Электронные шпоры по праву






Описание книги "Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву"

Описание и краткое содержание "Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву" читать бесплатно онлайн.

Ни пуха, ни пера!

Алексей Мансурович Гатин

Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА (СУДОПРОИЗВОДСТВА). ЗАДАЧИ, ВИДЫ И СТАДИИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) – определенная, специфичная, урегулированная гражданско-процессуальными нормами деятельность всех участников судопроизводства, в том числе и органов исполнения судебных решений.

В Конституции РФ закреплены основные принципы гражданского судопроизводства: 1)все равны перед законом и судом;

2) право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

3) право каждого на пользование родным языком;

4) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, др. Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 2 ГПК РФ:

1) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов;

2) укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Действующим законодательством установлен определенный порядок рассмотрения споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных материальных правоотношений, а также дел, возникающих из публично-правовых отношений, и дел особого производства, который состоит из определенных законом стадий процесса.

Стадия процесса – определенная часть процесса, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели.

Виды стадий процесса:

1) возбуждение гражданского судопроизводства;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) судебное разбирательство;

4) вынесение решения;

5) производство в суде второй инстанции;

6) производство в суде надзорной инстанции;

7) пересмотр решений и определений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гражданское судопроизводство подразделяется на следующие виды:

1) приказное – отличается отсутствием основных стадий гражданского процесса. Судебное решение заменяет судебный приказ;

2) исковое – характеризуется следующими чертами:

а) наличие спора о праве, который призван разрешить суд;

б) равенство субъектов спора;

в) предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес;

г) возбуждается подачей искового заявления;

3) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым относятся дела:

а) о признании недействующими нормативных правовых актов;

б) об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

в) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

4) особое производство – характеризуется отсутствием спора о праве. Предметом защиты выступает не нарушенное или оспоренное право, а охраняемый законом интерес заявителя;

5) производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

6) производство по делам, возникающим из исполнительных правоотношений – сюда относят процессуальные действия суда, влияющие на процесс исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов.

2. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА

Гражданское процессуальное право – отрасль права, включающая в себя совокупность расположенных в определенной системе процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между судом и участниками процесса при отправлении правосудия по гражданским делам.

Гражданское процессуальное право является теоретическим обоснованием гражданского процесса.

Предмет регулирования гражданского процессуального права – те общественные отношения между судом и другими субъектами, а также действия, осуществляемые в процессе гражданского судопроизводства, которые могут быть подвергнуты правовой регламентации, т. е. правоотношения и действия, являющиеся по сути юридическими фактами. В гражданском процессе не могут складываться неправовые отношения, для его субъектов имеют значение лишь те связи и действия, которые предусмотрены законодательством и в том виде, в котором они должны быть произведены.

Метод права – это объективно существующая совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет этой науки. Метод права имеет следующие характерные черты: 1)в состав метода могут входить лишь те способы, которые акцентируют внимание на сложившихся закономерностях, свойственных всем отношениям, входящим в предмет данной отрасли права; 2)применяемые способы должны обладать динамичностью, т. е. способностью совершенствоваться, поскольку не существует универсального приема, способного охватить разносторонние отношения, регулируемые отдельной отраслью права в силу непредсказуемости их возникновения; 3)в состав метода может входить совокупность лишь тех приемов и способов, при помощи которых можно одновременно изучать отношения, входящие в предмет отрасли права. Метод правового регулирования гражданского процессуального права – совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых государство регламентирует общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением судами общей юрисдикции и мировыми судьями правосудия по гражданским делам, и воздействует на них.

Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть – содержит в себе основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.

Особенная часть – содержит в себе совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публично-правовых и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).

3. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Источник права – форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источники гражданского процессуального права – нормативные акты, включающие нормы данной отрасли права.

Источники гражданского процессуального права делятся на:

1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:

а) Конституция РФ;

б) Гражданский кодекс РФ; в)Семейный кодекс РФ;

2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):

3) акты судебного толкования норм гражданского процессуального права(постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обзоры судебной практики, подготовленные Президиумом Верховного Суда РФ с допущением аналогии в гражданском процессе. Данные акты не могут устанавливать новых правил, а лишь дают толкование уже существующих законодательных норм.

