Экономическая сущность ндс шпора

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом.

Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

В основе нормативного регулирования порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) лежит гл. 21 Налогового кодекса РФ. Если вопросы, касающиеся исчисления НДС, возникают при использовании специальных режимов налогообложения, необходимо обратиться к главам Налогового кодекса, регулирующим эти главы:
- гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог";
- гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения";
- гл. 26.3 "Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход";
- гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".
Вопросы по исчислению и уплате НДС могут возникнуть при ввозе товара на таможенную территорию РФ. В этом случае необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ.
Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу, под организациями следует понимать:
- образованные в соответствии с законодательством юридические лица;
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- международные организации;
- филиалы и представительства, открытые иностранными и международными организациями на территории РФ.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Данные категории лиц обязаны представлять декларацию по НДС. Кроме того, согласно п. 5 ст. 173 НК РФ следующие категории обязаны исчислить налог и уплатить его в бюджет в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:
- лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
- лица, не являющиеся налогоплательщиками;
- налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Обязанности по уплате НДС возлагаются на индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Уплачивать и исчислять НДС должны также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом главы крестьянских (фермерских) хозяйств признаются предпринимателями без образования юридического лица с момента регистрации такого хозяйства.
Если физические лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляют предпринимательскую деятельность, то, согласно Гражданскому кодексу РФ, они вообще не вправе ссылаться на то, что они являются индивидуальными предпринимателями в случае заключения сделки.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.
Согласно ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных платежей, в том числе НДС, являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные платежи (например, таможенные брокеры). В данной статье также указано, что таможенные платежи могут быть уплачены любыми лицами.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом.

Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

В течение любого налогового периода сумма задолженности по НДС перед государством равна разности между общей суммой НДС, указанной в счетах-фактурах за проданные товары, и общей суммой НДС, указанной в счетах-фактурах за купленные товары. (К проданным и купленным товарам относятся все облагаемые налогом товары (работы, услуги), в том числе сырье, основные средства и т.д.)

НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих.

НДС, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.

Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.

Уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающих в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.

Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.

Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения. В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота.

Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю. Чтобы налог не отвлекал у производителя благ или продавца денежные средства из оборота, необходимо обеспечить своевременный возврат тех сумм НДС, которые были уплачены налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг). Действительно, введение НДС в налоговую систему государства приводит к тому, что цены всех (или подавляющего большинства) товаров (работ, услуг) увеличиваются на сумму налога. При разработке законодательной базы по НДС всегда особое внимание следует уделять обеспечению своевременности возврата суммы налога, уплаченной поставщикам, поскольку увеличение сроков возврата является фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие производства и экономики страны в целом.

К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода.

Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. Взимание подоходного налога с физических лиц вызывает недовольство со стороны населения, поскольку изымает в бюджет часть полученного дохода. Сумма налога изымается государством сразу пропорционально полученному доходу. В случае же взимания НДС потребитель товара уплачивает сумму налога в момент приобретения товара. Следовательно, налог уплачивается только с той части дохода, которая тратится на потребление, но не взимается со сберегаемой части дохода. Поскольку товары (работы, услуги) потребитель приобретает тогда, когда у него имеются денежные средства, то и налог уплачивается обязательно.

НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота.

Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильин А.В.

Новосибирская государственная академия экономики и управления (НГАЭиУ/НГУЭУ) ул. Каменская, 52, г. Новосибирск, 630099

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 году. История не знает другого такого примера, когда налог так быстро бы перешел из области теории в практику и занял среди налогов на потребление доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 году I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран-членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем 42 государств. На долю этого налога приходится в среднем 13,8% налоговых поступлений бюджетов стран и 5,5% ВВП.

НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждой стадии

Этапы движения Стоимость Стоимость Входной Выходной Сумма

товаров покупки (исключая НДС), у.е. по которой продается товар, у.е. НДС, у.е. НДС, у.е. перечисляемая государству, у.е.

Первичный 10 000 1 500 1 500

Промышленник в обрабатывающих 10 000 20 000 1 500 3 000 1 500

Оптовый продавец 20 000 25 000 3 000 3 700 750

Розничный продавец 25 000 40 000 3 750 6 000 2 250

Конечный потребитель 40 000 6 000 6 000

Таким образом, из приведенного примера видно, что конечный потребитель уплатит за товар 46 000 у.е., из которых 6 000 у.е. представляет НДС, уплаченный государству в цене товара.

