Деление понятий виды деления шпора

Наряду с определением другой логической операцией с понятиями выступает деление. Различие между этими операциями заключается в следующем: если в определении раскрывается содержание понятия, то в делении – объем.

Для того чтобы определить объем того или иного понятия, необходимо произвести операцию деления. Поскольку объем понятия представляет собой известный класс предметов, то в процессе деления мы выясняем, из каких подклассов состоит исходный класс. Эта операция служит для конкретизации полученного знания о предметах, соответствующих делимому понятию.

Операция деления понятий

Деление – логическая операция, раскрывающая объем понятия путем распределения входящих в него предметов по группам на основе избранного признака.

Логическая операция деления имеет следующую структуру:

Объем понятия, который подлежит делению, называется объемом делимого понятия.

Классы, которые получились в результате деления, называются членами деления.

Признак, соответственно которому мы делим объем понятия на подклассы, называется основанием деления (рис. 4.8).


Рис. 4.8

Тот или иной признак может быть основанием деления, только если он может выступать в различных формах.

Выполним операцию деления объема понятия "дерево". Объем этого понятия объединяет всю совокупность растущих деревьев. Но мы знаем, что все деревья можно подразделить, например, на хвойные и лиственные или по названию породы дерева: клен, береза, липа и т.п. (рис. 4.9).

А – делимое понятие, В, С, D – члены деления.


Рис. 4.9

Деление понятия не следует смешивать с мысленным расчленением целого на части. Если члены деления представляют собой самостоятельные виды, то при расчленении выделяются отдельные части предмета, из которых он состоит. Например, мы можем мысленно расчленить самолет на фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и т.д. Сущность расчленения целого на части заключается в раскрытии структуры предмета, его устройства (рис. 4.10).


Рис. 4.10

Чтобы избежать смешения операций деления и мысленного расчленения целого на части, необходимо использовать вместо слова "делятся" слово "бывает". Например: "Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь" – логической ошибки не видно, а если сказать, что "Сутки бывают (и есть) утро, день, вечер, ночь" – логическая ошибка очевидна, поскольку деление – это переход от рода к виду, а мысленное расчленение целого на части – это переход от целого к части. Вполне очевидно, что то, что говорится о целом, нельзя, сказать о его части, но то, что говорится о роде, можно сказать и о виде. Например: "Сутки делятся на четные и нечетные". И обратная операция: "От части к целому".

Виды деления. Классификация

Различают два вида деления: деление по видоизменению признака и дихотомическое.

При делении по видоизменению признака основанием деления будет служить признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия (рис. 4.11).

Пример.

Государства (А) по изменению форм правления делятся на монархические (В) и республиканские (С), а по изменению форм государственного устройства – на унитарные (D) и федеративные (Е).


Рис. 4.11

При дихотомическом делении (деление надвое) объем делимого понятия A делится на два исчерпывающих его взаимоисключающих множества В и не-B (рис. 4.12).


Рис. 4.12

Пример.

Современные государства (А) можно разделить на республиканские (В) и нереспубликанские (не-В).

Особое значение в науке имеет классификация.

Классификацией называется распределение предметов по классам согласно сходству и различию между ними, которое производится с таким расчетом, чтобы каждый класс занимал фиксированное место в системе других классов.

Классификация отличается от деления тем, что она представляет собой многоступенчатое деление: вначале осуществляется деление общего понятия, затем каждого из полученных членов деления и так далее, пока не будут получены наиболее мелкие разновидности изучаемых предметов.

Классификация может быть вспомогательной и естественной.

Вспомогательная классификация создается с целью наиболее легкого отыскания того или иного предмета среди множества классифицируемых предметов. Примером служит распределение фамилий в списке учебного журнала по буквам алфавита.

В случае вспомогательной классификации знание о том, в какой группе находится тот или иной предмет, не дает возможности сделать какие-либо утверждения относительно свойств этого предмета. Так, если в алфавитном списке первой стоит фамилия студента Абросимова, то это никак ие характеризует его как учащегося.

