Физическая реабилитация при врожденной мышечной кривошее

Физическая реабилитация при врожденной мышечной кривошее

В группе врожденных пороков, зарегистрированных в ортопедии, кривошея занимает третье место после врожденного вывиха тазобедренного сустава и врожденной косолапости.

Наиболее часто встречаются следующие виды кривошеи:

· Врожденная кривошея костного происхождения. Дефект обусловлен структурно измененными шейными позвонками (например, клиновидными позвонками).

· Врожденная кривошея мышечного происхождения. В основе дефекта – изменения грудинно-ключично-сосцевидной мышцы (ГКСМ), приведшие к ее укорочению. Например, в связи с разрывом ГКСМ во время родов, с хроническим интерстициальным миозитом, дистрофическими изменениями в мышце из-за нарушений кровоснабжения при обвитии пуповины, с пороком развития ГКСМ.

· Привычная кривошея. Деформация состоит в привычной постановке головы с наклоном ее в направлении одной стороны и без тканевых изменений в ГКСМ.

· Приобретенная кривошея. Может возникать после травм, в результате воспалительных заболеваний, при дефектах слуха, зрения и т.д.

Врожденная мышечная кривошея обусловлена односторонним укорочением ГКСМ, приводящим к боковому наклону головы в сторону укороченной мышцы и одновременной ротации головы в противоположную сторону.

Клиника тем более выражена, чем большая часть грудинно-ключично-сосцевидной мышцы поражена. В первые дни после рождения кривошея мало заметна, но на 8-9-й день обнаруживается утолщение и уплотнение в средней части мышцы, а через 3-4 недели наклон и поворот головы. Если больше укорочена грудная ножка мышцы, которая в основном участвует в повороте головы, то более выражен поворот головы, если ключичная – более выражен боковой наклон головы. При отсутствии лечения деформация шеи постепенно нарастает, возникает асимметрия лица и черепа, затылок со здоровой стороны нередко скошен. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше. При средней и тяжелой степенях ВМК может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в шейном и верхнегрудном отделе позвоночника. Наблюдается неправильное развитие верхней и нижней челюсти, околоносовых пазух, носовой перегородки и твердого неба.

Консервативное лечение нужно начинать с первых дней жизни ребенка, когда оно особенно эффективно, т.к. ткани еще эластичны и представляется возможным растянуть пораженную мышцу. Первостепенное место при лечении детей с ВМК занимает ЛФК, задачи которой выражаются в улучшении трофики пораженной и здоровой ГКСМ; уравновешивание мышечного тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укрепления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема движений в шейном отделе позвоночника; профилактика вторичных изменений (асимметрия лица, шеи, искривления позвоночника); предупреждение или устранение отставания в психомоторном развитии; повышение неспецифической сопротивляемости организма.

Для решения этих задач используются: лечение положением, массаж, физические упражнения, упражнения в воде и физиотерапия.

Цель лечения положением - увеличение расстояния между точками прикрепления пораженной мышцы.

Лечение положением применяют 2-3 раза в день по 1,5-2 ч. Кроватку ребенка нужно поставить таким образом, чтобы к стене была обращена здоровая сторона, а голос и движение лиц, находящихся в комнате, поощряли его повернуть голову в сторону укороченной мышцы. Точно также следует поступать и с игрушками – они должны быть разного цвета, яркими, озвученными и подвешенными так, чтобы ребенок, глядя на них, также поворачивал голову в сторону укороченной мышцы. Ребенка надо чаще укладывать спать на бок. Причем, если ребенок лежит на стороне поражения, то под голову подкладывается высокая подушка, а плечо должно находится ниже ее, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем, а под туловище ребенка подкладывается более толстый слой, например, одеяло, при этом голова должна выступать за край одеяла, свисая на матрац. Под спину подкладывается валик, чтобы ребенок не перевернулся на спину.

Во время дневного сна ребенка нужно укладывать в положение лежа на спине с головой, помещенной между двумя мешочками с песком. Мешочки располагают с обеих сторон головы так, чтобы они стабилизировали ключицы, не допуская поднятия плеч, и одновременно удерживали голову в правильном срединном положении. При тенденции к боковому искривлению позвоночника в грудо-поясничном отделе следует уложить третий мешочек на уровне таза, чтобы туловище и голова сохраняли срединное положение.

