Формационный подход к типологии государства шпора

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают

хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

    1. формационный;
    2. цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный,
    4. социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

    • капиталистическое,
    • монополистическое,
    • индустриальное,
    • постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

    1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
    • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов .

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации , каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга , выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.


1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

В основе формационного подхода к типологии государства лежат классово-экономическая теория происхождения государства и тип производственных отношений. Этот подход применялся в советской юридической науке, но и сегодня он не утратил своей актуальности. Формационный подход к типологии государства основывается на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.

Основным понятием формационного подхода к типологии государства является понятие исторического типа государства, который можно обозначить как совокупность основных особенностей, свойств государства какой-либо общественно-экономической формации; также это совокупность государств одной общественно-экономической формации. В основе выделения исторического типа государства лежит, во-первых, определение общественно-экономической формации, к которой принадлежит государство, во-вторых, установление класса, интересы которого оно выражает, в-третьих, выявление его социального назначения.

Общественно-экономических формаций выделяется пять:

  • — первобытнообщинная:
  • — рабовладельческая;
  • — феодальная;
  • — буржуазная (капиталистическая);
  • — коммунистическая формация, фазами которой являются социализм и полный коммунизм.

По мнению К. Маркса, в период первобытного общества государство еще не возникает, а при наступлении полного коммунизма необходимости в нем не будет, гак как его роль станет играть общественное коммунистическое самоуправление народа, поэтому оно перестанет существовать.

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации общества. Сущность такого государства была исключительно классовой — оно реализовывало интересы господствующего класса — рабовладельцев и выполняло функцию защиты их права собственности на средства производства, к которым относились и рабы.


Рис. 4.2. Формационный подход к типологии государства

В таком государстве существовало два класса — свободные люди, к которым относились и рабовладельцы, и рабы. Правовые нормы рабовладельческого государства не рассматривали раба в качестве личности — он являлся просто живым орудием труда.

Не все государства прошли этап рабовладения, некоторые сразу образовались как феодальные.

Феодальное государство возникает в результате перехода общества от рабовладельческой формации к феодальной. Такому государству соответствует определенный тип производственных отношений. Сущностью этого исторического типа государства является реализация интересов класса феодалов без учета интересов класса крестьян. Такое государство стояло на страже права собственности феодалов на землю, что позволяло им извлекать из нее доходы за счет предоставления крестьянам возможности работать на невыгодных для себя условиях. Право такого государства также обеспечивало феодалам возможность владеть крепостными и присваивать результаты их труда.

Следующим этапом развития государства является буржуазное государство, возникающее параллельно с соответствующей общественно-экономической формацией. Основой такого государства являются частная собственность на средства производства, а также формальная независимость рабочих от буржуазии. Это последний тип эксплуататорского государства, особенности развития которого влекут революционные изменения и переход власти в руки трудящихся.

Социалистическое государство является переходным этапом в движении к коммунизму. Оно возникает в результате революции, которая устраняет частную собственность на средства производства и уравнивает всех людей в правах и обязанностях. В таком государстве отрицается предыдущий тип производственных отношений и создается новый тип, основанный на общественной собственности на орудия производства. Предполагается, что в таком государстве нет эксплуататоров и эксплуатируемых, а его назначением является выражение интересов трудящихся, обеспечение защиты и развитие социалистического общества.

Социалистическое государство является единственным неэксплуататорским типом государства, ввиду чего признается высшим типом, который существует до построения полного коммунизма, где государство как социальный институт перестанет существовать.

Правовая система социалистического государства также кардинально отличается от правовых систем эксплуататорских типов государств. Право в таком государстве — это выраженная в законе воля трудящихся. Оно, как и государство, но мере развития общества и перехода к фазе полного коммунизма, отмирает и перерождается в социальные нормы коммунистического общежития, обеспечивающие общественное самоуправление.

Формационный подход к типологии государства имеет как положительные, так и отрицательные черты.

К положительным чертам следует отнести то, что в нем конкретно определены критерии (общественно-экономические факторы), позволяющие выделить различные типы государств. Особое внимание уделяется социальной природе любого государства — тому, что государство используется определенной группой (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) для реализации своих интересов в ущерб интересам других социальных групп (рабов, крестьян, рабочих).

Недостатки формационного подхода напрямую связаны с его достоинствами. Современные исторические исследования позволяют сделать вывод о том, что объяснение функционирования и развития общества только посредством социально-экономических факторов является одномерным и совсем не принимает в расчет многие явления, которые характеризуют само общество и его государственную организацию.

Также нельзя сказать, что социальная природа государства ограничивается реализацией интересов господствующего класса. Любое государство охраняет свое население, обеспечивает общественный порядок, осуществляет иную значимую для всего общества деятельность.

К недостаткам также можно отнести то, что формационный подход жестко ограничивает возможности исследователя лишь четырьмя типами государства (хотя и не отрицается возможность выделения промежуточных вариантов), которые помимо всего прочего приходят на смену друг другу в определенном порядке. История дает нам немало примеров того, что государство, которое перешло на новый уровень исторического развития, в результате исторических поворотов возвращается, если исходить из марксистской теории, на предыдущий этап.

Стоит также отметить, что современными государствами из представленных в рамках формационного подхода можно назвать только капиталистическое и с существенными оговорками социалистическое. Фактически, для типологии современного государства можно использовать только знание о капиталистическом типе государства.

