Этиология нарушений речи шпора

Под ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
etiologiya_narushenii_rechi.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К ОРГАНИЧЕСКИМ причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснял с позиции учения И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМ причинная он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ причинам, понимая по ним различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Достижения последних десятилетий в области биологии,эмбриологии, теоретической медицины, медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение ЭКЗОГЕННЫХ (внешних) и ЭНДОГЕННЫХ (внутренних) вредностей и их возникновении.

Под ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между внешними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа ОРГАНИЧЕСКИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРИЧИН, при поражении головного мозга, и группа ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН, при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата.

Под ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКИМИ факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют ВНУТРИУТРОБНУЮ (ПЕРИНАТАЛЬНУЮ) ПАТОЛОГИЮ ; ПОВРЕЖДЕНИЕ ПРИ РОДАХ (нательная патология) и ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ (постнатальная патология).

АСФИКСИЯ (кислородное голодание плода в момент родов) и РОДОВАЯ ТРАВМА, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ КРОВОИЗЛИЯНИЯ могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи КОРКОВОГО ГЕНЕЗА (АЛАЛИЯ). При локализации поражения мозга в области структур,

обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают тяжелые нарушения звукопроизносительной стороны речи – ДИЗАРТРИЯ.

В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ и ПЛОДА по резус-фактору. Выделение непрямого билирубина приводит к специфическим нарушениям речи и слуха.

НАРУШЕНИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА – ЭМБРИОПАТИИ могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

При ВНУТРИУТРОБНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА отмечаются наиболее ТЯЖЕЛЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития ( слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Наиболее тяжелые поражения плода отмечаются при заболеваниях женщины в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями.

У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются : асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса.

В результате воздействия ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН в период внутриутробного развития могут появиться аномалии в анатомическом строении периферического речевого аппарата, нарушения его морфологического развития, которые приводят к органическим речевым нарушениям периферического происхождения. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами неба.

Речевые нарушения могут возникать и в резутьтате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и др.). Структура таких

речевых нарушений будет зависеть от времени воздействия, вредности и локализации поражения мозга.

Таким образом, при оценке роли ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКОГО ФАКТОРА в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеются и НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, в частности при ринолалии, заикании, нарушениях письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием доже незначительных факторов.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость звукопроизношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с

близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). Это задерживает развитие речи, а при острых психитравмах может вызвать у ребенка мутизм, невротическое заикание.

Нарушения речи могут быть обусловлены также общей физической ослабленностью ребенка, различными заболеваниями внутренних органов: рахитом, нарушениями обмена веществ и др.

Нарушения речи могут вызываться и неблагоприятными СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ, приводящими к микросоциальной педагогической запущенности, нарушением эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Большое значение имеет ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми). Особое значение имеют нарушения взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речи, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким лицом.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, у детей с церебральным параличом и др.), отстают в развитии речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з.

Обзорный, теоретический материал. Посвящён теоретическому обзору возникновению нарушений речи.

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

Термин этиология – греческий, обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – на.

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи".

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

1. ЛОГОПЕДИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитании лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушение речи (расстройство речи / речевые нарушения / дефекты речи / недостатки речи / речевые отклонения / речевые патологии) – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.


Признаки нарушений речи:


  • речь говорящего не соответствует возрастной норме;

  • не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;

  • закрепляются и спонтанно не устраняются;

  • дают вторичные нарушения.


Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие задачи:


  1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

  2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.

  3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.

  4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата)

  5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.

  6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

  7. Систематизация речевых расстройств.

  8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

  9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

  10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.


В указанных задачах логопедии определяется как ее теоретическая так и практическая направленности. Теоретический аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи тесно связаны.


2. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Признаки речевых нарушений: …

Принципы анализа речевых нарушений:


  1. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости речи с другими психическими процессами. Речь в ходе своего развития опирается на сохранный слух, зрение, интеллект, речевую моторику. Все это создает базис для обобщенного овладения словом. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

  2. Принцип системного строения речи (системности). Речь рассматривается как сложная система, состоящая из тесно взаимосвязанных компонентов: фонетики, фонематических процессов, лексики и грамматического строя (навыки словоизменения, словообразования, синтаксического конструирования). В ходе онтогенеза все компоненты тесно взаимосвязаны. Выпадение любого звена нарушает (деформирует, дезорганизует) всю речевую систему. Например, несформированность фонематических процессов мешает не только формированию правильной артикуляции, но и затрудняет способность дифференцировать и улавливать окончания слов, приставок, значение акустически сходных слов. Данный принцип важно применять не только в коррекции, но и в диагностики. Нарпимер, нельзя обследовать только фонетику.