Перед каждым кормлением нужно ребенка укладывать в положении лежа на животе с руками, согнутыми в локтевых суставах, и предплечьями, упирающимися в плоскость, на которой лежит ребенок, для того, чтобы выпрямлялся шейный отдел позвоночника. При этом надо легко нагрузить таз ребенка рукой и, таким образом, облегчить активное поднимание головы.

Во время кормления бутылочку нужно всегда подавать со стороны укороченной мышцы, вынуждая ребенка к активной коррекции.

Независимо от положения ребенка используется ватно-марлевый воротник Шанца.

Лечебная гимнастика состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка. Лечебную гимнастику проводят 3-4 раза в день по 5-10 минут. Все упражнения выполняют плавно, без насилия, так, чтобы ребенок не чувствовал боли и не плакал. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком может проводить мать.

Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцу. Одну расслабляют, другую тонизируют, используя соответствующие приемы массажа. Сразу после него или попеременно применяют физические упражнения.

При безуспешно коррекции кривошеи консервативным методом или при поздней диагностике прибегают к операции, не ранее 3-4 лет. Операция состоит в рассечении мышечных волокон в нижней трети ГКСМ с целью удлинения укороченной мышцы.

До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:34, реферат

Актуальность своевременного лечения кривошее связана с тем, что при определенных условиях она может давать тяжелые неврологические и соматические осложнения (высокое внутричерепное давление, гипоксическое поражение центральной нервной системы, парезы, ранний остеохондроз позвоночника, сколиозы, мигрени, вертеброгенные нарушения сердечного ритма). Поэтому раннее лечение с использованием средств физической реабилитации (ФР) позволит избежать развития осложнений и патологических состояний[14].

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Физическая реабилитация при врожденной кривошеи
1.1 Понятие и клиническая картина……………………………………….
1.2 Физическая реабилитация ……………………………………………..
5
6
Глава 2 Физическая реабилитация при врожденной косолапости
2.1 Понятие и клиническая картина……………………………………….
2.2 Физическая реабилитация……………………………………………
10
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 15

Физическая реабилитация.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации

По дисциплине : Физическая реабилитация .

Выполнил: Вагина Марина 321 группа.

Проверил : старший преподаватель

Аксенова Наталья Владимировна.

ГЛАВА 1 Физическая реабилитация при врожденной кривошеи

1.1 Понятие и клиническая картина……………………………………….

1.2 Физическая реабилитация ……………………………………………..

Глава 2 Физическая реабилитация при врожденной косолапости

2.1 Понятие и клиническая картина……………………………………….

2.2 Физическая реабилитация……………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Реабилитация детей первого года жизни - одна из актуальнейших задач здравоохранения. Все увеличивающееся число больных детей 1 года жизни создает угрозу хронизации заболевания в старшем возрасте у детей и возможной ивалидизации. В тоже время на первом году жизни наиболее реальна возможность устранения патологических состояний, предотвращение неустранимых в более позднем возрасте последствий заболевания перенесенных в анте- , интро- и постнатальном периодах развития. Эта возможность обусловлена большой пластичностью организма детей 1-го года жизни, и при целенаправленной ранней и последовательной реабилитации методами лечебной физической культуры (ЛФК) в комплексной терапии этих детей можно обеспечить восстановление здоровья в полном объеме и предотвращение инвалидизации. Особого внимания в этом плане требуют дети, отнесенные ко II-й группе здоровья и группе риска[1].

Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа. Действительно, если этот корень, вернее, нежный росток - нашего ослабленного малыша окружить вниманием квалифицированных специалистов реабилитологов и активно включенных в его оздоровление родителей, то можно смело надеяться, что дальнейшее развитие этих детей пойдет физиологическими путями, и они станут физически полноценными людьми. Существует много различных форм кривошеи, но так как этиология и патогенез большинства из них недостаточно изучены, при классификации приходится руководствоваться временем возникновения деформации и учитывать, поражение какой ткани (костной, мышечной и т.п.) определяет клиническую картину[2].

Актуальность своевременного лечения кривошее связана с тем, что при определенных условиях она может давать тяжелые неврологические и соматические осложнения (высокое внутричерепное давление, гипоксическое поражение центральной нервной системы, парезы, ранний остеохондроз позвоночника, сколиозы, мигрени, вертеброгенные нарушения сердечного ритма). Поэтому раннее лечение с использованием средств физической реабилитации (ФР) позволит избежать развития осложнений и патологических состояний[14].

