Этногенез восточных славян шпора


Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.

Восточные славяне: проблема этногенеза

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.


Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.


Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.


Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.

Откуда произошел славянский народ? Теорий на этот счет довольно много. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что такое этногенез. Узнаем, какие гипотезы о происхождении восточных славян существуют.

Что такое этногенез?

Народы не возникали в один момент. Разные люди объединялись в небольшие группы, которые постепенно расширялись. Маленькие общины разрастались в целые племена. В совместной жизни у них появлялись свои устои, привычки, правила и традиции, отличающие их от других групп.

Что такое этногенез? Это и есть начальный этап формирования народов. Процесс перехода от отдельных людей к группе с одинаковым устройством быта, одной культурой. Образование этноса, то есть народа, происходило благодаря разным причинам и факторам.


У каждого народа разная история возникновения. На появление и формирование народности, нации может влиять географическая среда, религия, соседние группы людей. Свой вклад в развитие народа вносят также переселенцы и захватчики. Некоторые народы, например, немцы, американцы, швейцарцы возникли в результате внешнего вызова.

Славяне

В культурно-этнологическом плане народом является общность людей, которую объединяют определенные признаки. Раньше ими было кровное родство, но со временем такими признаками стали считаться язык, религия, историческое прошлое, традиции и культура, территория.

В Европе проживает примерно 70 народов, часть из которых относится к славянам. Они представляют собой крупнейшую этническую общность. Расселены в Центральной, Южной, Восточной Европе, на Дальнем Востоке и в азиатской части России. Во всем мире их численность составляет приблизительно 350 миллионов человек.


Различают восточную, южную и западную ветви славян. Русских, украинцев, белорусов относят к восточным славянам из-за более тесной культурно-языковой связи. По мнению некоторых исследователей, предки этих народов составляли основное население Древнерусского государства в Средние века, представляя одну народность.

Этногенез восточных славян

Под именем венедов славяне фигурируют в различных письменных источниках ещё в I тысячелетии до нашей эры. До этого существовало несколько предславянских этнических культур (например, пшеворская), которые, скорее всего, и дали начало этим народам. Однако проблема этногенеза славян до сих пор остается открытой. И сейчас мнения ученых по этому поводу отличаются.

Считается, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает множество других народов. А предки славян являются выходцами из центральных и восточных областей Европы. По разным гипотезам прародиной славян является территория между Одером и Вислой, Среднее Придунавье, Припятское Полесье и т. д.


Предполагается, что они жили небольшими племенами, после первого тысячелетия стали объединяться в более крупные образования – племенные союзы. Постепенно они разделялись на западную и восточную ветви, а со временем появилась и южная. Восточных славян часто называют антами. Они жили рядом с племенами аваров, готов, хазаров, печенегов, половцев.

Все эти племена оказали значительное влияние на этногенез восточных славян. Между ними нередко случались войны, набеги. Хазарам даже удалось наложить на славян дань. Исследователи не исключают того, что современные восточнославянские народы, возможно, являются потомками от совместных браков между славянами и восточноевропейскими племенами.

Теории происхождения восточных славян

Существуют различные гипотезы о происхождении и распространении славянских племен. Так, автохтонная теория этногенеза сообщает, что племена восточных славян не приходили с других территорий, а возникли в долинах Днепра и Днестра.

Согласно миграционной теории, во время Великого переселения народов в III-VII веках они расселились на территории между Днепром и Днестром, в восточных долинах Днепра. Позже часть из них распространилась на территории южной Украины, Южного Буга и современной Молдовы. Другая часть, столкнувшись с варягами, остановилась на северо-западе России и основала Великий Новгород, также заняла территорию Белоозера и Тверской области.


Существует и смешанная теория, которая предполагает, что миграция среди славян происходила. Только перемещались не все, некоторые оставались на территории исторической родины, продолжая привычный образ жизни.

Заключение

Что такое этногенез? Это процесс зарождения и формирования народа. Хотя термин включает и дальнейшее его развитие. Изучение этногенеза включает в себя исследование языковых, культурных, исторических особенностей определенного народа, его быт, географическое размещение и перемещения на протяжении существования.

