Этапы составления бюджета шпора

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей: составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

2) принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию.

3) принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4. Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

- составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство;

- представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

- разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5. Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями:

- производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ;

- открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

- устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6. Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

Этапами бюджетного процесса являются:

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам - утверждение.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Этапы бюджетного процесса. Бюджетный процесс подразделяется на следующие этапы: 1. Глава администрации не позднее чем за 7 месяцев до начала планируемого года принимает постановление о начале работы над составлением проекта бюджета. 2. Подготовка прогноза плана социально - экономического развития и проекта бюджета района - за 3 месяца до начала финансового года. 3. Рассмотрение администрацией проекта бюджета района, заканчивающееся подготовкой представления проекта бюджета района главой района Совету депутатов, - до 1 декабря года, предшествующего планируемому году. 4. Рассмотрение и утверждение Советом депутатов бюджета района - до 20 декабря года, предшествующего новому финансовому году. 5. Исполнение районного бюджета в течение финансового года. 6. Отчет об исполнении бюджета района за год представляется главой района Совету депутатов до 1 марта года, следующего за отчетным. II. Рабочая документация к проекту бюджета. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направление использования. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами. При составлении бюджетов на предстоящий год используются разные методы: 1) метод экономического анализа -- определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 2) нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 3) экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. Правительство РФ организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий финансовый год, в том числе централизованно установленных социальных и финансовых нормах или их изменениях. Кроме того, в письме разработаны данные о: проектируемых нормативах (процентах) отчислений от регулирующих доходов и принятых в их расчет сумм контингентов этих доходов; дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из федерального бюджета РФ, и их целевом назначении; перечне и фиксированных долях (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами субъектов Федерации; перечне расходов, передаваемых из федерального бюджета РФ. Данные по аналогичным показателям сообщаются вышестоящими исполнительными органами власти непосредственно нижестоящим представительным и исполнительным органам власти в установленные соответствующими вышестоящими органами власти сроки, обеспечивающие утверждение бюджетов до начала финансового года. Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности исполнительный орган власти субъектов Федерации вправе составлять территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам исполнительных органов обязаны безвозмездно представлять им сведения, необходимые для составления этих балансов. В ходе составления проектов бюджетов много времени уходит на согласование доходов и расходов между исполнительными органами власти и финансовыми и налоговыми органами. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы: предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период; прогноз социально-экономического развития РФ на предстоящий год; прогнозы Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год; прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ на предстоящий год; федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на предстоящий год; федеральная адресная инвестиционная программа; оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год, а также консолидированного бюджета за предшествующий год; поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на предстоящий год и некоторые другие материалы. Вместе с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете" Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах - Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете" к рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение. Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с; точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей. Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который является единственным специализированным бюджетно-финансовым комитетом с огромным объемом работы по всем перечисленным в его названии вопросам. В то же время, как и в развитых странах, внутри парламента действует множество дифференцированных бюджетно-налоговых комиссий и комитетов (в США, например, 27 подразделений Конгресса занимаются вопросами рассмотрения бюджета), детально анализирующих конкретные проблемы. Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (например бюджета на 1997 г. в четырех чтениях). При необходимости Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные акты о налогах. При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: 1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов РФ; 2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; 3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия дефицита; 4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может: передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки согласованного варианта; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого бюджета. При рассмотрении проекта федерального бюджета в о втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов. В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете на предстоящий год" в соответствии со статьей Конституции РФ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты Парламента могут создать Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ). Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На .подписание Закона Президентом отводится 14 дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении Закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ). В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года Государственной Думой принимается Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года. Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта бюджета, утверждения его устанавливаются представительным органом власти в Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации самостоятельно в соответствии с Законом РФ “06 основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ и других субъектов РФ, местных органов самоуправления” (от 15 апреля 1993 г. № 4807-1). Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

В системе УУ

Основные понятия бюджетирования

Основные виды бюджетов

Основные этапы составления бюджета

Управление процессом бюджетирования

Основные понятия бюджетирования

Бюджетирование представляет собой технологию финансового управления (планирования, учета, контроля) доходами и расходами, получаемыми от бизнеса, которая, позволяет анализировать прогнозируемые и фактически полученные финансовые показатели. В упрощенном понимании бюджетирование – это непрерывная процедура составления, оценки, корректировки и исполнения бюджетов.

Бюджет – это финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени плановые значения статей бюджета. В упрощенном виде бюджет – это финансовый план.

Почему надо планировать?:

· Чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию;

· Чтобы понимать, какие ресурсы вам понадобятся;

· Чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. максимизировать показатель рентабельности чистых активов.

Система внутрифирменного бюджетирования должна состоять из трех составных частей:

1. инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т.п.

2. организация бюджетирования - объединяет финансовую структуру компании, бюджетный регламент и бюджетный процесс, распределение функций в аппарате управления, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.).

3. автоматизация финансовых расчетов и постановка сплошного управленческого учета.

Задачи бюджетирования для УУ:

1. определение системы координат для бизнеса, информационные базы для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых менеджерами решений.

2. обеспечение роста эффективности использования активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т.п.).

3. оценка инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности).

5. укрепление финансовой дисциплины и стимулирование эффективной работы структурных подразделений.

6. обоснование выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов), уточнение направлений инвестиционной политики и реструктуризации предприятия.

7. мониторинг финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и центров ответственности.

8. контроль изменения финансовой ситуации в компании.

