Философские проблемы естествознания шпоры

Философия природы самым тесным образом связана с естествознанием - комплексом наук о природе (физикой, химией, биологией, географией, астрономией и др.).

Многие понятия естественных наук являются одновременно и философскими категориями. Так, например, в биологии философский смысл приобретают такие понятия, как жизнь, изменчивость, эволюция, приспосабливаемость и др. Философскими категориями физики являются, например, категории движение, пространство, время, сила, покой, атом, волна.

Целый ряд естественнонаучных проблем носит философский характер. Такие проблемы называют философскими проблемами естествознания.

Например, важнейшей философской проблемой биологии является вопрос о сущности жизни. Существует целый ряд теорий, по-разному определяющих "живое" и "неживое", однако в науке до сих пор нет универсального, признаваемого всеми учеными определения понятия "жизнь". Тесно связан с этой проблемой вопрос о происхождении жизни на Земле.

Статус философских носят многие проблемы генетики. Не случайно многим исследованиям в области генетики приписывалось идеологическое значение. Сущность философских проблем генетики состоит в признании или отрицании принципиальной возможности вносить изменения в наследственную структуру живых организмов искусственным путем, а также в определении общей направленности этих изменений. Для человечества важно уже сегодня осмыслить, к каким последствиям могут привести опыты с вторжением в скрытые коды природы.

Основными философскими проблемами физики являются вопросы о границах пространства и пределах делимости элементарных частиц. В этих вопросах отражены наиболее фундаментальные взгляды человечества на устройство мира.

К разряду философских относят также проблемы, относящиеся к целому комплексу наук. Таковы, например, проблемы происхождения природного мира, изменения природных основ физического бытия человека, возможности достижения бессмертия и др.

5. Физические картины мира

Обобщая знания частных наук, философия создает единую картину мира, в основании которой лежит физическая картина мира. Физической картиной мира называют систему знаний о природном мире, характерную для определенного этапа развития науки. В основе физической картины мира лежат представления об устройстве Вселенной, строении вещества, свойствах пространства и времени.

В истории науки выделяют три основные физические картины мира: доклассическую (характерную для античности и средневековья), классическую (господствовавшую в течение XVII - XIX вв.), релятивистскую (сформировавшуюся в первой половине ХХ в.).

Доклассическая картина мира называется также геоцентрической (от греч. ge - Земля).

Основоположником геоцентрической системы, согласно которой Земля находится в центре всего мироздания, считается греческий ученый Птолемей (II в. н.э.). Птолемей выдвинул гипотезу о неподвижности Земли и вращении вокруг нее небесных светил. На основе этой гипотезы он создал целостную космологическую теорию, в рамках которой нашло свое объяснение большинство доступных наблюдению астрономических фактов.

Гипотеза Птолемея о неподвижном положении Земли для своего периода была весьма плодотворной. Она способствовала накоплению фактического материала (с ее помощью было рассчитано большинство планетных путей), а также развитию техники наблюдения.

Представления о свойствах пространства в доклассической картине мира были основаны на законах и правилах геометрии, сформулированных в "Началах" александрийского математика Эвклида (ок.III в. до н.э.). Эвклидовы "Начала" - это самый ранний из дошедших до нас трактатов по математике, в котором были систематизированы все основные математические знания, накопленные к тому времени наукой. Многие из сформулированных в "Началах" геометрических принципов остаются актуальными до сегодняшнего дня.

Относительно представлений о строении вещества в античной картине мира, начиная с V в. до н.э., стала утверждаться атомистическая теория Левкиппа и Демокрита, согласно которой все тела состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов (от греч. atomos - неделимый), между которыми находится пустота.

Классическую картину мира называют также механистической, т.к. она основана на законах классической механики. Механистическая картина мира представляет Вселенную в образе мировой машины, все части которой действуют по законам механики.

В основе механистической картины мира лежали принципы и законы классической механики, сформулированные Галилео Галилеем (1564 - 1642) и Исааком Ньютоном (1643 - 1727).

