Функциональная структура государственного управления шпора

Функции управления — это относительно обособленные направления или виды управленческой деятельности, позволяющие в совокупности осуществлять необходимое управляющее воздействие.

Функции управления тесно связаны между собой, выполняются непрерывно и последовательно от постановки задачи до ее решения и образуют так называемый управленческий цикл, который включает:

- определение целей, задач деятельности, а также форм и методов их реализации;

- создание организационно-исполнительной структуры;

- подготовку и принятие управленческих решений;

- планирование служебной деятельности с учетом прогноза изменений обстановки;

- распределение обязанностей между всеми звеньями системы;

- доведение задач до конкретных исполнителей и их подготовку к решению этих задач, организацию взаимодействия, координирования и регулирования;

- техническое, материально-финансовое и информационное обеспечение всех звеньев исполнительной системы;

- обеспечение контроля и проверки всех исполнительских звеньев, стимулирование исполнительской деятельности;

- подведение итогов работы, анализ, оценку и прогноз новой реальности с целью выработки программы будущих действий.

Таким образом, управленческий цикл состоит из нескользких этапов, соответствующих основным функциям управления. Этапы в свою очередь подразделяются на стадии, объединяющие относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные операции по реализации той или иной функции. Причем каждая последующая стадия должна быть необходимой и достаточной предпосылкой последующей, что и обеспечивает целостность, логическое развитие процесса управления47.

Каждый государственный орган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления, т. е. конкретные виды деятельности для решения этих задач. Функция - производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция — на процесс достижения цели и решения задач.

Государство представляет собой целостный субъект управления, и его управленческая деятельность, реализуемая через отдельные функции, охватывает всю иерархию государственных органов, их звеньев и подсистем. Общественные функции государства как социального института воплощаются через реализацию его управленческих функций, которые оно выполняет как властный институт политической системы. В свою очередь функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов.

Обусловленность структуры функциями определяет целесообразность названия изучаемой подсистемы государственного управления именно как функционально-структурной. В данном случае перестановка мест слагаемых влияет на результат. Функция вместе с тем как научная категория, элемент понятийного аппарата — это исследовательский инструмент, средство для оценки результата труда государственной структуры и каждого государственного служащего.

Итак, функции государственного управления — это реальные, целенаправленные, регулирующие, контролирующие и др. воздействия, влияния на управляемые явления; это и средство оценки результатов труда государственных служащих.

Функции государственного управления - это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства48.

В науке государственного управления существуют различные подходы к классификации функций государственного управления. Большое значение имеет определение иерархии целей государственного управления. Выделяются функции управления универсальные, т.е. пригодные для любого процесса управления, и конкретные специфические функции кадровой службы, выражающие содержание и характер ее управления. К универсальным функциям относятся: планирование; организация; координация; регулирование; контроль; поддержание и оптимизация системных характеристик; сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы; целеполагание и т.д.

Специфические функции кадровых служб и служб управления персоналом — это функции прогнозирования, повышения качества служебной деятельности, мотивации и др.

С данной точки зрения задачи и функции государства разделяются на стратегические, или общезначимые социальные, экономические, политические и иные функции, и тактические, или конкретные временные функции. В первом случае главная функция государства состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создании и поддержании инфраструктуры, на которой базируется деятельность как гражданского общества, так и экономической системы.

Как известно, суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний. Соответственно различаются функции внутренние и внешние, носящие стратегический характер.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства по управлению важными проблемами внутренней жизни общества. Среди них можно выделить экономическую, финансовую, социальную, экологическую, охраны правопорядка, культурную, научную и т.д., каждая из которых в свою очередь разделяется на множество функций в зависимости от стоящих перед обществом проблем в соответствующей сфере. Особо важное значение здесь имеют функции охранительные, системоутверждающие и системовоспроизводящие и, естественно, регулятивные. В этом смысле одна из важнейших задач государства состоит в защите прав и свобод гражданина.

Во внешнеполитической же сфере государство призвано обеспечить сохранение единства и физического выживания государства, защиту от внешних опасностей, национальных интересов и национально-государственную безопасность с помощью всех ресурсов, находящихся в его распоряжении. Иными словами, государство всецело возлагает на себя функции обороны страны от внешней опасности и действий подрывных элементов внутри страны.

