Гигиена певческого голоса кратко шпоры

Голос - инструмент довольно хрупкий. Если вы не хотите остаться без голоса, необходимо знать элементарные правила ухода за вашим природным инструментом. Гигиена голоса важна не только для певцов, но и для актёров, учителей, преподавателей, дикторов, экскурсоводов, словом, для всех людей, чья профессия связана с голосом. Но в данной статье я напишу о гигиене голоса применительно для певцов. О том, что нужно делать, чтобы сохранить голос.

Берегите голос. Не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом. Не переохлаждайтесь. Желательно, не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен). И уж тем более не пойте и не кричите на морозе! Петь на открытом воздухе можно лишь в тёплое время года при температуре выше 15 градусов. Старайтесь не простужаться и не болеть: иногда бывает, что после простуды, гриппа или ОРВИ голос не может прийти в норму месяц и более! Но к счастью, обычно через неделю уже всё в порядке. Я не знаю, от чего это зависит, боюсь, это непредсказуемо. В любом случае лучше предпринимать меры профилактики, чем болеть.

Конечно, важен здоровый образ жизни (но он важен и не только для голоса), оптимальный режим восстановления, сна, закаливание - безусловно, всё это полезно и для вашего голоса тоже.

Распевайтесь! Правильнее петь с предварительной распевкой. Она аналогична разминке, которая всегда должна проводиться перед тренировкой. Распевание не только разогревает голосовые связки, но и настраивает, концентрирует певца перед основной вокальной работой. Увы, бывает, что в реальной жизни распеться перед пением не всегда возможно и не всегда получается. Тем не менее, старайтесь перед пением хотя бы немного распеться.

Избегайте форсированного звука, постоянной твёрдой атаки и перехода на крик. Избегайте многократного повторения высоких нот, ни в коем случае не занимайтесь высокими нотами самостоятельно, когда рядом нет педагога.

Сухость в помещениях - ещё один враг голоса. К сожалению, с этим трудно бороться. Центральное отопление для голоса вредно, но проще принять это как данность нашего времени. Пробуйте использовать увлажнители воздуха. Когда-то ещё, кажется, Шаляпин говорил о том, что певцам рекомендуется жить в помещениях с печным, а не паровым отоплением. У многих из нас с вами вряд ли есть выбор;)

Общеизвестно, что голос "просыпается" часа так через 3-4 после того, как проснулся остальной организм. То есть утром голос звучит плохо, а чтобы распеться, требуется гораздо больше времени, чем обычно и т.д. Есть вокалисты, которые предлагают не напрягать голос в утреннее время, пока голос не проснулся, "иначе вы рискуете его потерять". Не могу с этим согласиться. Если вы профессионально занимаетесь пением, вы наверняка знакомы с таким словосочетанием, как "петь надо" - так вот, бывает, надо петь и утром.
Да, утром голос просыпается медленнее, чем вы сами. Да, если хотите, чтобы он звучал - распевайтесь заранее. Но петь утром, сразу как вы встали, не вредно! Более того, постепенно голос привыкает просыпаться раньше!

Ещё одна отдельная тема - занятия пением детей в период мутации. Мутация - период изменения голоса во время полового созревания. Если коротко, то петь в период мутации не запрещено, но показан щадящий голосовой режим, интенсивные занятия не рекомендуются. В этот период не нужно планировать и участие в вокальных конкурсах. Мальчики, которые занимаются пением серьёзно, в идеале должны хотя бы раз в погода показываться фониатру. У девочек мутация происходит проще и легче, так как и рост голосовых связок менее значителен, и увеличение гортани не настолько заметно.

Нагрузка на голос . Обычная и нормальная для профессионала нагрузка на голос - это пение в течение дня на протяжении 3-4 часов с небольшими перерывами. Это теория. На практике часто бывает больше. Иногда - гораздо больше. Но на этапе обучения вокальная нагрузка 3-4 часа в день может считаться максимальной . А если вы только-только начинаете учиться петь, делаете свои первые шаги, час в день - более чем достаточно.