Естественная классификация – это распределение предметов по группам на основании их существенных признаков. При естественной классификации, в отличии от вспомогательной, знание о том, к какой группе принадлежит тот или иной предмет, дает возможность сделать несколько утверждений о его свойствах. Классическим примером естественной классификации служит периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

К особенностям классификации можно отнести:

  • 1) системный и многоуровневый характер деления;
  • 2) распределенность предметов по группам, имеющим определенное и постоянное место;
  • 3) возможность определения характеристик предметов по их месту в классификации.

"Тем не менее не существует общепринятой характеристики классификации как особого вида деления в силу неразработанности общей теории классификации. Различие между просто делением и делением, которое называется классификацией, можно определить так: деление как логическая операция применяется для решения той или иной конкретной практической задачи, поэтому его результаты специально не фиксируются и не сохраняются в качестве итога человеческих знаний. Классификация же обычно представляет собой определенный этап развития науки и поэтому является предметом изучения конкретных наук" [1] .

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

  • а) "неполное деление" – сумма объемов членов деления меньше объема делимого понятия. Например: "Налоги (Л) бывает федеральные (В) и местные (С)". Не указаны региональные налоги (D);
  • б) "деление с излишними членами" – сумма объемов членов деления больше объема делимого понятия. Например: "Главные члены предложения (Л) – подлежащее, (В) – сказуемое, знаки препинания". Член (С) – лишний.
  • 2. Деление должно производиться по одному основанию. Мы нарушим это правило, если, например, разделим международные договоры на справедливые, несправедливые, устные и письменные, так как сначала международные договоры мы разделили по признаку их равноправности, а затем по признаку формы их заключения.

Ошибка: "деление не по одному основанию".

3. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. находиться в отношении соподчинения. Неверно, например, такое деление: "Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные". Освободительные войны относятся к числу справедливых войн, следовательно, члены деления в данном примере не исключают друг друга.

Ошибка: "члены деления не исключают друг друга".

4. Деление должно быть непрерывным. Это означает, что при делении необходимо переходить от родового понятия к ближайшим видовым понятиям. В противном случае возникает "скачок в делении". Например: грамматические предложения бывают простыми, сложносочиненными и сложноподчиненными (пропущено понятие "сложные предложения").

Наряду с обобщением и ограничением широко используется и такая операция над понятиями, как деление –разбиение понятия на классы, такие, что объемы составляющих их понятий находятся в отношении подчинения к объему исходного понятия. В этом случае происходит переход от некоторого непустого понятия к системе непустых видовых по отношению к исходному понятий, выделяемых с точки зрения определенной характеристики.

Исходное понятие называют делимым понятием, классы, полученные в результате деления, – членами деления. Признак, исходя из которого производится разбиение делимого понятия на классы, называется основанием деления.

Различают два вида деления:

1) по изменению видообразующего признака;

В делении по изменению видообразующего признака члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, на основании признака года обучения студентов можно делить на студентов первого курса, студентов второго курса, студентов третьего курса, студентов четвертого курса и студентов пятого курса.

Делимое понятие здесь является родовым по отношению к членам деления – видовым понятиям.

Классификация – это особого вида деление в виде системы таксономических либо мереологических делений. Оно обычно осуществляется в виде многоступенчатого деления: сначала делится исходное понятие, затем производится деление полученных членов деления и так далее, пока не будут получены наиболее точные, конкретные разновидности изучаемого объекта.

Классификации отличаются следующими отличительными признаками:

1. классификация – это система, являющаяся результатом последовательных делений;

2. результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем;

3. в процессе классификации предметы должны быть определены таким образом, чтобы можно было судить об их свойствах исходя из места в классификации. Известнейшим образцом классификации является таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

В процессе создания классификации необходимо учитывать тот факт, что она является известным упрощением действительности. Так, например, в классификациях не учитываются переходные формы, а также то, что любой классифицируемый объект с течением времени изменяется, развивается, поэтому возможно наступление момента времени, когда классификация будет нуждаться в уточнении.