Существенно изменен был образ самой Вселенной. В XVI - XVII вв. геоцентризм уступает место гелиоцентризму, а начиная с XVII в. в науке начинает утверждаться представление о бесконечности Вселенной.

Гелиоцентрическая (от греч.helios - Солнце) теория была создана польским ученым и мыслителем Николаем Коперником (1473 - 1543). В противовес канонизированной католической церковью геоцентрической системе Коперник изложил и математически обосновал концепцию, согласно которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля и другие планеты - вокруг Солнца.

В "Очерке нового механизма мира" Коперник писал: ". Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира. Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближайшими ее элементами совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу".

Идеи Коперника около ста лет не находили признания. Только в XVII в. его взгляды были подтверждены исследованиями Галилея и Кеплера.

Один из первых образов бесконечной Вселенной был создан в конце XVI в. Джордано Бруно (1548 - 1600). Однако его концепция не получила распространения среди современников из-за противоречия официальным догматам, а сам Джордано Бруно был приговорен инквизицией к сожжению на костре.

Представления о границах Вселенной (прежде всего благодаря изобретению телескопа) существенно расширил Галилей, подтвердивший экспериментально многие положения системы Коперника. ". Этот мир и Вселенная. моими наблюдениями и ясными доказательствами расширены в сто и тысячу раз по сравнению с тем, какими их считали люди науки в минувшие столетия", - писал Галилей в одном из писем.

Доказывая справедливость идей Коперника, Галилей распространил законы механического движения на астрономические объекты, представив тем самым механицизм как универсальный принцип объяснения явлений Вселенной. В XVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630) сформулировал основные законы движения планет, создав классическую теорию небесной механики.

Завершил формирование механистической картины мира программный труд Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором были систематизированы основные законы земной и небесной механики и сформулированы новые принципы исследования механических процессов - на основе дифференциального исчисления.

Релятивистская (от лат. relativus - относительный) картина мира называется также неклассической, т.к. она построена на опровержении абсолютности принципов классической физики. Релятивистская теория утверждает, что действие законов механики относительно - они соблюдаются не во всех условиях.

В рамках классической механики находили свое объяснение практически все известные в науке явления вплоть до конца XIX в. В конце XIX - начале XX вв. в естествознании (преимущественно в физике) был открыт ряд явлений, не вписывавшихся в классическую теорию, например, явление радиоактивности, рентгеновское излучение, явление фотоэффекта и др. Современная наука не могла объяснить эти явления, свидетельствовавшие, во-первых, о том, что атом, более двух тысяч лет считавшийся мельчайшей и неделимой частицей вещества, состоит из еще более мелких частиц, а, во-вторых, о том, что в условиях микромира законы классической механики не соблюдаются.

Состояние физической науки на рубеже XIX - XX вв. получило название "кризиса в физике". Требовалось создать новую теорию, способную объяснить все эти явления. Тот факт, что ". физические явления перестают повиноваться законам, выражаемым дифференциальными уравнениями, есть без всякого сомнения самая большая и самая глубокая революция, которую натуральная философия претерпела со времен Ньютона", - писал французский физик Пуанкаре об открытиях рубежа веков.

Крупнейшими теориями, обосновавшими принципиально новый взгляд на физическое устройство мира, стали квантовая механика и теория относительности.

Основное внимание науки в начале XX в. переместилось на исследование микромира - мира элементарных частиц. Исследования Планка (1858 -1947), Резерфорда (1871 - 1937), Бора (1885 - 1962) открыли человечеству взгляд на принципиальную неисчерпаемость микромира, в которой отразилась астрономическая бесконечность Вселенной.

В 1900 г. Планк открыл явление квантованности (от лат. quantum - сколько) - порционности излучения энергии, что противоречило классической теории теплового излучения, основанной на принципах классической механики. В 1911 г. Резерфорд, исследовавший рассеяние альфа-частиц, предложил планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг ядра по орбитам. Опираясь на эту модель, Бор разработал количественную теорию атома, положившую начало квантовой механике, описывающей законы микромира.

