Единичное особенное и общее в философии шпора

Наиболее распространенными, и не самыми сложными для анализа являются категории единичного, особенного и общего (всеобщего). Если полагаться на их сущность, то можно определить, что наш мир состоит из огромного и нескончаемого множества процессов, предметов, явлений, отношений, свойств.

Единичное

Во всем есть параметры, которые отличаются от параметров иных процессов, предметов и делают их неповторимыми, единичными в таком роде. Такие параметры являются единичными. Таким единичным у любого отдельно взятого конкретного человека есть черты его лица, манера поведения и подобные вещи. Иногда вместо примера единичного приводят параметры, которые отличают человека от всех процессов действительности Это неправильно, так как понятие "человек" является всеобщим понятием и поэтому параметры, отраженные в нем, также являются всеобщими. Единичными будут параметры, отличающие конкретного человека, например, И. Кант от всех иных людей.

Тем не менее, в каждом предмете есть еще и параметры сходства или тождества с параметрами иных предметов или явлений. Такие параметры называются общими. Например, у любого конкретного человека общими параметрами с другими людьми будет его возможность трудиться, принадлежать к конкретному классу и много чего другого. Общими параметрами любой частицы вещества служит наличие в ней конкретной массы и движения.

  • Курсовая работа Единичное, особенное и общее в философии 430 руб.
  • Реферат Единичное, особенное и общее в философии 220 руб.
  • Контрольная работа Единичное, особенное и общее в философии 230 руб.

Особое (особенное) и отдельное

Отличительной категорией от общего и единичного является категория особого, выражаемая в диалектической связи единичного и общего. Данная категория имеет достаточно относительный характер. Это связано с тем, что она выступает как единичное, так и общее. Эта категория является выражением разных форм и сторон проявления всеобщих закономерностей в конкретных явлениях и вещах.

Особые признаки в логике называются видовыми, в то время как общие – родовыми. Особое является и частичностью, и частичным. Данные категории также могут рассматриваться в контексте единичного и общего, особого и всеобщего.

Помимо этого, выделяется еще одна дополнительная категория – отдельное. Она является выражением конкретного явления, несущего в себе особые и единичные, общие и всеобщие признаки. Категория отдельного объединяет и синтезирует содержание форм всех вышеуказанных категорий. В таком случае, будут происходить некоторые аналогические операции: единичное - тезис, общее - антитезис (противоположность единичном), а отдельное - синтез (этих противоположностей).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • особое - тезис,
  • всеобщее - антитезис,
  • отдельное - синтез.

Отдельным, например, может считаться древнегреческий философ Платон, а единичным есть черты его лица или то, что именно он обучал Аристотеля и был основателем европейского подлинного идеализма. Общим - то, что он был греком, идеалистом и проч. Его единичные признаки являются одновременно и его особыми признаками.

В свое время В. Ульянов характеризовал определенную взаимосвязь категорий "отдельное" и "общее":

". Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть частичка или сторона или сущность отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т.д. ".

Общее и единичное

В чем же объективная составная общего и единичного? Множество философов признает наличие единичного, но отрицают существования общего в конкретных вещах. Они исходят из того, что мир включает в себя отдельные вещи, явления. Если да, то почему, каким граням объективной реальности могут уравниваться по смыслу общие понятия? Ничему, - полагают отдельные из них, так как общее - это лишь имя, которому в реальности соответствует не общее, а лишь отдельное (номиналисты).


Рисунок 1. Общее и единичное в философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Другие полагают, что наши всеобщие понятия отражают что-то более реально существующее. Они считают, что всеобщие понятия живут реально, объективно, они жили и до появления мира. Конкретно взятые явления являются копиями таких понятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

11.2 Единичное, особенное и общее.

Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное, общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие, пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них, постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство, повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона, связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим: скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и "Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету, объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета, постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например, рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.).

11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие.

Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития. Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости, образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести, например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа производства и т. п.

В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.

Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие "Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы".

Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур.

Само по себе признание и подчеркивание разнообразия культур, их оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности, критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного движения истории, отказ от европоцентризма, является сильной и даже привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций. И все-таки в этих концепциях особенное абсолютизировано и доведено до отрицания общего, то есть единых и общих начал развития всемирной истории.