Особенностью источников гражданско-процессуального права является их высокий юридический статус.

По юридической силе источники делятся на:

Виктория Евгеньевна Резепова

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

1. Понятие и признаки интеллектуальной деятельности

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

2. История становления права интеллектуальной собственности

Интеллектуальная деятельность человека проявлялась и в глубокой древности. Однако ее правовое регулирование не вызывало какой либо нужды. Только тогда, когда возникли определенные столкновения интересов по поводу результатов интеллектуальной деятельности, встал вопрос о закреплении права человека на результаты такой деятельности. Право интеллектуальной собственности формируется вследствие развития интеллектуальной деятельности и необходимости правовой ее регламентации.

Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена Античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.

Международное право интеллектуальной собственности начинает складываться с конца XIX в. Были приняты акты, регулирующие право интеллектуальной собственности в отношениях между разными государствами (Парижская, Бернская, Женевская конвенции).

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

1) промышленную собственность;

2) авторское право.

Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :

а) авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства;

б) права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания;

в) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);

д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;

е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;

ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;

з) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая "шпора", написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Информационному праву, а остальное - дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Нина Олеговна Якубенко
Шпаргалка по информационному праву

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:

– как отрасль права;

– как учебная дисциплина.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Основные задачи в этой области:

• изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;

• выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;

• изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;

• проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;

• изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления здесь:

• разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

• разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

• разработка методологии оценки знаний в области информационного права;

• проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс", "ЮСИС". С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.

В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;

2) биологическая – создается живыми существами;

3) социальная – область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле" документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

– нормативная правовая информация;

– ненормативная правовая информация;

в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Выделяются следующие виды субъектов в этой области.

1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства.

• информационные центры и другие информационные структуры;

• центры анализа информации;

• информационные агентства, другие органы массовой информации;

• другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов.

3. Органы государственной власти:

а) федеральные органы государственной власти:

– Федеральное Собрание РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Президент РФ, Администрация Президента РФ;

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

– Высший Арбитражный Суд РФ;

б) федеральные министерства, ведомства, комитеты; органы государственной власти субъектов РФ:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– органы судебной власти; органы местного самоуправления.

1. Понятие, предмет и система ГПП.

ГПП — это совок и система правовых норм, предметом регулирования кот явл общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражд делах. Эти отношения определяют процессуальный порядок производства в гражд делах, установленный ГПК и другими законами Украины. Этот порядок состоит из производства по рассмотрению и решению дел по спорам, кот возникают из гражд, семейных, трудовых и других правоотношений, дел, кот возникают из админ-прав отношений, и дел отдельного производства, т. е. из производства по гражд делам.

Предмет — процессуальный порядок производства по гражд делам. Он определяется: системой процессуальных действий, кот выполняются судом, органом судебного исполнения, участниками процесса; содержанием, формой, условиями выполнения проц действий; системой гражд проц прав и обязанностей субъектов правоотношений, кот определяют содержание гражд проц действий; гарантиями реализации гражд проц прав и обязанностей.

Система ГПП — это совок норм и институтов отрасли права, обусловленных предметом прав регулирования. Она определяется структурой ГПК и состоит из двух частей — общей и особенной. Общая объединяет нормы и институты ГПП, кот имеют значение для всей отрасли, всех видов производства и стадий гражд процесса (разделы I и II ГПК). В особенную часть включены нормы и институты, кот регулируют порядок рассмотрения и решения дел по стадиям судопроизводства (разделы III–VI ГПК).

2. Источники ГПП.

Источниками ГПП явл способы или формы выражения данной отрасли права. Ими явл нормативные акты, в кот закреплены правила, кот регулируют порядок организации и осуществления правосудия в гражд делах. Таким источником, прежде всего явл Конституция, кот установлены основы организации и деятельности суда (раздел II), правовой статус граждан (раздел VIII), в том числе и в гражд судопроизводстве (ст. 55, 59, 24, 29, 30, 31, 32).

Основным источником именно процессуального права явл ГПК. Также к источникам ГПП относятся законы “О судоустройстве”, “О прокуратуре”, КоБС, постановления КМ.

3. Гражданское судопроизводство.

