Эмпирические методы педагогического исследования шпора

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

педагогика.docx

Изучение опыта – традиционный, широко используемый метод педагогических исследований. Он заключается в изучении и анализе практического опыта исторических и современных педагогов и школ, достигших устойчивых положительных результатов своей деятельности. При использовании этого метода основное внимание уделяется подходам и методикам, расходящимся с устоявшимися господствующими канонами педагогической теории и практики. Зачастую, эмпирически возникшие способы обучения или воспитания приводят к прогрессу в достижении основных целей педагогики. Но если такие педагогические приемы останутся скрытыми от педагогической науки в целом, не подвергнутся анализу и теоретическому обоснованию, они не будут иметь научной ценности и не получат широкого практического применения. Из этого следует, что изучение опыта – очень важный и продуктивный метод педагогических исследований, неизменно сопутствующий развитию педагогической науки в целом.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся позволяет устанавливать многие важнейшие взаимосвязи, оказывающими влияние в дальнейшем на составление учебных планов и программ. Главными источниками информации данного метода являются классные журналы, читательские формуляры, конспекты лекций, расписание занятий, календарные и поурочные планы педагогов, ведомости успеваемости, тетради учеников. Изучая перечисленные материалы можно определить влияние организации учебного процесса на успеваемость и состояние здоровья обучаемых, роль оценки успеваемости, как стимула к обучению, сопоставить содержание учебного материала с творческой активностью учеников, получить представление об интересах посредством анализа выбираемой литературы.

К социологическим методам педагогических исследований относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок. Эти методы эффективны за счет массовости своего характера. Например, с помощью анкетирования можно за сравнительно небольшой промежуток времени произвести опрос достаточно большого количества людей, выяснить, таким образом, отношение сразу ко многим педагогическим фактам и произвести комплексный анализ. Рейтинг – оценка испытуемыми тех или иных процессов и явлений в педагогической практике. Близкое к рейтингу понятие метода компетентных оценок предполагает оценку поведения, восприятия учебного материала, проявления творчества и активности учеников компетентными лицами, т. е. педагогами.

Педагогическое тестирование в настоящее время получило широкое распространение во всех видах учебных заведений. Можно выделить два направления проведения тестов: определение скорости и определение мощности. В первом случае, время тестирования строго ограничено, при этом раскрывается способность учеников быстро ориентироваться в ситуации, умение переключаться с одной темы на другую, возможность использования одновременно нескольких способов мышления. По тестам мощности, где времени на ответы отводится достаточно много, определяется глубина и основательность знаний тестируемых, а скорость роли не играет.

Методы математической статистики имеют количественный характер и используются для количественного анализа собранной информации. С помощью этого метода удается установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов.

8. Методы педагогического исследования

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое.

Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения — критерий.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установление определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).

Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.

Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Наблюдение широко используется в педагогической науке. Оно может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим исследовательским методом.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:

Существует много видов наблюдений, подразделяемых по различным признакам.

По временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение.

По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Узкоспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов.

По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и не-включенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны.

По условиям проведения выделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

По плановости различают неформализованное (свободное) наблюдение и формализованное (стандартизированное). Неформализованное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения. Оно может менять предмет, объект и характер наблюдения в зависимости от желания наблюдателя. Формализованное наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.

По частоте применения наблюдения бывают постоянные, повторные, однократные, многократные.

По способу получения информации выделяют прямое и косвенное наблюдение. Прямое — это такое наблюдение, когда сам исследователь его проводит, а косвенное — наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет:

  • изучить предмет в целостности;
  • в естественных условиях;
  • в многогранных связях и проявлениях. Недостаток этого метода в том, что:

  • не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; делать точные замеры;
  • требует много времени;
  • существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов.
Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведения научного исследования. Более активной формой является исследовательская беседа. Беседа как метод научного исследования позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны. Требования к беседе:

Наблюдение объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы. Основные виды анкет:- открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);- закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);- смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д.,)

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса.

Педагогическое тестирование В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса.

Педагогический эксперимент– особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий(преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

13.Педагогический эксперимент, его виды и этапы.

Эксперимент — это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последовательность. Констатирующий эксперимент(метод срезов)ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель — зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.По месту проведения различают естественный и лабораторныйпедагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.

Методы социометрии

Социометрия - теория измерения межличностных отношений. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Социометрия - это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом "лидера" и "аутсайдера"; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами

Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым социальным группам (от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни.

Понятие эмпирического педагогического исследования

Эмпирическое педагогическое исследование – это комплекс практических методов, средств, процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогической проблемы.

Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.

Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования. На протяжении всего эмпирического исследования, организатором исследования используются практические методы и средства, направленные непосредственно на достижение поставленной цели и решение педагогической проблемы.

Необходимо отметить, что наибольшую роль в организации и реализации эмпирического педагогического исследования имеют эмпирические методы. Именно посредством данных методов происходит сбор, систематизация, накопление и анализ информации (материалов), необходимых для получения конечного результата исследования.

