Что такое философия шпора


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

  • Студенческие новости
  • Новости ЕГЭ
  • О шпаргалках и экзаменах
  • О профессиях
  • Обучение за рубежом
  • Видеокалейдоскоп

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
    Правила поступления во французский вуз
    Обучение филологии заграницей
    Выбор страны для овладения высшим образованием
    Испанские общежития для студентов

15. Что такое философия

Философия - поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек. Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен знать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.

Философия обладает самостоятельностью, Имеет структуру. Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:

1) науку, где главная идея - истина;

2) мораль, где идея - добро;

3) религию - веру в Бога;

4) пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.

После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления. В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и сближение с искусством.

Научная ориентация (Г. В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль). Наука - систематическое, доказательное и проверяемое знание.

Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости - любовь к науке).

Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно. Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.

Философия имеет Две важнейшие функции - мировоззренческую и методологическую.

Философия - наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это - мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология - учение об эффективных способах достижения целей. В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.

Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.

В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением, к возвышенному. В основании философии - мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.

Это выявляет гуманистическую функцию - Внимание к человеку. Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

Этика и мораль - представления о добре и зле. Практика - процесс достижения целей. Философия - стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

Мельникова Н.А., Мальшина Н.А., Алексеев В.О. Шпаргалка по философии: Ответы на экзаменационные билеты.
Формат: PDF
Качество: Отличное (Текст распознается Wordom, Блокнотом и т.д.) Мельникова Н.А., Мальшина Н.А., Алексеев В.О. Шпаргалка по философии: Ответы на экзаменационные
билеты.

Примерно так выглядит шпаргалка:



Содержание
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания 5
2. Бытие как всеохватывающая реальность 5
3. Основные точки зрения на процесс познания 5
4. Субъект и объект познания 7
5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения 7
6. Понятие культуры в философии 7
7. Функции культуры ,. 9
8. Формы культуры , 9
9. Культура и цивилизация 9
10. Общая характеристика современной зарубежной философии 11
11. Становление и развитие отечественной философии 11
12. Структура философского знания , 11
13. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения 13
14. Философия и культура Древнего Востока 13
15. Что такое философия , 13
16. Этапы истории философии 15
17. Общие представления о духе 15
18. Материя 15
19. Сознание 17
20. Движение 17
21. Пространство и время 17
22. Диалектика обыденной и научной картины мира 19
23. Особенности философской и религиозной картины мира 19
24. Диалектика. Структура диалектики 19
25. Закон единства и борьбы противоположностей 21
26. Взаимопереход количественных
и качественных изменений 21
27. Закон отрицания отрицания 21
28. Основные категории и принципы диалектики 23
29. Общие понятия о человеке 23
30. Гражданское общество…. . 23
31. Социальная структура общества , 25
32. Массовая культура 25
33. Человек в мире природы 25
34. Понятие общества 27
35. Человек и культура 27
36. Типы цивилизаций 27
37. Основные точки зрения на процесс познания 29
38. Виды познания 29
39. Субъект и объект познания 29
40. Два способа познания в философии Нового времени: чувслвенное и рациональное 31
41. Основные положения эволюционной теории познания 31
42. Отражение как четвертое свойство материи 31
43. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) 33
44. Заблуждение 33
45. Ложь 33
46. Истина как процесс 35
47. Критерии истины 35
48. Ценность как категория 35
49. Решение проблемы классификации ценностей в философии 37
50. Общечеловеческие и личные ценности 37
51. Проблемы ценностной интерпретации Г. Риккерта и М. Вебера 37
52. Античная философия (от натурализма до Платона) 39
53. Античная философия (от Аристотеля до неоплатонизма) 39
54. Средневековая философия 39
55. Философия Возрождения (обзор) , ……41
56. Философия Возрождения (personalia) Италия, 41
57. Фшософия Возрождения (personalia) Европа 41
58. Философия Возрождения (personalia). Ранние утописты ..43
59. Философия начала Нового времени 60. Учения Ф. Бэкона и Р, Декарта …..; …….43
61. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в. ……..45
62. Философия эпохи Просвещения . …. …….45
63. Философия И. Канта …45
64. Философия Г. 8. Ф. Гегеля ….Л, …47
65. Антропологический материализм Л. Фейербаха …47
66. Философская концепция марксизма 47
67. Философия позитивизма: этапы развития 49
68. Философия прагматизма 49
69. Герменевтика как философское направление 49
70. Сциентизм и антисциентизм , 51
71. Человек в ォфилософии жизниサ 51
72. Учения психоанализа и неофрейдизма 51
73. Проблема свободы в экзистенциализме 53
74. Значение творчества М. В. Ломоносова
для русской философии 53
75. Философские дискуссии западников и славянофилов 53
76. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого 55
77. Философская система Вл. Соловьева 55
78. Русский космизм 55
79. Категория бытия в философии 57
80. Этапы исторического развития этических представлений 57
81. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью — две современные концепции 57
82. Эволюция эстетических идей 59
83. Категориальный аппарат эстетической теории 59
84. Практическая сфера реализации эстетических представлений 59
85. В чем смысл жизни человека? 61
86. Понятие свободы и ответственности 61
87. Разнообразные подходы к пониманию смысла жизни человека 61
88. Общественный прогресс 63
89. Понимание прогресса в XX в 63
90. Глобальные проблемы современности 63

Формат: PDF
Качество: Отличное (Текст распознается Wordom, Блокнотом и т.д.)
Скачать полную версию работы можно по ссылке, которая откроется после отправки СМС

Александра Сергеевна Жаворонкова

Шпаргалка по философии

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– проблемы теории познания и творчества;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Ответы на Философию.docx

1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

Философия-любовь к мудрости- 6 век до н.э. ( любовь, мудрость и истина)

