Этапы развития науки шпора по философии

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая — науку в собственном смысле слова.

Существует 4 основных генезиса возникновения науки:

1. Сложился в 1-ой половине 19 в. у позитивистов (Спенсор). Считалось, что наука и познание — это одно и тоже. Когда возникло познание, тогда же возникла и наука. Познание возникло с появлением человека (30-40 тыс.л. — первобытно-общинная формация).

2. Сложился в нач. 19 в. (Вернадский). Получила развитие схема этнографии первобытной культуры. Первобытное общество обладало своеобразной характеристикой — мифологической. Мифологию сложно отнести к науке. Наука возникла на определенном уровне познания (появление письменности, древних цивилизаций – 6 тыс.л.)

3. Исследование древних цивилизаций, расшифровка клинописи, иероглифов показала, что нельзя считать познание в древней цивилизации наукой. Наука возникла в Античной цивилизации (6-7 в. до н.э.).

4. Сложился в сер. 20 в. В Античности было элементарное научное познание мира, но не было эксперимента — несовершенство науки. Наука возникла только с появлением эксперимента (17 в., эпоха классического естествознания, Галилей).

Познавательная деятельность характеризует первобытного человека, но эта позн. деят. вплетается в практическую деят-ть. чел-ка. Первобытный чел. обобщает действительность чувственным образом, воспринимает мир конкретно, а не абстрактно. Он знает местность, животных, конкретные предметы, у него хорошо развита память, воспринимает многообразие объектов в деталях. Главная особенность первобытной культуры — обобщение мира осуществляется не абстрактно, а с помощью чувств.

Мифология — обобщение мира в виде образов (наглядных, часто антропоморфных). Первобытный человек в своем познании не различал предмет и его образ в своей голове, считал возможной замену манипуляций с предметом манипуляцией с образом предмета в голове (не было различия объекта и субъекта познания). Таким образом стал возможен перенос человеческих свойств на природу (антропоморфикация мира). С другой стороны человек не выделяется из природной системы. Нет понятия человек, люди лишь один из видов. Т.к. нет различия субъекта и объекта познания, то мифологи. нельзя считать наукой.

Мифология связана с магией.

Магия возникла из идеи, что манипуляции с предметом и манипуляции с его образом взаимозаменяемы. 2 главных принципа магии:

1. подобное влияет на подобное (порча – фигурка, похожая на человека)

2. если 2 вещи взаимодействовали ранее, но потом нет, то они будут действовать и потом (вещь больного и т.п.)

Истоки магии коренятся в первобытной культуре.

Эпоха становления цивилизаций

В Первобытном обществе не было создания (производства) продукта деятельности, было лишь присвоение продуктов природы. Начиная с эпохи Мезолита формируются предпосылки к неолитической революции — переход человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Переход к производственному хозяйству вызвал появление избыточного продукта и, как следствие, демографической революции. Появился продукт обмена. Община начинает разлагаться изнутри, происходит индивидуализация собственности, возникают первые государственные образования, торговля письменность, монументальное строительство. складываются новые предпосылки для познавательной деятельности (письменность — способ накопления знаний). Постепенно идет процесс совершенствования познавательной деятельности – вырабатываются абстрактные понятия. Появляется первая историческая форма математики (мат. вычисления носили алгоритмический характер, не было идеи доказательства и обоснования мат. операций), астрономия. Начинается основание греческих колоний, которые живут по древнегреческим законам. Появляется идея свободы личности, идея выборов, дискуссий и т.о. развивается самосознание, появляются научные идеи.

Фалес Милетский сформулировал 2 идеи, явл. основой современного познания:

1. идею субстанции мира (идея первоначала) — движение к субстанции мира есть путь к познанию

2. идею математического доказательства — надо не просто утверждать математические положения, но и доказывать их абсолютную истинность

Софисты утверждали, что единой истины нет, у каждого человека своя истина. Демокрит: есть предел деления пространства и времени — атом. Платон: 2 картины 2-х разных миров — чувственного и мира абстрактных идей. Аристотель — вершина античной культуры. Модель мира: земля, 5 субстанций, граница — орбита луны, над луной — божественный мир. Движение: естественное — любая вещь стремится к своей стихии; насильственное (лодка с гребцами) — сила вызывает скорость – не было понятия инерции, эксперимента.