Если классификация является результатом последовательных делений, которые осуществляются исходя из признаков, существенных для решения той или иной теоретической или практической задачи, то она называется научной. Примером такой классификации, в том числе, является план любой научной работы, в том числе курсовой и дипломной работ.

Классификация, в которой в качестве основания деления используются несущественные признаки, называется искусственной. Примером такой классификации могут служить алфавитный каталог книг в библиотеке либо алфавитный список студентов группы. Несмотря на то, что в подобных классификациях рассматриваются несущественные признаки, они также являются весьма важными.

Для того чтобы деление было правильным, необходимо выполнять следующие требования.

Правило 1. Деление должно быть соразмерным, то есть в случае таксономического деления объединение членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, а в случае мереологическоro деления мысленное соединение значений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.

При нарушении этого правила могут возникать следующие ошибки:

Правило 2. Деление должно производиться по одному основанию, то есть характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой.

Правило 4. Деление должно быть непрерывным, то есть в случае таксономического деления от родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереологического – от целого к его частям, а от частей – к частям частей и т.д.

Литература по теме:

Основная литература:

1. Ивлева М.И. Логика: учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2009. – Глава № 3. Понятие.– Параграфы: 1. Учение о понятии; 2. Виды понятий и отношения между ними; 3. Операции с объемами понятия; 4. Деление понятий.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Логика. – М.: УРСС, 2001.

2. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

3. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Тема 4. Определение

Вопросы темы:

1. Определение и приемы, сходные с определением.

2. Явные и неявные определения.

3. Реальные и номинальные определения.

Генетические определения – определения, где видовым отличием является способ происхождения, возникновения, конструирования предметов.

Номинальные определения –определения, представляющие собой соглашения о том, как будет употребляться некоторый термин (имя), или языковое выражение.

Операциональные определения – определения, где в качестве видового отличия выступает указание на операции, с помощью которых можно распознать исследуемые объекты.

Описание –перечисление признаков предметов, о которых говорится в языковом выражении.

Определение – логическая операция придания точного смысла языковому выражению на основе выделения общих существенных признаков для объектов, обозначаемых этим выражением.

Остенсивноеопределение – разъяснение языковых выражений при помощи непосредственного указания на предметы.

Разъяснение посредством примера процедураперечисления объектов, принадлежащих классу, определяемому данным понятием.

Реальные определения описание отличительной для предметов, обозначаемых определенным термином, системы признаков.

Характеристика –перечисление признаков предметов, о которых говорится в языковом выражении, важных для понимания их сути.

Целевые определения – определения, где в качестве видового отличия выступает объяснение, для чего существует объект, каково его целевое предназначение.

1. Общая характеристика

Определение — очень эффективный инструмент в руках исследователя. Он позволяет получить представление о содержании понятия, т. е. раскрывает его. Неоспоримо, что определение понятий — один из важнейших логических приемов. Однако применение определения не дает всей полноты информации об исследуемом понятии, ведь, кроме содержания, любое понятие обладает также объемом.

Деление — это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.

Операция деления содержит ряд понятий: разделяемое понятие, члены деления, основание деления. Как видно из названия, делимое понятие — это то понятие, объем которого необходимо раскрыть. Члены деления составляют объем делимого понятия, но при этом отграничены друг от друга. Это виды, на которые делится объем понятия. Основание деления — это признак, по которому производится деление. Присутствие основания деления не обязательно.

Говоря о совершении операции деления, мы имеем в виду разбиение объема понятия, подвергаемого делению (родового понятия), на всю совокупность содержащихся в нем видов. Разделяемое понятие рассматривается как род по отношению к элементам его объема, относящимся к данному понятию как виды.

Деление позволяет понять принадлежность определенного вида к тому или иному роду, поставить несколько видов в один ряд, исходя из различных оснований, в том числе родовой принадлежности. Все это способствует как более эффективному познанию различного рода информации, так и правильному ее закреплению.

2. Правила деления понятий

Как видно, дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. Так, например, здесь нет необходимости перечисления всех видов делимого понятия, а достаточно лишь выделить один вид и противоречащее ему понятие. В последнее входят все остальные виды. Отсюда следует, что два образованных дихотомией понятия исчерпывают весь объем делимого понятия, поэтому рассматриваемый предмет отражается только в одном из них.