Глава 1 Физическая реабилитация при врожденной кривошеи

1.1 Понятие и клиническая картина

Врожденная мышечная кривошея — это неправильное положение головы, вызванное укорочением и функциональной неполноценностью одной из грудино-ключично-сосцевидных мышц в результате ее врожденного недоразвития или действия интранатальных повреждающих факторов, сопровождающееся вторичными изменениями шейного отдела позвоноч­ника и костей черепа[5].

Клиническая картина при ВМК следующая: голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен[7]. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в грудном отделе позвоночника и более медленное восстановление нарушений в шейном отделе[9].

При комплексном консервативном и оперативном лечении детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, используемая с первых дней установки диагноза, задачи которой выражаются в улучшении трофики пораженной и здоровой грудино-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечно¬го тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укреп-ления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема движений в шейном отделе позвоночника; профилактика вторичных изменений (асимметрия лица, шеи, искривления позвоночника); предупреждение или устранение отставания в психомоторном развитии; повышение неспецифической сопротивляемости организма. Для решения поставленных задач используются: лечение положением, массаж, физические упражнения, упражнения в воде[20].

1.2 Физическая реабилитация

1)Лечение положением применяют 2—3 раза по 1,5—2 ч в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укладывают в ватно-марлевое кольцо и придают голове правильное положение, надплечье удерживают с помощью мешочка с песком[12].

Ребенку в том же положении кладут под голову сложенную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кровати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была обращена к свету, игрушкам, звукам.

Независимо от положения ребенка используется картонно-ватно-марлевый воротник Шанца.

2) Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мышцы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выполняя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка болевых ощущений. На здоровой стороне используют те же приемы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. Примы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повышения тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С)[30]. Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечностей, мышц спины, живота и шеи. И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев предлагают попеременно сочетать приемы массажа с физическими упражнениями. В.Л. Страковская рекомендует физические упражнения проводить после массажа[22].

3) Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должен получить 3—4 курса комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин[13].

После 2 лет консервативное лечение неэффективно, так как к этому возрасту асимметрия лицевой части черепа становится необратимой[9].

1) кривошея, не поддающаяся лечению в течение первых 2 лет жизни ребёнка;

2) поздняя диагностика;

3) рецидив кривошеи после операции.

Наиболее распространённая операция, широко применяемая для устранения врождённой кривошеи, — пересечение ножек изменённой мышцы в нижней её части[19].

Больного укладывают на спину, под надплечья кладут плотную подушку толщиной 7 см, голову отклоняют назад и поворачивают в противоположную операции сторону. Горизонтальный разрез кожи производят на 1–2 см выше ключицы в проекции ножек укороченной мышцы. Послойно рассекают мягкие ткани. Под изменённые ножки мышцы подводят зонд Кохера, над которым их поочередно пересекают. При необходимости рассекают тяжи, дополнительные ножки, задний листок поверхностной фасции шеи. Рассекают поверхностную фасцию в боковом треугольнике шеи[24].

Основные задачи послеоперационного периода — сохранение достигнутой гиперкоррекции головы и шеи, предупреждение рубцевания, восстановление тонуса мышц здоровой половины шеи, выработка правильного стереотипа положения головы[17].

Для профилактики рецидива кривошеи и предупреждения вегетососудистых расстройств необходима функциональная методика ведения больных в послеоперационном периоде.

• Первые 2–3 сутки после операции голову в положении гиперкоррекции фиксируют мягкой повязкой типа воротника Шанца.

• На 2–3-е сутки после операции в положении максимально возможного наклона головы в сторону непоражённой мышцы накладывают торакоцервикальную гипсовую повязку.

• На 4–5-е сутки после операции назначают упражнения, направленные на увеличение наклона головы в сторону неизменённой мышцы. Достигнутый в процессе занятий увеличенный наклон головы фиксируют пелотами, подводимыми под бортик повязки на стороне поражённой мышцы.

• На 12–14-е сутки на область послеоперационного рубца назначают электрофорез с лидазой[19].

Срок иммобилизации гипсовой повязкой зависит от степени выраженности деформации и возраста больного и в среднем составляет 4–6 нед. Далее гипсовую повязку заменяют воротником Шанца (асимметричная выкройка) и проводят консервативное лечение, включающее массаж, расслабляющий мышцы на стороне поражения и тонизирующий их на здоровой, тепловые процедуры на область поражённой мышцы, ЛФК. Для предупреждения развития рубцов рекомендуют физиотерапевтическое лечение: электрофорез с калия йодидом, грязелечение и парафинотерапия.