Во 2 в.н.э. появляется геоцентрическая система Клавдия Пталомея: Земля – центр мира, планеты вращаются по дифферентам Земли.

В 5 в.н.э. происходит упадок Античной цивилизации, начинается эпоха Средневековья, которая опирается на религиозное мировоззрение. Средневековое сознание базируется на том, что бог – создатель природы, мира, природа – вторичное образование. В природе ищут чудеса – проявление бога. Природа не имеет рациональной структурированности, исчезает поле деятельности для естествознания. Познавательная деятельность осуществлялась в схоластической форме.

появляются прорывы в познании эпохи Средневековья. Аристотель: мир конечен, но вечен, что противоречит религиозной точке зрения (мир конечен и имеет свое начало).

Арабская наука: хорошо развита математика (тригонометрия), совершенствуется геоцентрическая система Галилея, разрабатывается современная система мер и весов, ввели понятие удельного веса металла.

С 10-11 в. начинается наплыв в Европу культуры традиционной Античности, начин. создаваться университеты, но естествознание уходит на 2-ой план. Развивается схоластическая традиция (если бог всемогущ, то почему он создает конечный мир; если бог всемогущ, то почему движение происходит только по окружности). Появляется идея, что во вселенной есть несколько типов движения (по окружности, по прямой, равномерное, неравномерное), вводится понятие средней скорости. Постепенно в Средневековой культуре возникают предпосылки индустриальной цивилизации: развивается рынок, появляются национальные рынки, возникают новые классы (предбуржуазии и т.п.), города становятся не административными, а экономическими центрами, возникают национальные государства. Ломка социальных отношений приводит к возникновению буржуазных революций. Меняется сознание людей – эпоха Возрождения, происходит мировоззренческая революция. Эпоха Ренессанса – распад христианства на католицизм и протестантство. Происходит становление эпохи классического естествознания. Индивид вырывается из социальных ценностей, происходит размывание общества.

Ренессанс ­— маргинальная эпоха (авантюризм в жизни). Каждый имеет право на свое мнение, но вопрос, чье мнение лучше. Ответ – то, чье мнение новое — идея новаторства. Новое надо искать в Античной культуре (отсюда - Возрождение), происходит синтез Античной и Европейской культуры. Изменилось отношение к природе: деизм — бог есть, но его функции – создать природу и законы, но не вмешиваться. Для человека природа становится важнее бога, происходит всплеск интереса к магии, происходит переориентация человеческого сознания, что отражается в искусстве – в живописи появляются пейзажи, изображение человеческой телесности. Формируется мировоззренческая установка – надо познавать природу (Бэкон — эмпирические методы познания природы, Декарт – рационально-теоретическое познание). Средневековье не делает ставку на разум, следовательно, надо было разработать установку, что разум является основным способом познания (протестантизм). Все классическое естествознание возникло в протестантских странах (Германия, Скандинавия, Франция). Главный тезис протестантизма — человеку для общения с богом не нужно посредника (церкви). Единственный способ общения человека с богом – через священное писание, т.е. библию. Задача: индивидуально, изучая писание, силой своего разума попытаться понять, что хотел сказать бог. Таким образом, разум становится средством познания бога, а следовательно, мира и природы.

Протестантизм: бог разделил людей на избранных и неизбранных, но неизвестно, как разделил. Имеются косвенные признаки: порядочный человек — избран, за такой статус надо бороться. Достижение благополучия: труд не является средством обогащения, труд — средство утверждения себя в религиозном познании.

В эпоху Ренессанса появляются еретические движения и реакция на них церкви. Происходит размывание моральных ценностей, разрыв с культурой, возникает идеология дьяволизма (борьба божественных и дьявольских сил). Меняется отношение к коммуне: не колдовство наказывается, а колдовство вкупе с дьяволом.

Происходит кардинальный поворот в астрономии (Коперник). Ренессанс – эпоха географических открытий. Есть 2 проблемы: юлианский календарь устарел, проблемы в мореплавании – определение долготы. Требуется усовершенствование астрономических таблиц и их соответствие в разных странах. Коперник создает гелиоцентрическую систему (в центре Солнце, вокруг Солнца вращаются планеты), но остается представление о том, что планеты вращаются по дифферентам вокруг Солнца. Появляется Григорианский календарь.