  3. Принцип развития. В соответствии с ним речевой дефект не остается статичным, не стоит на месте, а непрерывно развивается, часто усугубляется, вызывая деформацию всей психической сферы. Для осуществления генетического причинно-следственного анализа важно представлять себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.ских процессовики, грамматического строя (тоящая из тесно взаимосвязанных процессовсвязаны. в развитии (при нарушении интеллек

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Исследователи выделяют различное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:


  • Подготовительный (до 1 года);

  • Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет)

  • Дошкольный (до 7 лет)

  • Школьный (до 17 лет)


Остановимся подробно на характеристике этих этапов


1. Подготовительный этап (от 0 до 1 года)

С рождения у ребенка появляются крик и плач, способствующие развитию все отделов речевого аппарата. К 2 неделям появляется реакция на голос. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3 месяца лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.) С 5 месяцев ребенок пытается подражать слышимым звукам и артикуляционным движениям. С 6 мес. ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.) Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). С 10-11 мес. появляется реакция на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). К концу первого года жизни появляются первые слова.

2. Преддошкольный этап (от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Активно формируется слуховое восприятия. Активный словарь стремительно увеличивается в 4-6 лет он составляет 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3х лет значительно усложняется структура предложения, дети 4го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, но наиболее употребительно простое распространенное предложение. На 5м году жизни дети свободно пользуются структурой ССП и СПП. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. К 4 годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. В этот период ребенок уже дифференцирует гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же возрасту заканчивается формирование звукопроизношения.

4. Школьный этап (от 7 до 17 лет)

Главная особенность этого периода – сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построение высказываний. Ведущая роль принадлежит письменной речи.


4. КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию. Классификации речевых нарушений, охватывающей все их многообразие. На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией, так как опиралась на сложившуюся к концу XIX – началу XX веков в медицине классификацию нарушений речи.

Одной из первых была классификация немецкого невролога Адольфа Куссмауля в 1877 году. Она в дальнейшем стала называть клинической и легла в основу ряда более поздних зарубежных и отечественных классификаций. Значительные коррективы в клиническую классификацию были внесены М. Е. Хватцевым, Ф. А. Рау, в дальнейшем О. В. Правлиной, С. С. Ляпидевским, Г. В. Чиркиной.

Клинико-педагогическая классификация опирается содружество с медициной, но в отличии от чисто клинической, виды нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода. Основывается на психолого-лингвистических, клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.

Выделяют следующие критерии:


  1. нарушенная форма речи (устная/письменная)

  2. нарушенный вид речевой деятельности (говорения/слушания; чтения/письма)

  3. нарушенное звено поражения или восприятия речи;

  4. нарушенные операции, осуществляющие оформление высказывания на том или ином этапе;

  5. нарушенные средства оформления высказывания

I. Нарушения устной речи

1. Расстройства фонационного оформления высказывания.


  • Дисфония (афония) (нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные наруения) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. При дисфонии отмечаются нарушения силы, высоты, тембра голоса. Может быть обусловлено органическими и функциональными расстройствами центральной и периферической локализации.

  • Брадилалия (брадифазия, нарушение темпа речи) – патологически замедленный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.

  • Тахилалия (тихифазия, нарушение темпа речи) – патологически ускоренный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.

  • Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.

  • Дислалия (косноязычие (устар.), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Может быть органического или функционального характера

  • Ринолалия (гнусавость (устар.), палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Органическое нарушение центрального характера.


2. Нарушения структурно- семантического оформления высказывания


  • Алалия (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устар.)) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

  • Афазия (распад, утрата речи) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.


II. Нарушения письменной речи


  • Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

  • Дисграфия – частичное специфичное нарушение процесса письма.

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Была создана Р. Е. Левиной с коллективом ученых в 1968 году с целью фронтального обучения детей с нарушениями речи. Для массовой логопедической работы необходимо было общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, поэтому в данной классификации учитывается не форма, а структура речевого дефекта. Нарушения подразделяются на две группы:


  1. Нарушения формирования средств общения

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонемю

  • Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи до элементов фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка ОНР подразделяется на три уровня.


2. Нарушения в применении средств общения


  • Заикание - … . Рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Но возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.


В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе ФФН и ОНР как их системные, отсроченные последствия.


6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Знание анатомо-физиологических механизмов речи (строения и функциональной организации речевой деятельности) позволяет, во-первых, представить сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подойти к анализу речевой патологии, в-третьих, определить оптимальные направления коррекционного воздействия.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы – в первую очередь, двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы – команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные – несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.

Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений.

Ретикулярная формация ствола мозга и некоторые подкорковые образования (красное ядро, чёрная субстанция мозгового ствола) составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы – подготовка двигательного акта.

Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов, которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд – назад.

Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного.

1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы.

Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев. Главным звеном процесса является выдох, он значительно длиннее вдоха. Вдох происходит через рот и нос, выдох – через рот. Объём вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза. Для этого подключается максимальное количество мышц (в том числе, мышцы брюшного пресса). Более рациональным и адекватным для фонации является или диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объём воздуха, но и оптимальная пластичность движений.

2. Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань вверху граничит с глоткой, внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из хрящей и мягких тканей. На границе гортани и глотки находится надгортанник.

Внутри гортани располагаются голосовые складки. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации голосовые связки сомкнуты. Мощная воздушная струя раздвигает их. Они в силу упругости смыкаются. В результате смыкания и размыкания, т.е. колебания голосовых складок, возникают колебания воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. Голос обладает силой, высотой и тембром.

3. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Языку принадлежит ведущая роль в артикуляции звуков всех языков мира, а в русском он осуществляет 81% артикуляционных движений. Язык - это сложное мышечное образование, без сухожилий, включающее группу внешних мышц. Каждый речевой звук – результат сложных мышечных синергий, т.е. одновременных сокращений разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональным группам.


7. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы:

Классификация речевых нарушений

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т. е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: I) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.

Фонационные (от греч. Phone – звук, голос; фонация-голосообразование) речевые расстройства дифференцируются в зависимости от поражения того или иного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодического, г) звукопроизносительного. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины:

Афония (дисфоння) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения.) Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникать на любом этапе развития ребенка. Нарушение может быть самостоятельным (изолированным) или входить в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. (Синоним – брадифразия.) Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нарушениями речевых центров в коре мозга. Может быть органической или функциональной по своей природе.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. (Синоним-тахифразия.) Проявляется в ускоренной артикуляции. Является центрально обусловленной, органической или функциональной по своей природе.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной, при ускоренном темпе – торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения – баттаризм, пара-фразия. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием – нарушения темпа речи. Следствием нарушения темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (Синоним-логоневроз.) Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаше всего в ходе речевого развития ребенка в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной системы, иногда связанная с органическим поражением мозга. Причиной нарушения темпоритмической стороны речи при заикании являются судороги различных частей периферического речевою аппарата – дыхательного, голосового, артикуляционного.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. (Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.) Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью или неправильно сформировалась артикуляторная база (набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков). Традиционно принято различать механическую дислалню, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, причины которой лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушениях фонематического слуха.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. (Синоним: косноязычие). При дизартрии наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения, следствием чего являются голосовые и артикуляционно-фонетические дефекты. При тяжелой степени дизартрии (анартрии) полностью отсутствует звукопроизносительная сторона речи. В легких случаях, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме дизартрии. В этом случае ее следует дифференцировать от дислалии (это может сделать только специалист-логопед).

Дизартрия является следствием поражения ЦНС при детском церебральном параличе, но может возникнуть и на любом этапе развития ребенка как результат нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами системных нарушении: алалией и афазией.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).) Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия возникает при повреждении речевых областей больших по­лушарий головного мозга (центр Брока и центр Вернике). В связи с этим различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии в значительной степени сохраняется понимание обращенной обиходной речи и резко нарушена способность продуцировать речь. При сенсорной алалии резко нарушено понимание обращенной речи.

Большое значение в практике логопедической работы имеет отграничение алалии (как первичного дефекта) от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости и нарушениях слуха.

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными процессами, черепномозговыми травмами. (Синонимы: распад, утрата речи.) Как правило, к афазии относят речевое нарушение, если оно произошло после трехлетнего возраста. В отличие от афазии взрослых выделяется детская, или ранняя, афазия. Различают следующие виды афазий:

Амнестическая афазия — снижена способность называть предметы, хотя больной может их охарактеризовать. Если при этом подсказать первую букву или слог, то больной вспоминает необходимое название.

Афферентная моторная афазия -нарушена способность отбирать необходимые звуки, больной постоянно сбивается на близкие по артикуляции звуки. Может сопровождаться нарушением самостоятельного письма и письма под диктовку.

Сенсорная афазия — нарушается способность различать звуковой состав слова, возникают трудности в понимании звучащей речи.

Эфферентная моторная афазия — проявляется в нарушениях принципа последовательности. Больной может выговаривать отдельные звуки, но не способен объединить их даже в простые по форме слова.

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен-продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1. Дислексия нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в затруднении при распознавании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, неправильному пониманию даже простейшего текста. Тяжелая степень этого нарушения представляет собой алексию-полную неспособность к овладению навыком чтения. Ребенок не распознает буквы ислова, хотя хорошо ихвидит.

2. Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптпко-прострапственных образах букв, вискажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфин у детей обычно лежит недоразвитие устной речи (кроме оптической формы), в частности неполноценность фонематического слуха, и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения – аграфия. Она может проявляться как в неспособности соединять буквы и слоги в слова, в пропусках букв и слогов, в перекручивании слов, так и в полной потере способности писать.

Психолого-педагогическая классификация возникла в связи с необходимостью логопедического воздействия в условиях работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого нужно было найти общие проявления речевого дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Такой подход требует построения классификации на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (’звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Речевые нарушения в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения (фометико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фоне-мообразования. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния (алалия) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (дислалия).

Вторая группа – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Основные виды логопедической помощи детям. Для детей с тяжелыми нарушениями речи существуют школы и школы-интернаты, куда принимаются дети 7-12 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения. В первое отделение принимаются дети с обшнм недоразвитием речи тяжелой степени. В первую очередь зачисляются дети с алалиеи, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием. При зачислении в первое отделение учитывается уровень речевого развития, выявляемый в результате индивидуальной проверки произношения, словарного запаса, владения самостоятельной развернутой (описательно-повествовательной) речью; у ранее обучавшихся детей также выявляется степень владения навыками чтения и письма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.