Диспозиционная теория личности г олпорта шпора

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;

2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;

3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;

4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;

6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).

Кэттел использовал развитие идеи факторного анализа — многофакторный анализ Терстоуна. Кэттел настаивал на индуктивном подходе к исследованию личности, т.е. не имея никаких изначальных гипотез, собрать большой массив данных, применить к ним факторный анализ и только после того, как становятся доступны результаты этого анализа, выдвинуть гипотезы, которые затем подвергнуть проверке. В общем, факторный анализ примерно так и осуществляется: собираются количественные данные (все сводится к числам — и рост, и способности, и интеллект и т.д.), между группами данных вычисляется коэффициент корреляции (насколько отдельные группы связаны друг с другом), таким образом, большое количество переменных можно свести меньшему числу — к связанным группам переменных, т.е. факторам, или чертам. Кэттел также выделил еще более общие группы факторов — факторы второго, третьего и даже четвертого порядка.

В качестве исходного материала для факторного анализа черт личности Кэттел использовал список из 4500 названий черт, которые в свое время выписали из толкового словаря Олпорт и Одберт.

Все собранные им для факторного анализа данные Кэттел разделил на 3 вида:

L-данные (регистрация реального поведения людей)

Q-данные (свидетельства людей о самих себе)

T-данные (результаты объективных тестов)

Вслед за Олпортом, Кэттел делил черты на общие и уникальные.

К тому же следует отличать основные черты от поверхностных (основная черта - это группа, объединенных высокой корреляцией поверхностных черт, иными словами — фактор. Например, основная черта — дружелюбие, а включать в себя она может такие поверхностные черты, как чувство юмора, общительность, альтруизм и т.д.).

Ещё он делил черты на темпераментные, мотивационные (динамические) и способности. Темпераментные черты - это то, как человек ведет себя. Таких черт Кэттел выделил 35 (23 относятся к нормальным людям, 12 описывают патологические отклонения. Кэттел считал, что патологические индивидуумы обладают теми же самыми чертами, что и нормальные люди, но дополнительно они демонстрируют некоторые аномальные черты). Динамические черты формируют мотивацию личности (о них подробнее — ниже).

Примеры нормальных первичных основных черт: низкий интеллект — высокий интеллект, конформность — доминантность, гипертимия — гипотимия и др. (всего их 23)

Примеры аномальных первичных основных черт: низкая ипохондрия — высокая ипохондрия, жизнерадостность — суицидальная депрессия, низкая астения — высокая астения и др. (всего их 12)

Объединив черты первого порядка в группы, Кэттел выделил 8 черт второго порядка. Например, тревожность, независимость, интеллект и др.

Для описания мотивации Кэттел использует 3 основных понятия: аттитюды, эрги и семы.

Аттитюды - это специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Иными словами, это то, что человек делает или собирается сделать — все это аттитюды, т.е. намерения. В любой аттитюд входит комплекс мотивов.

Эрги врожденное биологическое побуждение или мотив. Эрги у людей — эквиваленты инстинктов у животных. Кэттел выделил 10 основных эргов — поиск пищи, поиск сексуального партнера, общение и др.

Семы (сокращение от англ. sems — socially shaped ergic manifolds — социально сформированные проводящие структуры эргов). Семы — это выученные или приобретенные мотивационные черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом.

Вообщем, цепочка получается такая: эрги — семы — аттитюды. Это есть структура человеческой мотивации по Кэттелу.

Поведенческое уравнение и выглядит так: R = f (S, P), где R — это реакция человека, S — ситуация, P — структура личности.

Диспозиция — предрасположенность личности к определенному типу поведения. В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

  1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.
  2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждый человек имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения:

  1. Любой человек ведет себя с определенным постоянством (из первой идеи);
  2. Любой человек ведет себя не так, как другие (из второй идеи).

Одним из ведущих представителей диспозиционного направления является Гордон Уиллард Олпорт.

Личность по Гордону Олпорту

Личность , по Олпорту, — динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.

Динамическая организация личности подчеркивает, что личность постоянно развивается. Психофизическая система – подчеркивается то, что это есть не исключительно ментальное, и не исключительно нервное образование. Организация предполагает, что действия тела и психики связанны в неразрывном единстве.

Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое. В отличие от теории научения – где оперируют дискретными единицами, и от психоанализа – где личность поделена на конфликтующие части.

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он утверждал, что ни одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, но на всё влияет также и опыт.

Концепция черты личности

Черта – определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях.

Черты формируются и проявляются на основе сходства. То есть многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты. Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

Главная составляющая теории Олпорта – эквивалентность стимула и реакции, объединенных и опосредованных чертой.

Черты личности являются:

  1. генерализованными — связанными с большим числом стимулов, а не со специфическим небольшим числом;
  2. устойчивыми.

Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.

Например, можно назвать такие личностные черты (примеры): доминирование, предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность, искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и так далее.

Олпорт указывает, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают ситуации, проявляющие их особенности. Человек, обладающий предрасположенностью к общению, не только прекрасный собеседник в компании, но также активно находится в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве.

  1. Личные характеристики реальны, это не только номинальные образования. Черты личности действительно существуют в людях, и не являются только теоретическим измышлением.
  2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

Например, ребенок может дважды в день чистить зубы и продолжать делать это, так как данное действие поощряют родители. Это привычка. С течением времени он приучается расчесывать волосы, стирать свою одежду, убирать комнате. Все привычки соединяются вместе и образуют черту личности – опрятность.

2. Существование черт личности можно установить эмпирически. Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучение историй болезни или биографий.

3. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, на самом деле они в определенной степени связаны. Если у человека развита проницательность, то весьма вероятно, что он может подмечать абсурдные аспекты человеческой жизни, что приводит к развитию у него чувства юмора.

4. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (искренность, верность, жадность) подвергаются социальному оцениванию, они всё же представляют истинные особенности индивидуума. В идеале исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемых, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначения.

5. Черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространенности в обществе.

Основываясь на работах германских философов Виндельбана и Штерна Олпорт выделял виды черт :

1. Индивидуальные черты – черты, которыми обладает одно лицо. Олпорт рассматривал их как реальные единицы личности, которые присутствуют в индивиде и обладают статусом психологической реальности. Это «те подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения. Черты – индивидуализированные адаптивные единицы, уникальные для каждого человека. Не существует двух людей, которые обладали бы в точности одной и той же чертой. В принципе, все черты уникальны для индивида. Например, доминантность как индивидуальная черта, может быть понята только при проявлении её у конкретного человека.
2. Общие черты – черты, которыми обладают многие люди в пределах одной культуры. Политические или социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм – большинство людей в нашей культуре сравнимы по эти параметрам (чертам личности).

При развитии своей теории Олпорт стал обозначать индивидуальные черты как индивидуальные диспозиции , а общие как черты личности .

Он выделял следующие типы индивидуальных диспозиций :

  1. Кардинальные – все поступки личности можно свести к её влиянию. Кого-то мы определяем как шовиниста, кого-то как романтика или альтруиста. Например: Ленин — коммунист.
  2. Центральные диспозиции – такие тенденции в поведении человека, которые легко могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.
  3. Вторичные диспозиции – тенденции, в которых человек постоянен, но которые влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные диспозиции. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.

Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать их воедино целостное образование – личность.

По Олпорту поведение личности детерминирует система организованных и конгруэнтных черт. Он считает, что поведением человека управляет то, что существует сейчас. В существенной степени функционирование черт осознанно и рационально. Индивиды знают, что они делают и почему. Наиболее важные мотивы поведения личности – это не отголоски прошлого. Мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, а не вытесненные воспоминания. Это ключевой момент концепции Олпорта, которая обозначается как концепция функциональной автономии . Мотивы человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Главной системой мотивации личности являются приобретенные интересы, ценности, установки и намерения. Они обеспечивают постоянное стремление человека к развитию зрелой личности.

Теория Г. Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществления. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности [9]. Отличительной чертой теоретической ориентации Г. Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

В процессе разработки своей теории, Г. Олпорт проанализировал множество определений и трактовок феномена личности. Результатом этой работы стало собственное определение личности как динамичной организации тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление [27]. Термин "динамичная организация" предполагает постоянные изменения и эволюцию поведения человека при условии существования некой основополагающей структуры, которая объединяет и организует различные элементы личности. Упоминание автором "психофизических систем" означает учет телесной детерминации. Основной сутью этого определения является наличие в личности определяющих тенденций, при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума.

