойка на одной (дру­гая на носок или поднята вперед, назад, в сторону); стойка на коленях, широкая стойка ноги врозь (о наклоном), выпады вперед, назад, в сторону.

Смешанные упоры, седы: упор лежа (лежа на бедрах), упор лежа боком (ноги врозь), упор на предплечьях, сидя на пятках, стоя на коленях (на одном колене), присед (на одной, другая в сторону, назад); сед с наклоном, с захватом ног, ноги врозь, углом, на пят­ках, полушпагат, шпагат, мост, стойка на лопатках.

Равновесия на ногах: стойка на носке (другая нога вперед, на-

S9

Упражнения динамического характера.Элементарные движе­ния руками имеют массу разновидностей, связанных со способами выполнения: по степени участия в движениях звеньев рук — дви­жения кистями, предплечьями, всей рукой; по форме движений: поднимания, опускания, круговые движения, сгибания, разгиба­ния, повороты, хлопки, волны, захваты, скрещения; направлению: однонаправленно, разнонаправленно, вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях, симметрично и асимметрично; по характеру движений во времени: одновременно, разновременно (поочередно, последовательно), равномерно (в одном темпе), не­равномерно (с ускорением, с замедлением), быстро, медленно; по степени мышечных усилий: плавно, резко, силой, расслабленно.

Такие же большие возможности имеются для разнообразных движений ногами и другими частями тела, а также для их сочета­ния.

Хореографические элементы вольных упражнений характерны позициями рук, ног, стилизацией движений в соответствии с при­нятыми в хореографии правилами. Основные группы хореографиче­ских элементов — передвижения и прыжки.

Прыжки: на месте (ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад), согнув ногу коленом наружу; со взмахом ноги вперед, назад, в сторону. То же с поворотом на 90—360°; то же с продвижением впе­ред, назад, в сторону; перекидной прыжок с шага; прыжок шагом; шпагатом; со сменой положения ног; подбивной вперед, назад, в сторону; кольцом; полушпагатом; прогибаясь, то же в сторону. В число основных элементов вольных упражнений различной спортивной сложности входят многочисленные элементы акробати­ческого и гимнастического характера.

Акробатические прыжки и перевороты: переворот вперед, на­зад, в сторону; вперед с опорой головой и руками; сальто вперед и назад в группировке. Темповой подскок (вальсет) и темповой пры­жок с рук на ноги (курбет), темповой переворот с поворотом кру­гом (рондат).

Перекаты и кувырки: перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; перекат вперед со стойки на руках в сед и со встава­нием ноги врозь или вместе; кувырки вперед, назад в группировке; кувырок вперед с прыжка; кувырок назад из седа в стойку на руках. Перемахи ногами: из упора лежа перемах боком или ноги врозь в упор лежа сзади; из упора присев на одной, другая в сторону, круг ногой; из упора лежа перемах одной с поворотом кругом в упор лежа сзади.

Повороты: на носке на 180—720° (другая нога назад, в сторону,

согнута вперед), переступанием на носках на 360—1080°, кругом скрестно; на 180—360° прыжком, в равновесии на 90—180°, в при­седе на одной; повороты в стойке на руках на 45—360° в упор лежа. Вольные упражнения в основной, спортивной и художествен­ной гимнастике выполняются также и с различными предметами: мячами, палками, скакалками, булавами, легкими гантелями, об­ручами и т. д. Владение предметом развивает координацию движе­ний. Упражнения с предметами предполагают координацию движе­ний в связи с формой, фактурой, объемом и весом предмета. При этом приобретается умение управлять движениями кистью, что имеет прикладное значение, так как связано с повседневными тру­довыми и бытовыми навыками.

Дата добавления: 2015-06-01 ; просмотров: 4438 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Характеристика вольных упражнений, понятие композиции. Виды и классификация элементов вольных упражнений. Особенности, принципы и технология составления вольных упражнений. Технология и особенности построения групповых и парных вольных упражнений.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.09.2015
Размер файла 72,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СПОРТИВНЫХ ВИДАХ ГИМНАСТИКИ

1. Характеристика вольных упражнений, композиция

2. Классификация элементов вольных упражнений

3. Компоненты вольных упражнений

4. Виды вольных упражнений

5. Структура вольных упражнений

6. Особенности и принципы составления вольных упражнений

7. Технология составления вольных упражнений

8. Технология и особенности построения групповых и парных вольных упражнений

Используемая и рекомендованная литература

1. Характеристика вольных упражнений, композиция

Вольные упражнения - в/у - как вид гимнастического многоборья берет свое начало от простых общеразвивающих упражнений, оформившихся в протяженные комбинации со свободными перемещениями по площадке. Введение в/у в состав соревновательных упражнений предполагало как бы испытание гимнаста на ощущение стиля гимнастических движений, их эстетики, передаваемой посредством специфических поз, выразительных движений. вольный упражнение композиция групповой парный

До 60-х годов потолком трудности акробатических прыжков в спортивной гимнастике были одинарные сальто прогнувшись с минимальными поворотами. При этом значительное место отдавалось малой акробатике - переворотам, кувыркам, стойкам и равновесиям. В целом упражнения были мало динамичны. К 70-м годам более сложными становятся прыжки с поворотами на 720* и другие прыжки этого класса. В середине 70-х годов в практику начали входить и быстро усложняться двойные сальто, открывшие эпоху супервращений в гимнастической акробатике. В настоящее время уже почти обычным стали сложные двойные сальто, тройное сальто.

