Финансовое регулирование социально-экономических процессов шпора

Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов. Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • * налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • * амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
  • * различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
  • * с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока.

В зависимости от избранного пути общественного развития и социальных приоритетов принято выделять различные модели государ-ственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами. Экономике социалистических стран присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Для социализма было характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере, что в настоящее время не отвечает задачам реформирования экономики России.

Достаточно либеральная модель сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие государства в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Безусловные стратегические задачи России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений:

• создание условий для реализации гражданами своих прав на высокий уровень образования, соответствующий потребностям развития экономики; улучшение здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта, туризма;

развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

создание цивилизованного рынка труда;

обеспечение адресной и дифференцированной поддержки за счет бюджетных средств граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;

проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Официальная позиция государства должна быть направлена на повышение качества жизни граждан, что является в конечном счете основой роста национальной экономики, а также упрочения социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Показатели качества жизни - смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования и преступности, объем и структура потребления материальных благ или услуг — в большинстве государств за последние годы выросли. По данным ООН, наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии.

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны в сторону либерализации предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, по-вышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития. Здесь мы подошли к практическим вопросам функционирования системы государственного регулирования социально-экономических процессов (далее — ГРСЭП). Следует подчеркнуть, что модель госу- дарственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Приоритетная составляющая ГРСЭП — финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджете. Бюджет представляет собой один из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в решении проблем общества, содействует развитию образования, здравоохранения, науки, культуры и других социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. таких, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Эти блага поставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет централизованных фондов потребления.

Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Непосредственное (прямое) влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относится косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное на-логообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций1.

Рассмотрим более подробно роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики. Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Такое изъятие доходов представляет собой огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения структуры совокупного потребления. Через изъятие части доходов в бюджет и цент- рализованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямому воздействию со стороны государства поддаются некоторые экономические показатели. Например, установлением прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

—> расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

—> объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

— > величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Увеличивая суммы налоговых отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов, государство или органы местной власти ограничивают производственные возможности последних, при снижении уровня налоговых изъятий их производственный потенциал повышается. Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения (или дотирования) государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий. Как уже отмечалось в 3.4, либеральная модель общественного развития предполагает снижение налогового бремени на производство. Социальная же ориентация политики обусловливает высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. В нашей стране показатель отчуждаемой в бюджет и во внебюджетные фонды доли средств до недавнего времени значительно превышал аналогичные данные в экономически развитых странах. На достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков направлена налоговая реформа, принципиальные положения которой отражены в программных документах и Налоговом кодексе РФ. Ее цель в первую очередь заключается в снижении налоговой нагрузки на бизнес путем либерализации налоговой системы. Государство намеревается усилить защищенность плательщиков налогов и вернуть в легальную сферу капиталы, выведенные из налогообложения.

Общественное назначение государственных расходов проявляется через их состав, структуру, классификационные признаки. Расходные полномочия государства состоят в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан. Базовым правовым документом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ. Большое значение для струк- туры государственных расходов имеет макроэкономическая политика, ключевым звеном которой является бюджетная политика. Идеи, цели, задачи бюджетной политики в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений. В процессе бюджетного регулирования выделяются следующие основные задачи:

формирование бюджетных доходов, их определенной структуры на текущий период и среднесрочную перспективу;

аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;

межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;

управление (координация) всем бюджетным процессом.

Иначе говоря, в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций — социальных, экономических, управленческих, экологических, военных и т.п. В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перс-пективных направлениях реформирования социального комплекса. Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную по-литику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов. В этой связи нужно отметить, что посредством целого ряда регулирующих мероприятий в социальном комплексе предстоит решить одну из важнейших задач — приведение обязательств государства по обеспечению населения минимально необходимыми социально значимыми услугами в соответствие с его финансовыми возможностями, в частности, путем стандартизации и нормирования. Реформирование социальной сферы предусматривает: расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, пре-доставляемых на платной основе; формирование системы государ-ственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом не- обходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг; разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Круг ГМСС будет включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы мате-риального, кадрового, технического и финансового обеспечения госу-дарственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Что же представляет собой социальный стандарт? Это может быть пере-чень бесплатных услуг в любой из социальных отраслей, оказание ко-торых гарантируется государством. Например, обучение в обычной общеобразовательной школе в пределах базового учебного плана мо-жет быть определено как ГМСС, который полностью подлежит опла-те за счет бюджета. Обучение по гимназической программе может предусматривать долевое участие в расходах родителей, если предположить, что набор учебных предметов и условия обучения в гимназии превышают минимальные значения социального стандарта.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию. Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Выше мы отмечали, что наряду с правовыми и финансовыми аспектами системы государственного регулирования важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов управления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально- экономических реформ.