Функции государства подразделяются по продолжительности. В этом плане различаются постоянные и временные функции. Если в первом случае речь идет о тех функциях, которые присущи государству на всех этапах его существования, то вторые — конкретные функции, которые государство выполняет для решения конкретных задач, порождаемых конкретными социальными, экономическими, политическими, культурными и иными условиями и потребностями общества. Они осуществляются по мере надобности в течение того или иного короткого времени. Первые — это стратегические, основополагающие функции, ради выполнения которых и создано само государство. К ним относятся прежде всего обеспечение физического выживания государства и основные из тех, которые входят во внутренние и внешние функции. Они, как правило, выполняются всеми основополагающими институтами государства и всеми основными органами власти. Вторые же осуществляются конкретными государственными органами, специально созданными для этой цели, или же данная задача временно поручается тем или иным постоянным государственным органам. Конкретные функции реализуются в основном в отдельных сферах, отраслях или на участках социальной, экономической, образовательной и иных сфер.

По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганнзационные.

Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.

Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и дина-мизма.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль. Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их. Это - государственное регулирование в широком смысле. Таким образом, осуществляется государственное регулирование общественных отношений; корректировка и контроль за исполнением правовых предписаний; координируется, направляется и стимулируется деятельность участников общественных отношений, а также обеспечивается защита их законных прав и интересов; определяются приоритеты в структурной политике и многое другое.

В узком смысле государственное регулирование выступает в качестве функции государственного управления в конкретных сферах, охватывая отдельные стороны социально-политических, экономических и духовных отношений. Так, основными рычагами государственного регулирования в социально-экономической сфере являются: государственный бюджет, государственная система заказов на товары и услуги, государственная налоговая система, стандарты, таможенные тарифы, пошлины, федеральные целевые программы, определение приоритетов развития отраслей, ценовая политика и т.д.

Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с ними. Этим контроль, в частности, отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления49.

Функция координации в системе государственного управления. В условиях развития современных федеративных отношений в современном Российском государстве особую значимость приобретает координационная деятельность.

Напомним, что координация означает согласование, сочетание, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо). Соответственно, координировать или скоординировать значит согласовать (согласовывать), привести (приводить) в соответствие какие либо действия.

Координацией называется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же государственного органа или взаимодействие нескольких государственных органов характеризуются тождественностью, равновеликостью. Например, взаимоотношения отделов в составе управления, взаимоотношения управлений в составе департамента государственных органов. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

Координация выражается в согласовании государственными служащими и государственными органами, расположенными по горизонтали, своих действий друг с другом при решении совместных служебных задач. Все они размещаются один возле другого или один вслед за другим, но так, что никто не выдвигается на роль ведущего начала или лидера. Управление в форме координации свойственно тождественным целостностям, которые ни при каких условиях не могут взять верх одна над другой.

Исследователи Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов считают, что координация является продолжением функции организации. В свою очередь, организация - это процесс, обеспечивающий управление. Логическим продолжением организующей деятельности является координация, которая представляет собой действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов50.

С.Н. Князев констатирует, что практическая деятельность по поддержанию и осуществлению взаимодействия раскрывается через методы координации, применяемые в процессе служебной деятельности. В настоящее время в практике широкое распространение нашли следующие методы:

- проведение совместных совещаний и рабочих встреч;

- обсуждение вопросов на коллегиях министерств и ведомств и

- совместные выезды представителей вышестоящих органов для организации взаимодействия;

- создание из представителей заинтересованных органов рабочих (оперативных) групп, бригад при проведении сложных мероприятий;

- совместная проверка, рассмотрение отчётности, заслушивание, изучение конкретных материалов, распространение положительного опыта, подведение итогов.

Следует учитывать, что координационные отношения возникают между неподчиненными друг другу субъектами управления. Этот вид отношений должен регулироваться соответствующими нормативными актами.

Координационные отношения могут быть эффективными в следующих случаях.

1. При совместном проведении мероприятий установлен конкретный координатор, т.е. лицо, на которое возложено общее руководство. В практической деятельности общее руководство обычно возлагается на представителя той стороны, которая играет основную роль в проведении скоординированных мероприятий. Вопрос об установлении координатора должен решаться во всех случаях конкретно и базироваться на компетенции взаимодействующих сторон.

2. В процессе реализации координационных отношений установлены пределы компетенции для взаимодействующих сторон. Это необходимо для того, чтобы не допускать подмены друг друга и не использовать права взаимодействующей стороны. Подмена прав может привести к неквалифицированному выполнению мероприятий, неэффективному использованию сил и средств.

3. В процессе реализации координационных отношений установлен объем и характер информации, подлежащей обмену между сторонами. Порядок обмена предполагает разработку способов бесперебойной и своевременной связи между всеми структурами, участвующими в координационной деятельности51.