Современные в/у в спортивной гимнастике это еще и сложнейшая акробатика, требующая смелости, воли, атлетической подготовки. Акробатические прыжки различной сложности должны сочетаться в в/у с элементами хореографии и музыкой. В/у красочное и яркое зрелище в различных спортивных видах гимнастики. В них отражается специфика женской гимнастики со свойственной ей выразительностью движений, пластикой.

Успех в в/у во многом определяется их композицией, позволяющей раскрыть индивидуальность гимнастки, степень виртуозности, исполнительского мастерства. Под композицией упражнения в гимнастике следует понимать рациональное сочетание сложных и простых элементов, расположение элементов в целесообразной последовательности с учетом их зрелищности, эстетической направленности, спортивной тактики и правил соревнований.

Создание в/у несомненно зависит от творческих способностей тренера-хореографа, его фантазии, умения импровизировать. Важным фактором, определяющим стиль в/у является характер выбранного музыкального произведения. Введение в гимнастическую практику фонограмм с оркестровым сопровождением значительно повысило эмоциональность упражнений и должно было расширить также арсенал выразительных средств, внести еще большее разнообразие в композиционное решение в/у. Однако, как отмечают специалисты, выполнение в/у под фонограмму совпало с периодом бурного роста акробатической сложности в спортивной гимнастике, что повлекло за собой некоторое ухудшение общей хореографической подготовленности гимнасток, их артистичности, выразительности. Но, несмотря на сложность акробатики, специфическим признаком в/у остается для гимнастки образ, одухотворенность движений. Создание определенного образа не только придает в/у зрелищность, но и дает возможность для творческого самовыражения.

Практически возможная интерпретация применяемых в гимнастике основных средств выразительности (прыжков, поворотов, волн, взмахов, равновесий, танцевальных движений, элементов) бесконечно разнообразны. Особое значение имеют различные выразительные положения частей тела, особенно рук и головы. Например, выполнения прыжка шагом с повернутыми ладонями вверх, может символизировать просьбу, мольбу, обращение. Тот же прыжок, исполненный с положением рук в стороны, с прогибом в грудном отделе позвоночника и чуть запрокинутой головой, воспринимается как выражение радости, счастья, восторга. Порой даже незначительные изменения в положениях и движениях частей тела могут придать упражнению ощутимый национальный колорит.

2. Классификация элементов вольных упражнений

Множество элементов используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию. Тем не менее, с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений (таблица 1). Большая часть элементов вольных упражнений носит динамический характер, меньшая - статический.

Таблица 1. Общая классификация элементов вольных упражнений.

Динамические элементы

а) с ног на ноги, без переворачивания через голову и с переворачиванием

б) с ног на руки (с переворачиванием и без переворачивания через голову)

в) комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги

Перевороты (не прыжковые)

б) медленные (силовые)

а) без переворачивания через голову

б) с переворачиванием через голову

а) с сохранением равновесия

б) без сохранения равновесия

б) движения телом и его частями

а) движения частями тела

б) комбинированные движения

Статические элементы

а) элементарные положения

б) комбинированные положения

3. Компоненты вольных упражнений

В общем виде в/у можно разложить на два компонента: это хореография и акробатика. Музыка является связующим звеном. Музыкальное сопровождение упражнений в гимнастике разнообразно. Использование столь широкого диапазона требует от гимнасток владение различными хореографическими формами. Хореография включает в себя движения классического, историко-бытовых, народных, бальных танцев. В свою очередь, элементы классического танца подразделяются на подготовительные и основные (рис.1).

Рисунок 1. Компоненты вольных упражнений.

Рисунок 2. Классификация акробатических элементов

4. Виды вольных упражнений

Условно можно выделить 2 основных вида комбинаций: учебные и классификационные. Учебные комбинации представляют собой небольшие соединения, из однотипных элементов, составленных на 8,16,32 и т.д. счетов. Они используются в занятиях с целью развития координации движений, создания базы для последующего овладения классификационными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В художественной гимнастике учебные комбинации могут быть с предметов и без предмета.

