Безработица и социальная защита населения шпора


Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Рабочая сила страны = занятые + безработные

Причины безработицы:

  • внедрение новых технологий, оборудования, что приводит к излишеству рабочей силы или необходимости принимать на работу более квалифицированных специалистов
  • экономический спад, депрессия, что вынуждает работодателей снижать количество работников
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимальной заработной платы снижает рост спроса на рабочую силу
  • особенности сезонных работ
  • демографическая ситуация в стране
  • добровольный уход с работы
  • первое появление на рынке труда и др.

Безработный и неработающий – это разные понятия. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имеют работы (доходного занятия);
  • занимаются поисками работы, т.е. обратились в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • готовы приступить к работе.

Виды безработицы

  • Вынужденная возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
  • Добровольная связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу, официально взято на учет.
  • маргинальная — безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов, так как их берут на работу в последнюю очередь.

Формы безработицы

  • Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
  • Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений

Фрикционная + структурная = естественная безработица

  • Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
  • Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
  • Институциональная – это вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы:
    • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
    • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
    • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Внешние формы проявления безработицы:

Открытая – ситуация на рынке труда, при которой индивид осознает, что он лишен работы, и официально регистрируется в службе занятости (на бирже труда )или не регистрируется (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Скрытая – характеризуется неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день;

Застойная – длительная безработица( более 18 месяцев), чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.

Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.

Негативные экономические и со­циальные последствия безработицы:

  • Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества
  • Снижение налоговых поступлений
  • Снижение уровня жизни насе­ления
  • Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
  • Ухудшение психологического состояния безработного, моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании,
    росту преступности

Позитивные последствия безработицы:

Пути преодоления безработицы

Фрикционная

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целее

Структурная

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются
  • повышение квалификации работников

Маргинальная

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

Циклическая

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Направления деятельности государственных бирж труда:

  • помощь в поиске работы
  • изучение спроса и предложения рабочей силы
  • предоставление информации о требующихся профессиях
  • профессиональная ориентация молодёжи
  • учёт безработных
  • выплата пособия по безработице.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

Документы для регистрации в Центре занятости

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

Безработными не являются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, кому назначена трудовая пенсия по старости , в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Закон определяет сущность государственной политики занятости.

Методы государственное регулирование занятости и рынка труда

  • экономические — сохранение, развитие, создание рабочих мест с помощью финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики;
  • законодательные — принятие законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство
  • организационные
  • социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
  • профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
  • перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы является причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются:

1. Структурная безработица. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые из них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуетсяструктурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.

Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы - безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.

2. Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Подобную безработицу называют фрикционной.

Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной. Фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы.

3. Циклическая безработица. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, такую безработицу именуют конъюнктурной или циклической.

4. Сезонная безработица. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер.

5. Частичная безработица. Она возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

6. Застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или имеет случайные заработки.

К экономическим причинам возникновения безработицы относят:

а) высокую цену рабочей силы (заработной платы), которую требуют ее продавец или профсоюзная организация;

б) низкую цену рабочей силы (заработной платы), которую устанавливают покупатель (работодатель);

в) отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.

С целью обеспечения эффективной занятости населения и помощи в поиске места работы были созданы и работают Центры (службы) занятости населения (биржи труда). В рамках деятельности этих Центров (служб) занятости осуществляется (в том числе и на территории Челябинской области) социальная поддержка безработных граждан:

1. Первичная регистрация безработных граждан: заводится определенная карточка на каждого обратившегося (ФИО, адрес, анкетные данные, отношение к занятости, причина обращения).

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы: безработные граждане представляют в службу занятости по месту жительства следующие документы:

· справку о предыдущей заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы;

· паспорт или документ, его заменяющий;

· справку о наличии иждивенцев;

· документ, подтверждающий образование или специальность;

· для тех, кто впервые ищет работу – справка с места жительства.

В течение 10 дней безработному гражданину предлагается 2 варианта места работы в соответствии с его квалификацией и пожеланиями.

Подходящая работа – это работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступности.

В случае отсутствия 2-х вариантов подходящей работы для гражданина ищущего работу, этот гражданин регистрируется в качестве безработного.