Большой вопрос у современных исследователей вызывает и марксистский тезис о том, что развитие общества сопровождается переходом от первобытного самоуправления к государственной организации, а затем, на коммунистическом этапе, возвращением к самоуправлению, только теперь уже высокоразвитому. Сегодня нет никаких оснований полагать, что государство перестанет существовать как социальный институт, более того, его существование и уровень развития считаются признаками цивилизации [1] .

Несмотря на критику, формационный подход остается одним их основных подходов к типологии государства, который особенно может быть полезен при изучении ранних государств.

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.

Каждому типу общества соответствует определенный тип производственных отношений (базис). Развитие производственных сил и производственных отношений порождает смену экономического базиса общества и , соответственно, меняется общественно-экономическая формация.

Экономическому базису соответствует определенная совокупность политических, правовых, культурных и прочих отношений, которые в своей совокупности составляют надстройку. Государство и право являются центральными и важнейшими элементами надстройки. Таким образом, изменения в государстве и праве всегда есть следствие изменений в характере общественных отношений.

Что касается типов государства, то представители формационного подхода приводят типологию государств в соответствии с существовавшими общественно-экономическими формациями. Согласно этому, тип государства определяется экономическим строем классового общества, классовой структурой общества. Соответственно утверждается, что история общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга таких формаций, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая (коммунистическая) формации. Классовым формациям соответствовал свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу, которая в большинстве случаев производна от формы собственности.

Обратим внимание на определения типа государства и типа права, содержащиеся в учебной литературе. Тип государства – это совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

Или: исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

Соответственно такой логике в литературе дается определение типа права. Исторический тип права – совокупность существенных признаков, связей права, выражающих его особенности и назначение в условиях определенной общественно-экономической формации.

Следует признать, что формационный подход характеризуется определенными достоинствами и недостатками. В качестве положительного момента отметим то, что в результате использования названного метода был получен ряд ценных для теории государства результатов. В их числе назовем следующие:

1) очевидное достижение в том, что установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации;

2) существенно и то, что были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый (по отражению классовых интересов) характер власти (государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);

3) значимо и выявление закономерностей смены одного типа государства другим соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, его сменяет буржуазное. Это является реальностью. Следовательно, формационная типология позволяет видеть динамику исторического развития государства и права.

В то же время формационная типология государства сталкивается с рядом объективных трудностей, ей присущи определенные недостатки. Прежде всего, отметим, что эта типология однолинейна, схематична. По логике формационного подхода все государства проходят жесткий заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности, развитие, эволюция государств не всегда следует этой модели. Исторические данные свидетельствуют о том, что рабовладельческая социально-экономическая формация, и, следовательно, рабовладельческое государство, имели место только в античных (древних) Афинах и Риме. Не были рабовладельческими в буквальном смысле слова государства Древнего Востока: Египет, Вавилон, Индия, Китай и т.д. Основной производительной силой в этих государствах были не рабы, а общинники – земледельцы. Здесь уместно привести суждение о том, что одно наличие рабского труда еще не дает основания относить государство к рабовладельческому. Иначе пришлось бы признать таковыми США в XVIII – XIX вв., где использовался труд негров–рабов на плантациях, СССР в период “культа личности” (труд заключенных в системе ГУЛАГ) и т.д.[19]

К тому же, многие страны в своем развитии миновали рабовладельческую формацию (Россия, Ирландия и др.).

Феодализм также не является универсальным явлением в мировой истории. Наиболее отчетливо он сложился только в странах Западной Европы. Феодальные отношения почти полностью отсутствовали в Восточной Европе, в странах Востока.

Как видно, не во всех странах образовалось социалистическое государство, которое в настоящее время сохранилось в отдельных странах (Китай, Куба, Вьетнам, КНДР).

С точки зрения формационной типологии государств каждый последующий исторический тип государства более прогрессивен, чем предыдущий. И далее: переход от одного типа к другому является закономерным и проходит в ходе социальной революции.

Этот вывод также не всегда подтверждается историей. Известно, что переход к буржуазному и социалистическому государству не обязательно сопровождался революцией. Необходимо отметить и следующий факт: в конце 80-х – начале 90-х гг. почти повсеместно произошел обратный переход от социализма к капитализму, а точнее, к постиндустриальному обществу.

Недостаток формационного подхода проявляется и в том, что он не отводит место азиатскому способу производства, для которого характерны:

а) общественная собственность на землю и коллективный труд;

б) государственная собственность на средства производства;

в) господствующий класс в лице чиновничества.

Азиатскому способу производства, если следовать такой логике, должны соответствовать особая общественно-экономическая формация и соответственно свой особый тип государства и права.

Можно предположить, что “пропуск” исследователями азиатского способа производства и соответствующих государств не был случайным, ибо в нем слишком много от социализма и того, что свойственно социалистическому государству.

Далее. В мире всегда существует множество других, так называемых переходных государств и правовых систем, отличающихся своеобразием. Они “не вписываются”, “не вмещаются” в рамки той или иной общественно-экономической формации. К числу таких переходных обществ относится современная Россия.

Наиболее существенным недостатком формационного подхода следует считать недооценку значения культурных, идеологических, этнических и иных особенностей общества и их влияния на развитие государства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.