Однако, меня всегда умиляли преподаватели вокала, которые считали дополнительный час пения в неделю(!) значительным увеличением нагрузки на голос для вокалиста.
Действительно большая нагрузка (для профессионала) - 6 и более часов пения в день с перерывами.

Самый сложный для голоса режим - сочетание пения и громкой речи. Сочетание пения и крика - режим, убийственный для голоса. В моём случае голос в таком режиме "кончается" в течение часа.

При усталости голоса. Молчите. Это самый надёжный рецепт. Хорошо отдохните и выспитесь! Не ленитесь использовать кальций и витамины (об этом подробнее ниже).

Перед пением не употребляйте:

  • шоколад,
  • орехи, семечки,
  • мороженое,
  • чипсы,
  • напитки с газом, особенно сладкие газировки.

Питайтесь правильно: включайте в свой рацион достаточное количество белка и не забывайте про витамины, особенно группы B.

При повышенных нагрузках на голос фониатры рекомендуют препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие таблетки, принимать по 1000 мг в сутки, лучше во время еды), витамины группы B, женьшень, элеутерококк.

Отдых для голоса - это молчание. Если хотите, чтобы голос эффективней отдохнул - не слушайте музыку, особенно вокальную. Известно, что голосовые связки неосознанно, непроизвольно напрягаются, когда вы слушаете музыку. Это называется пассивным пением. Если голос очень устал - не разговаривайте, даже шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях (связки и при этом "работают"!). Полное молчание и тишина!

Петь лучше не на голодный желудок, но и не на переполненный. Если вы занимаетесь пением, вы наверняка уже почувствовали это сами. Считается, что оптимально принимать пищу за 2-3 часа до пения. В реальной жизни - как получится) Но перед выступлением действительно стоит позаботиться о том, чтобы покушать заранее))

Про вред алкоголизма я писать не буду. Понятно, что алкоголь может разрушить вашу жизнь. Многие талантливые певцы спивались и переставали быть талантливыми. Но сейчас немного о другом. Напишу несколько слов об употреблении небольшого количества крепких алкогольных напитков перед пением (как правило, это коньяк). Многие певцы интуитивно поняли, что крепкий алкоголь влияет на работу голосовых связок, и есть иллюзия, что влияет благоприятно. Нет! Ни в коем случае не употребляйте алкоголь перед пением - хотя бы потому, что не нужно и нельзя ни репетировать, ни выходить на сцену в состоянии алкогольного опьянения, даже незначительного. Лишь в экстренных случаях, если голос звучит плохо, если голос уставший, севший, а петь НАДО, возьмите несколько граммов коньяка, глотните медленно, постарайтесь как бы прополоскать связки ("как бы", потому что реально это сделать не так просто). И у вас есть шанс чуть-чуть реанимировать голос. Но помните, что эта мера - крайний, экстренный случай! Она вредна для голоса, ни в коем случае не прибегайте к ней часто! Такая тонизация даёт лишь временный эффект, затем наступает пересушивание связок и потеря эластичности.

Влияет ли курение на голос? Если совсем честно, ответ не будет однозначным. Да, бывали случаи, мне приходилось наблюдать у своих учеников т.н. "прокуренные" голоса. Они грубые, имеют характерный сип, некую надломленность. Часто абсолютно отсутствует звонкость, полётность. Если человек курит много лет, несмыкание связок у него случается гораздо чаще, чем у некурящих. Но, не буду скрывать, мне приходилось встречаться с людьми, которые курят много лет, и на голосе это как будто абсолютно никак не сказывается. Присутствует и яркий, сочный тембр, и здоровый звонкий голос.

Курение может оказывать крайне пагубное влияние на голос - на его тембр и здоровье в целом. А может и не оказывать. Хотите испытать судьбу?

Курение наносит вред слизистым оболочкам дыхательных путей и лёгких, табачный дым сушит связки. Вы можете продолжать курить до тех пор, пока не отметите, что голос меняется. Но скорее всего, вы не сможете отметить первые незначительные изменения, а когда голос изменится в значительной степени, эти процессы уже будут необратимы.