Не могут быть признаны и зарегистрированы безработными следующие граждане:

- не достигшие возраста 16 лет;

- получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по возрасту или за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу – от 2-х отказов от получения профессии, специальности;

- не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в службу занятости без уважительной причины;

- осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в регистрации безработными, имеют право в течение 2-х недель обратиться в вышестоящие органы службы занятости.

3. Перерегистрация безработных граждан: граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные службой занятости, являться для перерегистрации не реже 2-х раз в месяц (с паспортом, трудовой книжкой).

Условия снятия с учета в службе занятости безработного гражданина:

- признание в соответствии с законодательством РФ о занятости населения гражданина занятым;

- прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

- неявка без уважительных причин в срок, установленный службой занятости (более 1 месяца) для перерегистрации;

- переезд безработного в другую местность, район;

- установление злоупотреблений со стороны граждан: сокрытие заработка, предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление недостоверных данных признания безработным;

- назначение пенсии по выслуге лет или возрасту;

- осуждение по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы, либо к лишению свободы.

4. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

4.1. Пособия безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, исчисленной за последние 3 месяца по последнему месту работы, если в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или в перерасчете на 26 полных календарных недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся возобновить работу после длительного перерыва (более 1 года), устанавливается в размере 20 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже МРОТ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и других зонах, где начисляются районные коэффициенты (на территории Челябинской области - 15% уральский коэффициент), пособия выплачиваются с районным коэффициентом.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 % величины прожиточного минимума субъекта РФ на каждого иждивенца, но не менее 50 % МРОТ и не более 30 % прожиточного минимума в субъекте РФ в общей сложности.

4.2. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исправительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первые 3 месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие 4 месяца – в размере 60%;

- в дальнейшем – в размере 45%.

Во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 20 % величины указанного прожиточного минимума, и не ниже МРОТ.

4.3. Размеры стипендий, начисляемых безработным, направленным на учебу органами службы занятости.

- инвалидам, получившим увечье или профессиональное заболевание на данном предприятии, через службу занятости (100% среднего заработка, но не менее 20% прожиточного минимума);

- направление на учебу или подготовку кадров для своих нужд, через службу занятости (контракт).

Оплачивается органами службы занятости:

- в размере пособия по безработице;

- в размере стипендии учебного заведения, где проводится переподготовка безработного;

- в размере 20% от прожиточного минимума субъекта, но не ниже МРОТ.

4.4. Прекращение (приостановка) выплаты пособия по безработице, снижение ее размера (на это имеют право только органы службы занятости).

Прекращение выплаты пособия по тем же основаниям, что и отказ в регистрации безработного, с одновременным снятием с учета (но не прекращается выплата пособия осужденному к исправительным работам без лишения свободы).

Приостановление выплат пособий может быть на срок до 3 месяцев в случаях:

- отказа в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении 3-х месячного периода безработицы от общественных работ или от направления на учебу граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, после длительного перерыва в работе, уволившихся в течение года, предшествовавшего безработице, по собственному желанию без уважительных причин более одного раза;

- явка на перерегистрацию в состоянии опьянения;

- увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисление гражданина, направленного службой занятости на обучение, с места учебы за виновные действия;

- нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации;

- самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплаты пособий не производятся в периоды:

- отпуска по беременности и родам;

- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учебных заведениях профобразования;

- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Сокращение размера пособия на 25 % на срок до одного месяца:

- неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течении трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 месяцев.

Для впервые ищущих работу, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и т.д. – 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

В случае не предоставления работы по истечении 18 месяцев безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 20 % величины прожиточного минимума субъекта РФ, но не ниже МРОТ.

Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Тема №14. Социальная защита безработных

Содержание

1.1 Понятие безработицы___________________________________стр. 3

1.2 Классификация видов безработицы_______________________стр. 4

1.3Факторы возникновения безработицы______________________стр. 5

2. Сущность системы социальной защиты для безработных граждан___стр. 9

3. Система социальной защиты безработных______________________стр. 14

3.1 Политики занятости___________________________________стр. 14

3.2 Социальная защищенность и социальные гарантии_________стр. 17

Список литературы____________________________________________стр. 31

Актуальность темы исследования. Безработица это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Вместе с тем это не снижает ее остроты. По данным Росстата, уровень безработицы в ноябре 2014 года составил 5,2%. Согласно прогнозу Минэкономразвития, по итогам всего года показатель должен вырасти до 5,5%, а в 2015 году – увеличиться до 6,4%.