Гражд судопроизводство — это урегулированный нормами ГПП порядок производства по гражд делам, кот определяется системой взаимосвязанных гражд проц прав и обязанностей, а также гражд проц действий которыми они реализуются их субъектами — судом, органом судебного исполнения и участниками процесса.

Заданием гражд судопроизводства явл охрана прав и зак интересов физ и юр лиц, гос-ва путем всестороннего рассмотрения и решения гражд дел в полном соотв с действующим зак-вом (ст. 2 ГПК).

Зак-во о гражд суд-ве устанавливает единый порядок рассмотрения гражд дел, объединенных по мат признакам в три вида:

n искового производства — в делах, кот возникают из гражд, семейных, трудовых, кооперативных правоотношений;

n производство по делам, кот возникают из админ-прав правоотношений (точнее — из гос, админ, финансовых) — по жалобам граждан на действия и решения избирательных комиссий, органов и др.;

n отдельного производства — по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или не дееспособным; о признании гражданина без вести отсутствующим или объявление его умершим и т. д.

4. Система принципов ГПП.

Принципы ГПП тесно связаны между собой и в совокупности составляют систему. Каждый из принципов системы играет самостоятельную роль, характеризует отрасль в целом, отдельную стадию или отдельный проц институт, однако между ними существует связь и взаимодействие, кот определяются единством цели и заданий гражд судопроизводства, действие одного принципа обусловливает действие другого.

Для выявления специфических особенностей принципов они классифицируются по разным признакам:

1) В зависимости от действия в системе права:

2) По форме нормативного закрепления:

n закрепленные Конституцией;

n закрепленные законодательством о судопроизводстве;

3) По роли в регулировании проц-прав положения субъектов правоотношений:

n принципы, кот определяют проц-прав деятельность суда и органа судебного исполнения;

n принципы, кот определяют проц деятельность лиц, принимающих участие в праве, и других участников процесса.

4) По предмету регулирования:

n принципы организации правосудия)судоустройства, судопроизводства);

n функциональные — принципы проц деятельности (судопроизводства).

5) По их значимости:

n фундаментальные (абсолютные — диспозитивность, равенство сторон, судейское руководство);

n конструктивные (относительные).

5. Организационные принципы ГПП.

n осуществление правосудия исключительно судами;

n территориальность и специализация построения системы судов общей юрисдикции;

n выборность и назначение судей;

n коллегиальность и единоличность рассмотрения дел;

n независимость судов и подчинение их только закону;

n осуществление правосудия проф. судьями и в опред законом случаях народными заседателями и присяжными;

6. Функциональные принципы ГПП.

n равенство всех участников процесса перед законом и судом;

n гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами;

n доступность и гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

n неприкосновенность человека;

n неприкосновенность жилища;

n охрана личной и семейной жизни человека;

n обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда.

7. Понятие гражданских процессуальных правоотношений.

Гражд проц правоотношения — это урегулированные нормами ГПП отношения, кот возникают между судами и органами судебного исполнения как между собой, так и с участниками процесса — гражданами и юр лицами в гражд судопроизводстве.

Данные отношения имеют волевой характер. Это проявляется в том, что они обеспечивают правовую связь двух лиц между собой — одно имеет право требовать от

1. Понятие, сущность и признаки государства.

2. ? - Понятие и признаки государственной власти.

3. Формы правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Понятие и виды политического режима.

6. Понятие правового государства и его критерии.

7. Система органов государственной власти Российской Федерации.

8. Понятие, сущность и система гражданского права.

9. Система арбитражных судов.

10. Система судов общей юрисдикции.

11. ? Судебная власть РФ и формы ее осуществления.

12. ? Правоохранительные органы РФ (функции, формы деятельности).

13. Структура, задачи и полномочия прокуратуры.

14. Структура и компетенция КС РФ.

15. Понятие и виды сделок.

16. Понятие и признаки права.

17. Основные теории возникновения государства и права.

18. ? Основные принципы и функции права.

19. ? - Понятие и виды источников права в гос-вах, принадлеж. к различным правовым сис-мам.

20. Понятие нормативно-правового акта.

21. Виды источников права в РФ.

22. Система права, отрасли права и правовые институты.

23. Понятие и виды обязательств.

24. Сущность и значение договора.

25. Обязательства, возникающие из деликтов.

26. Сроки исковой давности по российскому гражданскому зак-ву.

