Дознание в органах внутренних дел шпоры

Введение 3
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным

делам, по которым предварительное следствие обязательно 4

Список используемой литературы16

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел рас­пространяется на большое количество преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания. Обусловлено это тем, что непосредст­венные задачи ОВД связаны с охраной общественного порядка и обеспече­нием общественной безопасности. Среди других государственных ве­домств, упомянутых в уголовно-процессуальном законе в качестве органа дознания, органы внутренних дел наиболее приближенный к населению ор­ган дознания, уголовно-процессуальная юрисдикция которого рас­пространяется на значительную территорию обслуживания. Это и админи­стративно-территориальные образования (город, район, поселок и т.д.), и участок железной дороги или водного пути, и территория железнодорож­ного вокзала, морского, речного или воздушного порта, а также терри­тории режимных объектов. В этой связи ОВД рассматривает заявлений и сообщений о преступлениях больше, чем любой другой орган дознания.

1. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно

Данная процессуальная деятельность возложена законодателем на органы дознания с той точки зрения, что не во всех случаях совершения преступле­ния, следователи имеют возможность выехать на место преступления и сами приступить к его расследованию. В правоприменительной практике довольно часто встречаются ситуации, когда следователь не может приступить к рас­следованию немедленно. Это может иметь место по различным причинам. Например, когда между следственными подразделениями и местом совер­шения преступления находятся многие тысячи километров и следователь не может быстро прибыть на место происшествия. Вместе с тем отсутствие сле­дователя и невозможность его участия в уголовно-процессуальной деятельно­сти не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления. В ожидании следователя (порой до не­скольких дней) могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление.

Учитывая такие ситуации, законодатель вменил в обязанной органам дознания начать уголовно-процессуальную деятельность вместо следователя, т. е. возбудить уголовное дело по преступлению, которое подследственно ор­ганам предварительного следствия.

Следует иметь в виду, что законодатель устанавливает разграничение в компетенции между субъектами производства неотложных следственных дей­ствий (ч. 3 ст. 151 и ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Например, дознаватель ОВД не вправе возбудить уголовное дело и производить неотложные следственные действия по преступлениям, отнесенным к подследственности органов ФСБ. Таким образом, производить неотложные следственные действия по престу-

плениям подследственных следователю вправе не любой орган дознания, а тот, чья компетенция это предусматривает.

Законодателем установлен срок полномочий органа дознания в качестве надлежащего субъекта расследования преступления вместо следователя. Орган дознания вправе производить по делу неотложные следственные действия только в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок не подлежит продлению. В то же время, орган дознания вправе раньше, т. е. до истечения 10 суток, передать дело по подследственности. При этом следует соблюдать правила ч. 3 ст. 149 УПК РФ, а именно — уголовное дело с поста­новлением о передаче по подследственности направляется не конкретному следственному подразделению, а прокурору, который и определяет нужный орган расследования.

В отличие от УПК РСФСР законодатель, регулируя данное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания, не установил четко­го перечня следственных действий, которые вправе производить орган дознания по преступлению подследственному следователю. С этой точки зрения редакция УПК РФ (ст. 157) более удачна. Действительно, установив перечень следственных действий, возможных производством в порядке ст. 157 УПК РФ, законодатель существенно ограничил бы возможности органа дознания для закрепления следов преступления. Практически невозможно за­ранее предугадать, какое следственное действие в каждом конкретном слу­чае окажется безотлагательным и неотложным.

Безотлагательный характер следственных действий, производимых орга­ном дознания сразу же после возбуждения уголовного дела для закрепления следов преступления, придает им свойство неотложных. Фактически орган дознания вправе осуществлять любое действие, которое окажется безотлага­тельным и необходимым в каждом конкретном случае.

В п. 19 ст. 5 УПК РФ законодатель сформулировал понятие неотложных следственных действий — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предваритель-

ного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступ­ления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

После направления уголовного дела прокурору для определения подслед­ственности орган дознания вправе производить по этому уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по пору­чению следователя. Если же прокурору направляется уголовное дело, по кото­рому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан проводить розыскные и оперативно-розыскные мероприятия и без по­ручения следователя, уведомляя его о результатах своей работы.