В 1905 г. Эйнштейн (1879 - 1955), занимавшийся изучением свойств света, разработал специальную теорию относительности, содержавшую новый взгляд на пространственно-временные свойства физических процессов. Эта теория утверждает относительность времени, неразрывную связь времени и пространства, конечность скорости распространения взаимодействий, взаимосвязь массы и энергии тел. Согласно теории относительности законы классической механики являются частным случаем универсальных релятивистских законов для тел, движущихся со скоростями много меньшими скорости света.

В 1916 г. Эйнштейн завершил работу над общей теорией относительности, объяснявшей природу тяготения геометрическими свойствами пространства-времени. Выводы теории относительности были неоднократно проверены на практике и легли в основу современной картины мира.

* Экология (от греч. oikos - дом, родина) - наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Понятие существует со второй половины XIX в., расцвет науки начался во второй половине ХХ в.

В предыдущих трех главах говорилось о методологических, общефилософских и исторических проблемах науки. Главы 4 и 5 посвящены конкретизации полученного знания: они применяют философские и методологические принципы к анализу определенных отраслей науки.

Весь массив научного знания можно поделить на две большие области: науки о природе и науки о человеке.

В гл. 4 речь пойдет о природе. Природа, понятая в самом общем смысле, - это совокупность всех известных и неизвестных сущностей и закономерностей, не зависящих от мысли и воли человека. Однако изучить природу можно, лишь используя мысль и волю человека, - и здесь важно как можно точнее определить способы применения мысли и воли, а также отделить информацию, которую можно считать объективной, от информации, сформированной под влиянием фундаментальных свойств самого человека.

Естествознание в системе культуры

С конца XX в. бытуют два противоположных подхода к оценке роли науки в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Представители обоих направлений высоко оценивают роль науки.

Различие между ними заключается в качественном понимании этой роли. Если сторонники научно-технической революции, так называемые сциентисты (от англ. science - наука), подчеркивают значительную положительную, преобразующую роль науки, то гуманистически настроенные мыслители акцентируют внимание на тех негативных явлениях, которые, по их мнению, порождаются прогрессом научного и технического знания и внедрением научно-технических новаций во все сферы жизни. Соответственно этому основному различию во взглядах сциентистов и антисциентистов ("гуманистов") на науку как социальное явление различаются и оценки ими роли гуманитарных, общественных и естественных наук в жизни общества, в системе образования и воспитания, в формировании духовной культуры. Всемерно подчеркивая позитивное влияние философии, гуманитарных наук, искусства и литературы на общественный прогресс, многие представители художественной интеллигенции нигилистически воспринимают усилия естествоиспытателей и представителей техникознания по осмыслению закономерностей природы и их использованию на благо человечества.

Наличие двух ветвей духовной жизни современного общества было замечено известным английским писателем и ученым Ч. П. Сноу. Сноу отмечал разделение научного сообщества на две полярно противостоящие группировки: "Итак, на одном полюсе - художественная интеллигенция, на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания, а иногда - особенно среди молодежи -даже антипатии и вражды. Но главное, конечно, непонимание. У обеих групп странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций. Те, кто не имеет отношения к науке, обычно считают ученых нахальными хвастунами".

В отечественном интеллектуальном сообществе также было замечено имеющееся разделение между естественнонаучной и гуманитарной его частью, что нашло отражение в дискуссии "физиков и лириков" 60-х гг. XX в.

Создание гуманитарных факультетов и кафедр в технических и естественнонаучных вузах было продиктовано стремлением преодолеть недостатки узкоспециального образования и повысить культурный уровень представителей технических специальностей и естествоиспытателей. При этом молчаливо предполагалось, что специальные естественнонаучные и технические дисциплины не несут никакой культурной "нагрузки". Такой подход означал на деле абсолютное противопоставление науки и культуры, а также принижение роли естественных и технических наук по сравнению с гуманитарными науками, искусством и художественной литературой. Делавшиеся при этом ссылки на работу Сноу давали превратное ее толкование. Если Сноу отмечал серьезное отставание гуманитарной культуры от понимания сущности и последствий научно-технической революции, то гуманитарии стремились использовать его работу для компрометации естественных и технических наук, для формирования пренебрежительного отношения к ним, для отрицания гуманистического и философского значения этих наук.

