Философия ее предмет и роль в обществе шпоры

Роль философии в развитии человека и общества

В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. В ней рассматриваются даже такие проблемы, как виза в италию.

Современное общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.

Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции. Именно повышение этих качеств человека может действовать на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.

Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить шансы выхода из состояния глобального кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.

Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать ее роль влияния на формирование каждого человека и социума. А самым поразительным в этой науке является то, что даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.

Философия, ее предмет и роль в обществе.

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития. Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. Содержанием, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него ". кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник" (Ксенофонт. "Воспоминания о Сократе", I, II, 32). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых - техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства.

Кому и зачем нужно знание философии?

Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система философских категорий, постольку уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых решений каждого человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет большое практическое значение.

Во-вторых, только на основе философии формируется целостное представление научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного климата, духовного мира человека. (Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский конгресс 1998 года был посвящен теме " Философия в воспитании человечества"). Она - своеобразная социально-духовная терапия.

В-третьих, являясь своеобразной базой развития всех наук, философия создает условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.

В-четвертых, только философия содержательно и конструктивно обогащает теорию познания, формулируя общую методологию и закономерности духовного освоения действительности.

В-пятых, в процессе последовательного и систематического усвоения философии логическое мышление становится все более верным и правильным, адекватно отражающим действительность. А диалектическое понимание мира превращается в стимулирующее критическое и творческое отношение к этому миру.

Мировоззрение. В самом общем виде это воззрение человека на окружающий его мир на свою роль и место в этом мире, а также обусловленными этими воззрениями жизненные позиции, убеждения людей, их идеалы, принципы поведения и практической деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Во многих учебниках говорится о том, что мировоззрение является ядром, основой философии. Это и так, и не совсем так. Может быть и наоборот, когда философия выступает как основа, ядро мировоззрения.

Существует несколько типов мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения обеспечивают человека возможностями получения знаний об общей картине мира, о человеке, об обществе. Они определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека. А это значит то, что человек вынужден ставить вопросы и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Здесь надо знать, что всякая философия – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Носителем мировоззрения является человек или социальная группа людей, воспринимающих действительность через призму того или иного типа мировоззрения. Практическая значимость мировоззрения проявляется в выборе норм поведения, жизненных устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.

Следует различать понятия "мировоззрение", "мироощущение", "миросозерцание", "миропонимание", "мировосприятие", т.к. иногда они употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание же – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

1.1. Философия как мировоззрение

1.1.1. Понятие философии. Философия и мировоззрение

1.1.2. Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма

1.1.3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

1.2. Философия как наука

1.2.1. Соотношение философии и частных наук

1.2.2. Структура и функции философии в обществе

Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека.

3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное.

4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее.

Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев

Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок.

Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

Формула мировоззрения

МЧ= мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе

психическая сторона) сторона)

По-своему содержанию мировоззрение любого человека многогранно. Он включает в себя ряд сторон: экономическую, социально-правовую, экологическую.

Виды мировоззрения

ü Научное — не научное

ü Прогрессивное — реакционное

ü Оптимистическое — пессимистическое и т.д.

Типы мировоззрения

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел)

2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу)

3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира)

4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий.

Три точки по этому вопросу:

1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой.

2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких:

1) Что должен знать;

2) Что должен делать, на что могу надеется;

3) Каким надо быть, чтобы быть человеком.

Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением.

3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем.

В решении основных вопросов философии выделяют два подхода:

1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание.

2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание.

Идеалисты (идея- понятие, представление)- считали, что дух существовал прежде, чем появилась природа. Мир кем-то сотворен!

За время существования философии и материализме и в идеализме выделились определенные виды, формы течения.

Существуют три основных формы материализма и два течения в идеализме.

Формы материализма:

1) Наивный материализм. Древней Греции и Рима (VI-I в. до н.э.) философы этого времени объясняли, мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

2) Механистический материализм Нового времени (XVIII-IX вв.). Представители: Френсис Беккон, Спиноза. Особенность: философы этого времени рассматривали явление природы с позиции наиболее развитой в то время науки-механики.

3) Диалектический материализм (40-е г. IX в.). Создатели: Маркс и Энгельс. Особенность: явление окружающей среды-мира рассматривается с позиции того, что материя первична, и она все время развивается и сменяется.

1) Объективный идеализм.

2) Субъективный материализм.

Объект – это все то, что находится вне и независимо от человека, на что направлено его действие.

Субъект – сам человек.

Сходство между объективным и субъективном идеализмом в том, что идеалисты считают, что идея, сознание первичны, а материя их производится средством. Разница в том, что объективный идеализм, что идея, мир, разум, Бог находящийся вне человека. Так считали Гегель, Платон. Субъективный идеализм (Фихте, Бертлик) считали, что эта идея, сознание заключается в самом человеке, его мозге.

Два основных мнения:

1. С диалектико-материалистической точки зрения. Она заключается в следующем: окружающий нас мир познаваем (это доказывается практикой), но не до конца, так как он постоянно развивается, изменяется.

1. с диалектической точки зрения окружающий нас мир постоянно изменяется, развивается, в нем все взаимосвязано и взаимопереплетено. В нем происходят как количественные, так и качественные изменения.

2. С методологической точки зрения окружающий нас мир в основном не изменяется. Природа вечно остается одной и той же. Если в ней происходят изменения, то только количественные в сторону увеличения или уменьшения.