Тихо Брани: одним из первых осознал, что нужна замена астрономических приборов для улучшения точности, необходимо создание обсерваторий. Кеплер: планеты вращаются по эллипсам вокруг Солнца, движение по эллипсу неравномерно, поставил проблему динамики солнечной системы. Галилей: занимался изучение механики в земных условиях, сформулировал понятие ускорения, принцип инерции, принцип относительности движения, принцип суперпозиции. Становится возможным создать подлинную математическую теорию – объединить естествознание с математикой. Ньютон: идея гравитации, всеобщего тяготения, классической механики. С Ньютона начинается классическое естествознание.

В конце 19 в. формируется нов. этап – неклассический: квантовая механика, теория относительности.

На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.

Древний Восток


К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.


Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Новейшая философия


Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.

  • позитивизм;
  • марксизм;
  • иррационализм.

В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.

1) система знаний,

2) их духовное производство,

3) практическая деятельность на их основе,

4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.

Наука прошла длительный путь становления и развития..

Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явление во взаимосвязи всех своих аспектов сложилась в Новое время.

В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:

- социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;

- духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.

Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.

В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

3. постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.

Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.

И. Лакатос представил развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Выступая против догматизации научного знания, он предложил методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий, что создает условия для их сопоставления и оценки, порождает свободу дискуссий и выбора, является стимулом развития науки.

Таким образом, представители неопозитивизма внесли значительный вклад в разработку проблем научного познания, но не учли всей его сложности и противоречивости.

Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций:

3.социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса),

4.коммуникативную (передачи социального опыта),

5.прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности),

6.интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества),

студентам и школьникам




  • Ветеринария
  • Военные дисциплины
  • Дизайн
  • Приборостроение
  • Гидравлика и пневматика
  • Лёгкая промышленность
  • Транспорт
  • Туризм
  • Химия
  • Психология
  • Маркетинг и PR
  • Философия
  • Сельское хозяйство
  • Педагогика
  • Медицина
  • Математические дисциплины
  • Машиностроение и материалообработка
  • Электротехника и энергетика

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Возникновение науки и этапы ее формирования.

Возникновение науки и этапы ее формирования.

Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку.

Наука же в собственном значении этого слова появилась, когда научные исследования объединились с научными образованиями( университетами)

В. С. Степин в истории формирования и развития науки выделяет две стадии:1. характеризует зарождающуюся науку ( преднауку ), 2. — науку в собственном смысле слова .

Тем самым науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап) , где зарождаются элементы (предпосылки) науки: Древнеий Восток, Греция и Рим, а также в Средние века, вплоть до XVI—-XVII столетий.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время (конец XVI — начало XVII в.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный).

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту , средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки , отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3.Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами .

Классическая стадия имеет своей парадигмой механику , ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности , вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации . Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой , изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).

Наука -не есть нечто неизменное, а представляет собой целостное развивающееся формообразование, которое имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет

История и философия науки

(технические науки)

Краткий курс лекций

Для аспирантов направлений подготовки 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, 35.06.01 Сельское хозяйство и 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии

Лекция 1 (4 ч.) Предмет и основные концепции современной философии науки.

1. Предмет философии науки.

2. Исторические этапы становления философии науки.

3. Наука и философия.

4. Основные концепции философии науки.

Предмет философии науки

Часто философия науки определяется как философское осмысление закономерностей становления и развития научных знаний. Различные определения предмета философии не взаимоисключают одно другое, а дополняют друг друга, показывают сложный противоречивый характер объекта исследования – науки.

В недавнем прошлом философию науки часто отождествляли с аналитической философии. В узком смысле под аналитической философией подразумевается доминирующее направление в англо-американской философии 20 века. В более широком плане аналитическая философия – это определенный стиль философского мышления, подразумевающий строгость и точность используемой терминологии наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям. Особое значение в аналитической философии приобретает строгость, респектабельность языка исследования. Большое внимание уделяется формальной логике. Не будет преувеличением утверждение, что в аналитической философии наука подменяется наукообразностью, форма превалирует над содержанием.

Не подвергая сомнению ряд достижений аналитической философии очевидно, что она не тождественна философии науки и не в состоянии подменить последнюю.

Узловой проблемой философии науки является проблема роста научного знания. Она отвечает также на следующие актуальные вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от вненаучных видов знания, какова ценность науки, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, какова роль научной революции в развитии науки, имеются ли закономерности в развитии науки, какова структура научного знания и многое другое.