Гносеологические корни концепции локальных культур и цивилизаций заключаются в односторонней интерпретации, метафизической абсолютизации многообразия человеческой истории. На самом деле между культурами и цивилизациями имеются не только различия, но и существенные общие моменты, черты, стороны - то, что не только их разъединяет, но и объединяет.

Интересно то, что то что объединяет одни страны и цивилизации разделяет другие. Например: Вера, Экономика, Культура, Экология.

Единичное — это существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определённостью. Категория единичного выражает то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.

Особенное — как бы связующее звено между общим и единичным. В частности, студенческая группа — общее, отдельный студент этой группы — единичное, а студент-отличник этой группы — особенное.

Общее — единое во многом. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами системы, а также между различными системами.

Каждый предмет познания предстаёт как единство общего и единичного. Например, "лес", "мебель", "галактика", "общество" и т.п. представляют реально означенное единство.

Причинность (каузальность: лат. causa — причина) — одна из форм всеобщей закономерной связи явлений.

Причина и следствие — соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Причинность — это такая внутренняя связь между явлениями, при которой всякий раз, когда существует одно, за ним следует другое. Например: в каждую единицу времени вращения Земли вокруг Солнца изменяется угол падения солнечных лучей на неё, что является причиной смены дня и ночи, а также времён года.

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В системе универсума нет и не может быть беспричинных явлений. Любое явление имеет причину. Однако необходимо различать причину и повод. Поводом именуется событие, которое непосредственно предшествует другому событию, но не определяет его сущности. В частности, поводом ввода американских войск в Ирак в начале XXI в. явилась пресловутая химическая и ядерная угроза миру, якобы исходящая от политического режима Саддама Хусейна. Но реальной причиной военной акции против суверенного государства была явная имперская амбиция США. Те же имперские амбиции и собственная вседозволенность американской администрации стали причиной военной агрессии Грузии (режим Саакашвили) против Южной Осетии в августе 2008 г., на территории которой легально, на основе мандата ОБСЕ находились российские миротворческие силы.

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость является одним из составляющих компонентов закономерности и закона в любой из сфер общества и в целом универсума. Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминации их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу через случайное. Случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Делая анализ случайных фактов, явлении, наука продвигается к раскрытию того, что лежит в их основе, то есть к определённой необходимости (например, составление таблицы химических элементов, открытие закона всемирного тяготения, доказательство теории относительности). Диалектика необходимости и случайности проявляется в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости, дополняет её, наполняет содержанием.

Любой предмет (вещь) действительности, любой процесс, присущий ей, представляют собой единство содержания и формы. В универсуме (мире) нет и не может быть содержания вообще, а есть только определённым образом оформленное содержание.

Содержание есть совокупность всех компонентов предмета, процесса, единство их свойств, внутренних связей, противоречий и тенденций развития. В частности, если рассматривать биологический организм (как предмет анализа), то содержанием его является не просто наличие и функционирование ряда органов, а, происходящий посредством этих взаимосвязанных между собой органов, процесс жизнедеятельности, протекающий в определённой форме — форме организма, присущего живому существу. Если же представить какой-либо общественный процесс — экономический, политический, педагогический, оборонный и т.п., то содержанием его являются множественные компоненты, структурно и функционально взаимосвязанные между собой и внешней средой посредством присущих этому роду деятельности особенностей, а формой являются: в экономике — экономическая, в педагогике — педагогическая и т.п., предметно отражающие её содержательную сторону.

Форма представляет способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивую определённость связи компонентов содержания и их взаимодействия, тип и структуру содержания. Форма — образное отражение содержания. Содержание выступает формой организации.

Ведущей стороной любого процесса, предмета выступает содержание. Форма организации зависит от того, что организуется. Между формой и содержанием имеются внутренние противоречия. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между содержанием и формой вещей, процессов является одним из наиболее существенных и всеобщих выражений развития путём борьбы противоположностей.

Форма и содержание — это противоположности, находящиеся в единстве, это разные полюсы одного и того же. Их неразрывное единство выявляется в том, что определённое содержание "облачается" в определённую форму. Например, в сфере обороны содержанием воинской службы являются такие формы её проявления как учения, тактические занятия, боевые стрельбы, строевая и физическая подготовка, несение караульной и внутренней службы и т.п.