На основании ч. 4 ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дозна­ния обязательные для исполнения письменные поручения о производстве от­дельных оперативно-розыскных, розыскных и следственных действий. На ос­новании ч. 4 ст. 157 УПК РФ после производства неотложных следственных действий и передачи уголовного дела следователю орган дознания может про­водить по этому уголовному делу следственные и оперативно-розыскные меро­приятия только по поручению следователя.

Надо заметить, что в правоприменительной практике при расследовании преступлений следователи довольно часто обращаются за помощью к органам дознания. В большинстве случаев эта помощь оказывается результативной, а совместная деятельность следователя и органов дознания по расследованию преступлений — плодотворной.

Как следует из анализа положений закона, к следственным действиям отно­сятся имеющие познавательный характер процессуальные действия ведущих уго­ловный процесс государственных органов и должностных лиц, прежде всего сле­дователя, направленные на обнаружение следов преступления, изъятие, фикса­цию и исследование доказательств по уголовному делу.

Уголовно-процессуальным законом в качестве самостоятельных следст­венных действий предусматриваются:

2) освидетельствование; 3)следственный эксперимент;

6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и вы­
емка;

7) контроль и запись переговоров;

10)предъявление для опознания; 11)проверка показаний на месте;

В соответствии со ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следст­венных действий

1.При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. 2. Неотложные следственные действия производят:

1)органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи
151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением
уголовных дел, указанных в пунктах 2-6 части второй настоящей статьи;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о
преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего
Кодекса;

3)таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 190, 193 Уголовного кодекса Российской Федерации; (п. 3 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

4)командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях,

совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5)начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

6)иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3.После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ) [3, стр.156-159;4, стр. 108-112]

В данном случае в соответствии со ст. 183 УПК РФ необходимо про­вести выемку документов.

1.При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2.Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

З.Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса, (часть третья в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4.Утратил силу. — Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

5.До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

1.Выемка- самостоятельное следственное действие, которое заключает­ся в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или до-

кументов имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежа­щие изъятию.

2.Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу о может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.

Фактические основания для производства выемки — это данные, позволяю­щие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуаль­ных источников показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, докумен­тов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве вы­емки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.

Формальным основанием для производства выемки является мотивирован­ное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.

З.Для производства выемки следователь выносит мотивированное постанов­ление.

4.Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции РФ, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли прожи­вающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поэтому для производства выемки в жилище (в которое следователь проникает против воли проживающих лиц) постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК.

5.При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествую

ет ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом докумен­тов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый до­кумент.

б.Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки до­кументов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.

7.Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах гра­ждан банках и кредитных организациях, производится следователем на осно­вании судебного решения.

9.До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и доку­менты, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.

10. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятия­ми, установленными в соответствии со ст. 182 УПК РФ (основание и поря­док производства обыска).

При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый Усов заявил ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела некоторых характеризующих его документов. Дознаватель отказал в удовлетворении ходатайства, на том основании, что срок дознания подошёл к концу, времени для истребования документов у него нет, кроме того, заявление ходатайств не предусмотрено ст.225 УПК РФ. Оцените правильность действий дознава­теля.

В соответствии со ст. 119 УПК РФ Подозреваемый, обвиняемый вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих зна­чение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно. К имеющим значения для дела относятся в соответствии со ст.73 ч.З УПК РФ обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого.

Ходатайство заявляется дознавателю, следователю либо в (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

В соответствии со ст. 120.УПК РФ

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.

Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатай­ство.

