Экономика малого и среднего бизнеса шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

  1. Понятие малого предприятия, классификация.

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам.

Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

    • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
    • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
    • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

    • тип собственности (частные или государственные);
    • характер и содержание деятельности;
    • ассортимент выпускаемой продукции;
    • способы и методы ведения конкурентной борьбы;
    • способ вхождения в различные союзы и объединения;
    • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

2.Субъекты малого бизнеса в Республике Беларусь

Субъектами предпринимательства в Республике Беларусь являются:

– физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом

законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

– группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Все многообразие предпринимательской деятельности может

быть классифицировано по различным признакам:

по виду деятельности, по формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы

– частное предпринимательство, осуществляемое субъектами

предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

3.Сравнительные преимущества малых форм хозяйствования.

В целом МП обладают определенными преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ МП необходимо выделить следующие:

-большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

-низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

-короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств. Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 – 2,5 раза выше, чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получает предприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска;

-более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

- устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

-быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

-высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.

4.Малые предприятия в экономике развитых стран

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Американские экономисты утверждают, что костяком американской экономики являются крупные корпорации, а ее "мускулами" - малые компании, приводящие большой бизнес в движение.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в.48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

5.Оценка состояния малого бизнеса в РБ и перспективы его развития

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

  • создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
  • содействие решению основных проблем малых предприятий;
  • ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий

6.Законодательные акты, регулирующие развитие малого бизнеса в РБ.

Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Предпринимательство"

предпринемательская деятельность вопросы к экзамену.doc

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

Упрощенная система налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки.

Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.

Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса.

Решающее значение для поддержки малого бизнеса имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры.

  1. Развитие малого предпринимательства в России.

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий – от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

  1. Порядок создания нового предприятия.

Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов. Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку – найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

• Политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций.

• Социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы.
• Правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.
Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирает форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
На начальном этапе определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.

Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

• Заявление учредителя (учредителей) о регистрации.
• Устав предприятия.

• Решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
• Договор учредителей о создании и деятельности предприятия.
• Свидетельство об оплате государственной пошлины.
По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии поступают в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр.

Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.

На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.

  1. Способы привлечения клиентов консалтинговой фирмой.

Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать "образец своего товара", "образец своей услуги". Поэтому перед такими фирмами очень остро стоит задача привлечения клиентов.

Способы привлечения клиентов различны. Это может быть рекламирование своих возможностей; привлечение клиентов через посредников; использование рекомендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающихся о деятельности фирмы, и др.

Наиболее простой и широко применяемый способ — рекламирование. Фирма распространяет различного рода рекламные справки, рекламные объявления, в которых приводятся ее возможности в области консультирования, примерная стоимость услуг, ссылка на успешно выполненные проекты. Широко распространена такая форма привлечения клиентов, как использование посредников. Ими могут быть сотрудники фирм-клиентов, пользующиеся доверием у своего руководителя. В западных странах разработаны специальные методики для поиска такого посредника. На эти цели выделяются специальные средства.

Конечно, решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее успешная, результативная предыдущая деятельность. Положительные рекомендации крупных или даже средних клиентов — лучшая реклама.

Определенную роль в обеспечении заказов по консультированию может сыграть имидж фирмы- консультанта. Наличие визитной карточки, проспекта, соответствующая обстановка в офисе, внешний вид, одежда и приветливость сотрудников фирмы — все это может повлиять на положительное решение заказчика сотрудничать с данной фирмой-консультантом.

Насколько вообще нужны фирме консультанты? Для нынешнего этапа развития экономики России, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы, ответ может быть только однозначным: да, нужны, необходимы. Однако учитывая ограниченность финансовых средств большинства предприятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и установления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надо с решения главной проблемы — стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует консультироваться по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала и др.

  1. Процесс предпринимательства.

Процесс предпринимательства основан на следующих принципах: свободный выбор видов деятельности; вовлечение на добровольных основах имущества и средств юридических лиц и граждан; самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей изготавливаемой продукции; государственное регулирование цен на отдельные виды продукции, изготавливаемые на государственных предприятиях; свободный наем работников; свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения установленных законодательством платежей; самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности и использование предпринимателем -юридическим лицом части валютной выручки согласно действующему законодательству. Процесс предпринимательской деятельности можно представить посредством функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля, учёта, анализа и координации.