Процесс развития — это диалектическое единство возможности и действительности. Возможность органически связана с действительностью. Они взаимопроникаемы. Действительность — это актуальное бытие, то есть всё реально существующее (в сравнении: потенциальное бытие — это то, что было и то, что будет). Возможность выступает одной из форм действительности, как потенциальная действительность. Возможность — это такой процесс движения к действительности, тенденции возникновения и развития которого уже имеются в наличии, но он ещё не стал реальностью. Г. Гегель характеризовал возможность, как "некий абстрактный момент действительности". Возможность — потенциальное бытие, будущее, элементы которого содержатся в настоящем. Включая в себя стороны, тенденции объективной действительности, возможность служит рассмотрению этой действительности в связи с её развитием и при наличии определённых условий становится новой действительностью. Диалектика возможности и действительности заключается в том, что обусловленная возможность, став действительностью, сразу же открывает спектр новых возможностей.

Философские категории – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира.

Единичное, особенное и общее.

Сущность и явление.

Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта.

Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события.

Сущность – это нечто глубинное, явление – внешнее, сущность – устойчивое, явление – изменчивое, сущность скрыта от органов чувств, явление – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, сущность объективна, явление – это единство объективного и субъективного.

Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем.

Содержание и форма.

Содержание – это структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании. В содержание входит и существенное и несущественное, и закономерное и случайное, и внутреннее и внешнее. В понятии содержания определяющую роль играет признание структурных взаимосвязей, без которых содержание распадается (*содержание воды – не атомы кислорода и водорода сами по себе, а определенные связи между ними; *содержание общества – не механическая совокупность людей, а многообразные связи, существующие между индивидами и социальными группами, все богатство их материальной и духовной жизни; *холст и краски не составляют содержание картины, а бумага и типографская краска – книги, содержание произведений искусства – идеи, вложенные в них авторами). Содержание объекта может проявляться по-разному в зависимости от того, с какими объектами он взаимодействует, от внешних условий и т.д.

Форма – способ существования и проявления содержания. Различают форму внешнюю и внутреннюю (это различение восходит к Гегелю). Внешняя форма передает видимый облик объекта, это граница данного содержания; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта; она является выражением содержания.

Содержание и форма существуют в единстве. Не бывает бессодержательных форм и бесформенного содержания. В то же время одно и то же содержание может существовать в разных формах (*вода – в форме жидкости, пара или льда; * одна и та же идея – в разных формах общественного сознания).

Содержание выполняет определяющую роль по отношению к форме: изменение формы является отражением изменения содержания; в то же время новое содержание может некоторое время существовать в старой форме, а возникновение новой формы ведет к новым изменениям в содержании (*развитие общества; *устаревшие приемы мышления отстают от процессов развития действительности, а формирование нового типа мышления является стимулом для дальнейшего развития общества).

Причина и следствие.

Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер.

Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием.

По своему содержанию причины могут быть материальными (физическими, химическими, биологическими) и идеальными (психологическими, социальными); по характеру – объективными и субъективными; по способу проявления – динамическими (однозначными) и статистическими (предполагающие возможность нескольких следствий).

На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений. Детерминизм утверждает объективный характер причинно-следственных связей, из чего следует возможность познания, объяснения и предсказания явлений и событий. В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей.

Необходимость и случайность.

Необходимость – это закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами. Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях и в определенной форме.

Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Это то, что в данных условиях может произойти в той или иной форме или вообще не произойти.

Необходимость и случайность находятся в диалектической взаимосвязи. Необходимость проявляется через множество случайных явлений (*согласно теории Дарвина, случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и могут привести к изменению вида).

Возможность и действительность.

Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие.

Действительность – это все то, что существует. Это единство единичного и общего, сущности и явления, содержания и формы, необходимого и случайного. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей. Категории возможности и действительности выражают этапы процесса развития (*возникновение и развитие жизни на Земле: сложившиеся некогда условия создали возможность для появления простейших живых организмов, содержавших в себе возможность появления более сложных форм жизни).

Существуют разные виды возможностей:

-реальная – закономерная тенденция развития, связанная с объективной необходимостью,

-формальная – связана со случайностью. Формальная возможность может с течением времени стать реальной и превратиться в действительность (*полет в космос 1000 лет назад – 50 лет назад – сейчас).

