Значение осанки для общего здоровья сбо

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Красильникова Элла ЭдуардовнаНаписать 3537 13.06.2015

Номер материала: 305177

  • Другое
  • 5 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.06.2015 847
    13.06.2015 1927
    13.06.2015 858
    13.06.2015 2612
    13.06.2015 2921
    13.06.2015 778
    13.06.2015 1545

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Цель данного урока: познакомить учащихся со значением осанки, причинами появления неправильной осанки, упражнениями для её исправления. Данный материал может быть использован на уроках ОБЖ. на классных часах, внеклоассных занятиях и др.


Тема: Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Цели: 1. Познакомить со значением осанки, причинами появления неправильной осанки, упражнениями для её исправления.

2. Формировать навыки самоконтроля за положением тела при ходьбе, в положении сидя и стоя; коррекция внимания, памяти, мышления.

3. Содействовать стремлению учащихся заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки, памятки.

I Орг. момент.

1. Вводная гимнастика.

2. Проверка готовности к уроку.

Знать: о значении правильной осанки и причины появления неправильной осанки.

Уметь: следить за положением тела при ходьбе, в положении сидя и стоя.

IVОсновная часть.

2. Работа с терминами.

- Если у вас красивое лицо и прекрасные волосы, но вы не умеете красиво ходить, сидеть, у вас нет правильной осанки, вряд ли вы можете считаться красивым человеком. Каждому человеку свойственна особая для него осанка, или поза, т.е. положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы.

Словарная работа.

Осанка — привычное положе­ние тела человека при сидении, стоянии, ходьбе. (Запись в тетради)

- При правильной осанке плечи развернуты, живот подтянут, голова приподнята, грудь несколько выступает над животом, ноги прямые, походка красивая, движения собранные, четкие. Правильная осанка обес­печивает нормальную работу всех систем организма, что способствует сохранению здоровья и высокой работоспо­собности (иллюстрация)

3. Работа с таблицей.

Положение туловища при правильной осанке

- Простейший способ проверки осанки, который легко осуществить в домашних условиях, следующий. Станьте у вертикальной плоскости (у стены или у двери с ровной поверхностью), касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Если между стеной и поясницей можно просунуть кулак, то осанка неправильная, а если ладонь, то правильная.

Мы должны с вами понять, почему такие нарушения происходят с нашим здоровьем и как с этим бороться.

5.Причины формирования неправильной осанки.

неравномерное рас­пределение нагрузки;

мебель, не соответствующая росту детей;

неправильная привычка ходить, стоять, сидеть;

неправильное положение тела во время сна.

- Выработка правильной осанки требует длительного времени и постоянного контроля за тем, как подросток сидит, ходит, стоит. Давайте разберемся с этими причинами.

Неравномерное рас­пределение нагрузки

Весьма отрицательно влияет ношение изо дня в день в одной и той же руке портфеля и других тяжестей, поэтому, чтобы не возникло нарушений осанки, тяжести следует распределять равномерно

Мебель, не соответствующая росту детей

Осанка нарушается, если школьник сидит за партой, которая не подходит ему по росту, он начинает сутулиться, горбиться. Школьная мебель имеет большое значение для обеспечения высокой рабо­тоспособности, правильного физического развития.

Неправильная привычка сидеть

Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится или принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, то осанка также нарушается. Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и научить его сохранять во время занятий наименее утомительную позу.

При правильной посадке ступни опираются на пол, ноги образуют прямые углы. Школьник должен полностью занимать стул, так чтобы поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30-35 см. Между грудью и краем стола должно оставаться сво­бодное пространство. Если подросток опирается грудью или жи­вотом на край стола, это ведет к неправильному развитию опорно-двигатель­ного аппарата и в первую очередь позвоночника.

По походке можно узнать профессию человека, его самочувствие, возраст.

- Изобрази походку солдата.

- Изобрази походку старой больной бабушки.

- Изобрази походку балерины

- Изобрази походку мальчика, у которого слишком большие ботинки.

- Изобрази походку мальчика, у которого слишком маленькие ботинки.

- Мы с вами немного отдохнули, и теперь продолжим разговор, поговорим о том, какой должна быть правильная походка. Разберем следующую причину формирования неправильной осанки.

Неправильная привычка ходить, стоять.

Походка должна быть пружинистой, голова поднята, живот под­тянут. Шагайте легко и грациозно, наступая сначала на пятку, потом на внешний край стопы и лишь затем на пальцы.

Стоять или двигаться следует, опираясь на обе ноги, держа тело прямо. Позы могут быть различными, например, члены одного племени в Северной Австралии отдыхают так: они стоят на одной ноге, уперев в колено ступню другой. У них это красиво, а у нас? Попробуйте так постоять на линейке

Неправильное положение тела во время сна.