Цивилизация и ее техническая основа при этом рисуются обычно как нечто давящее на природу и человечество, чудовищно громоздкое и тяжелое. Одним из современных авторов, чутко воспринимавшим дух нашего времени, цивилизация ощущалась, например, как существующая "в децибелах заглушек и шумов нашей радиоэлектрической, железобетонной, нефтегазоносной, визжащей транзисторами и тормозами, грохочущей сталью колес и гусениц мегатонной цивилизации". Можно заметить, что хотя такое восприятие индустриальной цивилизации и имеет под собой веские основания, все же оно односторонне, поскольку не учитывает тенденций миниатюризации (нанотехнологии, биологизация, информатизация и т.д.) в современном техническом развитии. При восприятии техники как "грохочущей и мегатонной" совершенно упускают из виду, что между неорганической природой и миром идей и ценностей человека находится мир живого, тесно связанный как с неорганической природой, так и с мирами человека.

На защиту естественнонаучного и технического знания встали представители этих наук и философы, эрудированные в области естествознания и техники. В работах Н. Н. Семенова, В. А. Энгельгардта, Р. С. Карпинской, И. Т. Фролова, Н. Н. Моисеева и многих других была обоснована необходимость не только гуманитаризации технических и естественных наук, но и натурализации гуманизма.

Знакомство с философией природы необходимо для выработки целостного восприятия мира: "Будущие естествоиспытатели и "технари" способны получить навыки целостного восприятия мира, если этот мир не сводится к совокупности вещей, их свойств и отношений, а представляется "человекоразмерным", включающим в себя самого человека. Гуманизация естествознания и технических наук создает сопротивление отрицательным последствиям узкой специализации, способствует развертыванию творческого потенциала личности. Не менее важна философия природы для гуманитариев, сплошь и рядом замыкающихся на своих традиционных подходах к человеку как сугубо социальному существу. В настоящее время безрассудно игнорировать научные данные о природных основах человеческого бытия, а также новейшие направления естественнонаучного исследования, непосредственно выходящие на проблему человека. Зачем гуманитарию естествознание и зачем естествоиспытателю, "технарю" философия человека - эти вопросы должны пронизывать все уровни образования, все его формы"2. Возрождение философии природы и ее модернизацию авторы цитируемой коллективной работы видят в использовании идей и принципов коэволюционного подхода к широкому кругу эволюционных проблем: к эволюции природы (биологических видов), к исследованию проблем глобального развития при анализе сопряженности биологической и культурной эволюции, взаимосвязи в историческом развитии естественно-научных и философских знаний.

Абсолютизация противостояния науки и культуры, естественных и социогуманитарных наук - это отражение кризисных явлений в развитии мирового сообщества. Эти кризисные явления суть геополитические, социально-экономические, энергетические, демографические, экологические сложности и противоречия, получившие название глобальных проблем современности и обусловившие необходимость осмысления, разработки и проведения в жизнь стратегии и тактики их решения для обеспечения устойчивого развития мирового сообщества. В нашей стране дополнительно к отмеченным обстоятельствам противопоставление науки и культуры, научного и гуманистического подходов к проблемам общественного развития стимулировалось коренной трансформацией российского общества, сопровождающейся кризисным состоянием социогуманитарных наук.

Долгое время в отечественной литературе основное внимание в изучении философских вопросов конкретных наук обращается преимущественно на их методологические проблемы. Саму методологию в этом случае толкуют главным образом как область, производную от гносеологии. Тем самым отдается должное активности человека, активности процесса познания. При этом оставляют в тени активность природы, ярко проявляющуюся в ее ответных (в подавляющем большинстве негативных) реакциях на антропогенные воздействия. Между тем современные кризисные ситуации требуют большего внимания к онтологическим (бытийным, может быть, лучше сказать, к оптическим') аспектам методологии. Сегодня в противовес односторонне истолкованному марксистскому тезису - "Бытие определяет сознание" - выдвигают такой же односторонний - "Сознание определяет бытие". Однако сознание необходимости блага для народа, его благосостояния, преуспевания, здоровья, а равным образом и разговоры об этом сами по себе не способны удовлетворить ни материальные, ни духовные потребности. Мысли и отвлеченные разговоры об этом (в думе, правительстве, президентских структуpax) есть такие занятия, которыми, согласно известному изречению, "вымощена дорога в ад".