Происхождение восточных славян пока оставляет больше вопросов, чем ответов. О формировании повествует множество теорий, исторических и полулегендарных документов, но единого мнения в научных кругах нет.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Проблема этногенеза восточных славян. Особенности экономических отношений, социально-политического строя и духовной жизни Древней Руси


Этническое ядро нашей страны изначально составили племена, принадлежавшие к восточнославянской общности и проживавшие в V – VII вв. на территории Восточно-Европейской равнины. Проблема этногенеза, под которым понимают процесс формирования этнической общности (народа), остаѐтся до настоящего времени одной из самых сложных проблем в исторической науке.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно истории формирования славянского этноса. История древних славян изучается на основании данных многих наук, и, прежде всего, лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Сложность исследования вопросов этногенеза и древней истории славянских племен заключается, в первую очередь, в отсутствии достоверных письменных источников. Самыми ранними письменными источниками, упоминающими славянские племена, являются византийские источники, относящиеся к периоду середины VI в.: в них говорится о племенах антов и склавинов, которые могли быть предками восточных славян. Византийские историки в своих данных опирались на римских авторов I - II в. н.э., упоминавших в качестве предков славян племена венедов, и таким образом отодвигавших историю праславян ко времени существования Древней Римской империи.

Но при этом отсутствуют указания, к какой этнической группе – народу - относятся перечисленные племена, также как и сведения об истории этих народов, их передвижениях и исторической их родине. В самом раннем из собственно известных славянских источников – Повести временных лет, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в., - повествование, относящееся к древнеславянской истории, носит во многом мифологический характер. Данные лингвистики позволяют говорить о выделении праславянского этноса из индоевропейской языковой семьи в широком временном диапазоне: со II тыс. до н.э. до первых веков н.э.

При этом они устанавливают языковую связь с другими народами индоевропейской языковой семьи, говоривших на анатолийском, индоиранских, армянском, греческом, италийских, кельтских, германских, балтских и др. языках. Общность народов устанавливается на уровне терминологии, относящейся к производственной деятельности, социальной сфере и религии, что позволяет говорить о сходной организации общественной жизни. Ареал распространения языковой группы очень широк – от Азии до севера Западной Европы. Отдельные народы, в том числе, возможно, и славяне, расселились в эпоху бронзы (III – I тыс. до н.э.) на территории Центральной Европы.

Изучение этногенеза славян является одной из сложнейших проблем археологии. В настоящее время археологические изыскания позволили выявить ряд собственно славянских археологических культур, получивших распространение на территории Центральной и Восточной Европы, начиная с V в. н.э. Что касается более ранних культур, то вопрос - можно ли их носителей отнести к представителям славян или их предков - до сих пор остается спорным. Итак, проблема этногенеза славян связана с установлением происхождения, истории формирования и ареала обитания древних славянских племен. В исторической науке сложилось несколько точек зрения относительно истории происхождения древних славян.

Наряду с миграционной существует и автохтонная концепция происхождения восточнославянского этноса. Советский историк академик Б.А. Рыбаков, основываясь на данных археологии, доказывал, что славяне как этнос сформировались на территории Восточной Европы и являются еѐ исконным населением. При этом возникновение разногласий в определении праславянской территории (прародины славян) - Дунай или Балтика – он объяснял тем, что праславяне расселились очень широкой полосой в Центральной и Восточной Европе: от Судет, Татра и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга. Ученые-археологи, разделяющие данную точку зрения, считают некоторые археологические культуры, обнаруженные на территории Восточной Европы, в том числе России, и относящиеся ко времени I тыс. до н.э., собственно славянскими, подчеркивая, тем самым, автохтонность славян относительно данной территории. В контексте автохтонной концепция вероятными местами этногенеза восточных славян называется Белоруссия, северная и центральная части Украины, юго-запад России. Однозначно установленным следует считать факт проживания в V – VI в. н.э. славянских племен на территории от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Подобные выводы подтверждаются данными археологии. На территории расселения славянских племен прослеживается преемственность последовательно сменявшихся археологических культур, относящихся к V–VI вв.