Одним из необходимых условий решения обозначенной проблемы является проведение эффективной макроэкономической политики, т.к. рост деловой активности порождает увеличение спроса на рабочую силу. Однако эти процессы в наименьшей степени затрагивают структурную и длительную безработицу, а также не позволяют защитить личность от социально неблагоприятных последствий, связанных с функционированием рынка труда. С этой целью необходимо создание системы социальной защиты безработных, призванной, по возможности, предотвратить, минимизировать и компенсировать указанные последствия. Эффективность функционирования этой системы во многом зависит от выбора приемов и способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере.

С момента принятия в Российской Федерации законодательства, регулирующего указанные отношения, оно неоднократно претерпевало значительные изменения, которые не всегда носили системный характер и имели достаточное теоретическое обоснование. В связи с этим, принимая во внимание, что в рамках названной системы происходит реализация конституционного права гражданина на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ), исследование проблем правового регулирования социальной защиты безработных представляется в настоящее время актуальным.

1.1 Понятие безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

В последнее десятилетие перед государствами разных стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы, что может привести к социальной нестабильности, либо попытаться не допустить появления крупномасштабной безработицы и осуществление некоторых мер по сокращению рабочего времени.

Позиция Международной организации труда (МОТ) по этому вопросу выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991г.

Конвенция установила, что содействие полной, производственной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включающие социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Так средства должны включать службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.

Рынок труда позволяет делать безработицу видимой для общества. Это позволяет государству регулировать безработицу, решать проблемы переквалификации безработицы и их трудоустройства.

1.2 Классификация видов безработицы

Существуют следующие формы безработицы:

· фрикционная (отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства)

· структурная (она по существу является углублением фрикционной безработицы),

· циклическая (вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии),

· институционная (она возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна),

Исследования известного американского ученого А. Оукена, математически выразившего отношение между уровнем безработицы и отстаиванием валового национального продукта, показали, что каждые 2% повышения реального объема производства сокращает уровень безработицы и наоборот, каждые 2% сокращения реальной рациональной производительности увеличивает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

Однако сложный высококвалифицированный труд требует значительной общеобразовательной и специальной подготовки, содержащие все больше элементов творчества. По мнению американского экономиста Л. Туроу, в середине 80-ых годов около 20% рабочей силы в США было функционированно не грамотно.

1.3 Факторы возникновения безработицы

В России в предреформенный период, при общем обязательном образовании, основная часть населения, представленная на рынке труда, получила специальное, техническое и высшее образование. Поэтому в настоящее время в России сложилась ситуация, когда среди безработных на рынке труда более 30% лица со средне-специальным образованием, в том числе инженерно-технические работники.

В таблице 1 представлена динамика продолжительности безработицы в России.

Продолжительность средней безработицы (%)

год Кол. без-ых Количество месяцев поиска Среднее время поиска
12
100,0 24,5 14,1 19,1 42,3 9,1 49,3 9,7
100,0 6,1 16,0 15,9 10,3 10,8 40,4 9,1
100,0 6,9 12,3 11,4 9,3 10,7 49,4 9,7
100,0 10,4 14,8 26,3 10,0 8,9 29,6 7,4
100,0 26,8 29,6 19,6 7,6 5,3 11,1 4,4

Мировая экономическая практика свидетельствует, что обеспечение полной занятости и одновременное повышения экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства - научно-техническая революция выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы. В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:

· безработица - следствие слишком высокой заработной платы;

· низкий спрос на рабочую силу;

· негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара - рабочей силы.

Кроме того, выделяют такие экономические причины безработицы как накопление капитала, что означает повышение технической оснащенности средств производства; изменение спроса на рабочую силу, что может увеличить скрытую безработицу и другие.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.

2. Сущность системы социальной защиты для безработных граждан

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различные организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсии существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определённой степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведёт к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует, однако, определённой систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет стихийным.

В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами - организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются.

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путём оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения - финансирование расходов за счёт государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счёт страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правили, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособными или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряжённости, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.