Плодотворность и действенность методологии выражаются в ее способности на основе осмысления закономерностей актуальной действительности прогнозировать и проектировать возможные будущие состояния развивающихся систем. В этом смысле методология близка к технологии. Это и есть своего рода технология творческого мышления.

Характеризуя естественно-научную культуру, Ч. П. Сноу отмечает, что она существует как "определенная культура не только в интеллектуальном, но и в антропологическом смысле. Это значит, что те, кто к ней причастен, не нуждаются в том, чтобы полностью понимать друг друга, что и случается довольно часто. Биологи, например, сплошь и рядом не имеют ни малейшего представления о современной физике. Но биологов и физиков объединяет общее отношение к миру; у них одинаковый стиль и одинаковые нормы поведения, аналогичные подходы к проблемам и родственные исходные позиции. Эта общность удивительно широка и глубока. Она прокладывает себе путь наперекор всем другим внутренним связям: религиозным, политическим, классовым".

Взаимное встречное движение в различных отраслях естествознания выражается в интегративных тенденциях различных его отраслей, в образовании "гибридных" (биохимия, биофизика, биогеохимия, молекулярная биология и т.п.) и общетеоретических наук (кибернетика, информатика, синергетика). В процессе исторического развития естествознания меняется роль отдельных его ветвей в общем прогрессе естествознания. "С конца XIX века и примерно до 60-х или 70-х годов XX века физика была, можно сказать, первой наукой, главной, доминирующей. Конечно, всякие ранги в науке условны, и речь идет лишь о том, что достижения физики в указанный период были особенно яркими и, главное, в значительной мере определяли пути и возможности развития всего естествознания. Развитие физики привело в середине XX века к известной кульминации - овладению ядерной энергией и, к великому сожалению, созданию атомных и водородных бомб. Полупроводники, сверхпроводники, лазеры - все это тоже физика, определяющая лицо современной техники и тем самым, в значительной мере, современной цивилизации. Но дальнейшее развитие фундаментальной физики, основ физики и, конкретно, создание кварковой модели строения вещества - это уже физические проблемы, для биологии и других естественных наук непосредственного значения не имеющие. В то же время биология, используя в основном все более совершенные физические методы, быстро прогрессировала и после расшифровки в 1953 году генетического кода начала особенно бурно развиваться. Сегодня именно биология, особенно молекулярная биология, заняла место лидирующей науки".

В. Хесле, один из известных современных немецких философов, занимающийся философскими вопросами экологии, отмечает в своих лекциях, что "без философии техники и хозяйства мы не сможем понять сущность экологического кризиса. Впрочем, гораздо труднее осознать то обстоятельство, что триумфальный путь хозяйственно-технического мышления отмечен определенными гуманитарно-историческими вехами, определенными метафизической программой нового времени. Признание данного факта является непреходящей заслугой Хайдеггера, начиная с которого философия истории философии и науки образуют необходимую часть философии экологического кризиса. Однако же эта дисциплина не вправе ограничиваться лишь констатацией метафизического измерения опасности и ее генезиса. В самом деле, теоретизирующее самоограничение было бы настоящим бедствием в том случае, если философия действительно несет долю ответственности за начавшийся процесс развития"2. Продолжая эту мысль, Хесле акцентирует внимание читателя на том, что "одной из основных потребностей нашего времени является потребность в философии природы, которая могла бы сочетать автономию разума с самодовлеющим достоинством. Из сказанного становится ясным, что созданию философии экологического кризиса должны способствовать самые различные, если не все философские дисциплины, а именно: метафизика, философия природы, антропология, философия истории, этика, философия хозяйства, политическая философия, философия истории философии. Раздробление знания привело к упадку философии и нынешнему экологическому кризису, тогда как понимание того, что лишь цельное образование, дающее одинаково глубокие знания в науках естественных и гуманитарных и тем самым способствующее появлению людей, которые внесут свой вклад в дело преодоления кризиса, косвенно пойдет на пользу и философии"1. Итак, ряд отечественных и зарубежных исследователей подчеркивают необходимость возрождения и развития философии природы как существенного компонента культуры, ее мировоззренческое, методологическое и практическое значение.