Певец — это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной системой, и с состоянием внутренних органов.
Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н е р в н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению.
Не только нахождение новых навыков, формирование рефлексов представляет большую нагрузку для нервной системы, но и выполнение старых.

Это тем более верно, когда задачу приходится выполнять в неблагоприятных для нервной системы условиях публичного выступления.
Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н е р в н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению, чтобы, утомляясь в процессе жизни и певческой деятельности, — она систематически получала возможность полного восстановления.

Полный отдых организм получает во время сна. Сон — это разлитое торможение нервных клеток мозга, во время которого они восстанавливают энергию для последующего дневного возбуждения. Сон, достаточный для восстановления энергии нерв-ных клеток, должен длиться 7—8 часов для взрослого человека. В более молодом возрасте норма сна несколько увеличивается — до 9 часов в сутки.
Для того чтобы сон наступал скоро, был глубоким и ровным, необходимо соблюдать определенные правила.

Прежде всего важно ложиться в постель всегда примерно в одно и то же время, тогда, в силу сложившегося стереотипа, сон будет приходить скорее и легче.
Еще более целесообразно выйти на полчаса — час на спокойную прогулку по улице. Такая прогулка — лучший отдых после работы, дающий хорошее переключение энергии с умственной работы на двигательную.

Весьма существенно не есть много на ночь и принимать пищу не позже чем за 2—3 часа до сна. На режим сна должен обратить самое серьезное внимание каждый певец, так как только хороший сон способен восстановить утомленную нервную систему. Прогулка пешком из театра, не слишком обильная еда на ночь, теплый душ, чистый воздух в комнате, отвлекающее занятие — пасьянс, легкое чтение — облегчают засыпание.

Еда человека, занимающегося пением, должна быть достаточно калорийной, разнообразной и необильной. Певцу следует избегать острых блюд, раздражающих слизистые оболочки, а также излишне горячих, обжигающих или, наоборот, слишком холодных. Излишне горячие напитки, например очень горячий чай, обжигающе действует на слизистую оболочку, рот и глотку, в результате чего нарушается ее нормальная функция и возникает катаральное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнуть, легко подвергается воспалительным процессам.

Слишком холодные блюда, например кушанья, только что вынутые из холодильника, мороженое, сильно охлажденное питье, — могут вызвать простудные заболевания, особенно если их употреблять будучи разгоряченным, непосредственно после пения, после активной мышечной работы.
Состав пищи ничем не лимитируется, за исключением упомянутых выше очень горячих, очень холодных и очень острых блюд, что диктуется состоянием желудочно-кишечного тракта и привычками певца. Следует лишь обращать внимание на разнообразие употребляемой пищи и достаточное присутствие в ней витаминов.

Умеренная физическая нагрузка, связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стимулом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной утренней 15—20-минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц.
Певцу не противопоказаны занятия любыми видами спорта, за исключением тех, которые связаны с резким запиранием дыхания, как, например, тяжелая атлетика. Однако в любом виде спорта надо придерживаться умеренных нагрузок, не ставя себе никогда чисто спортивных целей.

Большую роль в поддержании хорошей работоспособности в течение всего года играет летний отдых и зимнее каникулярное время у учащихся. Следует на это время полностью отключиться от пения и музыки. Не надо думать, что найденное может потеряться, выученное — забыться. Все это восстанавливается очень быстро не долее недели при начале систематической работы после отпуска.
Легко заметить, что после хорошо, без певческой нагрузки проведенного отдыха голос певца всегда звучит отлично и ему удается то, что не удавалось до каникул.

Никотин, содержащийся в табаке, как и алкоголь, являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны.Однако в результате систематического приема небольших доз этих ядов организм постепенно привыкает к ним, приспосабливается к их воздействию и снижает их ядовитое действие. Оба эти яда вызывают в результате привыкания потребность систематического приема. Отвыкнуть от них трудно, а поэтому кто еще к ним не привык — не должен и пробовать. Курение, кроме сильного общеотравляющего действия, вызывает местное раздражение всех слизистых оболочек дыхательных путей, поэтому у курильщиков они обычно находятся в состоянии хронического воспаления.