  • Курсовая работа Эмпирическое педагогическое исследование 480 руб.
  • Реферат Эмпирическое педагогическое исследование 240 руб.
  • Контрольная работа Эмпирическое педагогическое исследование 240 руб.

Результаты эмпирического исследования выражаются не только в качестве установления полученных фактов, но и в виде обобщенных эмпирических выводов, сопровождаемых наглядным представлением полученных данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).

Таким образом, под эмпирическим познанием понимают изучение и исследование ключевых параметров изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенности поведения.

Организация эмпирического педагогического исследования возможна только посредством практической работы, путем исследования и экспериментов.

Особенностью эмпирического исследования является возможность его эмоционального отражения. То есть полученные в ходе эмпирического исследования результаты можно представить не только в виде конкретных фактов, выраженных в цифрах (таблицы, рисунки и т.д.), но и в виде эмпирических обобщений (выводы).

Таким образом, наиболее действенным педагогическим исследованием является эмпирическое. Это объясняется тем, что оно способствует получению информации, которая связана с практической деятельностью объекта исследования в его реальной действительности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эмпирические методы педагогического исследования

К основным методам эмпирического педагогического исследования относятся: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности детей и педагогической документации.

Общим свойством всех методов эмпирического исследования является их непосредственная направленность на изучение исследуемого объекта, сбор и последующая систематизация полученной информации (материала), обработка и получение конечного результата исследования.

Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы, является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Характеристика методов эмпирического педагогического исследования

Наблюдение. Наиболее простой в организации, и в связи с этим, один их самых распространенных и часто используемых методов эмпирического исследования. Суть данного метода заключается в том, что исследователь осуществляется наблюдение (скрытое или внедренное) за объектом исследования в его естественной среде жизнедеятельности. При этом наблюдатель отмечает необходимые для исследования детали, особенности поведения объекта и т.д. Наблюдение может быть нескольких типов, в зависимости от количества участников исследования – групповое, стихийное, индивидуальное.

Достоинства данного метода:

  • доступность и простота организации;
  • возможность ознакомиться с объектом исследования, в процессе его естественной деятельности.

Недостатки метода наблюдения:

  • на достоверность результатов метода наблюдения оказывают влияние личностные особенность исследователя, его взгляды, убеждения, стереотипы и т.д.;
  • достоверность результатов находится в прямой зависимости от длительности проводимого наблюдения;
  • невозможность охватит в процессе наблюдения все моменты исследуемого процесса, особенно если в нем принимают участие одновременно несколько объектов исследования.

Анкетирование. Метод сбора информации посредством специального разработанных опросников или анкет, на которые необходимо дать письменные ответы.

Различают следующие виды анкет:

  • открытые: необходимо дать самостоятельно ответ на заданный в анкете вопрос;
  • закрытые: необходимо из нескольких ответов выбрать наиболее подходящий (возможен выбор одновременно 2-3 ответов);
  • смешанные (комбинированные): предполагают наличие вопросов с различными вариантами ответов (открытые и закрытые).

Достоинство анкетирования заключается в том, что оно способствует выявлению общего мнения по различным вопросам одновременно у значительного количества людей.

Недостатком является то, что не все испытуемые готовы отвечать правдиво, особенно если на анкетном листе указывается ФИО. Также возможно, что в случае затруднения ответ будет списан у соседа.

Беседа. Метод эмпирического исследования, который заключается в получении необходимой информации посредством индивидуального диалога с испытуемым по заранее составленному плану и вопросам. Беседа имеет конкретную цель, которая и определяет направление разговора.

Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).

Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Малкова Анна НиколаевнаНаписать 961 12.04.2018

Номер материала: ДБ-1437483

  • Философия
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.04.2018 359
    12.04.2018 5825
    12.04.2018 372
    12.04.2018 315
    12.04.2018 671
    12.04.2018 280
    12.04.2018 415
    12.04.2018 189

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Методы педагогического исследования- способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение новых связей. Они условно подразделяются на:

1. Эмпирические методы:

· методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);

· методы контроля и измерения (шкалирование, тест);

· методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

· методы оценивания (самооценка, рейтинг, пед.консилиум);

· методы внедрения результатов исследования в пед.практику (эксперимент);

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.

2. Педагогический эксперимент- это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе.Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент,при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент,когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент,в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественныйпредставляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторныйиспользуется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Педагогическое тестирование

Тестирование- это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости.Широко применяются тесты элементарных умений,таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тестсодержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скоростии мощности.По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

3. Теоретические методы – позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов.

· Анализ– мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

· Синтез– мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловые целые.

· Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

· Абстрагирование – мысленное ответвление какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

· Конкретизация– мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычленных раннее абстракций.

· Обобщение – выделение в процессах или явлениях общих черт.

· Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

· Индукцияидедукция – логические методы обобщения полученных эмпирических данных (индукция-суждение от частного к общему выводу, дедукция-от общего к частному).

3. Система образования в России, ее развитие. Принципы государственной образовательной политики. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для: разработки примерных основных образовательных программ;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся; построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;организации деятельности работы методических служб;аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.