В последние десятилетия XX в. в ходе археологических раскопок были обнаружены памятники, позволяющие говорить о более раннем, чем V – VI вв., времени появления славян на территории Восточной Европы. В 80- х гг. XX в. были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники так называемого киевского типа конца II – IV вв., обнаруженные в Среднем Поднепровье и бассейне левых притоков Днепра, Десны и Сейма (Курская область), вплоть до истоков Северского Донца. Многие ученые (например, Р.В. Терпиловский., Н.С. Абашина и др.) указывают на прямую преемственность киевской археологической культуры с вышеперечисленными славянскими культурами V – VI вв. В VI в. н.э. на европейской территории славянские миграции приобрели массовый характер.

Славяне заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. Из бассейна Балтики славяне двигались в западном направлении, в сторону реки Эльбы (славянской Лабы), и в восточном – по направлению к Ильмень-озеру. Именно в этот период произошло разделение древнеславянских племен на три основные ветви: западных (Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой: словаки, чехи, поляки, лужицкие сербы), южных (Балканы: сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары) и восточных славян (восток и север Восточно-Европейской равнины: русские, украинцы, и белорусы). Помимо определения исторической родины славян и период оформления славянского этноса, важным представляется выявление особенностей формирования самого этноса и его антропологическая история. Данные палеоантропологии и генетики свидетельствуют об этническом единстве славянских племен, проживавших на территории Восточной Европы в V – VI вв. и в более позднее время.

Славянский этнос сформировался на основе слияния двух ветвей европеоидной расы: южной (чехи, словаки, украинцы) и северной (белорусы и русские). Наиболее близкими к славянам народами являются потомки балтов – литовцы и латыши. Кроме того, в этногенезе славян приняли участие представители других этнических общностей - угро-финны (северные территории), кельтские народы (западные славяне), скифы (северное Причерноморье), фракийцы (Балканы) и т.д. Со времени складывания народности и по мере расширения ареала обитания славянские племена вступали в контакты с соседними племенами, оказавшими в разной степени влияние на формирование этноса, его образа жизни, языка, культуры. К племенам и народам, принявшим участие в формировании древнерусской народности, по мнению многих учѐных, можно отнести, помимо балтов и угро-финнов, ещѐ и скифов (VIII в. до н.э. – III в.н.э.), сарматов (III – IV вв н.э.), гуннов (IV в. н.э.), хазар (IV – V вв), болгар (V – VIII вв.), авар (VI – VII вв.), венгров (VII – X вв.), печенегов (VIII – X вв.), половцев (IX – XIII вв.).

К концу VI в., ко времени закрепления древних славян на вновь занятых территориях, относится формирование основных союзов славянских племен. Согласно Повести временных лет таких союзов насчитывалось свыше десяти. Большинство самоназваний племен связаны с местами и условиями их обитания. Так, на обширных равнинах Приднепровья проживали поляне; в лесах - древляне; осевшие по Двине и ее притоку Полоте – полочане; проживавшие в болотистой местности между Припятью и Двиной славяне получили название дреговичи (возможно, от дрега – болото), от реки Буг произошло название племени бужан.

Среди восточнославянских племен известны также словене, основавшие Новгород на озере Ильмень; северяне, проживавшие по Десне; вятичи, расселившиеся вдоль течения Оки; тиверцы (нижнее течение Днестра), радимичи (бассейн р. Сож), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги) и др. У различных славянских племен складывались свой диалект, особенности организации общественной жизни, хозяйственной деятельности, бытовой и духовной культуры. Большое влияние, прежде всего, на хозяйственную деятельность, оказывали условия проживания: на открытых равнинах и степных пространствах получило развитие скотоводство, в лесных районах – охота, бортничество (сбор дикого меда), вблизи рек – рыболовство. Широкое развитие получили ремесла – гончарное, кузнечное, а также домашняя промышленность – ковроткачество, изготовление холста и пошив одежды, шорное и скорняжное дело. Однако основным видом хозяйственной деятельности являлось всѐ же земледелие.