Философия занимается 3 вещами - осмыслением природы, общества и человека.( В СССР – мышление)

Современное определение. Ф – мощная информационная система созданная для сбора и анализа материалов, с целью выработать новую информацию и знание по всем направлениям.( Алексеев)

Структура философского знания (состав):

  1. Онтология – ( природа) –сущность , бытие, существование, материя, синергетика, движение и т.д. Естественно-научная проблематика.
  2. Гносиология – т. Познания
  3. Диалектика – связи , взаимосвязи – входит понятие творчества
  4. Социальная философия – учение об обществе
  5. Этика – учение о нравст, нравах, обычиях, привычках.
  6. Эстетика – Внутренний понитийный аппарат – красота, безобразность, трагичность, прекрасное - в природе, общ. И чел. Входит в искусство.
  7. Логика – законы мышления
  8. История философии
  9. Антропология
  10. Философия религии
  11. Т. Истории культуры
  12. Философия частных наук (ф. медицины, бизнеса ) и частных областей наук.

2. Объект и предмет философии.

Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

Философия, как всякая наука, имеет свой объект – тот фрагмент реальности, который изучается данной наукой, и предмет – систематизированный набор знаний об этом объекте. Объект существует вне и независимо от людей, предмет создается людьми в процессе познания объекта.

Объект философии – мир в целом (универсум), предмет философии – система универсалий и универсальных законов.

объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук. 2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур Философия — Философия природы, социальная Философия — всеобщая Философия общества. 3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).

3. Исторические типы мировоззрения: мифология, теология, религия, философия, наука.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его места в этой системе.

Исторически эта система взглядов складывалась:

  1. Магическое
  2. Мифологическое - осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.
  3. Религиозное - форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера — главное средство постижения бытия. Главное — достижение единения с Богом.
  4. Философское - альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.
  5. Художественное
  6. Научное - систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.
  7. Идеалистическое
  8. Обыденное
  9. Материалистическое
  10. Утилитарное
  11. Смешанное

4. Понятие бытия в философии.

Бытие – фиксирует основу существования (что мир существует).

Совокупность всего сущего, единство форм и способов существования.

Органическая форма бытия. Форма духовной реальности. Антитез бытия – ничто. Они не могут существовать друг без друга.

- материальное (солнечная система)

- идеальное (идея возникновения солнечной системы )

- Объективное – существование, вне сознания

- субъективное – внутри сознания

- природные, органические (биологического вида)

- Социальные формы бытия

- искусственные формы (инженерные сооружения)

- объективное идеальное – законы мышления

Виртуальная реальность – обладает свойствами объективно- идеального бытия , в нём первую роль играет логика, и обладает субъективно- идеальным бытием . Воспроиз. И свойства материального бытия.

5. Философия Древнего Востока: Индия, Китай.

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

  1. конфуцианство;
  2. моизм;
  3. школа закона;
  4. даосизм;
  5. школа "инь-янь" (натурфилософы);
  6. школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическая направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

6. Философия о природе и материи.

Материя – одно из фундамент. понятий ф. Представления о материи менялись. Античная ф.: материя – то, из чего состоят все вещи. Платон: м. – небытие, разрушающая сила, Аристотель: м. – потенциальность, субстрат. Средневек. ф.: м. – вторична, пассивное начало, преобразованный мрак, хаос. Новое время: м. – природа; вещество как сумма опред. неизменных свойств. XIX-XX вв.: распространение понятия м. на обществ. устройство (общество развивается вследствие матер. деятельности людей). Ф. XX в.: материя – субстанция, лежащая в основе всех явлений и предметов, это объект. реальность. Материя – фил. категория для обозначения объект. реальности, к-рая дается чел. в его ощущениях к-рую он пытается познать, но при этом м. сущ. независимо от чел. Свойства материи: изменчивость (движение), пространственно-временная оформленность, бесконечность, системность, отражение, объективность.

Природа. Античная ф.: неразделенность природы и чел. Средневек. ф.: чел. стремится к возвышению над природой, но подчинен ее законам. Новое время: природа – объект научного анализа, объект приложения сил чел. (естествознание, физика и др.). XX в.: чел. должен руководить ходом природных процессов на основе разума. Аналитическая ф.: научный, научно-технический подход к природе; природа – то, что описывается совокупностью естественных наук. Герменевтика: природа включена в бытие. Чел. познает природу посредством умеренной практич. деятельности. Природа – многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц (микромир) и кончая космическими объектами; совокупность естественных условий сущ-я чел. и чел. общества.

7. Проблема первоначала в древнегреческой философии.

Милетская школа. (Поиск меры счастья и процветания) Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной.

Фалес: первовещество — вода- архЭ (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз).

Анаксимен — Космические стихии,воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия).

Анаксимандр — апейрон (беспредельное и бесконечное первовещество): мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр.

Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие).

Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.

8. Философское осмысление пространства и времени.

Пространство и время – фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода:

- субстанциональный (Декарт, Ньютон): п/в – особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее;

- реляционный (Аристотель, Гегель): п/в – формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.

Пространство – форма бытия материи, к-рая характеризует ее протяженность, структурность, взаимодействие элементов во всех матер. системах. Время – форма бытия материи, к-рая характеризует продолжительность сущ-я, послед-ть изменения состояний в развитии всех матер. систем. Общие свойства: объективность, всеобщность, вечность и относительность. Различия: п. – трехмерность, в. – одномерность; п. – обратимость, в. – необратимость; п. – разнонаправленность, в. – однонаправленность. П. и в. неотделимы от материи и друг от друга.

9. Учение Платона об идеях.

- все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

- идеи дают общую сущность вещей;

- их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

- идеи – идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота.

10. Движение и развитие как философские категории.

Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. – простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи – самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения – импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д. материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой - тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.