В своей трактовке личности Олпорт разделял понятия характер и темперамент. Под характером автор понимал ту часть личности, которая в основном обусловлена взаимодействием с социумом и формируется под его влиянием. Темперамент, с точки зрения Олпорта, является неким первичным материалом (наряду с физиологией и конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие "темперамент" особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Структура. Согласно Г. Олпорту, структура личности определяется тем набором ее черт, которые, имея нейрофизиологическую основу, формируются в течение жизнедеятельности и определяют весь спектр поведенческих реакций человека. Прежде чем перейти к изучению структуры личности по Г. Олпорту, рассмотрим, каким образом трактуется черта личности.

В общем смысле черта – это предрасположенность вести себя однотипно в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях. Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Черты личности формируются на основе осознания сходства: ряд ситуаций, воспринимаемых человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта [9].

В теории Г. Олпорта сами черты личности обладают определяющими их характеристиками [27].

1. Черта личности – это не только номинальное обозначение, но и реальная, жизненно важная часть жизни любого человека.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения; черты побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки, несмотря на то, что часть из них подвергаются социальному оцениванию и делится на приемлемые и неприемлемые (например, смелость и трусость).

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность поступков с чертой личности не является доказательством ее отсутствия.

Изначально Г. Олпорт выделял в структуре личности общие и индивидуальные черты. К общим он относил любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальными чертами считались те, по которым можно было осуществить отличие одного человека от другого. Это те "подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения" [9, с. 3]. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Следовательно, согласно Олпорту, личность адекватно можно описать лишь путем измерения ее индивидуальных черт.

Кардинальная диспозиция настолько велика и влиятельна, что почти все поступки можно свести к ее влиянию. Она крайне генерализованна и не может оставаться скрытой. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией, их характер почти однозначен и практически не допускает противоречивых поступков.

Центральные диспозиции не так обобщены, но представляют собой довольно яркие характеристики человека. Олпорт называл их строительными блоками индивидуальности. Это стабильно проявляющиеся, устойчивые в разных ситуациях характристики человека. Соответствующие им поведенческие тенденции легко обнаруживают себя.Автор считал, что число центральных диспозиций, с помощью может быть описан индивидуум, невелико, в пределах от пяти до десяти.

Вторичныедиспозиции – это черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности. К ним относятся специфические привычки, предпочтения, ситуационные интересы. Чтобы обнаружить подобные диспозиции, требуется длительное наблюдение за индивидуумом в различных ситуациях.

Согласно мнению автора, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, "осознаваемое как наиболее важное и центральное" [9, с. 8]; по сути, это все то, что мы называем "собой". Проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

В своей теории Г. Олпорт выделил семь различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприативные функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется Я, как объект субъективного познания и ощущения (табл. 6).

Стадии развития проприума по Г. Олпорту

Стадия Аспект Определение
Телесное Я Сознавание телесных ощущений
Самотождественность Неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений
Самоуважение Гордость за собственные достижения
Расширение себя Я начинает включать в себя важные аспекты социального и физического окружения
Образ себя В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей
Рациональное управление собой Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
Личное стремление Целостное ощущение "себя" и планирование перспективных целей

Все стадии следуют одна за другой в процессе роста и развития личности. Вместе с тем, различные аспекты, соответствующие стадиям, по мере их прохождения не исчезают из жизни человека. В различных возрастных периодах преобладающим является какой-то из них. В целом же феномен проприума предполагает перманентное наличие и взаимосоотнесенность всех этих аспектов. Если какой-либо из аспектов проприума оказывается нереализованным (например, самоуважение и гордость за свои достижения), трудно говорить о полноценном развитии и формировании Я.

Следуя идее о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему, Г. Олпорт в контексте мотивации создает концепцию функциональной автономии. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами; связи с прошлым носят характер скорее исторический, нежели функциональный. Мотивы взрослого человека – это не калька с мотивов ребенка, а новая система мотивации, основанная на приобретенных в ходе роста и развития интересах, ценностях, убеждениях.

Согласно Олпорту, существует два уровня или типа функциональной автономии. Первый, устойчивая функциональная автономия, представляет собой нейрофизиологические механизмы прямой и обратной связи, которые не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии. Собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий. Собственная функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.