Не менее важно следить за правильным положением тела во время сна. Длина кровати должна превышать рост ученика не менее чем на 25 см, с тем, чтобы подросток мог свободно вытянуться.

Матрац ровный, плотный, не слишком мягкий, подушки невысокие.

Итак, ребята, мы с вами разобрались с причинами появления неправильной осанки, а что необходимо делать для того, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника?

6. Меры по устранению нарушений осанки

Контроль за распределением нагрузки;

Правильный подбор мебели;

Правильные позы во время сидения;

Сон на жесткой постели;

7. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки (Учащиеся выполняют упражнения по группам в зависимости от физических возможностей детей)

1.
2.
3.
4.

IV.Подведение итогов урока

- Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Что нужно делать, чтобы у вас была правильная осанка?

-Почему искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии?

- Почему же учителя так часто напоминают вам о вашей осанке?

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор Красильникова Э.Э.
Дата 21.05.2015
Формат docx
Изображения Есть


КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Значение осанки при ходьбе, сидя, стоя, для общего развития.

Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

Образовательные:

Углубить знания о строении и значении скелета человека; сформировать знания о причинах появления изгибов позвоночника в течение жизни. Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела. Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника.

Развивающие:

Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека. Развивать повышенный интерес к своему телу.

Воспитательные:

Формирование в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека. Пропаганда здорового образа жизни.

Словарные слова: осанка, позвоночник, искривление, профилактика.


Оборудование:

1. Организация учащихся

5. Профилактика нарушения осанки.

7. Запись в тетрадь

9. Подведение итогов

Организация учащихся.

Посмотрите на картинки на доске. Перед вами скелет человека, дети с различной осанкой.

Поэтому тема нашего урока - «Значение осанки при ходьбе, сидя, стоя, для общего

Осанка - непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками: оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.

Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умеренно выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый. Одинаковая длина нижних конечностей. Правильное положение стоп.

При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.

- Ребята, приятно смотреть на людей когда они улыбаются? А еще, согласитесь, очень красиво выглядит человек, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Хорошая осанка может быть у каждого. А человек, который не следит за своей осанкой, имеет некрасивую фигуру, у него часто болит спина и голова.

Профилактика нарушения осанки

Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, что бы у человека была хорошая осанка? (ответы детей). Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой! Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.

Через каждые 5 - 10 минут нужно менять позу. Потягиваться, двигать руками и ногами.

Укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника.

Спать только на жесткой постели с невысокой подушкой.

Не поднимать больших грузов.

Стоять, ходить и сидеть как можно прямее.

Не ходить на высоких каблуках и носить груз в одной руке.

Вести здоровый образ жизни.

Правильно питаться, (в рационе кефир, молоко, йогурт, творог).

Правильно организовать освещение рабочего уголка.

Правильно носить портфель или сумку.

Запись в тетрадь:

    Словарные слова: осанка, позвоночник, искривление, профилактика.

    Коротко об осанке.

    Правила профилактики нарушений осанки

Работа с разукрасками

Подведение итогов

Что дает нам правильная осанка?

Чего нельзя делать, чтобы не испортить осанку?

Можно спать, свернувшись калачиком?

Покажите, как правильно сидеть за партой? Ходить?

Будем каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, сидеть и лежать.

В какой строчке описывается здоровый человек?

сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий

горбатый, бледный, хилый, низкий

стройный, сильный, ловкий, статный

Составьте из предложенных слов предложение, которое,

я надеюсь, станет вашим девизом по жизни.


Кто сидит правильно?


Виды искривления позвоночника

Класс: 5

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием и значением осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя, с формами исправления осанки;
  • работать над развитием правильной позы;
  • воспитывать силу воли.

Методическое оснащение урока:

  • кабинет СБО;
  • ортопедические подушечки, корсеты.

Дидактическое обеспечение:

  • девиз, знать, уметь, словарные слова: осанка, сколиоз;
  • индивидуальные карточки;
  • иллюстрации "Правильное положения тела сидя, стоя, при ходьбе";
  • видеофильм "Осанка".

Ход урока

I. Орг. момент

- Здравствуйте, уважаемые гости!

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел: "Культура поведения".

- Как вы понимаете: культура поведения?

- Правильно вести себя везде.

В 5 классе мы будем с вами учиться, как правильно обращаться к старшим, и к сверстникам, как правильно вести себя за столом. Сегодняшняя тема нашего урока "Осанка". Что же это за слово?

Обратимся к Толковому словарю.

Осанка - манера держать себя.

Привычное положение тела.