Зарождение (возникновение) идеи о создании организации. Идея – это не произнесённая и не оформленная в текст мысль. На данном этапе предпринимателем аккумулируются несколько идей, ради которых он собирается что-либо предпринять или сделать.

  • Оценка и определение необходимых ресурсов. После определения идеи, оценивается и определяется количество и качество необходимых материальных и нематериальных ресурсов.
  • Оценка ситуации и её определение. При оценке и определении ситуации выявляются всевозможные факторы (причины), способствующие или ограничивающие развитие предпринимательской деятельности. Оценка и определение ситуации происходит при помощи первичной информации. Её обработка происходит в четыре этапа: получение, сбор, оценка, анализ.
  • Описание проблемной ситуации. Выявляются конкретные проблемы и пути их решения. В том случае, если идеальное представление конечного продукта имеет право на реальное существование, то есть имеются пути решения проблем, то принимается решение о создании организации. В противном случае необходимо рассмотреть другие варианты создания собственного дела.
  • Создание бизнес-плана. Бизнес-план – это основной документ, который должен комплексно, системно обосновывать управленческие решения, связанные с предпринимательской деятельностью – ясно представлять цели и вытекающие из этого задачи, объективно оценить внутренние и внешние условия, определить ресурсы, необходимые для достижения этих целей, описать всё это языком цифр и доказать эффективность данного решения для всех вовлечённых в бизнес участников (начиная с потребителей и тех, кто вложил в него деньги, и кончая обществом, которое вправе также ожидать положительного результата – будь то социальный эффект, например – рабочие места, или фискальный – поступление налогов в бюджеты разного уровня).

- Внедрение (выполнение) бизнес-плана. Происходит последовательная реализация бизнес-плана, то есть выполнение задач, необходимых для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Контроль, учёт, анализ (экспертиза). На данном этапе происходит наблюдение и регулирование деятельности организации. Устанавливаются определённые точки, по которым можно определять всё ли идёт, как намечено, а при необходимости корректировать процесс.

Предприятия, которые появляются вместо ликвидированных или закрытых, чутко реагируют на спрос потребителей, при необходимости, осваивая новую продукцию и технологии, и производят соответствующие изменения и корректировки. Так, опытное производство на среднестатистическом малом предприятии завершается в несколько раз быстрее по сравнению с крупными концернами.


Кроме того, малый бизнес выгодно отличается от крупного с точки зрения производительности труда, и это, несмотря на то, что практически в любой стране такая форма бизнеса находится в подчиненном государству положении. Преимущество малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия могут функционировать практически в любой сфере деятельности, и хотя некоторые отрасли и производства разрешаются только государственным структурам и предприятиям, отсутствие малых предприятий в этих нишах – некритично.

Экономическая деятельность малых предприятий

Одна из ключевых особенностей малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия являются самодостаточными и даже самостоятельными. Это касается хозяйственного, производственного и экономического аспектов. В экономическом плане это означает, что после всех обязательных платежей, включая арендную плату, налоги и прочее, оставшиеся денежные средства компания может тратить по своему усмотрению.

Малое предприятие также на свое усмотрение может планировать все виды деятельности и устанавливать цены на предоставляемые услуги или на реализуемую продукцию. Однако не всегда цены и тарифы могут устанавливаться самовольно: в некоторых случаях руководствоваться можно только предусмотренными законодательством России нормами.


В отличие от среднего и крупного бизнеса, которые нередко получают финансовую поддержку со стороны государства, подавляющее большинство малых предприятий формируют свои финансовые ресурсы на основе средств, которые поступают из нескольких источников:

  • Собственно прибыль предприятия;
  • Амортизационные отчисления;
  • Деньги, полученные в результате торговли ценными бумагами (в том числе – акциями);
  • Кредитные поступления;
  • Взносы членов трудового коллектива, предусмотренные уставом;
  • Другие денежные поступления, происхождение которых – легально и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Хранятся денежные средства на расчетном счете любого банка на усмотрение руководства предприятия.

Экономические проблемы малого бизнеса в России

В идеале среди основных функций малого бизнеса на первом месте стоит стимул развития экономики страны в целом. Так как малые предприятия всегда создают друг для друга условия здоровой конкуренции, то все предпосылки для этого есть. Так, будучи вынужденными привлечь внимание потребителя, такие предприятия должны постоянно работать над улучшением качества своей продукции, увеличением ассортимента и расширением торговых точек.