Задача лечения на этом этапе — увеличение объёма движений головы, восстановление тонуса мышц и выработка новых двигательных навыков.

Диспансерное наблюдение за больными:

1)в течение первого года жизни — ежемесячный осмотр, второго — 1 раз в 4 мес;

2)в течение 1 года после операции — осмотр 1 раз в 3 мес.

Как после консервативного, так и после хирургического лечения дети подлежат диспансерному наблюдению до окончания роста[25].

Методика использования физических упражнений прп консервативном и хирургическом лечении ребенка, страдающего врожденной мышечной кривошеей, различна.
Консервативное лечение обычно проводится на раннем этапе развития кривошеи (до 3 лет), но применение лечебной физкультуры особенно эффективно на первом году жпзни ребенка. В процессе восстановительного лечения применяется лечебная гимнастика, массаж на фопе правильного (корригированного) положення головы ребенка. В ближайшие недели и месяцы после рождения ребенка проводится осторожный массаж пораженной грудпно-ключично-сосковой мышцы с целью ее расслабления, рассасывания образовавшейся гематомы и предупреждения грубо-го рубцевания. Нежное воздействие на тканп достигается использованием приемов вибрации и растирания в сочетании с поглаживанием. Растирание осуществляется концом среднего или указательного и среднего пальцев. Поглаживание проводится двумя пальцами от сосцевидного отростка височной кости по направлению к ключице. При проведении массажа следует избегать применения на стороне поражения приемов, которые могли бы укрепить пораженную мышцу (например, разминание, глубокое растирание, поколачивание) и способствовать тем самым усилению мышечной контрактуры.
Параллельно проводится интенсивный массаж непораженной грудино-ключично-сосковой п верхней части трапециевидной мышцы с преимущественным использованием приема разминания. Лечебная гимнастика применяется в основном в форме пассивных движений, выполняемых в строго определенном направлении, а именно: наклон головы в сторону, противоположную пораженню, поворот головы в сторону пораженной мышцы и разгибание ее. Этим достигается растягивание укороченной вследствие фиброзных изменений грудино ключично-сосковой мышцы. В период, когда ребенок еще не научился держать голову, гимнастика проводится прп положенпп лежа на спине, а в более поздний период развития ребенка - в положении сидя. Очень существенно, чтобы при пассивном наклоне головы не поднималось соответствующее надплечье (его необходимо придерживать). Очень полезно стремиться вызвать у ребенка активное движение головой в указанных направлениях, привлекая его внимание с помощью погремушки пли ярко раскрашенной игрушки. Движения, совершаемые самим ребенком, будут способствовать диффе-ренцированному укреплению грудино-ключично-сосковой мышцы на стороне, противоположной поражению. Восстановительное лечение в форме массажа, пассивных п ак- тивиых движений дает положительный результат лишь в том случае, если оно будет сочетаться с приданием голове правильного положения. С этой целью используется укладка головы ребенка между двумя мешочками с песком п назначается ношение мягкого (ватного) ошейника Шанца. Консервативное лечение проводится не менее 8-месяцев в случаях благоприятного результата.
При хирургическом лечении врожденной мышечной кривошеи, выражающемся в удлинении или пересечении ножек грудино-ключично-сосковой мышцы и проводимом обычно у детей старше 5 лет, методика лечебной физкультуры имеет несколько этапов. В период иммобилизации головы (вытяжение, гипсовый ошейник), следующий за операцией и длящийся от 4 до 6 недель, проводится общеукрепляющая гимнастика. Кроме того, через попытки к движению головой (путем асимметричного давления головой на гипсовую повязку) стремятся добиться укрепления мышц шеи на стороне, противоположной оперативному вмешательству. Следует также для предупреждения ограничения подвижности в челюстных суставах производить движения пижней челюстью в пределах, допускаемых гипсовой повязкой.