Предметом философии (тем, что направлено на изучение философа) является потенциально весь окружающий мир. Существуют разные мнения о связи философии с частными науками.

Три тоски зрения:

1. Философия- наука наук, законодательница наук /Гибкелло

2. Каждая частная наука сама себе философия. Долой философию /Огюст Конт

3. Диалектико-материалистическая. Философия и частные науки тесно связаны с друг другом. Философия дает частным наукам полную научную картину мира и его изучения, а частные науки постоянно дают философам новые факты для анализа, обобщения.

По мере накопления философских знаний выделяются следующие философские науки: логика (наука о законах мышления), эстетика (наука о прекрасном в жизни и искусстве), этика (наука о нравственности и поведении людей), социология (наука о закономерностях развития человеческого общества), история религии (наука о возникновении и развитии религиозных представлений).

В философии выделяют три области знаний:

1. онтология (учение о бытии, материи, ее свойствах);

2. гносеология или теория познания;

3. диалектика (учение о всеобщих связях и развитии мира).

Функции философии в обществе:

1. познавательная – означает то, что в результате изучения философии человек приобретает новые знания о мире;

2. мировоззренческая – означает то, что изучение философии влияет на формирование мировоззрения;

3. методологическая (философия даёт методы исследования мира другим наукам );

4. социальная (изучение философии позволяет лучше понять прошлое, настоящее и будущее в развитии общества);

5. воспитательная (изучение философии позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).

Вывод : специфика философии:

философии свойственно стремление обобщение результатов познания и к раскрытию законов окружающего мира. Изучаем “не мир в целом, а мир как целое”.

Философия имеет гуманитарную ориентацию, она нацелена на исследование человека.


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы:

1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

2. Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.

3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.

Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету. Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.

4. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки – описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др. В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология. Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод – совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода – решение познавательных и практических проблем. Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Нау́ка —вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. Наука есть во всех сферах человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. Наука оказывает большое влияние на образовательный процесс и может изменить всю структуру обучения. Процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности не просто передача знаний, но и процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – непрерывный процесс, который проходит в рамках учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования объединяет в себе обучение и воспитание. Без повышения качества образования невозможно эффективное применение современной техники. Наука формирует убеждения и отношение человека к миру. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

6. Функции науки в жизни общества.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Основная функция науки – производство новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, чтобы объяснить факты, с которыми приходится встречаться. Предсказательная функция позволяет предвидеть новые явления и события. Функция понимания событий и явлений. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. В настоящее время выделяются 2 общие для образования и науки функции. Во-первых, это функция направлена на выживание человечества и заключается в передаче накопленных знаний последующим поколениям. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы для существования человека.

7. Генезис науки. Понятие преднауки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. (Преднаука появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов те) Античная наука — формирование первых научных теорий : астрономия, ботаника, геометрия. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Условиями возникновения первой теоретиче­ской науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Переход от преднаучной к научной стадии раз­вития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирическо­го изучения предметов и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

9. Средневековая наука

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Особенности С.Н. являются: 1. Рациональность – постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Объяснение явлений с точки зрения религии. 3. Экспериментальность – утверждение, что мир создан для человека, который имеет право его переделывать. 4. Явления природы делаются символами церкви, например, Луна – это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер – символ Духа и т. д. 5. Знания о природе познаются через познание Бога. Основные черты С.Н.: – Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. С помощью пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие церкви, стоили средневековым ученым жизни. Это привело к застою научного познания. Развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления религиозных праздников. Новые взгляды на мир и человека сделали научные открытия, новые теории и подготовили базу последующей научной революции. Были сделаны открытия идея бесконечности Вселенной. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна

10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Основные результаты новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы: 1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. 2) Демократизация и эффективация научного поиска. 3) Натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы.

11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

Научная дисциплина понимается как систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, научной литературы, с созданием автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки обеспечивает доведение результатов научной работы до людей, превращает их в образцы на основании которых создаются учебники и излагаются знания. Дисциплинарно организованное знание возникает, когда накопленное знание передается другим поколениям. Для обучающегося знание это дисциплина, а для обучающего – доктрина (т.е. учение, принцип). Стремление все организовывать, систематизировать, приводить в порядок, приводит к тому, что все знания преподносятся как дисциплины, которые делятся на научную и учебную. В средних веках были созданы университеты, которые выполняли 2 функции: учебного заведения и научных лабораторий. Дисциплинарная организация учеб. процесса, основана на палочной дисциплине. Подчинение учащихся определенным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения книг Библии и т. д. Была введена оплата труда преподавателей. Формами обучения в это время были лекции и диспуты (спор сознаний). У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что наука нуждается в обновлении. Для этого нужно создать сообщества ученых, в которых разделить труд: одни собирают сведения из книг, другие проводят опыты, третьи делают выводы.

12. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира. Основа научной картины мира эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений.

13. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Сбор фактов, описание наблюдений, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено на объект (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент), а его важнейшим элементом является факт. Любое научное исследование начинается со сбора и систематизации фактов (фрагментов действительности, объективные события и др.).

14. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ФОРМЫ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление – процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания – проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза – предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория – отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.

15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: – научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал – наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания – регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.