Философские учения древнего востока шпора

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая — это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) — идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае — дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао — состояния покоя, умиротворенности, целостности.

« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму — свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей — это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции — в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.



Общая характеристика

Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.


Рис. 1. Письменность в Древнем Египте.

В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

К характерным чертам древневосточной философии относят:

  • Обращение к внутреннему миру человека.
  • Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой.
  • Широкое объяснение понятия разума.
  • Тесная взаимосвязь с религией.

Философия Древней Индии

Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:

    Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).


Рис. 2. Брахманы – жрецы в Древней Индии.

Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.


В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

Что мы узнали?

Основные понятия и термины по теме: интровертность ,конфуцианство, легисты, даосизм. Дао, Инь и Ян, реинкарнация, нирвана, каста, Веды, Упанишады.

План изучения темы:

  1. Особенности философии Древнего Востока
  2. Философские концепции Древней Индии (Веды, Упанишады, буддизм).
  3. Философские концепции Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм)

Краткое изложение теоретических вопросов

Мораль благородного человека подобна ветру;

мораль низкого человека подобна траве.

Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

(Конфуций)

Ментальная схема

(для самостоятельного изучения материала по инфографики)


Инфографика по теме


Вопросы по инфографике

  1. Что из перечисленного относится к Индии, а что в Китаю?

Веды, Дао, реинкарнация, Лао-Цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С.Гаутама.

2. Назовите особенность восточной философии

3. Дайте определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?

4. Соотнесите между собой

1. Особенности философии Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.

Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.

На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого!

Знакомы ли вы с понятием прокрастинации ? Психологи так назвали склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. С этим феноменом сложно бороться в одиночку.

2. Философские концепции Древней Индии.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов -фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).


В наше время мантры преобразовались в мотиваторы, почему?

Если человек живет без позитивной (мотивационной) установки, то он подвержен апатии и/или депрессии.

Аутотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады‘ представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.)восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Таким образом , особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Практические рекомендации:

3. Философские концепции Древнего Китая.

В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе.

Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества.

Даосизм.

Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели. Основной категорией даосизма является дао .

Наши комментарии и практические рекомендации:

Если перевести идеи даосизма на научный язык, то Дао — это те задатки , которые даются человеку при рождении.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Речь идет о профессионально мастерстве.

Сегодня созданы площадки для реализации своих способностей, перевод их в малый (средний) бизнес, создание собственного дела. Например, техно-парки, фонды, спонсирующие стартапы, чемпионаты WorldSkills.

Увлечение мотоциклетной механикой, кондитерским делом, парикмахерским искусством, графическим дизайном, видеомонтажом, ресторанным сервисом – все это может стать вашей карьерной лестницей.

А теперь ответь на вопрос: почему ты учишься на этой специальности?

Практическая рекомендация:

1. Найди, что тебе нравится делать больше всего на свете и (если это не связано с твоей учебой) — сделай это своим хобби!

2. Подбери время (нишу в своем жизненном графике) для нового увлечения! Иначе ты все забросишь или хобби превратится в обязаловку и начнет тебя раздражать.

3. Не ищи аналогов в жизни других людей! (кто и во сколько лет стал богатым) — стань сам образцом для других! Помни — ты и только ты управляешь своей жизнью!

Конфуцианство

Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:

  1. человечностью,
  2. порядочностью,
  3. знанием приличий,
  4. мудростью,
  5. лояльностью.

Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.

Легизм

(конец VIII-VII вв. до н. э.)

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

  • Предмет философии
  • Функции философии
  • Мировые религии
  • Конфуцианство
  • Философия в Древней Греции
  • Философия Сократа
  • Философия Аристотеля
  • Философия Платона

Философия Древнего Востока: кратко о самом главном

Философия Древнего Востока — это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества.

Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. На наш взгляд, она многому может научить и современного читателя.

В чем же особенность философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Востока можно выделить некоторые общие специфические черты:

Синтез природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

Целостность восточного стиля мышления во многом связана с особенностями языка. Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из этих частей. За словом алфавитного языка стоит понятие, образное содержание которого почти полностью устранено. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде.

Антропологический перфекционизм , т.е. представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

Конкретность. Учения Востока создавались как моральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии — это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа.

Отсутствие целостности восточной философии. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одновременно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По крайней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет видно, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэлемента (или решали эту проблему качественно по-другому).

Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Индии и Китае позже создания этих памятников и, в значительной степени, в результате полемики с их традиционным пониманием. Другими словами, ее возникновение было связано с противостоянием традиционным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные философские школы в Индии и Китае формируются приблизительно в VI веке до н. э.