В ближайшие дни после снятия гипсового ошейника (превращения его в съемный) больные обычно отмечают боли в шее прп движении головой. В этот период для снижения болезненности показаны теплая водяная ванна и легкий симметричный массаж шеи (преимущественно поглаживание). Первое время с целью восстановления амплитуды движений, утраченной в период иммобилизации, упражнения в шейном отделе производятся недифференцированно, во всех направлениях и сочетаются с общеукрепляющими упражнениями. С уменьшением болезненно-сти добавляются активные упражнения, направленные на растягивание рубцово измененных мягких тканей и избирательное укрепление мышц. Упражнения выполняются в исходных положениях, стабилизирующих положение плечевого пояса, а именно лежа и сидя (надплечья больного фиксируются при этом руками методиста). Основными специальными упражнениями являются наклон головы и кружение в сторону, противоположную локализации оперативного вмешательства, поворот головы в сторопу пораженной грудино-ключично-сосковой мышцы, разгиба-ние головы. Специальные упражнения чередуются с уп-ражнениями, вовлекающими мышцы спины, плечевого пояса. Массаж, носивший на первом этапе лечения симметричный характер, следует производить более избиратель но, а именно: на расслабление мышц - на стороне пораження (поглаживание, вибрация) и более интенсивно (с использованием растирания и разминания) - на противоположной стороне. После проведения лечебной гимнастики голове придают положение коррекции путем укладывания больного на бок на сторону оперативного вмеша-тельства с клеенчатым валиком, набитым ватой, под головой. В дальнейшем, в зависимости от клинического течения болезни, гипсовый ошейник заменяют на определенный срок (до 6 месяцев II более) нитролаковым ошейником или полужестким (типа Шанца) или снимают полностью.
Комплекс специальных упражнений постепенно расширяется. Активные упражнения дополняются пассивными движениями головой. В последнем случае одним лицом фиксируются надплечья больного, другим - производятся пассивные движения. Для увеличения силы напряжения мышц используются упражнения с противодействием и из положения лежа на боку, на животе со свешенной за край кушетки головой. В отдельных случаях, при фиброзно измененных мягких тканях шен и стойко выраженной деформации, может быть использован наклон корпуса в сторону при положении больного ребенка стоя и фиксированной руками методиста голове. Для предупреждения возникновения и коррекции компенсаторного сколиоза грудного отдела позвоночника назначаются упражнения, укрепляющие мышцы спины, корригирующие боковой изгиб (посредством асимметричного вытягивания руки), улучшающие осанку и положение головы (перед зеркалом). Производится массаж длинных мышц спины, более интенсивный на выпуклой стороне искривленного позвоночника.
После проведения лечебной гимнастики больного укладывают на бок с валиком под головой, установленной в гиперкорригированное положение (практикуемая иногда укладка больного со свешенпой головой нерациональна, так как ведет не к растяжению, а к укреплению мышц вследствие стремления больного удержать голову на весу). При достаточно большом сроке после операции, наличии коррекции и удовлетворительном объеме движений головой во всех направлениях используются упражнения, симметрично укрепляющие мышцы шеи, плечевого пояса, спины, а также физические упражнения для других мышечНЫх ґрупй Верхних и нижних конечностей. ТакйМ образом, постепенно упражнения утрачивают свою специфичность и принимают общеукрепляющий характер. Лечебная гимнастика должна проводиться при благоприятном результате хирургического лечения на протяжении года. Методика восстановительного лечения должна быть хорошо усвоена родителями ребенка, а значительная часть курса лечения должна быть проведена в домашних условиях.
Приводим основные специальные упражнения, применяемые в процесс лечения врожденной мышечной кривошеи (рис. 60, а-и).