Итак, представленные подходы различных исследователей дают основание сделать вывод, что координация - это одна из наиболее важных функций управления, направленная на обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления и приведение управленческих решений в соответствие с поставленными задачами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:12, шпаргалка

1. Управления как общественное явление.
Управления — это целенаправленное влияние, необходимое для согласованной
общей деятельности людей. Управления являются сложным и универсальным
общественным феноменом. Развитие общества, отдельных его сфер не возможное
без установления и реализации определенного набора законов, правил, норм,
алгоритма его поведения в целому и его составных в частности. Процесс влияния
на социум есть предметом изучения науки управления.
Философская наука трактует управления как функцию организованных систем,
которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима
деятельности, реализацию их программ, достижения их цели. Управления присущее
лишь сложным социальным и несоциальным динамическим системам, имманентным
атрибутом которых есть самоуправления, то есть способность к приведению в
порядок системы, приведения ее в соответствие к объективной закономерности,
которая действует в данной среде, к оптимизации функционирования системы.
Управления осуществляется в системах, в которых существует сеть причинно-
следственных зависимостей, способных в границах данного основного качества
переходить с одного состояния в другое. Этот процесс обеспечивает
стабилизацию и развитие системы, сохранение его качественной определенности,
поддержания динамического взаимодействия со средой. Задача управления состоит
в том, чтобы по возможности целесообразнее и более оперативно реагировать на
эти изменения, которые обеспечивается своевременной перестройкой
функциональной и организационной структур системы соответственно присущих ей
закономерностей и тенденций.

Шпора.docx

социальное ориентированной рыночной экономики требует постоянного внимания к

корректированию функциональной структуры государственного управления.

22. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ЧЕРТЫ) ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДЕРЖАЛ

Организационная структура государственного управления — это компонент системы

государственного управления, обусловленный она общественно- политической

природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием, которое

объединяет в себе определенная совокупность государственных организаций, они

персонал, материальные т информационные ресурсы, которые выделяются и

расходуются обществом на формирования т реализацию государственно-

управленческих влияний и поддержания жизнеспособности самого субъекта

Органы государственной власти, которые характеризуются одинаковым

организационно-правовым статусом и однородностью осуществляемых

управленческих функций обозначают понятием нивки государственно-

управленческой системы (министерства, другие центральные органы

исполнительной власти, местные государственные администрации и т.п.).

Системным элементом организационной структуры выступает орган государственной

власти, связанный с формированием и реализацией государственно-управленческих

влияний. Он есть единичной структурой власти, формально созданным

государством для осуществления закрепленных за ею его целей и функций. В

государстве, в котором установлено конституционное деление власти по

горизонтали и вертикалу, организационная структура государственного

управления набирает определенной конфигурации.

Следующим элементом, который формирует организационную структуру являются

организационные связи между субъектами управления. Можно выделить три вида

связей в организационной структуре государственного управления:

• субординаційні (упорядочения сверху вниз, от управляющего к управляемого);

• реординаційні (снизу вверх, от управляемого к управляющего);

• координационные (упорядочения на одном равные, между двумя и больше

субъектами, которые не выключает того, что в общему они могут находиться на

разных уровнях в иерархически организованной системе управления).

Субординаційні связи в организационной структуре государственного управления

• исключительную компетенцию высшего за организационно-правовым статусом

органа относительно органа, низшего за статусом;

• непосредственное и прямое линейное подчинение;

• функциональное или методическое подчинение;

• право утверждения проекта решения;

Реординаційні связи предусматривают:

• определенную самостоятельность низшего за организационно-правовым статусом

органа (из определенного кола вопросов орган принимает решения без их

предыдущего согласования с высшим за организационно-правовым статусом

органом, а последнему упражнению отменять ли приостанавливать эти решения);

• право законодательной, а также нормотворческой инициативы;

• право планово-бюджетной инициативы;

• право структурно-штатной инициативы;

• право представления для назначения на посада;

• право органа, низшего за организационно-правовым статусом принимать участие

в подготовке решений органа высшего за статусом;

• право органа, низшего за организационно-правовым статусом на

консультативное согласование с ним подготовленного вышестоящим органом

• право и обязанность не выполнять незаконный, в особенности преступный приказ.

Координационные связи базируются на взаимной заинтересованности разных

органов государственной власти (и органов местного самоуправления) в

согласовании своих управленческих влияний или на один и тот же объект, или на

разные объекты и могут предусматривать:

• создания и функционирования специальных координационных органов управления;

• проведения координационных совещаний;

• регулярный обмен информацией, прежде всего плановой и учетной;

• принятия одновременных общих решений.

