Демократия понятие признаки формы и институты шпора

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение ( как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политическорй и неполитической.

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2. политические права и свободы граждан очерчены законом

3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5. принцип разделения властей

6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

Демократия(от гр. demos - народ и kratos - власть)– власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Важнейшими признаками демократии кактипа политического режима являются:

1) юридическое признание верховной власти народа. Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демо­кратии;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому граж­данину принимать участие в формировании представительных ин­ститутов власти;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

6) легитимность государственной власти (означает признание населением данной власти. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Основная часть общества согласна подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Россия –обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, что такое демократия (основные понятия).


Терминология

Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает "власть народа". Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало "власть всех", чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур – еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой.


Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве избирательных прав граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия – понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые – выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

  1. Организационно-политическую.
  2. Регулятивно-компромиссную.
  3. Общественно-стимулирующую.
  4. Учредительную.
  5. Контрольную.
  6. Охранительную.


Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие "представительная демократия" связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

  1. Свобода выбора социального строя и способа правления. Народ имеет право изменять и определять конституционный строй. Первичное значение имеет свобода.
  2. Равноправие граждан. Оно означает, что у всех людей есть обязанности соблюдать закон, права и интересы других. Все несут ответственность за нарушения, имеют право на защиту в суде. Конституция гарантирует соблюдение равноправия. Нормами запрещены привилегии или ограничения по расовым, половым признакам, религиозным, политическим убеждениям, социальному, имущественному статусу, месту проживания, происхождения, языку и так далее.
  3. Выборность госорганов и постоянное их взаимодействие с населением. Этот принцип предполагает формирование структур власти и территориального самоуправления посредством народного волеизъявления. Он обеспечивает сменяемость, подконтрольность, равную возможность для каждого гражданина реализовать свое избирательное право.
  4. Разделение властей. Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений: судебного, исполнительного, законодательного. Это препятствует превращению власти в инструмент подавления равенства и свободы.
  5. Принятие решений волей большинства при соблюдении прав меньшинства.
  6. Плюрализм. Он означает многообразие социальных явлений. Плюрализм способствует расширению круга политического выбора. Он предполагает множественность партий, объединений, мнений.


Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:

  1. Императивные. Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан. Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее.
  2. Консультативные. Они обладают совещательным значением для политических структур. Такими институтами выступают консультативный референдум, всенародное обсуждение, анкетирование, митинги и пр.


Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность.

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан. Понятие демократии как особой формы государственно-политического устройства: (народовластие) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д. Общими признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы являются:

- признание народа источником власти в государстве. Власть народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); - периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

- принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

- демократический контроль общества над силовыми структурами, используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; отказ от методов насилия, принуждения, пресечения;

- реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

31. формы и институты демократии. Эволюция представлений о демократии. Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан. Форма демократии — это ее внешнее выражение. Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие: 1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах — прямой и непрямой:

прямая — представительная демократия непрямая — непосредственная демократия
— форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления). — форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом; 3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами. Формы демократии наводят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.). Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:


структурные функциональные
— сессии парламентов, — депутатские комиссии, — народные контролеры и т.п. — депутатские запросы, — наказы избирателей, — общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:

императивные консультативные
имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан — референдум конституционный и законодательный; — выборы; -- наказы избирателей и др. имеют совещательное, консультативное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан — референдум консультативный; — всенародное обсуждение законопроектов; — митинги; — анкетирование и др.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

32. Права и свободы человека и гражданина, учения, закрепление, виды, содержание.В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основными из них являются: признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения; осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом; равенство мужчины и женщины; приоритет общепризнанных международных норм перед законами России; строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом; запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны..Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными. Виды:Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека ( Право на жизнь; Наказуемость только по суду — запрет внесудебной расправы; Неприкосновенность личности; Свобода передвижения и выбора места жительства; Неприкосновенность жилища; Неприкосновенность переписки; Запрет принудительного труда; Неприкосновенность собственности,; Свобода совести и вероисповедания). Политические. Политические права и свободы отличаются тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства ( Равенство перед законом — отсутствие сословий; Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; Свобода слова и печати — запрет цензуры; Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом; Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения). Социальные. Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека ( Трудовые права (право на труд и свободу труда); Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; Право на социальное обеспечение; Право на жилище; Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.). Экономические (Свобода труда; Свобода промышленности и торговли; Свобода приобретения собственности и распоряжения ею; Право наследования; Право на владение, пользование и распоряжение землёй). Культурные права обеспечивают духовное развитие личности (Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях; Право на образование; Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания); Свобода преподавания). Экологические (Право на благоприятную окружающую среду; Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением). Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Однако существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые исследователи предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства и общества состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически, обеспечивать их, не допускать их нарушения. Такой подход характерен для демократического общества, социального правового государства. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами - монархами, президентами, парламентами. Такой подход характерен для недемократических обществ, тоталитарных государств. Третий подход заключается в том, что эти права, рассматриваемые в социальном смысле, не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения материальных благ. Иными словами, своим возникновением и развитием они обязаны гражданскому обществу. Закреплены в: Декларация прав человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических права.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.