Наиболее распространѐнными возделываемыми культурами были зерновые (рожь, овес, ячмень, гречиха), бобовые (горох, бобы). Выращивали также коноплю и лен. Славянам были известны и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Славяне имели достаточно развитую земледельческую культуру, собственные приемы и методы ведения земледельческих работ. На степных пространствах получило развитие переложное земледелие: участок использовался в течение 2-3 лет, затем оставлялся.

В лесных и лесостепных районах господствовало подсечно-огневое земледелие: участок предварительно освобождался от деревьев путем вырубки, выкорчевывания и выжигания леса. Зола от сгоревших деревьев способствовала усилению плодородия почв. После 2-3 летнего использования участок также оставлялся и для посевов освобождался новый. В VII в. н. э. у восточных славян складывается двухпольная система севооборота, предусматривающая разделение земельного участка на две половины и их поочередное использование. К концу VIII в. двухполье практически повсеместно было вытеснено трехпольной системой севооборота, при которой имело место чередование пара, озимых и яровых культур, что способствовало более медленному истощению почвы.

По некоторым данным, с VIII в. славяне практиковали унавоживание почвы, что способствовало увеличению продуктивности земледелия. Славяне использовали довольно широкий арсенал земледельческих орудий различного назначения: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, жернова. В VIII – IX вв. появился плуг с железным лемехом, а в лесных зонах – соха. И плуг и соха с незначительными изменениями просуществовали в русской земледельческой культуре вплоть до ХХ в. В качестве тягловой силы использовался скот.

Переход к более передовым системам земледелия, использование плуга и сохи позволили увеличить производительность сельскохозяйственного производства, способствовали интенсификации труда и появлению излишков, что, в свою очередь, напрямую отразилось на уровне экономического развития земледельческого хозяйства восточных славян. Основу социальной организации составляла община (вервь) – объединение людей, основанное на совместном ведении хозяйственной деятельности. Общинные традиции, сохранившиеся вплоть до ХХ в., стали одной из фундаментальных основ русской культуры и цивилизации, что объяснялось не только менталитетом и особенностями религиозных воззрений, но и вполне объективными причинами: тяжестью и большим объѐмом земледельческих работ, требовавших приложения усилий большого коллектива, необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли.

Община выступала в качестве основной административной единицы: на общинных сходах решались наиболее важные правовые, военно-политические и хозяйственные вопросы. Первоначально повсеместно господствовала родовая община, представлявшая собой объединение больших патриархальных семей на основе кровнородственного признака, для которого характерно было равенство всех его членов, наличие общинной собственности, совместное ведение хозяйственной деятельности и равное распределение продуктов труда. По мере расширения ареала обитания, увеличения численности членов общины, и, главное, интенсификации земледельческого труда, родовая община приходит в упадок: всѐ большую самостоятельность получают малые семьи. К концу VIII в. на смену родовой приходит соседская община, объединявшая хозяйства малых семей. Члены соседской общины совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Малые семьи вели самостоятельную хозяйственную деятельность и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда. В дальнейшем, семейная собственность стала основой для формирования частной собственности. Неравномерность развития отдельных малых хозяйств, так или иначе, способствовала расслоению общинников и появлению групп наиболее зажиточных и беднейших членов общества. В результате формируется господствующий слой, пополнявшийся первоначально за счет представителей родовой знати, занятой в управлении отдельными племенами. Политический строй догосударственного периода славянской истории эволюционировал от общинных (вечевых) традиций до режима военной демократии.

Если на начальном этапе управление делами племени осуществлялось общим собранием его членов - вече, - то впоследствии руководящая роль стали сосредотачиваться в руках отдельных личностей – старейшин, вождей. Военная демократия подразумевала наличие по главе восточнославянских племен военачальников, т. е. князей, главной задачей которых была организация защиты земель общины и ее жителей от внешних врагов. Князья руководили дружиной, т.е. военными отрядами, состоявшими из свободных общинников. Власть князя первоначально была номинальной и не выходила за рамки функций военного вождя.