В представленном механизме практически реализуется теория переложения налогов (основоположник Джон Локк), суть которой заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо - фактического налогоплательщика, который и будет нести всю тяжесть налогового бремени.

Налоговой базой по НДС является часть стоимости товаров, которая появляется на очередной стадии движения товара. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации позволяет: 1) Четко отграничить все элементы цены товара, что предоставляет производителю информацию о структуре издержек производства; 2) Обеспечить решение задач макроэкономического планирования и прогнозирования важнейших экономических показателей, поскольку в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала; 3) Публичной власти получать доходы до реализации товаров населению -единственному и конечному плательщику полной суммы налога.

Ставки НДС различаются в разных странах. С 1989 года во Франции действуют три ставки налога - 28% на табак и алкоголь, 18,6% (основная ставка) и 5,5% (сниженная ставка). В Австрии основная ставка НДС - 20%, но применяется и предельная (к автомобилям - 32%), и минимальная (квартирная плата, продукты - 10%) ставки НДС. Основные (стандартные) ставки НДС в некоторых странах таковы: в Финляндии - 12%, в Германии и Великобритании - 15%, Италии - 19%, в Норвегии - 23%; в Японии - самая низкая ставка НДС, среди применяемых в зарубежных странах, и составляет 3%. Страны, включившие НДС в налоговую систему, применяют так называемую 0 ставку. Ставка 0 означает, что налогоплательщик не только не платит налога с произведенной им стоимости,

но имеет право на возврат от налогового ведомства всей суммы НДС, входящей в стоимость закупленных им сырья и материалов). В странах ЕЭС нулевая ставка устанавливается прежде всего на все экспортные товары. Это дает право экспортеру на компенсацию налога и позволяет не включать его в цену, что значительно повышает конкурентоспособность товаров. По правилам Генерального соглашения по торговле и тарифам НДС, будучи косвенным налогом, подлежит вычету при экспорте товаров, поэтому страны с таким налогом получают определенные преимущества по внешней торговле. Это одна из причин, почему многие страны, включая США, серьезно рассматривают вопрос о введении данного налога.

Несмотря на то, что НДС получил широкое распространение, в настоящее время продолжается активная дискуссия об отрицательных и положительных сторонах этого налога. Сравнительная характеристика достоинств и недостатков НДС представлена на рис.1.

Наиболее важнейшим достоинством НДС является аргумент политического характера - условие присоединения к Общему рынку. Именно это способствовало столь быстрому распространению данного налога среди европейских стран. В настоящее время все страны -члены ЕЭС ввели указанный налог. Из достоинств НДС, кроме того, необходимо отметить его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы организаций, участвующих в производстве и распределении товаров. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это является отличительной чертой "правильного, справедливого" налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов. Нейтральность НДС проявляется и в отношении момента потребления товара, будь это немедленное или отложенное потребление. По общему правилу, хотя НДС и сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. Другие налоги, как, например,

налог на доход, сокращают чистую норму прибыли. В этом смысле НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

Увеличивает цену товара

Негативное влияние на структуру потребления

Возможность роста издержек производства

Сложность в исчислении

Неоднократный механизм косвенного налогообложения

Дорогостоящ в управлении

Регрессивен по природе

Рис. 1 Сравнительная характеристика достоинств и недостатков НДС

С точки зрения международных отношений НДС "ориентирован на пункт назначения", то есть товары облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не

по месту происхождения или производства. Кроме того, в странах Европейского Союза (ЕС) НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, соответственно ее налоговая система не должна противоречить международному порядку.

Из недостатков налога, на взгляд автора статьи, необходимо остановиться, прежде всего, на возможности роста из-за НДС издержек производства. Так, в частности, экономическое определение НДС как косвенного налога предполагает, что бремя его уплаты возложено на покупателей, оплачивающих приобретенные ими материальные блага (ресурсы) для производственной или непроизводственной деятельности, а также для личного потребления. Такое утверждение верно, если не принимать в расчет специфику российской экономики переходного периода и рассматривать веками складывающиеся хозяйственные системы Европы, где достаточно высок уровень личного потребления и насыщенности товарного рынка. Возникновение и развитие рыночных отношений всегда предполагает использование для экономического анализа того или иного налога применение таких понятий, как спрос, предложение и равновесная цена, которые занимают центральное место в большинстве исследований, посвященных рынку. Определяя конструкцию НДС, российский законодатель, видимо, полагал, что основное налоговое бремя ляжет на того, с кого будут взимать налог, и не учел российской реалии, когда рост цены на товары практически не возможен из-за ограниченной платежеспособности покупателей. Соответственно, при обложении НДС необходимо учитывать более тесную взаимосвязь между налоговой политикой и эластичностью спроса.