Основными целями Бюджетирования являются:

• Эффективная организация процесса управления Компании

• Децентрализация финансового управления

• Обеспечение взаимосвязи между стратегией и оперативной деятельностью Компании

• Максимально эффективное использование всех ресурсов предприятия

Принципы системы бюджетирования:

· Принцип непрерывности, или скольжения - существует стратегический период планирования, например, пять лет. На этот период составляется бюджет развития, который еще один период длиной в четыре квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Используя скользящий бюджет, предприятие регулярно может учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов, к концу года значительно снижается горизонт планирования, чего не происходит при скользящем бюджете. ( Например, предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы, заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в октябре).

· Принцип обязательности исполнения бюджетов - бюджеты должны в обязательном порядке исполняться. При этом должен существовать регламент внесения изменений в бюджет.

· Принцип единства – едиными должны быть стандарты, методика заполнения бюджетов, единые сроки представления бюджетов.

· Принцип детализации

· Принцип прозрачности информации

Основные результаты внедрения бюджетирования:

Для руководителя компании:

- создание эффективного механизма финансового управления;

- обеспечение прозрачности и понимание финансового положения компании;

- создание и контроль гибких управления, оперативных и достоверных отчетов;

- обеспечение эффективного контроля действий подразделений и подчиненных.

Для персонала компании:

- получение четкого и ясного руководства к действию;

- получение четких должностных инструкций.

Для собственников бизнеса:

- создание эффективного механизма финансового контроля;

- обеспечение полного контроля за направлениями и объемами расходуемых средств, объемами и источниками их поступлений;

- обеспечение эффективного контроля финансирования развития.

Основные виды бюджетов

В экономической практике существуют следующие виды бюджетов:

1. в зависимости от периода составления – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; (на западе краткосроч. периодом считается бюджеты не более года, а долгосрочными более 2-х лет, в российской практике долгосроч. – 1-1,5г., краткосроч.-квартал)

2. по способу планирования – дискретные (разрабатывается на год) и скользящие;

3. по механизму использования – статичный и гибкий – в статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

4. специальные бюджеты:

· дополнительный бюджет (финансирование мероприятий, не включенных в бюджет);

· приростной бюджет (формируется на базе предыдущего бюджета, без пересмотра его основ, путем его индексации;

· добавочный бюджет (корректирует предыдущие бюджеты);

· стратегический бюджет (составляется на период от 3 до 10лет)

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета – суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит из следующих частей:

- финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);

- операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);

- вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);

- дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании, контроля за его изменением, оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты нужны для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения.

Основные этапы составления бюджета

Основные этапы процесса бюджетирования (для каждого из которых определяются сроки выполнения, ответственные исполнители и формы представления выходных результатов):

· Выбор краткосрочных целей предприятия на планируемый период.

· Составление бюджетов предприятия.

· Исполнение утвержденных руководством бюджетов.

· Сбор, обработка и анализ фактических данных по исполнению бюджетов;

· Корректировка краткосрочных целей и/или бюджетов предприятия (при необходимости такой корректировки).

При этом процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

-подготовка операционного бюджета;

- подготовка финансового бюджета.

Процесс подготовки бюджетов состоит из следующих этапов:

1. формируются бюджеты отдельно для каждого функционального подразделения.

2. Проводится анализ на соответствие краткосрочным целям и проверка согласованности бюджетов по подразделениям. Данную процедуру выполняет либо бюджетный комитет, либо финансово-экономическая служба предприятия. Ошибка в бюджетах, пропущенная на данном этапе, скорее всего, проявится в будущем — при анализе отклонений фактических значений показателей от планируемых.

3. Формируются бюджеты по центрам ответственности (ЦО). (На практике некоторые расходы и доходы планируются теми функциональными подразделениями предприятия, в чью профессиональную сферу деятельности они входят. Однако в дальнейшем эти общие расходы подлежат распределению по соответствующим центрам ответственности. Типичным примером является планирование арендной платы. Общая сумма платежей за арендуемые помещения, как правило, определяется в отделе по управлению имуществом, но затем распределяется между всеми центрами ответственности в соответствии с занимаемой ими площадью).

4. Формирование бюджетов для производственных подразделений уже как для центров ответственности — с учетом всех расходов, связанных с деятельностью данных подразделений. Эти расходы (аренда помещений, амортизационные отчисления, заработная плата ИТР и т.д.) формируются в других отделах предприятия, но прямо связаны с деятельностью рассматриваемых подразделений.

5. Определение планируемой эффективности центров ответственности и возможная корректировка бюджетов данных ЦО. Оценка может быть проведена путем сопоставления показателей по центрам ответственности и сторонним (внешним) организациям. Неэффективные с этой точки зрения ЦО должны быть реорганизованы, а вместо них можно привлечь сторонние организации.

6. Формирование консолидированных финансовых бюджетов предприятия (БДР, БДДС, ББЛ) после составления первоначальных бюджетов по ЦО.

8. Проведение финансового анализа (по показателям финансовой устойчивости, ликвидности, оборачиваемости и т.п.) позволяет оценить будущее финансовое состояние предприятия. Такая процедура имеет большое значение при осуществлении многовариантных расчетов, когда необходимо выбрать один вариант развития из нескольких, при этом показатели финансовой устойчивости, ликвидности и оборачиваемости могут стать критериями при выборе наилучшего варианта.

9. Оценка соответствия итогового финансового результата основным целям предприятия на планируемый период в соответствии с показателями: чистая прибыль, маржинальный доход, рентабельность, объем продаж и др.

10. Корректировка составленных бюджетов или основных целей предприятия на планируемый период деятельности. Если учесть, что процесс бюджетирования является итерационным или повторяющимся, то еще на этапах 2,4,6,8 может быть принято решение о пересмотре ранее сформированных бюджетов.

(Рисунок: Блок –схема логической последовательности формирования основного бюджета)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.