Порядок ответственности органов, которые имеют между собою координационные

связи (или вообще элементов механизма государства и элементов

государственного аппарата), может быть предусмотрен как нормативными

решениями высших за организационно-правовым статусом органов, так и общим

23. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ГОСАДМИНИСТРАЦИЙ

Местные государственные администрации — это звено исполнительной власти в

областях, районах, городах Киеве и Севастополе. В границах своих полномочий

они осуществляют исполнительную власть на территории соответствующей

административно- территориальной единицы, а также реализуют полномочие,

делегированные им соответствующими советами. Местные государственные

администрации находятся в системе двойного подчинения. Они в целом

подотчетные и подконтрольные органам исполнительной власти высшего уровня и

соответствующим советам (областным и районным) относительно полномочий,

делегированных им этими советами.

Местные государственные администрации являются единоначальными органами общей

компетенции, которые олицетворяются председателями местных государственных

администраций. Глав администраций назначает на должность Президент Украины по

представлению Кабинета Министров на срок полномочий Президента. Председатели

местных государственных администраций во время осуществления своих полномочий

ответственные перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины,

подотчетные и подконтрольные органам исполнительной власти высшего уровня.

Они единолично принимают решение путем распоряжения и несут за них

ответственность в соответствии с законодательством.

Для обсуждения важнейших вопросов деятельности местных государственных

администраций с целью принятия соответствующих решений председателями

администраций и для координации деятельности всех местных органов

исполнительной власти создаются комиссии государственных местных

администраций. Председатели формируют состав местных администраций и в

границах бюджетного средства, выделенных на удержание администраций,

формируют их структуру, назначают по согласию Премьер-министра Украины первых

заместителей и по согласованию с соответствующим вице-премьер-министром

Структурными подразделами местных государственных администраций есть прежде

всего отраслевые и функциональные управления (например, управления экономики,

управления здравоохранения и т.п.).

Примерный перечень управлений, отделов и других структурных подразделов

местных государственных администраций, а также типичные положения о них

утверждает Кабинет Министров Украины.

Местные государственные администрации, реализуют предоставленые им

полномочия, осуществляют управление порученными областями (сферами)

общественной жизни и несут ответственность за состояние дел в этих областях.

Объектами управления со стороны местных государственных администраций есть

учебные заведения, культуры, здравоохранения, которые находятся в их

подчинении; радио, телевидение, печатные средства информации, основателями

которых есть данные администрации; объекты, которые обеспечивают деятельность

государственных предприятий, учреждений и организаций и находятся на местном

бюджете; инвестиционные фонды, основателями которых есть эти администрации;

другие объекты управления в соответствии с действующим законодательством.

Концепцией административной реформы предполагается постепенное реформирование

местных государственных администраций с учетом общих тенденций преобразования

структурных и функциональных основ органов исполнительной власти.

В частности предполагается внедрения новой модели организации государственных

администраций областного уровня по схеме: предоставления статуса политических

деятелей председателю областной государственной администрации и его первому

заместителю, статуса государственных служащих заместителям (по аналогии с

заместителями министров); распределение полномочий между заместителями

соответственно распределению функциональных полномочий между вице-премьер-

министрами; внедрения должности секретаря областной государственной

администрации. На районном уровне предполагается организация деятельности

администрации с учетом того, что функции председателей этих администраций не

имеют признаков политической деятельности.

24. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Понятия “функция” есть одним из очень распространенных понятий в теории и

практике менеджмента. В понятие “функция менеджмента” вкладывают разное

содержание в зависимости от того, какой аспект рассматривается: сущность и

целые менеджмента, стадии и виды этой деятельности и др. Однако в любом

случае функция менеджмента с внешними выявлением управленческих отношений, то

есть особым видом деятельности, которая отображает направления или стадии

осуществления целенаправленного влияния на отношения людей, которые

объединенные в организацию. Исследования функций менеджмента имеет большое

практическое значение, так как они в значительной мере проявляют внутреннюю

структуру организации и ее органов управления. Объективная необходимость

выполнения этой работы требует четкой классификации функций.

В наше время как, чем граница, так и в Украине проводятся широкие

теоретические исследования в направления разработки научной классификации

функций менеджмента относительно организации, которая функционирует в

условиях рыночной экономики, в результате чего в отечественной и зарубежной

Вопрос 1. Государство как продукт эволюции самоорганизующегося общества.

Вся история генезиса и развития общества есть история развития организованных в системы различных сообществ людей.