Норма и патология. В контексте нормального и невротического развития личности позиция Г. Олпорта заключалась в том, что существует принципиальная разница между зрелой личностью и невротической личностью. Поведение невротических личностей преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. В этом смысле, у них недостаточно развита собственная функциональная автономия, не пройдены определенные стадии развития проприума; такой человек является заложником прошлого опыта. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт считал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами [27].

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям, то есть, способен к дружбе и сочувствию. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие: имеет положительное представление о себе и, следовательно, способен терпимо относиться как к собственным недостаткам. Они умеют также управлять собственными эмоциональными состояниями так, что это не мешает благополучию окружающих.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания: видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими хотел бы их видеть; обладает соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности; демонстрирует здоровую волю; стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора: имеется четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах; способен посмеяться над самым дорогим (включая самого себя), продолжая ценить это.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией: способен видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; способен создавать и менять смыслы в собственной жизни.

Изменения. Г. Олпорт никогда не практиковал в области консультирования и психотерапии и полагал, что клинические наблюдения трудно использовать для построения теории личности.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Краткая биография Г.У. Олпорта, влияние З. Фрейда на его понимание личности. Характеристика исследовательской деятельности Олпорта. Отличительные черты типов индивидуальных диспозиций. Ценностные ориентации людей и психология индивидуальности Олпорта.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2017
Размер файла 26,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФГБОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Гордон Уиллард Олпорт: диспозициональная теория личности

Грищенко Анастасия Михайловна,

Содержание

    Введение
  • 1. Ранние годы
    • 1.1 Влияние Фрейда
    • 1.2 Продолжение научной деятельности
  • 2. Психология личности в теории Гордона Олпорта
    • 2.1 Определение личности
    • 2.2 Структура личности
    • 2.3 Ценностные ориентации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) - выдающийся американский психолог, разработавший теорию черт личности. Он смог оценить значение для психологии идей экзистенциализма. Опрос клинических психологов в США в 1950-е годы обнаружил, что по своему идейно-теоретическому влиянию Олпорт уступал лишь Фрейду.

Отличительная особенность научного стиля Олпорта -- быть всегда на острие социальных проблем современности. Он стремился к изучению прежде всего того, что важнее, а не того, что проще. Им созданы статьи и книги, этапные для многих конкретных областей и направлений исследований -- психологии выразительных движений, психологии радио, психологии слухов, психологии войны, психологии религии. Отличительной особенностью научного мировоззрения Олпорта стало довольно большое влияние на него европейской психологии, особенно Вильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера.

1. Ранние годы

Гордон Уиллард Олпорт родился в многодетной семье, был младший из четырех братьев, в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда. Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.

С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает после окончания школы в тот же университет. Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все же в экономике и философии. После окончания учебы, получив степень бакалавра, в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.

Спустя год Гордон Олпорт возвращается в Гарвард и готовится получить докторскую степень по психологии. В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики. Здесь он вел курс "Личность: ее психологические и социальные аспекты". Это был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.

В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете социальных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил также признание как "старейшина американских научных изысканий по проблемам личности".

1.2 Влияние Фрейда

В детстве Олпорт испытывал определенные трудности в общении со сверстниками, но в семье царила атмосфера любви и понимания. В отличие Фрейда и остальных его последователей, Олпорт, не имел в детстве никаких травматических переживаний, способных повлиять на формирование личности взрослого человека. Исходной позицией для него послужили не личные проблемы и переживаний, а чисто академические интересы.

Олпортсвел до минимума учел влияния бессознательного на психическое здоровье взрослого человека. В поведении нормального человека главную роль играют рациональные мотивы, и лишь невротики живут в соответствии с импульсами бессознательного. Он также не был согласен с фрейдовской оценкой исключительной роли детских переживаний в развитии психических конфликтов у взрослого человека. Нормальный человек живет не только прошлым, но настоящим и будущим.

Еще одно отличие позиции Олпорта от ортодоксального психоанализа состоит в том, что он предпочитал изучать нормальных взрослых людей, а не невротиков. С его точки зрения, между невротиком и здоровым человеком нет континуума, у них вообще мало общего, а потому и нет основания для строгого сравнения. Личность человека всегда уникальна, а потому не существует никаких универсальных, приложимых к каждому законов развития.