Наряду с перечисленными проблемами при философском анализе любой конкретной науки возникает ряд других проблем, однако перечисленные вопросы являются универсальными и связаны не с одной конкретной науки, а с научным познанием в целом. Трудно, а по сути, невозможно, выстроить эти проблемы в иерархическом порядке, поскольку их актуальность носит динамический характер, постоянно меняется.

Стержневой проблемой философии науки в XX веке стало построение целостной научной картины мира.

Исторические этапы становления философии науки.

Философия науки формировалась одновременно с становлением и развитием науки, однако как самостоятельное направление в рамках философии сформировалась примерно во второй половине XIX века. Формирование философии науки обуславливалась исторической необходимостью осознания места науки в современной цивилизации. Уже в XIX веке наука перестает быть сферой деятельности одиночек и небольших научных объединений. Она становится сферой профессиональной деятельности огромного количества ученых-исследователей и больших научных учреждений.

Небывалое усложнение научного познания потребовало необходимость обоснования научного знания и анализа его методологии.

Становление философии науки в XIX веке считается первым историческим этапом развития данной науки.

Вторым историческим этапом развития философии науки считается первая половина XX века. Важное значение в развитии философии науки в это время приобретает логический позитивизм (неопозитивизм). Огромное значение в развитии логического позитивизма имел венский кружок, куда входили известные физики-философы (Шлик М., Карнап Р., Нейрат О. и др.). Они считали, что существует единый научный метод и он универсален для всех наук. Такое утверждение логически утверждало существование единственно возможной науки.

Схематично развитие науки они представляли в форме (Факты→метод→теория). Представители Венского кружка считали, что правильный анализ фактов эксперимента и наблюдения дает абсолютную истину. Любое отклонение они считали результатом неточности, небрежности эксперимента. Представителей логического позитивизма постигло жесткое разочарование. Оказалось, что полное обоснование научной гипотезы является исключением, но не правилом. Построение логически безукоризненной теории оказалось недосягаемой мечтой.

Третий этап развития философии науки начинается с середины XX века. Часто утверждается, что именно в это время философия науки становится самостоятельной научной дисциплиной. Радикально меняется представление о критериях научности. Эмпирический материал не бывает нейтральным и теория в значительной степени зависит от субъекта, его подхода к анализу эмпирических данных. Этот этап развития философии науки часто именуют постпозитивистским. Крупнейшими представителями постпозитивизма считаются К. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд и др.

В 80-х годах XX века начинается современный этап развития философии науки. Начинается переход от критики неопозитивизма к анализу сложного образа науки. Анализируется противоречивый характер развития науки.

Наука и философия.

1) Что есть мир, что есть общество;

2) Как мир и общество познаются;

3) Что такое человек.

1. Философия мирообъянения;

2. Философия мироощущения;

3. Философия миропостижения.

Философия мирообъяснения обращается к науке и оперирует научными понятиями. Этот вид философии основан на принципе монизма, использует определенный философский язык, оперирует понятиями и категориями, разработанными классиками философии. Философия мироощущения предполагает описание философами своих личных ощущений (философия жизни, экзистенциализм, персонализм). Эта философия не предполагает выработки единого философского языка и категории. К третьему виду философии относится религиозная философия, которая не предполагает никакого научного основания, и, конечно же, этот вид философии не совместим с наукой.

Таким образом, по мнению Гобозова И.А., есть научная философия и есть ненаучная философия.

Прошло более десяти лет, но дискуссия продолжается. Позиции не только не сближаются, но всё более расходятся. Вопрос остается открытым. Является ли философия наукой? Что объединяет науку и философию?

Подвергается сомнению не только полезность, востребованность философии – она рассматривается как тормоз научного процесса. Философию часто считают комплексом бесполезных и банальных рассуждений.

Совершенно очевидно, что философия не может быть наукой всех наук. Она не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мире в целом. Дискуссия о соотношении философии и науки породила множество точек зрения.

Наука направлена на выработку и систематизацию строго обоснованных знаний о действительности. Специальные науки изучают свой специфический срез действительности, конкретную сферу бытия. Они служат отдельным конкретным потребностям общества: экономике, технике, юриспруденции и т.д. Ученые формируют в теориях, законах и формулах свои выводы в результате изучения различных явлений. В процессе научного поиска исследователь должен отказаться от личностного, эмоционального, жизненных предпочтений. Любая наука стремится к объективности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.