[теория вероятности соотносится с законом больших чисел: действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая (*эксперимент с монетой: из 24000 бросаний = 12012 : 11988 – симметричность монеты и большое число случаев приводит к равной реализации обеих возможностей; *среди новорожденных в целом 106 мальчиков : 100 девочек].

- являются методологическим основанием нозологии – учения о болезнях и их классификации;

Диалектика сущности и явления в медицинском познании проявляется:

- в возможном несовпадении объективных показателей, данных инструментального и лабораторного исследования с симптомами и субъективными жалобами пациента;

- в развитии профилактической медицины: для определения признаков состояния здоровья, первых признаков болезни.

1) монокаузализм (греч. monos – один и лат. causa – причина). Возникновение этого направления связано с открытием микробов как возбудителей болезни, его представители пытаются дать механистическую трактовку принципа причинности, считают, что обнаружение инфекционного возбудителя болезни равносильно ее объяснению;

2) кондиционализм (лат. conditio – условие) утверждает, что нет причин болезней, есть условия, стечение которых приводит к возникновению болезни. Все условия (пол, возраст, наследственная предрасположенность, особенности анатомического строения и мн. др.) равноправны в объяснении происхождения болезни;

3) с точки зрения диалектического подхода, причина понимается как некоторый фактор, действующий на фоне разнообразных условий. Патогенных факторов как таковых в природе не существует, но в определенных условиях любой фактор может стать патогенным.

- болезнь – закономерное явление в существовании живого, но это не означает необходимого и обязательного ее проявления в жизни конкретного организма;

- болезни человека неотделимы от его истории и эволюционируют вместе с ним.

Диалектика возможности и действительности имеет огромное значение в профилактической медицине, в предупреждении болезней. В переводе с языка медицины на язык философии проблема профилактики болезней – это проблема устранения условий превращения возможности болезни в действительность (* современная медицина успешно борется даже с некоторыми формами наследственной патологии).

Идеология

1.Идеология как социальный феномен, её сущность. Содержание идеологии. Социально-исторической системой представлений о мире стала идеология как система рационально- логического обоснования поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д. Идеология как явление во многом сходна с религией и с наукой. От науки она восприняла доказательность и логичность своих постулатов, но, в отличие от науки, идеология призвана давать оценку явлениям действительности (что хорошо, что.

Русский язык и культура речи

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению: простые (фонемы) и сложные (словосочетания, предложения). При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Самая простая единица языка – это фонема, неделимая и сама по себе.

Эти категории являются наиболее простыми и в то же время наиболее фундаментальными в выделенной группе категорий, поскольку все категории представляют собой обобщения, выражают общее.

Общее — то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное — присущее элементу класса, а особенное — подклассу. Химический элемент — общее понятие, отображающее признаки, присущие всем простейшим химическим веществам, — химическую неделимость, реакционную способность, валентность, определенные физические свойства. Водород, гелий и т.д. — единичные химические элементы. Металлы и неметаллы — особенное, подклассы элементов.

Различение единичного, особенного и общего относительно. Биологический вид выступает как общее по отношениям к особям, но как единичное по отношению к биологическому роду, который в свою очередь есть единичное по отношению к семейству и т.д.

Единичное (иногда его называют также отдельным) имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Следует различать поэтому единичное в узком (собственно единичное, индивидуальное) и в широком смыслах.

Понятие единичного имеет ряд значений и в другом аспекте, которые нельзя смешивать, не делая грубых ошибок. Единичное может обозначать единичное вообще (принадлежащее данному классу), данное отдельное единичное, всю массу единичных данного класса вещей, явлений или процессов. Общее выступает в различных отношениях к единичному, взятому в различных аспектах.

В массе единичных данного класса общее играет определяющую, главенствующую роль по отношению к собственно единичным, поскольку, например, в человеке наиболее существенным является то, что он человек, или общечеловеческое, а не то, каков его возраст, пол, положение и т. д. Общее выступает как определяющее, главенствующее также по отношению к каждому данному единичному, ибо, например, жизнь одного данного человека несомненно менее значима, чем жизнь всего человечества. Однако, фиксируя примат общего перед единичным в изложенных аспектах, легко соскользнуть на позиции абсолютизации общего. Исключить такую абсолютизацию возможно, если общее не отвлекается чрезмерно от единичных, рассматривается только как общее единичных, всей массы единичных. Совершенно ошибочно было бы полагать, что общее главенствует над массой единичных, ибо общее является содержанием массы единичных, входит в состав всех единичных.