Естествознание - один из важнейших элементов культуры, глубокое знакомство с историей и основными достижениями которого является существенным элементом философской культуры специалиста.

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы:

1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

2. Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.

3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.

Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету. Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.

4. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки – описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др. В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология. Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод – совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода – решение познавательных и практических проблем. Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Нау́ка —вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. Наука есть во всех сферах человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. Наука оказывает большое влияние на образовательный процесс и может изменить всю структуру обучения. Процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности не просто передача знаний, но и процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – непрерывный процесс, который проходит в рамках учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования объединяет в себе обучение и воспитание. Без повышения качества образования невозможно эффективное применение современной техники. Наука формирует убеждения и отношение человека к миру. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

6. Функции науки в жизни общества.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Основная функция науки – производство новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, чтобы объяснить факты, с которыми приходится встречаться. Предсказательная функция позволяет предвидеть новые явления и события. Функция понимания событий и явлений. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. В настоящее время выделяются 2 общие для образования и науки функции. Во-первых, это функция направлена на выживание человечества и заключается в передаче накопленных знаний последующим поколениям. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы для существования человека.

7. Генезис науки. Понятие преднауки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. (Преднаука появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов те) Античная наука — формирование первых научных теорий : астрономия, ботаника, геометрия. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Условиями возникновения первой теоретиче­ской науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Переход от преднаучной к научной стадии раз­вития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирическо­го изучения предметов и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

9. Средневековая наука

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Особенности С.Н. являются: 1. Рациональность – постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Объяснение явлений с точки зрения религии. 3. Экспериментальность – утверждение, что мир создан для человека, который имеет право его переделывать. 4. Явления природы делаются символами церкви, например, Луна – это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер – символ Духа и т. д. 5. Знания о природе познаются через познание Бога. Основные черты С.Н.: – Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. С помощью пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие церкви, стоили средневековым ученым жизни. Это привело к застою научного познания. Развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления религиозных праздников. Новые взгляды на мир и человека сделали научные открытия, новые теории и подготовили базу последующей научной революции. Были сделаны открытия идея бесконечности Вселенной. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна

10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Основные результаты новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы: 1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. 2) Демократизация и эффективация научного поиска. 3) Натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы.

11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

Научная дисциплина понимается как систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, научной литературы, с созданием автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки обеспечивает доведение результатов научной работы до людей, превращает их в образцы на основании которых создаются учебники и излагаются знания. Дисциплинарно организованное знание возникает, когда накопленное знание передается другим поколениям. Для обучающегося знание это дисциплина, а для обучающего – доктрина (т.е. учение, принцип). Стремление все организовывать, систематизировать, приводить в порядок, приводит к тому, что все знания преподносятся как дисциплины, которые делятся на научную и учебную. В средних веках были созданы университеты, которые выполняли 2 функции: учебного заведения и научных лабораторий. Дисциплинарная организация учеб. процесса, основана на палочной дисциплине. Подчинение учащихся определенным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения книг Библии и т. д. Была введена оплата труда преподавателей. Формами обучения в это время были лекции и диспуты (спор сознаний). У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что наука нуждается в обновлении. Для этого нужно создать сообщества ученых, в которых разделить труд: одни собирают сведения из книг, другие проводят опыты, третьи делают выводы.

12. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира. Основа научной картины мира эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений.

13. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Сбор фактов, описание наблюдений, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено на объект (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент), а его важнейшим элементом является факт. Любое научное исследование начинается со сбора и систематизации фактов (фрагментов действительности, объективные события и др.).

14. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ФОРМЫ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление – процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания – проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза – предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория – отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.

15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: – научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал – наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания – регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.