27. Соотношение понятий звена судебной сис-мы и судебной инстанции.

28. Понятие и виды юридических фактов.

29. Виды юридических лиц.

30. Некоммерческие юридические лица

31. Коммерческие юридические лица.

32. Лишение свободы как вид наказания.

33. Понятие и принципы гражданства.

34. Основания приобретения гражданства.

35. Основания прекращения гражданства.

36. Действие уголовного закона в пространстве и времени.

37. Виды соучастия в совершении преступления.

38. Состав преступления.

39. Понятие и виды юридической ответственности.

40. Понятие уголовной ответственности.

41. Система уголовных наказаний.

42. Освобождение от уголовной ответственности и наказания по УЗ-ву РФ.

43. Обстоятельства, смягчающие уголовное наказание.

44. Обстоятельства, отягчающие уголовное наказание.

45. ? Гражданско-правовая ответственность.

46. Юридические лица как участники гражданских правоотношений.

47. Понятие и признаки правового государства.

48. Гражданское правоотношение. Его виды и признаки.

49. Гражданин как участник гражданского правоотношения.

50. Понятие и виды сделок.

51. Формы сделок.

52. Понятие и виды договоров.

53. Понятие и сущность преступления.

54. Преступления против личности.

55. Преступления против собственности.

56. Понятие, системы и полномочия прокуратуры в РФ.

57. Понятие, система и полномочия ФСБ.

58. Понятие система и полномочия Министерства юстиции РФ.

1.Понятие, признаки и сущность государства.

Гос-во – это совокупность официальных органов власти (пр-во, парламент, суды), действующих в масштабе страны или ее субъектов, либо пользующихся автономией территориальных образований с местными представительствами этих образований.

1) служить интересам общ-ва

2) служить интересам прявящей группы лиц.

1) наличие сообщества, в котором гос-во осущ упр-ие

2) Аппарата власти (реальная возм-ть навязывать свою волю) и аппарата управления (сост из органов гос власти).

3) Аппарата принуждения (ВС, орг разведки, тюрьмы).

Аппарат гос упр-ия + аппарат принуждения = Публичная власть.

4) Административно-территориального деления и территории.

5) Гражданства (т.е. устойчивой связи м/д государством и личностью)

6) Суверенитета (независимости)

Это способность гос-ва вне зависимости от к-л субъектов проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Сущ формальный или ограниченный суверенитет (принудительный или добровольный.)

7) Займы и налоги. Займы бывают внутренние и внешние.

8) Каждое гос-во обладает определенной символикой (герб, гимн, флаг, протокольные правила поведения).

2. Понятие и признаки государственной власти.

3. Формы правления.

1) Монархия (власть одного, единовластие, форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получ-щему ее как правило по наследству и на всю жизнь. Монарх не несет юр ответственности за свои деяния).

- неограниченная, или абсолютная (Монарх ни с кем не делит свою власть – сам издает законы, назнач чиновников, вершит высш суд и упр гос-вом. Народ никакого участия в упр гос-вом не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять сущ традиции)

- ограниченная конституционная Наряду с главой гос-ва (монархом) сущ др высший орган (напр парламент)

· Дуалистическая – в которой сущ двойственность верховной власти: монарх (предст интересы феодалов) сохраняет исп власть, парламент (сост из выыбранных народом представителей, выражает интересы буржуазии и др) ему принадлежит законодательная власть.

· Парламентская – монарх как глава исп вл в правах ограничен (закрепл в конституции). Если монарх назначает министров, то они несут ответственностьперед парламентом и зависят от его вотума доверия.

2) Республика – верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на опред срок.

- Президентская – президент глава гос-ва и исполнительной власти, он возглавляет и формирует прав-во. Парламент не осущ контроля за деят прав-ва. Парламент (избир населением на опред срок) осущ законодательную власть. Президент не вправе распустить парламент, а парлемент м досрочно отстранить президента от должности, если он нарушит конституцию или совершит преступление.

- Парламентская – президент избир парламентом, является только главой гос-ва. Правительство возглавляется премьером, формируется парламентом. Парламент м выразить втум недоверия прав-ву. Президент м досрочно распустить парламент.

- Президентско-парламентская форма – сущ прав-во, администрация президента.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.