Ниже мы обзорно рассмотрим основные индийский и китайские философские течения, зародившихся в Индостане и на Дальнем Востоке:

  • индийскую школа философской мысли , которая включает в себя идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, известные под общим названием индуизм, наряду с которым возникли самостоятельные, но органично дополняющие это древнее учение (несмотря на разночтение многих фундаментальных концепций) джайнизм и буддизм;
  • дальневосточные традиции — конфуцианство и даосизм, которые под более поздним влиянием буддизма сформировали китайскую школу мысли.

Полная философия Древнего Востока включает в себя философию Китая, Индии, Египта и сопредельных стран. Развитие философской мысли в этих странах происходило не одновременно, но в выводах философов имеются некоторые сходства: народное самосознание базировалось на основе семейных связей, природа и человек воспринимались как единое целое. Также были существенные различия: в Индии не было главенствующей школы философии, а в Китае конфуцианство было принято, как официальная государственная идеология.

Ключевые моменты в развитии Древнего мира


Философия запада и востока возникли в один исторический период, но существовали параллельно, независимо друг от друга. Древневосточная философия старше европейской. Благодаря восточной философии стало возможным объединить религию и науку, создавался новый образ мышления. Самые древние записи, содержащие упоминание о философских идеях, относят к 1 тысячелетию до н. э.

Общие черты, характерные для древневосточной философии:

  1. Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
  2. Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
  3. Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств. Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

В отличие от античной философии Древней Греции, у восточной философии было специфическое отношение к индивидуальности. Личность рассматривалась как часть общества, она не должна была становиться независимой, но раствориться в коллективе, наследовать и передавать особенности культуры.

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.


Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

Ключевые отличия философии Древней Индии

Главная особенность индийского общества – деление на касты. Каждая каста – закрытая социальная группа, обладающая своими правами и обязанностями. Перейти из низшей касты в высшую нельзя. Сын, рождаясь в семье, принадлежащей к конкретной касте, наследовал дело своего отца и его положение в обществе. Для дочери родители обязаны были подготовить приданное, которое полагалось отдать жениху и его семье после свадьбы. Поэтому, для людей из низшей касты рождение в семье девочки воспринималось как горе, а рождение сына – большая удача.

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – в человеческих пороках;
  • чтобы избавиться от страданий, нужно погасить в себе все человеческие стремления;
  • стать свободным от человеческих страстей можно с помощью молитвы и медитации.


Философия буддизма быстро обретя популярность, распространилась за пределы Индии, став одной из трех основных мировых религий.

Особенности философии Древнего Египта

В Древнем Египте были высоко развиты культура, архитектура, народные промыслы и торговля. Благодаря удачному географическому расположению в долине Нила, египтяне могли выращивать пшеницу, продавать ее и обменивать на оружие и строительные материалы. В Египте до сих пор сохранились пирамиды и статуи, древние монументальные сооружения, построенные до нашей эры.

Специфика философии Древнего Египта:

  1. Вселенная разделена на земной и загробный мир.
  2. Земное время конечно, время после смерти длиться вечно.
  3. Земное время присуще только человеку и живым существам, а бесконечное присуще Космосу.
  4. Мир живых и неживых един – живое может стать неживым и снова породить живое.
  5. Человек может общаться с богами посредством молитвы.

Молитва являлась особенным состоянием, временным переходом души человека из окружающей реальности в сферы, где встречаются внутренний мир человека и высшие силы. Главные молитвы и религиозные обряды были описаны в специальной книге – Книге мертвых. В ней переплетались мифы о потусторонней жизни и особенности земной жизни египтян.

Главный миф, отражающий особенности мифологии египтян, история об Осирисе и Исиде. Осирис был первым фараоном (правителем) Египта, а Исида – его женой. Однажды на Осириса напали злоумышленники и, сражаясь с ними, он погиб. Его тело сбросили в Нил, чтобы никто не смог найти его и похоронить с соблюдением всех ритуалов. Исида отправилась искать тело мужа и нашла его. Она окропила его своими слезами и Осирис воскрес. В мифологии египтян, Нил (как и любая вода) олицетворяет слезы Исиды и возможность воскрешения – вечной жизни.

Для богов Древнего Египта характерна антропоморфность: они изображались как существа с телом человека и головой животного. В представлении египтян, человек был тождественен природе и богам, поэтому они могли иметь смешанные черты.

Египтяне верили, что загробная жизнь похожа на земную, поэтому в могилу умершего клали вещи, которые могли ему пригодится: деньги, еду, снаряжение. Умерших фараонов и представителей знати хоронили в специальных гробницах – пирамидах, и оставляли вместе с ними деньги и драгоценности. Заходить в гробницы и тревожить покой умерших было строжайше запрещено: они могли разгневаться и наслать на египтян проклятия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.