Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса для детей


Комплекс упражнений, который направлен на регулирование мышечного тонуса. Рекомендуется проводить на занятиях по хореографии для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks_uprazhneniy_tonus.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике.

В основе выработки умения регулировать свой мышечный тонус лежит осознание ребенком большей или меньшей силы мускульного напряжения. Поэтому начинать эту работу следует с игровых упражнений, которые дадут ребенку возможность ощутить разницу между напряжением мышц и их расслаблением. При этом следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. Поскольку проще всего почувствовать напряжение мышц в конечностях, то первыми тренировочными упражнениями должны быть упражнения для рук, ног и только затем для туловища, после этого можно переходить к упражнениям для верхнего плечевого пояса, шеи и артикуляционного аппарата. В этих упражнениях фаза напряжения не должна по длительности превышать 10 - 15 секунд. Приведем примеры таких упражнений.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц голеностопного сустава.

Описание. Дети сидят на стульчиках, руки — на талии. Поочередно выставляют вперед то левую, то правую ногу, ставя ее на пятку, сильно согнув в подъеме, а затем ставят ногу на всю ступню.

Интересные релаксационные упражнения предлагают JI.И. Белякова,
Е.А. Дьякова (1998):

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10—15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.

Наталья Подставкина
Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Очень широко применяются мною на занятиях упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения, которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч, а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д., а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.).

Не секрет, что дети с речевыми нарушениями моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы

9.Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да. Будет талая вода.

В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими

Следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки, ног (оттопывания, прошагивания и т. д., туловища (повороты, наклоны).

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям с речевыми нарушениями развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Упражнения активизирующие внимание.

Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители,развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении.Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит — и движению

Упражнение на переключаемоеть движений.

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом — останавливаются, прячут их за спину.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

3Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;

Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;

разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

Упражнение на распределение внимания

Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдет.

Коты-Делают шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

Мышки-На носках обходят вокруг норки и убегают в сторону.

Упражнения на развитие слухового внимания

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Счетные упражнения.

Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения.

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть

Упражнение на переключаемость движений.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом — останавливаются, прячут их за спину.

Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит,другой выполняет:

Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки

: Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки здесь и ножки там.

Ножки прямо, ножки вкось

. Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки.

Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь


Игровые упражнения на развитие речевого дыхания Работа по развитию речевого дыхания очень важна для детей, поскольку она напрямую связана с работой по развитию речи. Развивать дыхание.


Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.


Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш] Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является.


Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию. Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах.

Игры, направленные на регуляцию мышечного тонуса у детей дошкольного возраста

Основной задачей физической культуры является восстановление врожденной потребности в двигательной активности. Сегодняшний досуг детей, к сожалению, довольно однообразен, в нем преобладают пассивные формы проведения свободного времени.

Физические упражнения — важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей. Особенно актуальны привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение простым движениям. Семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.

Родители в первую очередь должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня ребенка ежедневно предусматривалась их двигательная активность.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие ведет к активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

При двигательной активности улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.

Лодочка

Общий принцип этого упражнения сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением

❀ Исходное положение — лежа на спине.

❀ Ребенок вытягивает руки над головой. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение из положения лежа на животе.

Снеговик

❀ Исходное положение — стоя.

Дерево

❀ Исходное положение — сидя на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками.

Топотун

❀ После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами.

Кощей Бессмертный

❀ Исходное положение — стоя, руки разведены в стороны. Руки ребенка сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу.

❀ Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки.

❀ В произвольном порядке подталкивайте расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

Марионетка

Собака и сарделька

Необходимый инвентарь: тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная сарделька).

❀ Исходное положение — сидя на коленях (стоя). Ведущий бросает предмет ребенку, который ловит его, двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой.

❀ Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

Кулачки

❀ Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп.

❀ Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. После этого ребенок может расслабить руки, встряхнуть их.

Брёвнышки

❀ Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) ребенку нужно перекатываться по несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Колобок

❀ Лежа на спине, ребенок подтягивает колени к груди, обхватив их руками, голову подтягивает к коленям. В таком положении ему нужно перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Солдат

❀ Ребенку нужно проползти на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

❀ Пусть ребенок проползет на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

Рисование в воздухе

Гусеница

❀ Попросите ребенка из положения лежа на животе изобразить гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч.

❀ Выпрямляя руки, ребенок ложится на пол, затем сгибает руки, поднимает таз и подтягивает колени к локтям.

Червячок

❀ Ребенку нужно проползти на спине без помощи рук и ног.

Муравей

❀ Ребенку нужно проползти на четвереньках вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением правой руки и правой ноги, затем левой руки и левой ноги. При этом руки располагаются сначала параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д.

❀ При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу) и поставить перед ним задачу не уронить его. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.

Паучок

❀ Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям: вперед, назад, вправо, влево).

❀ Затем ребенок шагает одновременно левой ногой и правой рукой, правой ногой и левой рукой.

Слоник

❀ Ребенок, наклонившись, упирается руками в пол так, чтобы его вес был распределен равномерно между руками и ногами. Затем выполняет шаг правой стороной, затем шаг левой.

❀ На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем — руки параллельно, ноги наперекрест.

Ласточка

❀ Исходное положение — стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны.

❀ То же проделать с закрытыми глазами. Сменить ногу.

Гусята

Шаг на месте

❀ Первый этап упражнения. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

❀ Второй этап упражнения. Исходное положение — стоя, прямые руки вытянуты вперед: одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. Затем меняем ладони через шаг, потом через два шага.

Брёвнышки

❀ Исходное положение — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же проделывает с закрытыми глазами.

❀ Затем малыш встает у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигается вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево.

❀ То же проделывает приставным шагом, то есть двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам), затем разноименные рука и нога.

❀ То же проделывает скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).

Гимнаст

❀ Исходное положение — стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же проделывает с закрытыми глазами. После освоения данного упражнения одновременно с ногой вытягивает вперед разноименную руку. Затем одноименную.

❀ Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения упражнения можно подключать различные движения пальцами.

Повтори движение.

❀ Ведущий (взрослый) делает различные движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а ребенок должен повторить их вслед за ним.

❀ Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести запрещенные движения (какое-то движение повторять нельзя), либо замену движений (когда какое-то движение надо заменить на другое), например, когда ведущий присядет, ребенок должен лечь на спину.

Игры с воздушным шариком

❀ Вспомните, сколько радости доставляют детям игры с шариками! Организуйте для них веселую эстафету, в которой нужно будет:

♦ пронести шарик на голове (если упадет, остановиться, поднять и вновь продолжать движение);

♦ бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху;

♦ нести два шарика, прижав их друг к другу между ладонями;

♦ гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки);

♦ пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги;

♦ нести шарик на ракетке от настольного тенниса или в большой ложке;

♦ зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.