Вместе с тем объем отрицательного понятия слишком широк, что подразумевает возникновение размытости и неопределенности. Как уже говорилось, дихотомия характеризуется строгим и последовательным характером. Однако второй и последующие этапы дихотомического деления в большей или меньшей степени теряют свою строгость и последовательность. В этой связи исследователи чаще всего ограничиваются первым этапом деления.

Несмотря на сказанное выше, нельзя пренебрегать операцией расчленения понятий. Она широко применяется в учебном процессе как старших, так и младших классов средней школы. Данная операция используется в ботанике, биологии, физике, химии и т. д. Цель разделения — получение представления о составных частях какого-либо предмета. Например, можно разделять на части скелет человека, а также эти части делить на меньшие. Также можно расчленить, скажем, яйцо на скорлупу, белок и желток. Применение расчленения, конечно, не ограничивается учебным процессом средних школ, а применяется в вузах, в науке и повседневной жизни. Скажем, в медицине организм человека имеет деление на грудной и брюшной отделы.

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же — по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.

Деление необходимо в следующих случаях:

1) когда необходимо раскрыть не только сущность, но и формы ее проявления;

2) когда нужно очертить сферу применения понятия;

3) в случае многозначности термина.

Деление имеет свою структуру. В ней различаются:

• делимое это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды (в нашем примере – это конституция);

• члены деления полученные в результате самой операции виды родового понятия (конституция унитарного государства, конституция федеративного государства);

• основание деления признак (или признаки), по которому производится эта операция (в нашем случае – это характер государственного устройства).

Различают два вида деления: по видоизменению признака и дихотомическое.

1 – деление по видоизменению признака, положенного в основание деления. Напр., всех людей можно разделить на группы по различным признакам: расовому, социальному, профессиональному, половозрастному, территориальному и др. В каждом из этих случаев члены деления будут разные. Этот вид деления часто применяется в науке и юридической практике. Однако недостаток этого вида деления в том, что объем делимого родового понятия может быть неисчерпаем.

2 – дихотомическое деление (от греч. слов dicha – на две части и tome – сечение) представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащихпонятия. Напр.: природа делится на живую и неживую, химические элементы на металлы и неметаллы и т. д. Достоинством этого вида деления является то, что объем делимого понятия исчерпывается полностью, а недостаток его в том, что область отрицательного понятия остается достаточно неопределенной.

Иногда используют смешанное деление. Напр., граждан делят на дееспособных и недееспособных, а затем дееспособные, в свою очередь, делятся на полностью и частично дееспособных.

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ

Как и определение, операция деления подчиняется особым правилам.

1. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками. Правильно, напр., делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем – по влажности. Такая ошибка называется перекрестным или сбивчивым делением.

2. Деление должно быть соразмерным или исчерпывающим, т. е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает от пропуска отдельных членов деления. Если, напр., при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности будет нарушено, т. к. не указан еще один член деления – особо опасные преступления. Такое деление называется неполным.

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Они могут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. Напр., неправильными являются деления: ученики делятся на отличников, неуспевающих и успевающих, т. к. понятия отличник и успевающий не исключают друг друга; преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские, т. к. воинские одновременно могут быть или умышленными, или неосторожными.

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. От рода следует переходить к ближайшим видам, а затем от них – к ближайшим подвидам. Если это правило нарушается, возникает логическая ошибка – скачок в делении. Так, если право мы сначала разделим на отрасли – трудовое, уголовное, гражданское, а затем гражданское – на право собственности, обязательственное право, наследственное право, то это правильное, последовательное и непрерывное деление. Но если после трудового, уголовного сразу назвать наследственное право, то это и будет означать скачок в делении.

Делят, строго говоря, не само понятие, а его объем. Деление разбива­ет объем исходного понятия на объемы видовых понятий.

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Де­лимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды

делимое понятие – это понятие, объем которого подлежит делению

члены деления – это видовые понятия, которые получают в ре­зультате деления;

основание деления – это признак, на основе которого объем родового понятия делят на объемы видовых понятий.