Курильщики всегда страдают кашлем, при котором отхаркивается много мокроты. Такое постоянно раздраженное состояние слизистых оболочек весьма неблагоприятно для пения.
От курения голос становится более грубым, Б нем появляются призвуки, сипотца — как следствие постоянного прохождения мокроты между связок во время пения.

Прежде всего певец должен соблюдать определенный голосовой режим, должен вообще щадить свой голосовой аппарат, не допуская утомления.
Иногда певцы обладают непоставленным речевым голосом и быстро утомляются от разговора, поэтому им не следует много говорить, особенно перед пением. Не следует много громко смеяться, кричатьвсе это утомляет голосовой аппарат. Особенно вредны громкие разговоры на улице, когда гхолодный воздух может при вдохе через рот попадать на разгоряченную слизистую оболочку голосовых связок. Это более всего предрасполагает к простудному заболеванию верхних дыхательных путей.

Совершенно недопустимо бесконтрольное пение малоопытных певцов, когда они самостоятельно пытаются петь трудные для них произведения, часто несоответствующие характеру голосов. Особенно вредны пробы высоких нот, на которые еще не имеет права молодой певец. Такая нерациональная певче¬ская нагрузка разрушающим образом действует на голосовой аппарат, переутомляет его.
В утомленном состоянии трудно рассчитывать на формирование и укрепление певческих навыков. Особенно вредна работа в хоре, когда молодой певец не может хорошо контролировать звучание собственного голоса.

Большое значение для здоровья голосового аппарата имеет уход за слизистыми оболочками, которыми выстланы все дыхательные пути человека. Устойчивое, хорошее звучание голоса бывает при здоровом состонии голосового аппарата, когда слизистые оболочки нормально увлажнены. Сухость, как и излишнее отделение слизи, обычно отрицательно, сказываются на звучании голоса, не говоря уже о воспалительных состояниях. Прежде всего певец должен избавиться от воспалительных состояний, если таковые у него имеются, не мириться с их наличием.
Хронический насморк ведет к постоянному раздражению носоглотки и глотки, куда стекает слизь. Это делает слизистую оболочку чувствительной ко всяким температурным и иным воздействиям.

Для того чтобы слизистые оболочки были более устойчивы к различным неблагоприятным факторам, следует выполнять определенные гигиенические правила. Прежде всего следует всегда дышать по возможности носом избегая ротового дыхания. Нормальное носовое дыхание предохраняет нижележащие дыхательные пути от пыли и инфекций, которые оседают в носу. Воздух, согревается и увлажняется при носовом дыхании.

Большое значение для здоровья голосового аппарата имеет выполнение таких общеизвестных правил, как Избегать резких смен температуры и не выходить после пения сразу на улицу. Эти простые правила позволяют избегнуть заболеваний, которые могли бы возникнуть, когда разогретый пением голосовой аппарат подвергается сразу воздействию холодного воздуха. На улицу после пения следует выходить после того, как голосовой аппарат совсем остыл, что бывает обычно минут через пятнадцать после окончания пения.

Говоря о гигиенических правилах в отношении голосового аппарата, следует сказать несколько слов о необходимости для женщин воздерживаться от пения во время менструаций. Как показали наблюдения, в эти дни, в результате гормональных, влияний, голосовой аппарат претерпевает значительные изменения. Слизистая оболочка набухает, сосуды расширяются, связки несколько отекают. Пение в таком состоянии для большинства певиц весьма затруднительно.

Не надо думать, что распевание только разогревает мышцы голосового аппарата. Распевание создает и своеобразную психофизиологическую настройку всего организма: оно будит эмоциональную сферу, разогревает творческую фантазию, вводит в строй мыслительные процессы, связанные с звукообразованием и творчеством, — словом настраивает весь внутренний мир на певческий лад.

Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Это предохраняет от гриппозных и других капельных инфекций. Голосовой аппарат певца должен быть здоров. Надо избегать резких смен температуры, сухого, пыльного воздуха и дышать по возможности носом.

Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более часа подряд. Нельзя пренебрегать небольшими перерывами во время урока. В занятиях следует использовать все факторы, способствующие снижению утомляемости: проводить урок интересно, творчески, увлекать музыкой, поддерживать высокий тонус занятия. Помещение для занятий должно удовлетворять эстетическим и гигиеническим требованиям. Недопустимо заниматься в душном и накуренном классе.

Певческий голос – рабочий инструмент вокалиста, который необходимо беречь, и о котором необходимо заботиться. А для этого следует выполнять следующие правила гигиены певческого голоса:

— не переохлаждаться, избегать простуд. Вокалист больше подвержен простудным заболеваниям, чем человек не поющий, так как трахея и глотка вокалиста в результате вокальной работы и большой нагрузки имеют более высокую температуру, и есть все шансы переохладиться и простыть, стоит лишь выпить холодный напиток в жару, или поговорить на воздухе в холодную погоду

— не подвергать голосовой аппарат резким сменам температур: в жару не пить холодные напитки; в морозную погоду, выпив горячий чай, не выходить сразу на улицу

— в холодную и влажную погоду не разговаривать, не смеяться на улице

— в повседневной жизни дышать носом. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекций, оседающих в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется

— соблюдать паузу (не менее часа) между приемом пищи и занятиями вокалом. После еды много энергии уходит на переработку пищи. Полный желудок давит на диафрагму, что затрудняет ее подвижность.

— следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – прежде всего, это эстетично, а еще — и правильная дикция. Больные же зубы – источник инфекций верхних дыхательный путей и слизистой оболочки ротовой полости

— не злоупотреблять раздражающей пищей — острой, соленой, маринованной, кислой

— помните – мороженое и газированные напитки вредны для певческого голоса

— соблюдать режим пения

— не перегружать голос звучанием в нерабочей тесситуре, диапазон расширять постепенно, без форсирования процесса и учитывая природные данные вокалиста


Человеческий голос – хрупкий инструмент. На состояние певческого голоса оказывают влияние самые разные факторы:

— атмосферное давление и его изменение
— погода и ее смена
— влажность или сухость воздуха
— чистота воздуха или пыль
— состояние организма человека и его нервной системы

Для вокалиста главное требование – наличие здорового голосового аппарата, пригодного для профессионального применения.

Здоровый певческий аппарат – это
*отсутствие хронических заболеваний рото-глоточной полости
* отсутствие дефектов голосового аппарата
* отсутствие голосовых узелков

Что нужно знать для сохранения здоровья голосового аппарата?

Чтобы голосовой аппарат оставался здоровым:

— нельзя петь в больном состоянии

— вредно петь сразу после принятия пищи – затрудняется естественное дыхание

— не злоупотребляйте высокими нотами

— не переутомляйте голос речевой нагрузкой

— не форсируйте звук, это приводит к напряжению мышц
Следует помнить, что крик, форсирование звука, репертуар, не свойственный голосу по тесситуре, зажимы в голосе вызывают появление узелков на голосовых связках.

— не пейте перед пением кофе, чай, так как эти напитки обезвоживают организм и вызывают чувство жажды

— укрепляйте иммунитет – пейте соки, ешьте фрукты, овощи, мед, черную смородину. Употребляйте имбирь как противовоспалительное средство (корень имбиря натереть, залить кипятком, настоять, добавить мед и сок лимона)

— при заболеваниях горла и верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору для постановки диагноза и определения тактики лечения

— при кашле принимайте сироп натуральных трав, делайте ингаляции с эфирными маслами – эвкалипта, чайного дерева, хвойных. Но применяйте очень осторожно – возможна аллергическая реакция на какой-либо компонент. Не применяйте масла с добавлением ментола – он вызывает ощущение сухости

— делайте ингаляции с минеральной щелочной водой


— правильная постановка голоса, умелое пользование певческим дыханием и резонаторами