1.3 Продолжение научной деятельности

Через два года, вернувшись из Европы, Олпорт устраивается на должность преподавателя в департамент социальной этики Гарвардского университета. Его волнуют социально-этические проблемы мирового сообщества. Он уделяет много внимания исследованию развития личности отдельного индивида в обществе. В работах Олпорта исследуются сложность и уникальность поведения человека. Спустя еще два года Гордон Олпорт занимает должность ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 г. вновь возвращается в Гарвард, где он остается уже до конца жизни.

В 1930-х гг. Олпорт со своими сотрудниками проводит ряд исследований по экспрессивному поведению. Он выделяет два компонента, присущих любой человеческой реакции, -- адаптивный и экспрессивный. Первый определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Второй же является более глубинным, проявляется бессознательно и без усилий, он определяет манеру и стиль действия. Экспрессивная часть реакции в поведении человека является более свободной и неограниченной, нежели адаптивная, поэтому она более интересна для изучения, к чему Олпорт и призывает других психологов.

В сотрудничестве с Э. Верноном он проводит исследования, изучающие проблему согласованности экспрессивного движения. В результате они приходят к выводу, что экспрессивные движения не являются диссоциированными или не связанными друг с другом, а наоборот -- хорошо организованными и достаточно согласованными.

В паре со своим коллегой Олпорт провел исследования по оценке точности суждения, основанного только на голосе. В эксперименте принимали участие около 600 судей, оценивавших 16 говорящих. В результате исследователи пришли к определенным результатам:

1) соотношение голоса и личностных характеристик превышает уровень случайности;

2) более точна оценка организованных черт и интересов, нежели каких-либо физических качеств.

Олпорт делает обобщение своих данных и исследований других психологов в области экспрессивного движения в поведении личности. Он пишет, что экспрессивные акты не являются независимыми, однако их согласованность не абсолютна, экспрессивные мотивы никогда не повторяют друг друга. Их согласованность находится в рамках той согласованности, которой обладает личность человека в целом.

2. Психология личности в теории Гордона Олпорта

Подход Олпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями:

1. 1. сознательная мотивация

2. психически здоровые индивидуумы,

3. проактивное поведение

4. уникальность каждой личности

5. эклектичное (разнородное) отношение к другим теориям.

Большинство людей, считал Олпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление о том, почему они это делают. Исторически психология, в том числе и теории личности, возникла на основе психиатрии, изучавшей больных людей.

Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения, и расти в течение всей жизни. Им свойственно проактивное поведение, то есть здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них. Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения.

Отвергая теории черт и факторов Кэттелла и Айзенка, которые склонны сводить индивидуальное поведение к общим чертам, Олпорт настаивал на уникальности индивидуальности. Олпорт настойчиво утверждал, будто бы каждая личность некоторым образом не похожа на другую. Любые попытки описать человека в терминах общих черт отнимают у него его уникальную индивидуальность.

По мнению Олпорта, сказать о человеке, что он щедрый, -- значит, не сказать практически ничего. Щедрость одного человека отличается от щедрости другого, и способ, каким щедрость одного человека взаимодействует с его или ее экстравертностью, не повторяется ни в ком другом.

В противовес номотетичным (универсальным) методам, используемым большинством других психологов, Олпорт стремился пристально изучать каждого отдельного индивидуума. Он называл такое изучение человека морфогеничной наукой. Морфогеничные методы собирают данные от одного человека, в то время как номотетичные методы собирают данные от групп людей. Морфогеничным методом можно обнаружить много информации об одном человеке, и эта информация затем может обобщаться на других людей, номотетичные методы дают информацию о группах людей, которая может иметь некоторое значение для отдельного индивидуума.

2.1 Определение личности

2.2 Структура личности

Гордон В. Олпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, проактивно стремящихся к своим сознательно поставленным целям. Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции (осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению в ней) и проприум(в понятие проприума входят ценности человека, и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека). Использование этих структур позволяет описывать личность в терминах индивидуальных характеристик.

Среди индивидуальных диспозиций можно выделить:

· кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки

· вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).