Логическая операция деления может быть представлена схемой, где А – делимое понятие, В, С, D – члены деления

По форме правления государство бывает монархией или республикой.

Делимое понятие государство.

Основание деления форма правления.

Логическую операцию деления понятий иногда путают с операцией расчленения предмета на части.

Точно также деление недели на дни, предложения на главные и второсте­пенные члены, кодекса на статьи не будет собственно логическим делением объема рассматриваемых понятий.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в це­лом.

Цель логической операции деления понятий систематическое и полное рассмотрение возможных видов предметов некоторого рода. Ее можно достичь разными способами.

Самый простой способ перечислить все предметы, которым при­сущи существенные признаки, составляющие содержание родового по­нятия.

Однако в большинстве случаев количество предметов, входящих в объем поня­тия, может быть достаточно большим или даже бесконечным (например, понятия звезда, число). В таких случаях рассмотреть (через перечисление) все возможные предметы данного рода становится практически невоз­можным.

Тогда остается использовать другие способы деления понятий. Среди них:

- деление по видоизменению признака;

Деление по видоизменению признака – это вид деления, где основани­ем является признак, принадлежащий всем предметам, которые входят в объем делимого понятия. С каждым членом деления этот признак из­меняется, поэтому его называют видообразующим признаком.

Приведем пример.

По полу людей делят на мужчин и женщин.

В предложенном примере видообразующим признаком является пол человека. Этот признак имеет каждый предмет, входящий в объем делимого понятия.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться определенные требования. Важнейшие из которых – объективность основания. Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же мига (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

Дихотомическое деление совершают на основе наличия или отсутствия этого признака у предметов.

В результате такого деления всегда получаем только два члена деления, которые находятся и отношении противоречия.

Если А делимое понятие, то членами деления будут па понятия: В и не-В.

Приведем пример.

Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан а совершеннолетних и несовершеннолетних


Дихотомическое деление привлекает, прежде всего, своей простотой. Этот вид используют в основном на начальных этапах научного иссле­дования, когда необходимо просто выделить класс предметов, которые интересуют исследователя и которым принадлежит определенный при­знак. Для деления такого вида не нужно уточнять состав объема делимо­го понятия (дополнительно к той части объема, которая выделяет пози­тивный член деления).

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением пух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отно­шении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено следующей схемой.


Во-первых, отрицательное понятие оказывается слишком широким по объему и неопределенным по содержанию (например, при делении юристов на судей и несудей).

Во-вторых , строгим и последователь­ным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последова­тельность нарушаются. Так, продолжив деление, мы делим несудей на адвокатов и неадвокатов, но в этом случае в последнюю группу попадают, за исключением адвокатов, все юристы, в том числе судьи.

Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, челове­ческие общества на классовые и бесклассовые, общественно опас­ные деяния — на действия и бездействия.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основ­ных правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

При нарушении этого правила допускают такие логические ошибки:

- неполное деление – это логическая ошибка, возникающая, когда сумма объемов членов деления не исчерпывает полностью объем дели­мого понятия;

- деление с излишними членами – это логическая ошибка, возникаю­щая, когда к членам деления относят понятия, объемы которых не вхо­дят в объем делимого понятия.

Приведем пример неполного деления.

Если, например, при деле­нии преступлений в зависимости от характера и степени обществен­ной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяж­кие преступления.

Приведем пример деления с излишними членами.

В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.

Приведем пример.

Например, граждан России в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить граждан России на рабо­чих, русских, шахтеров и женщин.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно ocнование, то члены деления видовые понятия будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше при­мере.

Приведем пример.

Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов ин­ститута на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

Деление должно быть непрерывным, то есть члены деления должны быть однопорядковыми видами. Каждое видовое понятие должно быть ближайшим видом данного рода.

Приведем пример.

Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делени­ем по видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое вклю­чаются все другие виды. Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию в зависимости от наличия или отсут­ствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического целения всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.

Деление понятий играет важную роль в такой форме систематизации научного знания, как классификация.