Мы с вами говорили о том, что есть полезные привычки, а есть вредные. Хорошие это те, которые не вредят здоровью, а плохие - вредят.

- Какие хорошие привычки вы знаете?

Хорошая осанка - манера держать себя правильно. Об этом мы будем сегодня говорить на уроке. Что мы должны узнать на уроке?

- значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя;

- формы исправления осанки.

- Чему будем учиться?

- следить за своей осанкой.

Девиз нашего урока немного с юмором:

Криво ходишь, косо сядешь.

- А почему так говориться?

- Это какая привычка?

III. Объяснение нового материала.

Как приятно смотреть на стройного человека. Люди с правильной осанкой радуют глаз. Но дело не только в красоте, у такого человека правильно формируется тело. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Известно, что хорошая осанка - это развёрнутые плечи, прямая спина, гордо поднятая голова. Именно такая осанка характерна для мужественных и смелых людей, уверенных в себе. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет её трудно исправить. Поэтому вам взрослые всё время говорят: "Не горби спину, сиди прямо".

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Такой человек ходит, наклоняясь вперёд, смотрит в землю, скован в движении, у него одно плечо выше другого. Всё это придаёт робкий и униженный вид.

Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и более в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице и спине. Учёные провели наблюдение, оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

У некоторых ребят возникает нарушение осанки, это связано с тем, что сидят (иллюстрации) - низко наклоняясь над столом, или наклон в одну сторону, или сидят на ноге.

Стоят (иллюстрации) опираясь на одну ногу.

Медицинский осмотр в нашей школе, показал, что у некоторых ребят есть сколиоз.

Сколиоз - искривление позвоночника.

Такая болезнь, как правило начинается в 8-10 лет. Лечится иногда даже в больнице, иногда операционным путём. Послушайте советы врача.

(Показ видеофильма "Осанка")

Чаще своего развитие сутулости и другие нарушения осанки следствие неправильной позы, которую вы принимаете во время занятий за столом при чтении и письме.

Есть поза, которая способствует выработке хорошей осанки.

  1. Небольшой наклон тела вперёд, расстояние от края стола - 3-4 см.
  2. Лёгкий наклон головы, при котором расстояние от глаз до поверхности стола - 30 см (от кисти до локтя)
  3. Плечи развёрнуты параллельно краю стола, поясница упирается на спину стула. Обе руки на столе, ноги стоят под прямым углом.

- Покажите, как правильно нужно сидеть, чтобы формировалась правильная осанка.

Посмотрите, как сидит Алёша, как Ваня? Когда сидим красиво, тогда и думается легко и в тетрадях будет порядок.

IV. Физминутка.

Тра-та-та, тра-та-та (руки на поясе)
Отварились ворота.
А из этих ворот (повороты)
Вышел маленький народ (присели, руки в бок)
Один дядя вот такой (очки)
Другой дядя вот такой (держит штангу)
А четвёртый вот такой (сгорбился)
Одна тётя вот такая (на носочках)
А другая вот такая (широкая)
Третья тётя вот такая (прыжки)
А четвёртая такая (руки на пояс, повороты)

По походке можно узнать о человеке, даже чем он занимается, его профессию.

Задание: Узнайте по походке профессию военного, учителя танцев, старичка.

К сожалению таких старичков можно увидеть среди детей и подростков. Походка должна быть лёгкой. Обязательно ритмичной. Каждый шаг должен быть уверенный. Тело выпрямлено, голова поднята, руки легко и естественно помогают ходьбе. Движение плеч и бёдер почти незаметны.

А как быть, если нужно нести тяжёлую сумку или портфель?

- часть пути нести в одной руке, а другую часть пути в другой.

Лучше отказаться от портфеля, а купить себе ранец или рюкзачок.

А знаете, почему раньше у девушек и юношей была царственная осанка? О ней заботились с детства. Едва ребёнок подрастал: девочкам заплетали косички и прикрепляли к спинке платья, а также девочки носили корсет.

А юноши носили фраки с высокими твёрдыми воротничками, попробуй-ка, наклони голову.

В наше время разработаны способы, с помощью которых формируется правильная осанка: физические упражнения, корсеты, операционный путь.

V. Практическая работа.

Надеюсь, мы с вами ограничимся лишь физическими упражнениями.

1 ряд выполняет следующее упражнение: Встать вплотную к стене, все 5 точек должны соприкасаться стены, посчитать до 10 и отойти вперёд на один шаг, затем вновь вернуться к стене.

2 ряд положить подушку на голову и пойти по кабинету не уронив подушку.

Если будете держаться прямо, то выполните эти упражнения правильно.