Классификационные комбинации носят спортивный характер выполняются строго в соответствии с классификационной программой и правилами соревнованиями. В художественной гимнастике и акробатике классификационные комбинации, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, основными из которых являются: индивидуальные, парные, групповые. В художественной гимнастике вольные упражнения с предметов выполняются с булавами, лентой, мячом, обручем, скакалкой. В спортивной акробатике вольные упражнения могут быть: мужские, смешанные (юноша с девушкой), женские пары, женские тройки и мужские четверки.

5. Структура вольных упражнений

Обычно в/у имеют вступление, основную часть, финал. На вступлении постановщики стараются отводить до 2-4 тактов музыкального произведения, где выполняются элементы хореографии, привлекающие внимание зрителя, судьи и создают у него благоприятный настрой. При составлении финала необходимо учитывать психологические особенности восприятия. Если гимнастка выполняет сложное соединение в конце упражнения, то не рекомендуется затягивать финал, так как последующие движения могут сгладить впечатление от предыдущего соединения. При простой, неэффективной акробатической диагонали возможен более длительный финал, насыщенный оригинальными элементами.

Наибольшие композиционные трудности возникают при составлении основной, средней части упражнения. Композиция в/у обязательно предусматривает кульминацию, иначе неизбежны монотонность, однообразие. Кульминация упражнения не всегда совпадают с финалом.

6. Особенности и принципы составления вольных упражнений

При составлении в/у специфической особенностью является выполнения их в будущем на помосте, с четырех сторон окруженными зрителями, судьями. Это значительно усложняет работу тренера-хореографа. Очень часто какой-то элемент или соединения хорошо воспринимаются в одной ракурсе и совершенно неэффективны в другом. Но не следует забывать об основном направлении, иначе теряется цельность упражнения. Основным направлением принято считать направление вдоль лицевой линии. При составлении в/у советуют придерживаться следующих принципов:

Если музыкальное произведение начинается сдержанно, спокойно, то лучше начинать упражнение на задней линии.

Так как основные акробатические соединения исполняются с перемещением по диагонали, то остальные элементы и связки лучше размещать на передней или задней линии, использовать перемещения по дугам.

Следует избегать важных передвижений по боковым линиям, они менее выигрышные. Если же использовать, то лучше исполнять упражнения максимально загружающие горизонтальные плоскости (руки в стороны).

Среднюю, медленную часть лучше выполнять в центре ковра, где просматриваются все движения.

Желательно избегать передвижения по одной диагонали более двух раз, особенно в одном направлении.

С передвижением по прямым (передней и задней) линиям лучше всего выполнять те движения, которые хорошо просматриваются в профиль - равновесия, перевороты, прыжки, наклоны.

По дугам рекомендуется выполнять движения, где имеются вращения вокруг вертикальной оси: повороты, прыжки с поворотами, перекаты.

Нужно иметь в виду, что акробатические соединения, (спортивной гимнастике и акробатике) содержащие сальто назад в группировке, согнувшись, затяжное, сгибаясь-разгибаясь, эстетичней выглядят при передвижении по диагонали от передней линии к задней, то есть в глубь площадки от зрителя. Элементы как сальто вперед, твист, полет-кувырок - в противоположном направлении, а пируэты хорошо просматриваются в любых ракурсах.

7. Технология составления вольных упражнений

Выбор музыкального сопровождения.

Разработка композиционного плана. Хореограф, продумывая распределение элементов, перемещение гимнастки, должен много раз прослушать и запомнить наизусть музыку в целом и ее отдельные части. Примерная схема: вступление - 4 такта, 1 диагональ - 8 тактов, хореография - 8, малая акробатика - 8, 2-ая диагональ - 8 тактов и т.д.

Подбор акробатических и хореографических средств с характером музыки, индивидуальности гимнастки.

Непосредственное составление композиции. Постановщик должен идти от общего к частному, то есть создать всю композицию вчерне, в целом сочиняя крупные блоки, а затем заниматься их детальной проработкой отдельной частей. Не обязательно создавать в/у в определенной последовательности.

Просмотр составленного упражнения и его редакция. В/у просматриваются со всех сторон, чтобы убедиться в правильности каждого выбранного направления, передвижения. Затем вносится необходимая коррекция, после чего приступают к тренировкам.

Очень часто в гимнастике встречаются в/у компиляции. При этом акробатика в неизменном виде переходит в новые комбинации, в них оставляют связки, переходы, хореографические элементы. В подобных вариантах возможны удачи, но новизна будет отсутствовать.