— правильная певческая постановка корпуса, чтобы не допускать перенапряжения мышц

— отсутствие физических и нервных перегрузок

— свободное пение, без напряжения и без крика, без форсирования звука

— отказ от алкоголя и курения. Даже пассивное курение, когда находитесь в накуренной комнате, оказывают негативное влияние на голосовой аппарат

— чистое, с увлажненным (в меру) воздухом рабочее помещение для занятий вокалом. Сухой воздух сушит слизистую оболочку верхних дыхательных путей

— перед пением не употребляйте шоколад, виноград, семечки, орехи, печенье, частички этих продуктов оседают на складках слизистой оболочки и вызывают раздражение

— если охрипли – молчите, не пойте и не разговаривайте. Помните, что причиной нарушения голоса могут быть изменения структуры щитовидной железы или последствие стресса, изменения дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы.

— пение всегда начинайте с распевания – разогрева голосовых связок, активизации и приведения голосового аппарата в рабочее состояние

— вырабатывайте волю, настойчивость, самодисциплину, уверенность в своих силах – необходимые качества вокалиста, которые появляются в результате хорошей профессиональной подготовки и выработки совершенных технических навыков

— правильно организуйте свои силы в день выступления (концерта, экзамена, конкурса). Ни в коем случае не употребляйте тонизирующее или успокоительное средство, так как вы не знаете, как отреагирует на них ваш организм.

Человеческий голос – показатель здоровья – и физического, и психологического. Голос звучит хорошо, когда человек здоров и бодр. Качество голоса зависит и от настроения, так как настроение – это эмоциональное состояние, оказывающее влияние на тонус организма и активность нервной системы.

Вот такие правила гигиены певческого голоса, необходимые для выполнения каждым вокалистом. А результат – профессиональный голос, который будет служить вам верой и правдой долгие годы.


Сегодня в рубрике для Всезнаек новое задание. Соберите пазлы в целостную картинку и узнайте интересные сведения о музыкальном инструменте.

Если Вам интересно узнать об этом инструменте больше, нажмите на любую кнопку социальных сетей, и материал станет доступен.

Арфа – древний музыкальный инструмент в виде массивной рамы, на которой вертикально натянуты струны. Рама устанавливается на полу. Арфа используется как один из инструментов оркестра, а также как сольный инструмент. На основании корпуса установлен педальный механизм и укреплена колонка. Продолжением колонки является шейка, которая соединяется верхней частью корпуса. На ней размещены колки и главный механизм. Арфа имеет хроматический строй. По диапазону арфа уступает только роялю У инструмента сорок пять струн, которые натянуты на раму треугольной формы.


В древние времена охотники, натягивая тетиву лука, услышали протяжный звук. Они натянули следующую тетиву, и можно было слушать уже два звука, и на них можно было воспроизвести простую мелодию. Так появился первый струнный щипковый инструмент. Со временем добавились новые струны, но форма инструмента оставалась прежней. Арфу держали в руках, и во время игры перебирали пальцами по струнам. Арфа была распространена в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, а позже появилась в Европе.
Арфа изображена на гербе Ирландии, музыканты этой страны любили петь, играя на арфе.


Композиторы используют арфу для воссоздания образов природы, для передачи звучания народных струнных инструментов.


Психологический климат и моральная обстановка.

Систематичность занятий и репетиций.

Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки основных механизмов деятельности нервной системы и рефлексов. Систематичность занятий вырабатывает физическую выносливость, придает стабильность приобретенным навыкам и стремительное творческое развитие, уменьшает количество профессиональных заболеваний. Нерегулярные и бессистемные тренировки зачастую приводят к быстрой утомляемости аппарата и недостаточной выносливости.

Нерациональное использование голоса (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л.Д.Роботнова). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях, но нужно быть всегда осторожным в экспериментах и чрезмерных нагрузках.

Навык мышечного контроля при пении - это умение "слушать" мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения.

Элементарная гигиена голоса

Берегите свой голос.

Распевайтесь!