В соответствии со ст. 121. УПК РФ

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по

ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невоз­можно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

В соответствии со ст. 122. УПК РФ

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносят постановление, а суд — определение, которое доводится до сведения лица, заявившего хода­тайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, уста­новленном главой 16 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N87-03)

На основании вышеизложенного дознаватель поступил не правомерно т.к. заявленное ходатайство направлено на установление обстоятельств имеющих значение для уголовного дела (если в уголовном деле не доста­точно характеризующих Усова документов и они имеют значение для уго­ловного дела). Данное ходатайство подлежит разрешению непосредственно после его заявления, при невозможности немедленного принятия решения по ходатайству, оно должно быть разрешено не позднее трёх суток со дня его заявления. Об удовлетворении ходатайства или об отказе дознаватель выносит постановление, которое доводится до лица, заявившего ходатайст­во.

Данная процессуальная деятельность возложена законодателем на орга­ны дознания с той точки зрения, что не во всех случаях совершения преступ­ления, следователи имеют возможность выехать на место преступления и сами приступить к его расследованию. В правоприменительной практике до­вольно часто встречаются ситуации, когда следователь не может приступить к расследованию немедленно. Это может иметь место по различным причинам. Например, когда между следственными подразделениями и местом соверше­ния преступления находятся многие тысячи километров и следователь не мо­жет быстро прибыть на место происшествия. Вместе с тем, отсутствие следо­вателя и невозможность его участия в уголовно-процессуальной деятельности не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления. В ожидании следователя (порой до нескольких дней), могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться ли­цо, совершившее преступление. Учитывая такие ситуации, законодатель вме­нил в обязанность органам дознания начать уголовно-процессуальную дея­тельность вместо следователя, то есть возбудить уголовное дело по преступ­лению, которое подследственно органам предварительного следствия.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ

3. Дознание в органах внутренних дел: учебно — практ. Пособие / под
ред. А.С. Есиной. — М.: ТК Велби, Изд — во Проспект, 2005. — 192 с.

5. Научно — практический комментарий к Уголовно — процессуальному
кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.В. Лебедева; Науч. ред.
В.П. Божьев. М: Спарк, 2002. — 1007 с.

7. Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебник / Под ред. д.
ю. н., проф. А.В. Гриненко и д. ю. н. А.В. Ендольцевой. — М: ЦОКР МВД
России, 2006.-368 с.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

70. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ: ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

71. СЛЕДОВАТЕЛИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

  • 1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса
  • 2. Уголовно-процессуальные правоотношения и функции
  • 3. Источники уголовного процессуального права
  • 4. Принципы уголовного процесса РФ
  • 5. Нормы уголовно-процессуального права. Структура и виды уголовно-процессуальных норм
  • 6. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам
  • 7. Участники уголовного судопроизводства
  • 8. Состав суда и его полномочия
  • 9. Понятие подсудности и ее виды
  • 10. Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия
  • 11. Органы предварительного следствия
  • 12. Органы дознания
  • 13. Потерпевший
  • 14. Процессуальное положение гражданского истца
  • 15. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
  • 16. Подозреваемый, его процессуальное положение
  • 17. Обвиняемый, его процессуальное положение
  • 18. Защитник
  • 19. Гражданский ответчик
  • 20. Правовое положение законных представителей
  • 21. Иные участники уголовного судопроизводства
  • 22. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовно-процессуальное право. Шпаргалка (Л. Н. Левина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Органы дознания

Виды органов дознания:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагают также на определенных лиц, которые не относятся к органам дознания, но обладают соответствующими полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий. К данным лицам относятся капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять предварительное следствие в форме дознания (п. 7 от. 5 УКП РФ). Проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. Не допускается проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласия прокурора и (или) судебное решение.

Дознаватель не имеет процессуальной самостоятельности, как следователь. Указания, полученные дознавателем от прокурора или органа дознания, обязательны для исполнения. Дознаватель может обжаловать указания, полученные от начальника органа дознания, прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Производство дознания осуществляется под постоянным контролем начальника органа дознания, который имеет право требовать от дознавателя отчет о проделанной работе по предварительному расследованию в форме дознания. Начальник дознания утверждает обвинительный акт после окончания дознания.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовно-процессуальное право. Шпаргалка (Л. Н. Левина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.