Так, коэффициент эластичности спроса показывает относительное изменение исследуемого экономического показателя под действием единичного относительного изменения экономического фактора, от которого он зависит, при неизменных остальных влияющих на него факторах, а эластичный спрос имеет место тогда, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены. В отличие от идеального, реальный НДС функционирует таким образом, что в конечном итоге цена

продукции, кроме увеличения на добавленную стоимость, увеличивается еще и на величину НДС от полной стоимости продукции, что в смысле повышения цен ставит НДС в один ряд с налогами с продаж и с оборота. Ввод налога, рассчитываемого как процент от оборотов реализации товаров и вызывающего возрастание издержек, приводит к изменению предложения. На рисунке 2 показано изменение цены и объемов продаж товаров от введения НДС.

Рис. 2. Изменение цены и объемов продаж товаров в связи с введением НДС

На рисунке, отражающем сдвиг прямой предложения после ввода НДС, видно повышение рыночной цены товара с р до р1 и соответствующее ему снижение объема продаж с q до q1. В приведенном примере So - прямая предложения до введения налога; S1 - прямая предложения после введения налога; Р - прямая спроса, выражающая взаимосвязь (обратно пропорциональную зависимость) между ценой товара и величиной спроса. Точка А р) определяет состояние равновесия спроса и предложения до введения налога. Аналогично точка А1 ^1; р1) определяет величины спроса и предложения после введения косвенного налога. Точка В ^1; ро) соответствует спросу на товар q1 и уровню цены ро, которая до введения налога была ниже равновесной, и потребитель был готов к ее росту до достижения равновесного состояния.

Таким образом, распределение налогового бремени обратно пропорционально эластичности потребителя и производителя. Введение коэффициентов, определяющих

наклон прямых спроса и предложения, иллюстрирует величину долей налога, приходящихся на потребителя (производителя), и показывает, в какой степени НДС является прямым налогом. Безусловно, спрос на товары первой необходимости не эластичен по цене и налог оплачивается потребителем. Действительным плательщиком налога является население, которое и возмещает вызванные введением налога издержки через рост розничных цен. Иная картина с промышленными товарами. Организации -производители отечественных товаров, находясь в крайне тяжелом положении, не в состоянии, повышая розничные цены, сохранять стабильные объемы реализации продукции и соответствующий рост доходов. В этом случае, когда имеет место эластичный спрос, бремя НДС в основном ложится на производителя, увеличивая его издержки за счет уменьшения прибыли. Кроме того, НДС усугубляет одну из сложнейших проблем экономики России, - рассогласованность внутренних и внешних цен. В условиях трансформации российской экономики явно преобладает восходящая тенденция движения внутренних цен, что обусловлено унаследованным технологическим отставанием и структурными перекосами, роль же косвенных налогов в этом процессе существенно возросла и стала особенно ощутимой в результате интеграции в мировое хозяйство.

Поэтому очевидно, что экономическая природа НДС, несущего в себе признаки как прямого, так и косвенного налога, в состоянии породить механизм завышения прямого налогообложения и, как следствие, вызвать снижение конкурентоспособности отечественных организаций.

наиболее продуктивных и важных участках работы. Исключение из налогообложения некоторых видов социально значимых услуг также могло бы способствовать уменьшению расходов на содержание аппарата. В условиях низких темпов инфляции можно удлинить срок представления деклараций.

Установление единой ставки налога значительно упрощает систему функционирования и обслуживания НДС, удовлетворяет и таким целям, как достижение нейтральности налога, противодействие уклонению от налогообложения. В тоже время социальные цели требуют установления пониженной или нулевой ставки на продукты питания, лекарства и другие товары первой необходимости и повышенной ставки на некоторые предметы роскоши.