VI. Игра "Исправь осанку".

Вы будете передавать подушку над головой позади стоящему. Когда подушка будет у последнего, он говорит: "Кругом, исправь осанку". И вновь передаёт подушку, пока она не окажется у первого команда, которая быстрее всех закончила передачу подушки и имеющая лучшую осанку побеждает.

Выполнение упражнений самый доступный способ исправить осанку, но и здесь нужно терпеливо выработать привычку держать спину прямо - воспитывать правильную осанку, отсюда культура поведения, дисциплина.

VII. Работа в тетрадях.

Запишите себе в тетрадь, что такое осанка и способы выработки правильной осанки.

VIII. Итог урока.

Девочки из 6 класса подготовили музыкальные перевёртыши. Ваша задача поправить их.

  • Я иду, я иду, спину прямо не держу
  • Я согнулся, я сутулюсь - как мне легче, так хожу.
  • Я на стул, я на стул, сел как будто бы заснул.
  • Навалился я на спинку и отлично отдохнул.
  • Вот ведро, вот ведро? Не беда, что тяжело?
  • Всё в одной руке таскаю, развиваюсь хорошо.

А как теперь нам можно исправить девиз нашего урока?

- Прямо ходишь, прямо сядешь.

  • Что мы узнали на уроке?
  • Зачем нужно следить за своей осанкой?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Правильная осанка, не только красивая, но и создаёт хорошее условие для работы внутренних органов: сердца, желудка, печени. Кроме того, она свидетельствует о дисциплинированности, культуре поведения человека. Красивая осанка - результат упражнений и терпеливо выработанной привычки следить за собой.

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета “Физическая культура” и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

С самого начала обучения в школе, в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м. в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе “лицом” нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.

Могут обнаружиться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Надо постоянно следить за своей осанкой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитывается 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не смог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Как бы мы ни бегали, ни прыгали, спинной мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается, так как гибкий позвоночник смягчает все толчки. Окостенение позвонков оканчивается лишь к 25 годам, поэтому очень важно выполнять все правила осанки. У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.

Легкие и сердце заключены в костный каркас грудной клетки. Сделав глубокий вдох и выдох, можно заметить, что грудная клетка расширяется и сжимается. Она состоит из 12 пар очень крепких, но гибких ребер. Одним концом, кроме двух нижних, они прикреплены к узкой грудной кости — грудине, а другим — к позвоночнику.

Основа рук и ног — прямые, негнущиеся кости. Скелет ноги (нижней конечности) состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Скелет руки тоже состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены между собой подвижно, поэтому руками и ногами мы можем делать разнообразные движения.

Кости черепа очень тверды. Они прочно, неподвижно соединены, образуя защитную коробку. В ней находится мозг. Во всем черепе подвижна только кость нижней челюсти.

Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.

Нужно научиться и правильно стоять: прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто некая воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче.

Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычка носить в одной и той же руке тяжесть (портфель, хозяйственную сумку). Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.

У каждого школьника должен быть свой стол и стул, на котором удобно сидеть. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу ставят слева, чтобы не было резких теней.

Итак, мы стоим красиво, сидим красиво. А ходим как? Это тоже очень важно. Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Иногда даже не нужно видеть, достаточно слышать, как ходит человек, чтобы сделать определенные выводы.

Многие не виноваты. Им просто никто и никогда не говорил, какую походку у мужчин и женщин принято считать красивой и приличной. А она должна быть умеренно быстрой и легкой, обязательно ритмичной. Уверенно ставшая на землю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямлено, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Это общая основа. Личный стиль сделает походку не похожей ни на чью другую. Но как бы ни менялась походка в зависимости от обстоятельств или с возрастом, она всегда будет оставаться красивой. Надо только следить за собой.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  3. И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  4. И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  6. И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  7. И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
  8. И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  9. И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
  10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  11. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения стоя

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

Упражнения лежа на спине

  1. “Малыши растут”
  2. “Малыши тянутся”
  3. “Малыши ловят пяточку”
  4. “Силачи”
  5. “Машут наши ручки”
  6. “Колечко”
  7. “Березка”
  8. “Ладошки встретились”
  9. “Складочка”
  10. “Треугольники”
  1. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз)
  2. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5–6 раз).
  3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5–6 раз). Положения рук чередовать.
  4. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  5. И.п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5–6 раз).
  6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4–8 раз).
  7. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх.
  8. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги (4–6 раз).
  11. И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и.п. (8–10 раз).

Упражнения из исходного положения лежа на животе

  1. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6–8 раз).
  2. И.п. – лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5–7 раз).
  3. И.п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6–8 раз).
  4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4–6 раз).
  5. И.п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – “корзиночка”, покачаться (1–2 раза).
  6. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  7. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).
  8. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6–8 раз).
  9. И.п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6–8 раз).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.