(?) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ для САМОКОНТРОЛЯ

Назовите основные стратегические задачи современной России в области социальных отношений.

В каких основных финансовых документах отражаются параметры фи-нансового регулирования социально-экономических процессов?

Перечислите основные социальные показатели, включаемые в государственные социальные стандарты.

Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1999.

Позднякова ТА. Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998.

Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования). СПб.: СпецЛит, 1999.

Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э. Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1998.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000.

После изучения материалов главы 4 вы представляете, как происходит управление государственными финансами. Одно из важнейших направлений управления финансами — финансовый контроль.

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве ЗАЛОЖЕНЫ в функциях этой категории - распределительной и контрольной.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соот­ветствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений.

КОНТРОЛЬНАЯ функция через движение финансовых ресурсов отражает течение экономических процессов в обществе и фиксирует все происходящее в экономике и отдельных ее структурных элементах.

Можно выделить два главных направления использования финансов в общественном воспроизводст­ве:

· финансовое обеспечение воспроизводственного процесса (потребностей расширенного воспроизвод­ства);

· финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресур­сов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рацио­нальное использование имеют огромное значение, поскольку финан­совые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уров­ня жизни населения. Снижение объема финансовых ресурсов может ог­раничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социаль­ных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в произ­водственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осу­ществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и го­сударственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйст­вования. При недостаточности собственных средств предприятие (организация) может либо сократить некоторые свои расходы, ли­бо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения вос­производственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйство­вания покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно.

2. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ— это обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильнос­ти, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основ­ным субъектомфинансового регулирования выступает государ­ство.

Среди финансовых методов воздействияна экономику и соци­альные процессы наиболее распространены:

· бюджетные методы (различ­ные формы бюджетных расходов: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты…, государственные гарантии и т.п.);

· налоговые методы (изменение состава налогов, нало­говых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.)

Основными объектами государственного финансового регу­лирования выступают

1. отраслевая структура экономики (переориентация промышленности РФ с первичной на глубокую переработку сырья, стимулирование развития малого бизнеса, поддержка ускоренного развития судостроения, авиационной промышленности, животноводства и т.д.)

2. терри­ториальные пропорции экономики (выравнивание экономического и финансового потенциала территорий страны (регионов, муниципалитетов))

3. социальная структура общества (выравнивание среднедушевых доходов населения; формирование среднего класса).

Влияние финансов на экономику:

Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогооб­ложение доходов организаций-производителей.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствова­ния и экономики в целом принято называть налоговым бременем(налоговым прессом, налоговой нагрузкой).

Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хо­зяйствования ограничивает их финансовые возможности по на­ращиванию производства, а частое изменение налогового меха­низма порождает чувство неуверенности, ослабляет действен­ность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п.

Снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования способствует росту предпринимательской ак­тивности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

Предос­тавление бюджетных средств субъектам хозяйствования оказывает определенное воздействие на процессы производства, на­копления. В качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности используются субси­дии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государствен­ные и муниципальные заказы.

Практически все современные государства поддерживают сельскохозяйственных производителей на основе государствен­ных закупок их продукции, а также субсидирования процентов за пользование банковским кредитом. В последние годы приоритетными направлениями вложения государственных ресурсов в РФ являются космический и оборонный комплекс, программы развития нанотехнологий и инноваций в области коммуникаций, а так же отрасли глубокой переработки сырья.

Финансовое регулирование социальных процессов:

Объектамигосударственного финансового регулирования социальных процессов выступают: доходы и имущество социально не защищенных и низкооплачиваемых слоев населения; социальные общественные блага (услуги) и социальные программы.