При этом вожди избирались или заменялись всем обществом. Частые конфликты между племенами за земельные угодья, постоянные нападения соседних племен на славянские земли способствовали возрастанию роли и значения князя и его дружины. Необходимость отвлечения от сельскохозяйственных работ для ведения боевых действий негативно сказывалось на эффективности труда, поэтому дружинники постепенно порывали с земледельческим производством и становились как бы профессиональными военными. Со временем дружина превратилась в специализированный военный отряд, подчинявшийся непосредственно князю. Пользуясь главенствующим политическим положением, вожди занимали обширные, наиболее плодородные земли, также обогащаясь за счет захватнических походов на соседние племена.

В них, как правило, концентрировалась племенная знать, воинские дружины, ремесленники, торговцы, что способствовало дальнейшему расслоению общества. Жилища в городах - деревянные дома, более прочные и добротные, чем сельские избы. Немногочисленные улицы благоустраивались: на землю укладывались деревянные настилы, позволявшие свободно передвигаться в сырую погоду. Города стали центрами международной торговли. В силу своего географического положения восточнославянские земли являлись местом пересечения важнейших торговых путей.

Необходимо подчеркнуть, что торговые пути играли важную роль не только в процессе укрепления международных торговых отношений, но и способствовали культурному обмену между двумя цивилизационными центрами - Востоком и Западом, - обогащая русскую культуру элементами этих двух разных архетипических комплексов, что в последствии во многом определило своеобразие и уникальность собственно русской цивилизации. Особенности материальной и духовной культуры восточнославянских племѐн во многом объяснялись условиями их обитания. Кроме собственно этнической специфики в одежде, головных уборах, во внешнем виде жилища, можно проследить влияния народов, с которыми контактировали славяне. Сходная ситуация сложилась и в лингвистической культуре, в которой присутствуют элементы различных языковых групп.

Характерные особенности организации общественной жизни в условиях общины (патриархальный уклад, традиционные формы судопроизводства и права и т.д.) сближают славян с другими народами, находившимися на уровне родового строя. Вместе с тем, восточнославянские племена имели духовную культуру, отличавшуюся уникальной мифологией, религиозными воззрениями, фольклором. Религией восточных славян было язычество, подразумевавшее политеизм и наличие множества культов.

Наиболее ярко проявился природный культ, выражавшийся в обожествлении сил природы. Среди множества божеств наиболее почитаемыми были бог огня и неба - Сварог, бог грозы - Перун, бог солнца - Ярило, бог ветра - Стрибог. Особенности хозяйственной деятельности объясняют широкое развитие культа Рода и рожениц – бога и богинь плодородия, Велеса – бога скотоводства, Мокоши – богини плодородия и ткачества. В честь наиболее почитаемых богов совершались различные обряды, в том числе жертвоприношения. Каждое из восточнославянских племен имело своего бога – покровителя, наиболее почитаемого из всего пантеона.

Помимо природного культа в славянской культуре сложился особый культ предков, погребальный культ. В славянской религиозной культуре нашел отражение анимизм (вера в духов), который, в соединении в природным культом, способствовал появлению целого ряда мелких духов и божеств, населявших определенную природную среду: водяные, лешие, русалки. Некоторые духи выполняли охранительные функции (домовой), другие - представляли собой нечистую силу (упыри). Получил распространение тотемизм – вера в животных-первопредков. Особенно почитались такие животные и птицы, как медведь, конь, лебедь, орѐл, сокол.

Изображения животных использовались для отпугивания нечистой силы и сохранились до наших дней на гербах. Широкое распространение получил фетишизм, основанный на наделении сверхъестественными силами неодушевленных предметов, выразившийся, прежде всего, в традициях идолопоклонничества. На местах совершения религиозных культов – капищах - устанавливались деревянные или каменные идолы (кумиры) – изображения божеств, к которым обращались во время проведения религиозных обрядов. Магия и связанные с ней ритуалы также получили широкое развитие в славянской среде, в том числе лечебная, охранительная, любовная и т.д. Годовой цикл языческих праздников был построен по солнечно- хозяйственному принципу: главные праздники были приурочены к основным положениям солнца – зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию, которым отвечали основные циклы сельскохозяйственных работ.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 23 Июнь 2020 в 17:23 и находится в рубриках Кашеварная часть.

Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

Восточные славяне.Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.

До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

Образование древнерусского государства.Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.

Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия.Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя.Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.