Основные специальные упражнения при врожденной мышечной кривошее

Упражнения, выполняемые в исходном положении сидя, опираясь на спинку стула, захватив вытянутыми руками край сиденья

1- е упражнение. Активный наклон головы в сторону, противоположную локализации поражения.
2- е упражнение. Активный поворот головы в сторону пораженной мышцы.
3- е упражнение. Пассивный поворот и наклон головы (надплечья больного фиксированы методистом).
4- е упражнение. Асимметричное кружение головой в сторону, противоположную локализации поражения.
5- е упражнение. Активное разгибание головы с проти-водействием.
6- е упражнение. Асимметричный поворот головы в со-ответствующую сторону с закидыванием ее назад (из нак-лоненного положения).

Упражнения, выполняемые из положения лежа на кушетке

7- е упражнение. Из положения лежа на боку на боль-ной стороне приподнять голову, отклонив ее в противоположную сторону, и непродолжительное время удерживать на весу.
8- е упражнение. Из положения лежа на животе активное разгибание головы.
9- е упражнение. Пассивный наклон, поворот головы, круженпе из положения лежа со свешенпой за край кушетки головой.

10- е упражнение. И. п. - лежа иа животе, взявшись вытянутыми вдоль тела руками за края кушетки. Разгибание головы в сочетании с наклоном ее в здоровую сторону и поворотом в больную.
11- е упражнение. И. п. - лежа на животе. Разгибание корпуса с одновременным подниманием вытянутой вверх руки (с вогнутой стороны намечающегося искривления позвоночника).

ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С КРИВОШЕЕЙ

Шутова Л.А., Степанова Н.В.

Факультет "ЗСТ", Гуманитарный университет "Запорожский институт государственного и муниципального управления"

Аннотация. Сравнительный анализ 2-х комплексов физической реабилитации в лечении больных с кривошеей у детей 1-го месяца жизни.

Ключевые слова : врожденная мышечная кривошея, родовая травма, нейрогенная кривошея, реабилитация.

Анотацiя. Шутова Л.А., Степанова Н.В. Досвiд реабiлiтацii хворих з кривошиею. Порiвняльний аналiз 2-х комплексiв фiзичноi реабiлiтацii у лiкуваннi хворих дiтей з кривошийого 1-го мiсяця життя.

Ключовi слова : вроджена м'язова кривошия, родова травма, нейрогенна кривошия, реабiлiтацiя.

Annotation. Shutova L.A., Stepanova N.V. Experience of rehabilitation for patient with torticollis. Сomparative analysis of two complexes of physical rehabilitation for patient infeats having life torticollis at the children of 1-го month.

Keywords: innate muscular torticollis, birth injuries neurogene torticollis, rehabilitation.

Реабилитация детей первого года жизни - одна из актуальнейших задач здравоохранения. Все увеличивающееся число больных детей 1 года жизни создает угрозу хронизации заболевания в старшем возрасте у детей и возможной ивалидизации. В тоже время на первом году жизни наиболее реальна возможность устранения патологических состояний, предотвращение неустранимых в более позднем возрасте последствий заболевания перенесенных в анте- , интро- и постнатальном периодах развития. Эта возможность обусловлена большой пластичностью организма детей 1-го года жизни, и при целенаправленной ранней и последовательной реабилитации методами лечебной физической культуры (ЛФК) в комплексной терапии этих детей можно обеспечить восстановление здоровья в полном объеме и предотвращение инвалидизации. Особого внимания в этом плане требуют дети, отнесенные ко II-й группе здоровья и группе риска.

Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа. Действительно, если этот корень, вернее, нежный росток - нашего ослабленного малыша окружить вниманием квалифицированных специалистов реабилитологов и активно включенных в его оздоровление родителей, то можно смело надеяться, что дальнейшее развитие этих детей пойдет физиологическими путями, и они станут физически полноценными людьми. Существует много различных форм кривошеи, но так как этиология и патогенез большинства из них недостаточно изучены, при классификации приходится руководствоваться временем возникновения деформации и учитывать, поражение какой ткани (костной, мышечной и т.п.) определяет клиническую картину.

Актуальность своевременного лечения кривошее связана с тем, что при определенных условиях она может давать тяжелые неврологические и соматические осложнения (высокое внутричерепное давление, гипоксическое поражение центральной нервной системы, парезы, ранний остеохондроз позвоночника, сколиозы, мигрени, вертеброгенные нарушения сердечного ритма). Поэтому раннее лечение с использованием средств физической реабилитации (ФР) позволит избежать развития осложнений и патологических состояний.

Возникает необходимость в разработке комплексов ФР при лечении детей с данной патологией.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР гуманитарного университета "Запорожский институт государственного и муниципального управления".

Формулирование целей работы.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования было провести сравнительный анализ 2-х комплексов ФР в лечении больных детей с кривошеей 1-го месяца жизни.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

1. провести комплексное обследование для выявления возможных нарушений рефлексов и реакций у детей с кривошеей;

2. разработать общие и индивидуальные комплексы средств ФР в зависимости от степени поражения, уровня физического состояния и имеющейся патологии шеи;

3. провести реабилитационные комплексы и сделать сравнительный анализ их эффективности.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на базе Запорожской городской детской многопрофильной больницы № 5. Было обследовано 16 детей в возрасте 7 - 21 дней с момента рождения с диагнозом родовая травма шейного отдела позвоночника.

Дети были разделены на II группы: в I-ой группе проводился реабилитационный комплекс без гидрокинезотерапии; во II-ой группе - с гидрокинезотерапией.