Методами государственного финансового регулирования данного объектаявляются:

· финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (социальные трансфер­ты: пенсии, пособия, стипендии, жилищные субсидии, материальная помощь малоимущим гражданам и другие формы денежных выплат);

· финансирование государством социальных льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении ими товаров и услуг (лекарственные средства, медицинские, транспортные и иные услуги). Сегодня в РФ социальные льготы обычно устанавливаются в рамках реализации государственных социальных программ и включают льготы: инвалидам, детям-сиротам; ветеранам войны, пенсионерам и другим малообеспеченным слоям населения.

· налоговое регулированиедоходов, имущества граждан и юридических лиц социальной направленности: налоговые льготы, освобождение от налогообложения отдельных видов доходов, имущества социальных категорий граждан (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный налог);

· бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение, культура, социальное обслу­живание для обеспечения их доступности населению);

· финансовое стимулированиесоздания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятель­ности, финансирование общественных работ.

Государственное регулирование экономических процессов в це­лом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, ко­гда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования явля­ется обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехно­логичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные систем­ные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государст­венное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, че­рез сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на пре­дотвращение возможных или устранение имеющихся диспропор­ций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в од­них сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других [4] .

Основными объектами государственного финансового регулиро­вания служат отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социаль­ные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регу­лирования соответствуют определенные методы.

Регулирование отраслевой структуры экономики. Одной из важ­нейших задач, определенных Правительством РФ на среднесроч­ную перспективу, является изменение отраслевой структуры эко­номики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышлен­ности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурент­ной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социаль­ных задач практически во всех странах мира осуществляется госу­дарственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие мало­го бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру эконо­мики.

К методам государственного финансового регулирования отраслевых пропорций относятся:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, нало­говых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогопла­тельщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым ре­гулированием, влияет на налогообложение прибыли и иму­щества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

• различные формы государственной поддержки организа­ций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, суб­венции, бюджетные кредиты, инвестиции, государствен­ный и муниципальный заказ, предоставление государствен­ного и муниципального имущества в аренду на льготных ус­ловиях, государственные и муниципальные гарантии);

• льготное кредитование и страхование, поскольку более низ­кий уровень ссудного процента и страхового тарифа по ус­лугам коммерческих банков и страховых компаний обеспе­чивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государствен­ные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные га­рантии.

Регулирование территориальнык пропорций. Необходимость фи­нансового воздействия на территориальные пропорции (выравни­вание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатиче­

ских условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономиче­ском потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящие­ся за Северным полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Шве­ции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов и в силу этой причины наблюдается резкая асимметрия в социаль­но-экономическом развитии субъектов РФ.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осу­ществляется главным образом через механизм межбюджетного регу­лирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на террито­риальную структуру происходит также в связи с изменением соста­ва налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значитель­но сократила собственные доходы отдельных региональных бюдже­тов (Москвы и Санкт-Петербурга).

Регулирование социальных процессов. Важное условие социаль­ной стабильности — широкий слой так называемого среднего клас­са, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политиче­ской и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду. В России как раз и наблюдается резкая поляризация общества по уровню доходов и доля среднего класса не велика.

Финансовое воздействие на экономические и социальные про­цессы оказывается в форме прямого и косвенного финансового регулирования. Прямое финансовое регулирование — это непосредст­венное воздействие на конкретный объект регулирования. Напри­мер, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и ин­дивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы не­коммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирова­ние действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 1990-х годов российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были преду­смотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерче­ских банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяй­ственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого пере­крестного субсидирования; это ситуация, в которой эффект от государ­ственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являю­щийся объектом регулирования. Например, в рамках государст­венной поддержки сельскохозяйственных производителей послед­ним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приоб­ретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму суб­сидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного обо­рудования.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наслед­ство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают боль­шими возможностями финансового воздействия на экономиче­ские и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федераль­ный, приближен к потребностям конкретных организаций и граж­дан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (на­пример, Новгородская область). Москва как субъект РФ также мо­жет служить примером региональной социальной политики, на­правленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего лю­бому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объектив­ные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя государст­венная опека отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики явля­ются индивидуальный риск и ответственность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.