Философское определение системы:

Система - это структурно-функциональное единство (целостность) взаимополагающих, взаимодействующих качественно однородных элементов (компонентов).

В многообразной природе системных образований особенно важно различать системы органического (организованного) и неорганического типа (суммативные, например - стол, стул).

Организованная Система всегда имеет системообразующее основание и подсистему управления, в т.ч. контроля. Наиболее устойчивая, организованная и эффективная система - это качественно самоуправляемая система.

Иные системы - неорганические вещества природы и созданные человеком различные технические системы = объекты, являются неорганизованными (суммативными). Взаимосвязи их элементов даже в случае искусственной организации (к примеру, автомобиль, мебель) не продуцируют восстановление и тем более качественное развитие системы, то есть ее устройство статично, а механизмы динамичны лишь в пределах заданных человеком программ.

Человек по своей природе есть "социум" (существо социальное), живет внутри и посредством сообщества, т.е. самовоспроизводящейся совокупности людей (первобытное стадо, род, племя, община). Конечный продукт в этой цепи и есть государство.

Примечание: данное свойство порождает и негативное качество управленческой системы, сформулированное как закон Паркинсона: управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Отсюда очевидна необходимость постоянного внешнего контроля за управленческим аппаратом.

Структура - совокупность определенным образом (порядком) соорганизованных и взаимосвязанных качественно однородных элементов.

Утрата качественной однородности в системе органического типа даже отдельными элементами структуры (= совместимости) разрушает структуру (в итоге и систему) точно так же, как раковая опухоль разрушает организм человека.

Структура и каждый ее элемент функционируют, действуют.

Функция - производимое элементом действие, продуцирующее определенный результат.

Государство - высшая форма развития системной организации сообщества людей.

Вопрос 2. Государственная власть, ее источники, ресурсы, деятельность.

Государство - это особая форма политической, правовой и хозяйственной организации жизнедеятельности общества, властного управления и властного принуждения людей к определенной организации. Его системообразующее начало - государственная власть.

Власть - способность одного субъекта, в том числе органа управления, подчинять своей воле, своему влиянию действия другого субъекта.

Власть как базовый атрибут государства характеризуют: источники, ресурсы (на что власть опирается), политические и правовые основы (тип и формы власти) и ее общественные действия.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник - не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Особенности (признаки) государственной - политико-правовой формы власти:

-официальный характер власти, регламентированный конституцией и др. правовыми актами;

-наличие специально созданных структур (органов) власти;

-общеобязательный характер решений;

-наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;

-право отменять решения негосударственных органов, структур;

-исключительное право изымать и перераспределять доходы, имущество граждан и иных лиц в установленном законном порядке.

Вопрос 3. Формы правления и государственного устройства.

Формы государственного устройства:

Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти и административного устройства.

Форма государства имеет три выражения:

1. Форма правления.

2. Форма политико-административного устройства.

3. Политический режим.

Форма правления - это организация высших органов власти государства, включая порядок ее образования и взаимоотношений, степень участия граждан в ее формировании.

Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие — в способах формирования институтов высшей власти. Монархия — власть наследственная, единоличная и бессрочная; республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства.

Определяющим в государственном политическом устройстве выступает источник и порядок формирования верховной власти.

Формы государственного устройства (по форме правления):

1. Монархия

2. Республика

Разновидности монархии:

А) абсолютная - самодержавие (Саудовская Аравия, Оман, Катар);

Б) Конституционная - делится на два вида:

- Дуалистическая форма (переходная), когда правление осуществляет и монарх и парламент;

- Парламентская монархия (власть монарха скорее формальна. Примеры - Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Япония, Канада, Австралия, Нова Зеландия.

Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

1. Парламентская: партийное большинство в представительном высшем органе власти, формирует правительство

2. Президентская: все ветви власти независимы друг от друга. Президент- глава исполнительной власти

3. Смешанная форма

Исполнительная власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных слу­жащих, их практическая деятельность.

1. Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

2. Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закре­плена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.).

Соединяет полномочия главы государства и главы правительства.

Первый в мировой истории президент - Джордж Вашингтон (годы жизни: 1732-1799) годы правления: 1789-1797).

Барак Обама - 44-й президент США.

Только Делано Франклин Рузвельт избирался президентом США подряд четыре срока (1933- апрель 1945г).

3. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Используется как в странах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления.

Политический режим представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики и государственной службы. Проще говоря, это способ властвования.

Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный (на практике - с различными оттенками. К примеру - авторитарно-демократический, военно-авторитарный, конституционно- монархический и т.п.).

1. Демократический режим: проявляется в следующих чертах:

-признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.