2.3 Ценностные ориентации

Олпорт сделал попытку разложить чрезвычайно сложную составляющую личности на измеряемые опытным путем элементы. Им разработаны и опубликованы в 1931 г. тесты измерения ценностных ориентации людей. По мнению Олпорта, у различных людей наблюдаются разные комбинации ценностных ориентации как черт личности. Он и его последователи выделили шесть ценностных ориентации:

1. Теоретическая. Человек прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такая личность характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Фундаментальные науки или философия - вот области деятельности, которые выбирают такие люди.

2. Экономическая. Человек выше всего ценит то, что полезно и выгодно. Он практичен, интересуется тем, как делать деньги. Знания, не имеющие конкретного применения, он считает бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом реализации научных потребностей экономического характера.

3. Эстетическая. Человек больше всего ценит форму и гармонию. Он воспринимает любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности. Эстетический субъект не обязательно будет художником, но его наклонности всегда проявляются в повышенном интересе к эстетическим сторонам жизни.

4. Социальная. Наивысшей ценностью является любовь людей. Любовь - единственная приемлемая для таких людей форма человеческих отношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и связана с религиозными ценностями.

5. Политическая. Главным для человека является власть. Он ценит влияние на других, славу и известность, и не всегда только в политической области.

Диспозиционная теория личности в трактовке Г. Олпорта представляет собой своего рода симбиоз гуманистического и индивидуального подходов к изучению человеческого поведения, что проявляется в выявлении потенциала человеческого роста и стремлении понять и предсказать поведение конкретной личности.

Характер в понимании Олпорта - это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент, наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент - это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

Заключение

Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как "Личность: психологическая интерпретация" (1937); "Человек и его религия" (1950); "Становление: основные положения психологии личности" (1955); "Личность и социальные конфликты" (1960); "Стиль и развитие личности" (1961) и "Письма Дженни" (1965). Он является также соавтором двух широко используемых личностных тестов: "Изучение реакции A-S" (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928) и "Изучение ценностей" (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе "Человек в психологии" (1968а). Его автобиография представлена в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях" (Allport, 1967, р. 3-25).

За время своей карьеры Олпорт был удостоен практически всех профессиональных почестей, какие возможны для психолога. Он был избран Президентом Американской психологической ассоциации, Президентом Восточной психологической ассоциации. Президентом Общества психологического изучения социальных проблем. В 1963 году он был награжден Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 году получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Широта и многообразие его научной работы видны в десятках книг и бесчисленном множестве монографий, статей, предисловий, обзоров, которые он писал часто в сотрудничестве с другими психологами. Кроме того, он соавтор двух широко используемых тестов.

Список литературы

1. Т. М. Титаренко. Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)

Размещено на Allbest.ru

В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Концепция черт личности. Проприум – развитие себя. Намерения. Функциональная автономия. Стадии развития личности.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 15.05.2008

Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".

реферат [16,8 K], добавлен 29.09.2008

Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

контрольная работа [41,1 K], добавлен 03.10.2014

История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Э. Фромма. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела, исследование ими личностных черт.

реферат [14,9 K], добавлен 09.08.2010

Концепция функциональной автономии мотивов как один из ключевых элементов теории личности Гордона Олпорта. Применение теории влечения. Основные направления критики теорий неизменных мотивов. Главные требования к адекватной теории мотивации по Олпорту.

эссе [11,5 K], добавлен 27.04.2011

Анализ научных работ видных психологов: исследования личности Маслоу и Олпорта, Бехтерева и Рубинштейна, Джеймса и Кона; общения и межличностных отношений Андреевой и Добровича; психологии индивида по Мясищеву, Леонтьеву, Петровскому и Узнадзе.

книга [807,9 K], добавлен 21.05.2009

Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.

презентация [122,7 K], добавлен 04.05.2011

Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.

реферат [27,2 K], добавлен 08.03.2011

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка, характеристика иерархической модели. Нейрофизиологические основы черт и типов, предпосылки их изменения. Понятие и основные отличительные черты между интровертами и экстравертами.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 26.04.2010

Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности. Защитные механизмы личности. Процессы и переживания в психологическом опыте людей. Психологическое здоровье как проявление личностного единства.

реферат [31,7 K], добавлен 28.06.2007

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.