Для ослабления регрессивного характера налога используются не только пониженные и повышенные ставки, но и полное освобождение некоторых товаров и услуг от налогообложения. При этом освобождение от налога может быть в двух формах: отсутствие ставки и нулевая ставка. Оба метода устраняют налогообложение при продаже товара или услуги конечному потребителю. Разница между ними состоит в том, что при нулевой ставке последний продавец имеет право на компенсацию налога, содержащегося в стоимости его покупок, а при отсутствии ставки у него этого права нет, и обычно он перекладывает налог на конечного потребителя. Поэтому, для последнего, нулевая ставка более выгодна.

НДС является налогом с части стоимости реализованной продукции, добавленной на каждой стадии производства и обращения. Добавленная стоимость может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы (вместе с начислениями) и получаемой прибыли, включающей амортизацию:

VA=v+m, где VA-добавленная стоимость, v-заработная плата и отчисления, т-прибыль, включая амортизацию.

В тоже время добавленную стоимость можно представить в виде разницы между стоимостью реализованных товаров и материальными затратами:

где VA-добавленная стоимость, S-стоимость реализованных товаров, С-материальные затраты.

Исходя из приведенных определений добавленной стоимости для исчисления НДС, можно применить четыре способа.

Первый способ называется прямым аддитивным методом исчисления НДС. Налог определяется путем применения ставки налога к подсчитанной сумме двух составляющих добавленной стоимости - заработной платы и прибыли:

VAT-налог на добавленную стоимость, R-ставка налога, v-заработная плата и отчисления, m-прибыль, включая амортизацию.

По второму методу - косвенному аддитивному, НДС определяется как сумма двух налогов: НДС, относящейся к заработной плате, и НДС, относящейся к прибыли. Используя принятые выше обозначения, получим

Третий метод, или метод прямого вычитания, предполагает расчет НДС путем применения ставки к разнице между стоимостью реализации и материальными затратами. Это можно выразить следующей формулой: VAT=R (S-C),

где VAT - налог на добавленную стоимость, R - ставка налога, S-стоимость реализованных товаров, C-материальные затраты.

И, наконец, четвертый метод, так называемый зачетный метод по счетам, или косвенный метод вычитания, определяет НДС как разность между НДС, полученным от покупателей реализованной продукции, и НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов:

Первый и второй методы расчета налога, т.е. методы, основанные на балансах, требуют определения прибыли. Но поскольку в балансах налогоплательщиков совершение операций по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая нулевая ставка на добавленную стоимость. Четвертый же метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога. Что касается третьего метода, т.е. применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же, как первый и второй, удобен лишь для единой ставки. На практике для плательщиков представляется чрезвычайно неудобным рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут значительно колебаться во времени. Плательщики могут иметь большие запасы, которые изменяются в зависимости от сезонных колебаний.

1.Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. - 2001. - № 5. - С.33-40.

2.Бертнев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). - М.: БЕК, 1996. - 352 с.

3.Богатко А.Н. Инструмент взимания НДС: Концепция равновесия // Налоговый вестник. - 1998. - № 1. -С.34-40.

4.Исаев А.А. Очерки теории и политики налогов. - Ярославль, 1887. - 128 с.

5.Кравченко И.А., Кашин В.А. Налоги в развитых странах. - М. Финансы и статистика, 1991. - 288с.

6.Лычагин М.В., Леонтьев А.П. Налоги: с древнейших времен до наших дней // Налоги и экономика. - 2000. -№ 6. - С.73-76.

7.Макарьева В.И, Налог на добавленную стоимость // Налоговый вестник. - 2001. - № 2. - С.41-44.

8.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - 785 с.

9.Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы их гармонизации // Налоговый вестник. - 2001. - № 4. - С. 119-120.

10.Налоги: Учеб. пособие. / Под. ред. Д.Г.Черника.-4-е изд., перераб. И доп.-М.: Финансы и статистика, 1999. - 544 с.

11.Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-пресс, 1998. - 608 с. 12.Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Спб и Московский университеты, изд. 4 - М., 1911. - 486 с.

13.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 684 с.

14.Современные экономические теории Запада / под. ред. Марковой А.Н. - М.: Финстатинформ, 1996. - 531 с.

15.Соколов А.А. Теория налогов. - М., 1928. - 135 с.

16.Терещенко О.В., Надеждина С.Д. Камышан В.А. Налогообложение в современной России (теория, методология, практика). - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. - 277 с.

17.Худокормов А.Г. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 526 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.