8. Технология и особенности построения групповых и парных вольных упражнений

Групповые комбинации составляются на основе трудности индивидуальных упражнений. Степень трудности в групповых упражнениях должна быть одинаковая для всех участниц. Это не исключает возможности выполнения двумя или тремя гимнастками в определенный момент различных по своей структуре элементов, но они обязательно должны быть одинакового уровня трудности. В вольные упражнения в художественной гимнастике обязательно необходимо включать большие перебросы предметов. Большие перебросы считаются на расстояние не менее 4м. В групповых упражнениях каждая гимнастка должна одновременно демонстрировать индивидуальную технику выполнения элементов и помнить о том, что каждая конкретная двигательная задача решается всей командой коллективно. Это требует от гимнасток умения выполнять упражнение в одном темпе и ритме, стремясь к полной синхронности в движениях. Согласованность, четкость, единообразие и слитность действий всей команды важнейшее условие выполнение групповых и парных упражнений, что делают упражнение более зрелищным.

Для парных и групповых комбинаций характерны большое количество самых разнообразных построений, быстрая смена их с помощью логичных перестроений. В парных упражнениях сохраняются композиционные требования, предъявляемые к индивидуальным комбинациям. В парных вольных упражнениях так же возможны синхронная и асинхронная работа партнеров и различные виды передвижений.

Принципиальных различий в методике и технологии составления парных, групповых и индивидуальных упражнений нет. Однако в каждом случае имеется определенная специфика. В частности, подбору музыки, определению идеи всего упражнения предшествует определение состава пары или группы. Уровень технической, физической и артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели спортсменов во многом определяют содержание будущей композиции. Сначала определяется основные построения и перестроения в каждой части упражнения каждым спортсменом, затем приступают к подбору основных элементов, которые будут составлять трудность композиции, а также связующих, которые должны определять характер всей композиции.

Используемая и рекомендованная литература

1. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 144с.

2. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. - М.: ФИС, 1985. - 368с.

3. Габриелова Е.В. О хореографической подготовке в гимнастике // Гимнастика. - Вып.1,1975. - с.30-35.

4. Гимнастическое многоборье: Женские виды./ Под ред. Гавердовского Ю.К. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - с.326-331

5. Лисовская Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: ФИС, 1976. - 186с.

6. Спортивная акробатика: Уч. для ин-тов ф.к. - под. Ред В.П. Коркина - М.: ФИС,1981. - с.208-214.

7. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - с.140-141.

8. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. - Киев, 1999. - с.270-283.

9. Художественная гимнастика: уч. для ин-тов ф.к./Под ред. Т.С. Лисицкой. - М.: Фис, 1982. - 233с.

Размещено на Allbest.ru

Общая характеристика средств гимнастики. Описание групп гимнастических упражнений: строевые, прикладные, художественной гимнастики, на различных снарядах, акробатические, общеразвивающие и вольные. Главные правила записи гимнастических упражнений.

дипломная работа [111,8 K], добавлен 18.06.2013

Характеристика общеразвивающих упражнений с предметами. Особенности проведения упражнений с гимнастической палкой, теннисными и набивными мячами, скакалкой и обручем. Изучение приемов исправления ошибок и активизации внимания при выполнении упражнений.

презентация [174,5 K], добавлен 08.08.2015

Краткие сведения об основных комплексах упражнений, рассчитанных для отдельных групп мышц. Упражнения для основных мышц рук, спины, живота (пресса), ног, их характеристика и описание. Особенности выполнения упражнений с гантелями и грифом штанги.

реферат [31,9 K], добавлен 17.11.2014

Упражнения для разминки перед началом основной части тренировки. Комплекс упражнений для придания тонуса мышцам рук и груди, пресса, ног и ягодиц. Уровни нагрузки при выполнении упражнений: первый, второй. Основные упражнения для укрепления мышц спины.

реферат [10,5 K], добавлен 24.03.2010

Понятие и значение общеразвивающих упражнений, их содержание и предъявляемые требования. Классификация и разновидности данных упражнений для различных зон и поясов тела. Принципы оставления соответствующих комплексов, оценка практической эффективности.

реферат [28,5 K], добавлен 15.06.2014

Основные правила при выполнении всех физических упражнений. Сущность физических упражнений и цель гимнастики. Упражнения при пробуждении. Комплексы упражнений в первый период беременности. Упраженния: лежа на спине, стоя, сидя, водные процедуры и ходьба.

реферат [552,8 K], добавлен 09.11.2008

Система физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Йога прошлого и настоящего. Физиологические основы йоги. Характеристика групп упражнений. Дыхательные упражнения и элементы психорегуляции.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 27.12.2010

Понятие и классификация физических упражнений как одного из самых популярных явлений в массовой культуре, их разновидности и оценка практической эффективности. Восточные и западные нетрадиционные физические упражнения и спорт, их характеристика и роль.

реферат [34,9 K], добавлен 08.11.2016

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики. Характеристика упражнений в висах и упорах. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества у школьников.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 10.11.2014

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Техника упражнений.

реферат [29,1 K], добавлен 07.06.2008


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.