До начала проведения реабилитационных мероприятий совместно с врачом невропатологом проводился осмотр пациентов с данной патологией, который включал в себя изучение рефлексов и реакций (рефлекс Моро, Мауса-Клейна, Галанта, Куссмауля, поворот головы лежа на животе, перекрестный экстензоров; реакция сопротивления на сгибание головы, шейная выпрямляющая реакция). Оценка рефлексов и реакций проводилась по системе: О - отсутствует; 1 - частично выражен; 2 - соответствует норме.

После проведенных осмотров при согласовании с лечащим врачом назначались реабилитационные меры с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реабилитационный комплекс для I-ой группы составил: лечение положением, корригирующий массаж, ЛФК, рекомендации родителям по специфике ухода за детьми с данной патологией, обучение мам элементарным приемам массажа.

Реабилитационный комплекс для II-ой группы дополнительно включал упражнения в воде.

По завершению реабилитационного комплекса было проведено аналогичное обследование рефлексов и реакций, что позволило оценить эффективность реабилитационной программы в I и II группах.

Результаты исследования обрабатывались статистически с использованием t критерия Стьюдента.

В таблице описаны результаты обследования детей I-II-ой групп до и после проведения реабилитационных мероприятий.

Оценка в баллах рефлексов и реакций детей I-ой и II-ой групп до проведения реабилитационных мероприятий и по завершению реабилитации (n=8 в I и II групп, М + m).

Рефлексы и реакции

Исходный результат

Конечный результат

Исходный результат

Конечный результат

0,375 + 0,1956

1,25 + 0,1749*

0,625 + 0,1956

1,75 + 0,1749*

Мауса-Клейна

0,625 + 0,1956

1,375 + 0,1956*

0,75 + 0,1749

Поворот головы лежа на животе

0,625 + 0,1956

1 + 0,2020

0,5 + 0,2020

1,75 + 0,1749*

Галанта

0,625 + 0,1956

1,375 + 0,1956*

0,625 + 0,1956

Куссмауля

0,75 + 0,1749

1,625 + 0,1956*

0,875 + 0,1336

1,75 + 0,1749*

Шейная выпрямляющая

0,75 + 0,1749

1,75 + 0,1749*

0,625 + 0,1956

1,5 + 0,202*

Сгибание головы

0,5 + 0,0288

1,375 + 0,1956*

0,25 + 0,1749

1,625 + 0,2223*

Примечание: * - достоверность различий по сравнению с исходными значениями - р

В I-ой группе суммарное количество баллов до проведения реабилитационных мероприятий составило 34 - это 30,35% от максимально возможного количества (112 баллов), а после проведения реабилитационных мероприятий 82 балла - это 73,21% от максимально возможного количества. Прирост составил 42,86% от исходного уровня.

Во II-ой группе суммарное количество баллов до проведения реабилитационных мероприятий составило 34 - это 30,35% от максимально возможного количества, а после проведения реабилитационных мероприятий 99 балла - это 88,39% от максимально возможного количества. Прирост составил 58,04% от исходного уровня.

1. Использование средств физической реабилитации в комплексе лечебных мероприятий у детей с кривошеей обеспечивает значительное улучшение клинического статуса больных.

2. Во II-ой группе, где дополнительно использовалась гидрокинезотерапия, эффективность реабилитационного комплекса значима по сравнению с I группой (разница суммарного прироста в баллах составила 15,18%).

3.Однако следует отметить, что использование в полном объеме всех возможных реабилитационных мероприятий (особенно гидрокинезотерапии) затруднено из-за: раннего неонатального возраста; острого периода заболевания; социального фактора (отказ родителей, невозможность контроля на дому), что в конечном итоге ограничивает возможность применения данного метода.

4. Полученные результаты позволяют рекомендовать более широкое включение гидрокинезотерапии в структуру реабилитационных комплексов как при стационарном так и амбулаторном лечении больных с кривошеей, несмотря на технические и социальные трудности.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем реабилитации больных с кривошеей.

6. Погосян М.М. Лечебный массаж. Учебник. - М. "Советский спорт", 2002. - 527 с.

7. Посiбник з неонатологii: Пер. з англ. / Джон Клоертi, Енн Старк (Ред.). - К.: Фонд допомоги дiтям Чорнобиля, 2002. - 772 с.

Поступила в редакцию 20.03.2006г.

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.