  • Правильнее петь, предварительно распеваясь, аналогично разминке, которая всегда должна проводиться перед тренировкой. Распевание разогревает голосовые связки, настраивает и концентрирует певца перед вокальной работой. Конечно, бывают случаи, когда нет времени разогреться, тем не менее, найдите хотя бы 3-4 минуты, чтобы уберечь свой аппарат от резкой нагрузки.
  • Избегайте форсированного звука, постоянной твёрдой атаки.
  • Избегайте многократного самостоятельного повторения высоких нот, когда рядом нет педагога.

Постарайтесь сохранить приемлемую влажность воздуха в помещении.

Сухость в помещениях - ещё один враг голоса. К сожалению, с этим трудно бороться. Центральное отопление для голоса вредно, но проще принять это как данность нашего времени. Пробуйте использовать увлажнители воздуха.

Не пойте сразу после сна.

Известно, что голос "просыпается" часа через 3-4 после подъема и звучит довольно сипло и не имеет внутренней силы.

Пение детей во время мутации.

Мутация – изменение голоса во время полового созревания. В это время показан щадящий голосовой режим, под обязательным контролем преподавателя, интенсивные занятия не рекомендуются. Мальчики, которые занимаются вокалом профессионально, должны проходить осмотр у фониатра не реже, чем раз в полгода. У девочек мутация проходит менее ощутимо. Но в этот период лучше не планировать участие в вокальных конкурсах.

Нагрузка на голос.

На начальном этапе обучения один час в день – достаточная нагрузка на голос, позволяющая отработать все необходимые приемы и попрактиковаться на музыкальном материале. Помните, что нагрузка должна увеличиваться постепенно, не перетруждайте свой аппарат, так как процесс восстановления в дальнейшем может быть очень долгим.

Усталость.

В конце рабочего дня мы все испытываем усталость. Если у вас выдался напряженный день - хорошо отдохните и выспитесь!

Если вы много занимались пением, то лучший отдых для голоса – это сон и молчание. При этом постарайтесь не слушать музыку (особенно, вокальную). Дело в том, что во время прослушивания музыки голосовые связки неосознанно напрягаются, вследствие чего происходит, так называемое, пассивное пение. Если голос очень устал - не разговаривайте, даже шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях J(связки и при этом тоже напрягаются и "работают"!).

Питание, витамины, вредные привычки.

Перед пением не следует употреблять:

  • шоколад,
  • орехи, семечки,
  • мороженое,
  • чипсы,
  • напитки с газом, особенно сладкие газировки.

Питайтесь правильно: включайте в свой рацион достаточное количество белка и не забывайте про витамины, особенно группы B.

Оптимальный прием пищи за 2-3 часа перед занятием, чтобы не чувствовать дискомфорт из-за голода, или наоборот, из-за насыщения.

При повышенных нагрузках на голос фониатры рекомендуют препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие таблетки, принимать по 1000 мг в сутки, лучше во время еды), витамины группы B, женьшень, элеутерококк.

Голос и алкоголь

Вред алкоголя всем известен. Он разрушил жизни и карьеры многих известных исполнителей и просто обычных людей.

Существует мнение, что употребление небольшого количества крепкого напитка (коньяка) перед пением благоприятно влияет на голосовые связки.

Это большое заблуждение! Алкоголь пересушивает связки и наступает потеря эластичности. Нельзя ни репетировать, ни выходить на сцену во время алкогольного опьянения (даже незначительного).

Курение и голос

Курение наносит вред слизистым оболочкам дыхательных путей и лёгких, табачный дым сушит связки, отсутствует звонкость и полетность голоса. Если человек курит много лет, то несмыкание связок у него происходит гораздо чаще, чем у некурящего.

Лечение голоса

Насморк, сухость слизистых, воспаления носоглотки часто выбивают нас из рабочего состояния, сильно влияют и изменяют внутренние ощущения, которыми пользуется певец.

В подобных состояниях работать голосом нельзя. Принимайте эффективные меры при первых симптомах болезни, чтобы быстро вернуться к рабочему процессу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.