Но сделать это на практике получается не так легко из-за большого количества проблем и препятствий, среди которых:

  • Бюрократия;
  • Недостаток производственных, офисных и торговых площадей;
  • Политические проблемы;
  • Коррупция;
  • В некоторых случаях – дефицит необходимой для деятельности предприятия информации;
  • Кадровые проблемы;
  • Недоверие к малому предпринимательству.

Также существует и целый ряд экономических проблем. Это высокие налоги, несовершенное законодательство, инфляция, неплатежеспособность клиентов и партнеров, несовершенство банковской системы, трудности с получением кредитов или высокие процентные ставки в случае одобрения займа, отсутствие некоторых видов льгот для малого бизнеса.

1. Экономическая сущность предпринимательства, его возникновение и развитие

2. Основные функции предпринимательства.

3. Типы и виды предпринимательства.

4. Понятие и сущность предпринимательской среды. Ежегодный отчет Всемирного банка по оценке условий ведения бизнеса в разных странах.

5. Понятие малого предпринимательства. Критериальные подходы к определению субъектов малого бизнеса.

6. Социально-экономические функции малого бизнеса.

7. Роль и место малого бизнеса в экономике развитых стран.

8. Основные этапы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.

9. Понятие малого предприятия и его специфические характеристики.

10. Малые предприятия в Республике Беларусь: динамика развития, отраслевая и территориальная структура

11. Особенности функционирования малых и крупных предприятий и основные формы их взаимодействия.

12. Субконтрактация как форма сотрудничества малого и крупного бизнеса.

13. Понятие производственного кластера.

14. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса

15. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности. Понятие индивидуального предпринимательства.

16. Выбор организационно-правовой формы бизнеса.

17. Хозяйственные товарищества и общества.

18. Акционерные общества.

19. Унитарные предприятия.

20. Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью.

21. Производственный кооператив.

22. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

23. Порядок государственной регистрации бизнеса в форме юридического лица.

24. Особенности государственной регистрации индивидуального предпринимательства.

25. Общие условия, основные принципы и этапы создания собственного дела.

26. Понятие предпринимательской стратегии и технология ее разработки.

27. Предпринимательские риски и способы их предупреждения.

28. Фазы развития малого предприятия

29. Планирование на малом предприятии.

30. Особенности маркетинга на малом предприятии.

31. Инновационная деятельность на малом предприятии.

32. Особенности подбора персонала малого предприятия и управления им.

33. Понятие и виды семейных предприятий, их преимущества и проблемы.

34. Показатели эффективности функционирования малых предприятий (показатели ликвидности бизнеса)

35. Показатели эффективности управления бизнесом.

36. Малые инновационные и технологически ориентированные фирмы: особенности создания и функционирования

37. Международный опыт государственной поддержки инновационного предпринимательства

38. Поддержка инновационного предпринимательства в Республике Беларусь.

39. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфраструктуры

40. Сущность и организационно-экономический механизм венчурной деятельности.

41. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: международный опыт.

42. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь.

43. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.

44. Понятие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее основные составляющие.

45. Центры поддержки предпринимательства: цель и задачи создания, основные функции.

46. Инкубаторы малого предпринимательства: цели, задачи, выполняемые функции.

47. Предпринимательские союзы и ассоциации, их цели, задачи и роль в развитии предпринимательства.

48. Государственное регулирование предпринимательской деятельности, его цели и основные формы.

49. Лицензирование отдельных видов деятельности

50. Сертификация продукции, работ, услуг

51. Государственная регистрация товаров в рамках Таможенного союза

52. Регулирование порядка осуществления ремесленной деятельности

53. Регулирование порядка оказания услуг в сфере агроэкотуризма

54. Ответственность за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

55. Понятие и основные принципы социальной ответственности бизнеса.

56. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.

57. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь.

58. Микрокредитование субъектов малого бизнеса: понятие, принципиальные особенности, институты.

59. Гарантийные фонды: понятие, цель и основные принципы деятельности.

60. Имущественная поддержка малого предпринимательства в РБ.

61. Основные формы поддержки и развития малого предпринимательства в малых городах и сельской местности.

Экономическая сущность предпринимательства , его и возникновение и развитие.

Впервые в эк теории концепция П была разработана Ричардом Контильоном в к17-н18 вв. Поего опред-ю, пред-ль-чел,действ в усл-ях риска. Контильон-родоначальник тезиса о П как особом типе хоз-я, субъекты кот принимают на себя обязат-ва несения разл рисков из-за неопред-ти исхода эк деят-ти. Он впервые отделил ф-цию предст-я капитала от предпринимат ф-ции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.