Классификация – это многоуровневое, последовательное деление объема понятия с целью его систематизации, углубления и получения новых знаний относительно членов деления.

Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Классификация это особого вида деление или система мереологических или таксономических делений. При построении классификации можно использовать оба вида логи­ческого деления деление по видоизменению признака и дихотомическое деление, а также мереологическое деление (расчленение предмета на части).

Результат классификации система соподчиненных понятий: дели­мое понятие является родом, а новые понятия (члены деления) виды этого рода, подвиды видов. Самые сложные классификации предлагает наука, которая при их помощи фиксирует результаты своих исследова­ний.

Самые известные примеры научных классификаций: периодическая система химических элементов Д.Менделеева, классификация раститель­ного мира К.Линнея, классификация элементарных частичек в физике.

Такова, например, классификация животных в биологии, охваты­вающая до 1,5 млн. различных видов, растений в ботанике, включаю­щая 500 тыс. видов. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Свойство первое. Классификация это система последова­тельных делений, которые произведены с точки зрения характе­ристик, в частности признаков, существенных для решения теоре­тической или практической задачи.

Признаки могут быть безотносительно существенными и суще­ственными в некотором отношении. Классификация возможна по тем и другим.

- На основе безотносительно существенного признака, которым яв­ляется тот или иной способ производства, произведена, классифи­кация общественно-экономических формаций.

- На основе безотно­сительно существенных признаков делят людей на классы.

- Тот или иной вес не является существенным признаком чело­века. Однако при решении некоторых практических задач его важно учитывать. Например, первоначально при космических по­летах было важно учитывать вес космонавта. Значит, в указан­ном отношении вес являлся существенным признаком.

Чаще всего трудность классификации заключается именно в нахождении характеристики, используемой в качестве основания системы делений и важной для решения тех или иных теорети­ческих или практических проблем.

Свойство второе. При классификации нужно так распределить предметы по группам, чтобы по их месту в классификации можно было судить об их свойствах. Например, по месту химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева можно судить об их свойствах).

Третье свойство. Результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем. Пример таблицы таблица Д. И. Менделеева.

В связи с тем, что основа любой классификации операция деле­ния, то важным условием правильности классификации является вы­полнения всех условий, определяющих правильность деления.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явле­ния природы и общественной жизни не могут быть отнесены безого­ворочно к какой-либо определенной группе явлений. Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнес­ти к какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризу­ется как материальными, так и духовными процессами.

Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, допол­няется, иногда заменяется новой, более точной.

Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятся в непрерывном процессе изменения и развития.

Выделяют два вида классификации, которые отличаются характером оснований, используемых в операциях деления:

- естественная – это классификация, которую проводят на осно­вании существенных признаков исследуемых предметов;

- искусственная – это классификация, которую проводят на основании несущественных признаков исследуемых предметов.

Приведем примеры.

Естественной классификацией является периодическая система химиче­ских элементов Д. Менделеева.

Искусственной классификацией является алфавитный каталог книг в библиотеке потеке или телефонный справочник.

Искусственная классификация интересных идей может произ­водиться при чтении научной и другой литературы. Можно, на­пример, пронумеровать тетради, в которых делаются заметки. Пусть это будут тетради А, В и С. Можно в каждой тетради ну­меровать работы (книги, статьи и т. д.), при чтении которых де лаются заметки отмечаются интересные мысли, факты, собст­венные соображения читающего и т. д., а также нумеровать сами заметки.

Например, сделаны заметки 1124 относительно книги, получившей номер 6 в тетради В. Указанная классификация идей не является, конечно, научной, но ее можно использовать для на­хождения дужного вспомогательного материала при написании научной работы.

Научная работа (статья, дипломная работа, диссертация) пи­шется на основе плана. План представляет собой научную клас­сификацию, являющуюся многоступенчатым делением, чаще всего системой таксономических и мереологических делений. Составле­нию плана предшествуют формулировка проблемы, которую пред­стоит решить, и нахождение идеи ее решения. При составлении плана должны соблюдаться все правила деления.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.