Нетрудно заметить, что в сопоставлении различных аспектов общего и единичного просвечивают и другие категории диалектики (например целого), вне связи с которым общее и единичное не могут быть поняты.

Диалектика придает весьма важное значение проблеме собственно единичного, или индивидуального. Существуя в неразрывной связи с общим, индивидуальность каждого единичного, каждого отдельного бытия является необходимой стороной или элементом действительности, обладает своим специфическим содержанием и значимостью. Процесс развития материи в существенной мере есть процесс индивидуализации бытия, что дает ключ к пониманию человеческой сущности и смысла человеческого существования. Всесторонний учет индивидуального включен поэтому в Марксову концепцию общества и коммунизма, согласно которой целью последнего является свободное развитие каждого индивида. Существует ли, однако, абсолютная индивидуальность и неповторимость, не включенная ни в одну общность? К проблеме индивидуальности мы еще вернемся в курсе социальной философии.

Категории общего, особенного и единичного — важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности. Глубокий учет диалектики этих категорий необходим для решения крупных проблем познания и практической деятельности. К числу наиболее острых из этих проблем в настоящее время следует отнести проблему общечеловеческого и индивидуального, общественного и индивидуального, общечеловеческого и классового, интернационального и национального, общих и специфических закономерностей развития общества. Наука имеет своим предметом прежде всего общее, однако такое общее, которое действительно можно вывести из единичных фактов.

Необходимость и случайность

Необходимость — то, что должно быть, не может не быть. Случайность — то, что может быть, но может и не быть. Сохранение энергии в физических взаимодействиях, возникновение сложных химических соединений из химических элементов, выживание наиболее приспособленных в ходе биологической эволюции, смена общественно-экономических формаций и т. д. имеют необходимый характер. Однако все эти необходимые процессы представлены в массе единичных событий, каждое из которых может быть случайным по отношению к основной необходимой последовательности процессов.

Необходимое — это общее, а случайное — единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

Согласно материалистической диалектике случайность — форма проявления и дополнение необходимости1, а необходимость существует только через случайность. Раскрывая неразрывную связь необходимости и случайности, диалектика отнюдь не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

Эволюция природы и общества, осуществляясь через массу единичных случайных событий, вместе с тем происходит на основе необходимости, а не случайности. Поэтому совершенно недостаточно утверждение, что эволюция природы и общества является единством случайного и необходимого, следует еще указать, что случайности возникают на основе необходимости, которая играет определяющую роль в природных и социальных процессах. Важнейший аргумент в пользу идеи примата необходимости перед случайностью — существование упорядоченности, определенности, закономерности в мире. Мир, построенный на основе случайности, представлял бы собой хаос.

Социалистическая революция выступает как необходимость по отношению к общему историческому процессу, капиталистической формации, но в этом отношении совершенно случайно то, в какой стране мира и в какое время она произойдет. Однако по отношению к условиям, сложившимся в мире и в России к октябрю 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция не является случайностью.

В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально был случайным для общества, ибо осуществлялся эпизодически, не составлял коренное условие человеческого существования. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Использование орудий человекообразными обезьянами было случайным в том смысле, что оно не было выражением и условием приспособительного способа существования животных. Появление человека связано с систематическим, необходимым использованием орудий труда.

При поверхностном подходе может возникнуть впечатление, что необходимость возникает из случайностей, порождается случайностью. Так, утверждают, что биологическая эволюция с ее необходимостью, необходимыми качествами живого, рождается из массы случайностей. Однако порождение необходимости случайностью — бессмыслица. Как движение не может рождаться из абсолютного покоя, а является абсолютным, так и необходимость не порождается случайностью. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость. Так, законы социализма рождаются не из случайных отклонений от законов капитализма, а из законов капитализма при участии случайностей. Законы биологической эволюции не рождаются из случайных мутаций, а определяют последние.

Явление и сущность

В первом приближении явление можно определить как внешнюю, а сущность — как скрытую глубинную сторону действительности. Идя далее, сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении. Сущность — квинтэссенция явления. Квинтэссенция, или сущность, жизни, в каких бы многообразных формах она не проявлялась, состоит в самосохранении путем приспособления к среде. Наиболее общая сущность человека — в производстве, творении своей собственной жизни путем преобразования природы.

С позиций субъективного идеализма вещи — комплексы ощущений, а сущности — приписываются вещам нами. Кант считал сущности вещей-в-себе непознаваемыми, вместе с тем он ввел представление о мыслимых сущностях, которые приписываются вещам рассудком или разумом.

Категории явлений и сущности — весьма сложные понятия, включающие в себя стороны или моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность — прежде всего общее, а явление — целостная совокупность единичных. Для сущности характерна прежде всего необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но — существенно особенное и индивидуальное. Сущность — это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление — их непосредственное, внешнее выражение.

Являются ли индивидуальными сущностями отдельный химический атом или элементарная частица? Или индивидуальную сущность приобретает только человек?

В процессе развития сущность остается более устойчивой, явление — изменчивым, текучим. Способ развития сущности недостаточно исследован в философской науке. Этот способ включает два момента. Прежде всего, развитие может выражаться в изменении отдельных элементов сущности — исчезновении одних, возникновении других. Так, некоторые существенные элементы возникли в сущности современного капитализма, хотя в общем и целом она остается той же самой, основанной на присвоении прибавочной стоимости одним классом. Второй элемент или способ развития заключается в том, что, сохраняя одни и те же наиболее общие и абстрактные черты, сущность наполняется все более богатым и сложным содержанием. Этот способ развития сущности заключается в аккумуляции все более богатого содержания в пределах одних и тех же наиболее общих черт вещи. Таким является, например, развитие общественной собственности от первобытно-общинного строя до коммунистического.

Человек живет в сущностном и являющемся мире, есть порождение мировой сущности и в то же время — высшая сущность в мире. Человек существует поэтому познавая и практически осваивая явления и иерархическую последовательность сущностей бесконечного мира. Человек имеет дело с двойственным, противоречивым миром, который далеко не таков, каким он кажется. Человек поэтому бесконечно приближается к познанию неисчерпаемой и бесконечной мировой сущности и своей собственной.

Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования. Развитие человека в этом смысле — это движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей сущности.

7.1.4.5. Форма и содержание

Содержание — это элементы, из которых состоит вещь, форма — совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Рассматриваемая в аспекте элементов и структуры, вещь в целом называется системой. Содержанием атома являются ядро и электроны, формой, или структурой, — совокупность связей между ними. Содержанием способа производства материальных благ выступают люди (как главные элементы) и средства производства, формой — совокупность связей между ними, прежде всего между людьми.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Примат содержания перед формой объясняется тем, что форма, структура, или совокупность связей между элементами, есть выражение природы этих элементов, ибо элементы вступают в связи друг с другом, образуя тем самым форму, или структуру. Связи ядра или электронов определяются природой этих составляющих атома. Производственные отношения, образующие экономическую форму общества, — это отношения людей, производимые самими людьми.

Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Так, переход от капитализма к социализму должен происходить в многообразных формах. Иногда полагают, что многообразие — это прерогатива формы, в то время как содержание остается одним и тем же. Однако это неверно. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи. Переход от капитализма к социализму имеет одну и ту же наиболее общую сущность, а содержание и форма его могут быть весьма различными. Сущность — это наиболее важное, основное в содержании и форме, явление включает определенную сторону как содержания, так и формы.

Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.

Экономическая форма — необходимое условие и активный фактор общественной жизни. Она является непременным условием развития производительных сил, может его ускорять или замедлять.

В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет в конечном счете определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. Выражая основные тенденции содержания, форма может опережать в своем развитии отдельные консервативные элементы содержания.

В конечном счете противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка — сбрасывания старой формы и переделки содержания.

Учет диалектики взаимодействия формы и содержания необходим для глубокого понимания природных и социальных процессов и управления ими. Из диалектики следует, например, что товарная форма социалистического производства не может быть полностью тождественна товарной форме капиталистического производства.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.